Когда в России перестают есть оливье и начинают покупать автомобили

Цены, спрос и самые популярные машины: что случилось на российском авторынке в 2021 году
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

В начале 2021-го представители автоиндустрии делали очень оптимистичные прогнозы на предстоящие 12 месяцев. Спрос на автомобили даже через несколько месяцев после локдауна сохранялся на высоком уровне, а складских запасов машин хватало, чтобы дождаться, когда производители выйдут на полную производственную мощность и возобновят стабильные отгрузки. Но уже к середине лета стало понятно, что дефицит в ближайшее время будет только усиливаться, а быстро растущие цены могут повлиять на планы покупателей приобрести новую машину или машину с пробегом.

Аналитики Авто.ру подвели итоги уходящего года: изучили, как менялись цены на автомобили, что происходило с предложением и спросом, и выяснили, какие машины были самыми популярными. 

Продажи новых машин

В первом квартале 2021 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей лишь слегка отстали от результатов аналогичного периода 2020 года, но критичных «провалов» не было. По итогам трёх месяцев рынок просел всего на 2,7%, до 387 тысяч штук (минус 1,2% к первому кварталу 2019 года). Дальше продажи пошли в гору, и уже по итогам полугодия дилеры отчитались о реализации 871 тысячи машин — на 37% больше, чем в первой половине 2020 года (конечно, благодаря эффекту низкой базы из-за локдауна), и на 5% больше, чем в этот же период спокойного 2019 года.

Но вторая половина года стала настоящей катастрофой. Уже в июле продажи сократились на 7% — тогда это казалось сезонным спадом и небольшой просадкой на фоне высоких продаж в июле-2020. Но следующие 4 месяца дали понять: о полноценном восстановлении рынка говорить рано. Ежемесячные продажи падали на 15–20%, и главной причиной такой динамики была и остаётся нехватка машин. При этом спрос, даже на фоне огромных цен и дилерских накруток, сохраняется высоким: россияне готовы покупать машины.

По итогам 11 месяцев продажи автомобилей всё ещё удерживаются в плюсе относительно 2020 года — плюс 7% и 1,439 миллиона машин. Но эта динамика — «заслуга» локдауна 2020 года. А по сравнению с 2019 годом рынок просел на 4%.

Что происходило с ценами на машины в 2021 году

Больная тема для покупателей и приятная для продавцов — резкий рост цен, который сопровождал рынок на протяжении всего года. И если изменение рекомендованных розничных цен казалось не очень сильным: плюс 11% относительно начала года — то рост реальных цен стал намного более впечатляющим.

Средняя цена новых автомобилей на Авто.ру в ноябре составила 3,1 миллиона рублей — на 16% больше, чем в начале года. Такая разница в динамике цен обусловлена несколькими факторами. Первый — очевидный: удорожание автомобиля за счёт дополнитель­ного оборудования, без которого купить автомобиль сегодня всё ещё почти невозможно.

Вторая причина — структура предложений. В период ажиотажного спроса недорогие машины и машины в базовых исполнениях очень быстро находили покупателей, зачастую даже не попадая на классифайды. На сторонние площадки дилеры выгружали машины подороже или, например, бюджетные, но в топовых комплектациях, что и повышало «средний чек» в листинге.

Кроме того, на структуру предложений может влиять сам производитель, корректируя объём выпуска различных версий одной и той же модели. Например, купить Toyota Camry с базовым 150-сильным двигателем (от 2 миллионов рублей) весь год было сложно: у дилеров они встречались редко (на них приходится около 15% продаж), а самые продаваемые версии (около четверти предложений на Авто.ру) — седаны с 200-сильными моторами в исполнениях Lux Safety и Prestige Safety (от 2,6 миллиона рублей). В целом, больше половины Камри в продаже — в среднем или топовом исполнениях.

Средние цены на автомобили с пробегом на Авто.ру за год выросли ещё заметнее: на 60%, до 944 тысяч рублей. Причины подорожания те же, что и у новых: общий рост цен (вторичный рынок «ползёт» вслед за ценами на новые автомобили) и изменение структуры рынка.

