BMW X6 с пробегом по Европе и авариями в истории: о чём не расскажет продавец

Итоги-2020: что изменилось в жизни российских водителей

Разбор

Михаил Кондратьев

2020 год должен был стать годом масштабных изменений в жизни россий­ских автомо­билистов. Например, планиро­валось обновить правила сдачи экзаменов на права и процедуру прохож­дения техосмотра. Из-за пандемии коронавируса эти планы пришлось откорректи­ровать, но несколькими важными ново­введениями 2020-й всё-таки отметился. Вспоминаем самые главные из них.

Штрафы с камер за мобильник и ремень и не только

Одно из самых неожиданных новшеств настигло водителей уже в самом конце года: в России появились камеры, которые фиксируют непристёгнутый ремень безопас­ности или исполь­зование смартфона за рулём. Полно­ценно заработали они лишь с декабря, и пока только в Москве.

На первом этапе запущены восемь камер (ТТК, Садовое кольцо, Северо-Восточная хорда, проспект Вернад­ского, Звени­городское шоссе и Мичурин­ский проспект). За гаджет в руке нарушителю придёт штраф в 1,5 тысячи рублей, за ремень — в тысячу. На ремень пассажира на переднем сиденье камеры пока не «смотрят».

В течение первых двух недель было вынесено почти 2,5 тысячи постанов­лений. Жалоб на необосно­ванные штрафы пока относи­тельно немного, но, например, если вы водите автомобиль, который с конвейера не имеет ремней (например, немолодую машину, выпущенную в СССР), то лучше заранее добыть письмо от произво­дителя или подготовить выписку из сервисной книги. Потому что штраф вам наверняка выпишут, а оспорить наказание устным объясне­нием ситуации вряд ли получится.

Ещё одно чисто московское новшество: с 7 ноября все выделенные полосы для обще­ственного транспорта полностью закрыли для обычных автомо­билистов. До этого водителям легкового транспорта разрешалось выезжать на них по выходным.

Наконец, с начала года в Москве увели­чилась стоимость эвакуации и хранения автомо­билей нарушителей правил парковки, пускай и несильно — в пределах 200 рублей.

Новый порядок регистрации автомобилей

С начала года изменились правила регистрации автомо­билей и выдачи номерных знаков. Во-первых, процедуру теперь можно пройти прямо в автосалоне — если дилер не пожалел сил и времени на получение нужного статуса. Но таких салонов пока мало, а предостав­ление услуги носит добро­вольный характер.

Во-вторых, регион на госномере теперь вновь соответ­ствует прописке владельца. Зарегистри­ровать автомобиль можно в любом отделении ГИБДД, но если сделать это в другом городе или в другой области, то номер машине присвоят виртуально — а за номер­ными табличками придётся обратиться в одну из частных компаний, которые занимаются их изготов­лением. Согласно закону, стоимость номеров не должна превышать двух тысяч рублей.

За езду без номеров наказывают штрафом в пять тысяч рублей или лишением прав на срок от одного до трёх месяцев, но эта жёсткая мера касается только зарегистри­рованных автомо­билей, на которые по каким-то причинам не были установ­лены номерные знаки. На новой незареги­стрированной машине, как и прежде, можно ездить без номеров в течение 10 дней.

И ещё два слова про номерные знаки. Летом 2020-го вступили в силу новые стандарты, благодаря которым появились «квадратные» номера для праворульных японских машин и «американцев». 

Изменения в техосмотре и страховка без ТО

Хотя порядок прохождения техосмотра по-настоящему изменится весной 2021 года, а новый штраф за его непрохож­дение появится вообще лишь в 2022-м (при этом выписывать его сразу будут автомати­чески — при помощи комплексов фотовидео­фиксации), новые правила его прохож­дения были оконча­тельно утверждены в 2020-м. На несколько месяцев 2020 года проведение техосмотра из-за корона­вируса и вовсе было приоста­новлено, а машины без техосмотра не штрафо­вались, но уже в ноябре всё вернулось в привычное русло. И сейчас техосмотр вновь обязателен, а диагно­стическая карта потребуется для оформ­ления полиса ОСАГО.