За год доля дилерских объявлений на Авто.ру увеличилась на 8 пунктов, до 26%. При этом средний прайс у дилеров в полтора раза выше, чем у частников, — но лишь потому, что у них больше дорогих машин. Однако вместе с ростом доли дилеров на классифайде повышалась и средняя цена в листинге. 

Вторая причина подорожания: машины с пробегом стали «моложе». Автомобили в возрасте до одного года в 2021 году продавались в полтора раза чаще, чем годом ранее. А с учётом резкого скачка цен на новые машины свежие экземпляры нередко предлагались дороже, чем стоили в момент покупки. Подробнее о том, как за пять лет изменилась возрастная структура рынка, можно узнать в отдельной статье.

Спрос и предложение: как менялся рынок

Ажиотажный спрос на автомобили в России, как новые, так и с пробегом, сохраняется с лета 2020 года. Несмотря на постоянно растущие цены, россияне всё-таки заинтересованы в покупке, а охлаждение спроса случилось лишь в период отпусков.

Про новые автомобили

За 11 месяцев средний объём активных объявлений с новыми автомобилями на Авто.ру вырос на 20%. Больше всего машин дилеры выгружали летом, а в июле аналитики зафиксировали рекордное количество публикаций: на треть больше, чем в январе, и на 15% больше, чем в конце года.

В начале 2021 года пользователи Авто.ру активно обзванивали дилеров: в январе номера телефонов в объявлениях просматривали на 10% чаще, чем в декабре-2020, а в феврале — на 14% чаще, чем в январе. В июне интерес пользователей резко просел (минус 15% относительно мая), но в июле вновь резко вырос — на 40%, превысив февральские значения (пик в первой половине года) на 10%.

Во второй половине года количество активных публикаций сократилось на 15% относительно первого полугодия: сказался дефицит машин. Спрос при этом прибавил ещё 20%.

Вторичный рынок

На вторичном рынке количество предложений с начала года сократилось на 24%. Причём в первом полугодии, на фоне высоких продаж новых машин, объём предложений с «бэушками» не снижался. Во втором полугодии ситуация изменилась: дефицит новых автомобилей и резкий рост цен на них заставили россиян повременить с обновлением личного транспорта, и машин в продаже стало заметно меньше.

Однако спрос на подержанные машины практически не падал. Разовое 10-процентное снижение просмотров телефонов зафиксировано в отпускном июле, но в августе показатель вернулся на зимне-весенний уровень. В сентябре и октябре активность пользователей заметно выросла — плюс 10–12% относительно января-февраля (в эти месяцы отмечено больше всего просмотров контактов продавцов).

Самые популярные машины

Рейтинги популярных марок и моделей на Авто.ру в целом совпадают с рейтингом самых продаваемых автомобилей в России. Рассказываем, какие машины чаще всего предлагались на классифайде, а какие — оказались самыми востребованными у пользователей.

Популярные марки автомобилей

На рынке новых автомобилей активнее всего среди представителей премиальных брендов на Авто.ру размещались дилеры Mercedes-Benz и BMW. Объявления с Мерседесами на протяжении года встречались чаще, чем, например, Nissan, а марка BMW опередила даже Тойоту, которая вообще не попала в рейтинг. И конечно, в числе лидеров — наиболее массовые и популярные бренды: Renault, Lada, Hyundai, Kia. Причём объявлений с Рено было почти в 2 раза больше, чем с Ладами или Hyundai.

Пользовательский интерес распределился иначе. Чаще всего покупатели смотрели номера телефонов дилеров корейских и немецких брендов. Кстати, Audi тоже оказалась в числе фаворитов, хотя им интересовались вдвое реже, чем конкурентами из Германии. Lada, несмотря на лидерство продаж в России, интересовала посетителей Авто.ру не слишком часто: чуть реже, чем Mercedes-Benz, и в 6 раз реже, чем Hyundai.

На топ-10 самых часто перепродаваемых марок на Авто.ру приходится половина объявлений. С огромным отрывом лидирует Lada — 14 процентов публикаций. Это в 2,5 раза больше, чем у ближайшего преследователя. Остальные бренды занимают по 5% рейтинга и меньше.

У тольяттинских автомобилей — и самая высокая доля просмотров номеров телефонов: почти 17%. Для сравнения: контакты продавцов Тойот смотрят только 6% пользователей. Конечно, во многом это связано с массовостью автомобилей бренда и их доступностью. Поклонников Mercedes-Benz оказалось на 13% больше, чем фанатов BMW. И оба бренда, несмотря на более высокие цены на машины, были популярнее, чем Ford или Chevrolet.

Популярные модели

Объявления с новыми Renault Duster на Авто.ру встречались чаще, чем с другими моделями. Однако максимально часто покупатели интересовались другим кроссовером — Hyundai Creta. А Дастер по популярности уступил даже заметно более дорогим Kia K5 и Hyundai Tucson.

В продаже на вторичке преобладают самые массовые модели. Наибольший интерес вызывают относительно недорогие иномарки, например, Ford Focus или корейские соплатформенные Hyundai Solaris и Kia Rio. Однако популярнее самых доступных моделей Lada оказались даже Opel Astra и Toyota Camry.

Немного про популярные сегменты

В конце года на Авто.ру стали заметно чаще появляться новые автомобили среднего ценового сегмента (модели по цене 2–4 миллиона рублей): на них приходится половина предложений, в 1,4 раза больше, чем в начале года. Доля бюджетных машин сократилась в 1,3 раза, до 28%. Ещё 22% — это премиальные модели, чья доля уменьшались наполовину.

На вторичном рынке доля бюджетных машин упала до 33% (минус 6 пунктов), а доля премиальных моделей выросла на четверть, до 20%. Доля машин среднего ценового сегмента прибавилась только на 2 пункта, до 47%.

Большинство пользователей Авто.ру, выбирая новый автомобиль, заглядываются на кроссоверы и внедорожники: почти 62% просмотров номеров телефонов на классифайде. В начале года этот показатель был на 4,5 пункта ниже. На вторичном рынке SUV пока не так популярны: их смотрят около 32% пользователей, как и в начале года. Наибольший интерес вызывают седаны (36,5 процента).

Про силовые установки и трансмиссии

Большинство продаж по-прежнему приходятся на автомобили с бензиновыми моторами. На рынке новых машин за год их доля в общем объёме объявлений выросла на 2 пункта, до 88%, а доля «дизелей» сократилась на 2,5 пункта, до 12%. Удвоилось количество предложений о продаже электромобилей и моделей с гибридными силовыми установками, которые пока занимают не больше полутора процентов от общего числа объявлений.

Доля «бензиновых» предложений среди машин с пробегом сократилась до 88% (минус 2 пункта), а доля «дизелей» прибавилась на 11 процентов (плюс 1,5 пункта). Количество «электричек» и гибридов выросло вдвое — до 0,2 и 0,9% соответственно.

Больше 70% новых машин в продаже на Авто.ру — с автоматическими трансмиссиями. Из них 65% — с классическим «автоматом», 20% — с вариатором, остальные — с «роботами». На вторичном рынке доминирует «ручка»: половина машин в продаже — с тремя педалями. Ещё около 40% предложений — с автоматической коробкой передач, по 6% — с роботизированной трансмиссией или вариатором.

Отдельно про электрокары

В России пока не случилось всплеска интереса к автомобилям с электромоторами. Предложений с новыми «электричками» за год на Авто.ру хоть и стало почти втрое больше, но количество просмотров объявлений выросло только в полтора раза. При этом просмотры номеров телефонов продавцов даже сократились — на 43%.

Динамика на вторичном рынке электромобилей ниже. Объём объявлений за год увеличился на четверть, а количество просмотров карточек — на 21%. Но просмотры номеров телефонов тоже упали — на треть.

Любимый цвет

Среди новых автомобилей преобладают машины белого цвета. Их продаётся даже больше, чем суммарно всех «цветных» машин (27 процентов) или машин серых оттенков (26,2 процента). Каждый пятый автомобиль в продаже — чёрный.

На вторичном рынке с небольшим перевесом лидируют чёрные кузова: их на 2% больше, чем белых. Серых и серебристых суммарно ещё больше — 28%, а «цветных» машин на вторичке насчитывается 31,6%.

Преобладание белых машин на рынке объясняется тем, что у большинства производителей этот цвет «бесплатный», а выбирая модель другого оттенка, как правило, придётся доплатить.


Хороший был год?

Почитать ещё