Те водители, которые были вынуждены купить ОСАГО в период с 1 марта по 30 сентября, могли сделать это без прохождения техосмотра. Однако затем, по закону, они должны были получить диагно­стическую карту до конца октября. Полис не пере­станет действовать, если техосмотр так и не будет пройден, а в случае аварии по вашей вине страховая компания возместит ущерб пострадав­шему. Но затем может выставить регресс в полном размере.

Поэтому, если вы оформили ОСАГО таким образом и затем прошли техосмотр в октябре или позже, то настоятельно рекомендуем отправить страховщикам данные диагно­стической карты и её фотокопию.

Также в 2020 году изменились правила техосмотра в зави­симости от возраста авто­мобиля и периода получения диагно­стической карты. Теперь первый осмотр нового авто­мобиля произво­дится через четыре года вместо трёх, второй, третий и четвёртый техосмотр — раз в два года, а после того, как машине исполнится 10 лет, процедуру придётся повторять каждый год.

Новые тарифы ОСАГО

С конца лета стоимость полиса ОСАГО рассчиты­вается по-новому, с расширенным тарифным коридором. И для кого-то страховка стала… дешевле! Это произошло благодаря одно­времен­ному снижению нижней планки тарифа и сокращению территори­ального коэффи­циента в более чем 180 населённых пунктах. 

Кроме того, в 2020 году изменились коэффи­циенты по возрасту и стажу страхо­вателя, и это хорошая новость для опытных водителей старше 30. Тарифный коридор раздви­нулся также для юрлиц, владельцев грузовиков и таксистов.

Впрочем, верхняя планка тарифа тоже подросла. И это плохая новость как для молодых водителей, так и для злостных наруши­телей ПДД: с примене­нием максимальных ставок страховщики могут выставить счёт на сумму очень хорошего новогоднего подарка.

Электронные (и не только) документы

С 1 ноября на все ввозимые в Россию автомобили начали оформлять электронные ПТС. Такие паспорта содержат больше данных об авто­мобиле и удобны при покупке нового авто­мобиля, у которого уже будет ЭПТС. «Электронку» могут оформить и те, кому необходимо (или просто хочется) заменить имеющийся бумажный вариант. Но эта процедура не носит обязатель­ного характера: желающим вновь получить бумажный ПТС, как и прежде, обещают выдать дубликат. Но важно помнить: если решились на оформ­ление ЭПТС, назад дороги не будет — бумажный документ при наличии электрон­ного уже не выдадут.

Электронным стало и извещение о ДТП. С ноября вместо запол­нения здоровенной бумажной формы можно внести все данные с помощью приложения. Причём по всей России — прежде программа работала в экспери­менталь­ном режиме в избранных регионах. Одному из участников ДТП потребуется скачать «Помощник ОСАГО», а иметь действующие полисы «авто­гражданки» и быть зареги­стриро­ванным на портале Госуслуг нужно обоим — иначе «подписать» электронный документ не получится.

Оформить аварию таким способом разрешается в том случае, если в ДТП не больше двух участников, нет постра­давших и не причинён ущерб третьим лицам. Электронное извещение даёт право на получение выплаты в пределах 400 тысяч рублей, а если оно будет оформ­лено без фото­графий, то максимальная сумма компенсации не превысит 100 тысяч рублей.

Наконец, в 2020 году вновь изменился самый важный документ для водителя: в декабре был утверждён обновлённый дизайн водитель­ского удосто­верения. От прежних новые права отличаются только двумя допол­нитель­ными надписями на французском и английском языках, указыва­ющими, что этот документ — именно водитель­ское удосто­верение. «Новый» образец должен облегчить жизнь российским автомо­билистам за границей и фактически делает ненужными между­народные права-книжечку.

Маркировка шин

Напоследок — ввод обязательной маркировки шин. Теперь каждая из них должна иметь уникальный код на этикетке, с помощью которого можно проверить покрышку через приложение «Честный ЗНАК». Это должно избавить автомо­билистов от покупки поддельных или восстанов­ленных покрышек под видом новых.


Дед Мороз зарезервировал одно желание специально для автомобилистов. Пусть это будет...

Почитать ещё