Кирилл Бревдо
Разговоры о том, что раньше каждый автомобиль был индивидуальностью, а теперь все машины одинаковы, существовали всегда. Даже в России, где один и тот же завод десятилетиями штамповал технически схожие автомобили, выдавая их за разные модели. Сейчас разнообразия на рынке больше, но без унификации всё равно никак — ведь экономика должна быть экономной. Вот у Renault, например, вообще весь российский модельный ряд построен на одной платформе. А выводок кроссоверов и вовсе почти не отличим по начинке. Но ведь это разные автомобили, верно? Или сходства в них больше, чем различий?
Не секрет, что Arkana, Kaptur и новый Duster — это плюс-минус одна и та же конфета, завёрнутая в разные фантики. Все они построены на платформе Global Access, производной от изначально логановской B0, и все используют одни и те же силовые агрегаты и трансмиссию. И однозначно сказать, какая модель здесь первична, нельзя.
Первой это шасси в России примерила купеобразная Arkana — в 2019‑м. Вместе с ней дебютировал и турбомотор TCe 150 объёмом 1,3 л, разработанный совместно с Мерседесом. Год спустя начались продажи обновлённого Kaptur с той же начинкой, а нынешней весной на рынок пришёл Duster второго поколения. Однако второй Duster под маркой Dacia в Европе продаётся с 2017 года! И именно он стал донором для русской Арканы. Kaptur же просто перескочил с платформы первого Дастера на шасси Global Access в процессе рестайлинга. А европейский Captur, который делит шасси с Renault Clio четвёртого поколения, по-прежнему ничего общего с нашим Kaptur не имеет. Разобрались?
Итак, все три тестовых автомобиля оснащены 150-сильным турбомотором 1.3 и полноприводной трансмиссией. У Арканы и Каптюра этот двигатель сочетается только с вариатором, а новый Duster можно взять и с механической коробкой — именно так мы и поступили. При этом двухпедальный Duster бывает только с турбомотором — других вариантов нет. А два других кроссовера позволяют выбрать связку из атмосферной «четвёрки» 1.6 (114 сил) и бесступенчатой трансмиссии, но только с передним приводом. В Аркане, как и в Дастере, можно сочетать все ведущие колёса с «механикой» и двигателем 1.6. И только у Дастера есть в запасе ещё два мотора — старый бензиновый 2.0 (143 л.с.) и турбодизель 1.5 dCi с отдачей 109 сил.
Самый доступный кроссовер Renault — Duster 1.6 МТ 4x2 Access, цены на который стартуют с отметки в 993 000 рублей. Однако нашу машину — с турбомотором, полным приводом и «механикой» в самой дорогой комплектации Style с полным набором опций — конфигуратор на сайте Renault оценил в 1 523 000 рублей. Kaptur начинается от 1 192 000 рублей за исполнение 1.6 МТ 4x2 Life, однако наша машина была в топ-версии Edition One. Прямо сейчас такой в прайс-листе нет, но есть аналогичная по оснащению комплектация Prime, в которую можно добавить навигатор с акустикой Bose и двухцветную окраску — за максимальные 1 719 000 рублей. Наконец, Arkana пришла к нам в новой версии Pulse и с опциями, которые увеличили цену до 1 861 000 рублей. А базовая Arkana 1.6 МТ 4x2 Life — это минимум 1 271 000 рублей.
Это если сравнить машины с базовым мотором 1.6 с «механикой», передним приводом и в наиболее скромном наборе оснащения Life. Разница невелика. Впрочем, в более дорогих версиях ценовой разрыв увеличивается, поскольку часть оборудования, которым по мере обогащения комплектаций обрастают городские пижоны Kaptur с Арканой, для народно-хозяйственного Дастера недоступна вовсе.
Казалось бы, при столь схожих моделях у Renault должен процветать внутренний каннибализм. И он наверняка имеет место, однако стоит посмотреть на совместные успехи французской тройки, и становится понятно: они выступают единым фронтом. Каждая модель по результатам пяти месяцев 2021 года вошла в топ‑25 продаж в абсолюте, что уже неплохо. Самый ходовой — Duster — с результатом в 14 840 машин по продажам уступает Крете (31 485), Ниве (24 709), RAV4 (16 441) и Тигуану (15 375). Зато вся троица разошлась тиражом в 30 695 машин — что лишь чуть хуже лидирующей в сегменте Креты.
Получается, что идея Renault работает: обладая определённой суммой, клиенты выбирают не только силовой агрегат и комплектацию, но и модель, у которой есть своя специфика. В этой линейке Duster выполняет роль утилитарной машины, в значительной степени ориентированной на бездорожье, щеголеватый Kaptur хочет показаться примерным горожанином, а Arkana с её купеобразным силуэтом метит в спортсмены.
Визуально все три кроссовера по-своему интересны. Но Kaptur и Arkana заметно дружелюбнее по отношению к пассажирам, чем Duster: их наружные ручки дверей под естественный хват гораздо удобнее дастеровских «ракушек», а двери прикрывают пороги, сохраняя их в чистоте. А ещё у этих машин колёсные арки прикрыты чёрным пластиком, а у Дастера — голый металл. Правда, это поправимо: в каталоге аксессуаров есть накладки, как в исполнении Edition One. Но что мешало укомплектовать кроссовер такими элементами по умолчанию — ведь он изначально задуман как более внедорожный?!
Вся разница в том, что Arkana получила оригинальные дверные карты с интегрированной фоновой подсветкой, а Duster может похвастаться небольшой полочкой с прорезиненным ковриком на передней панели напротив переднего пассажира. Найти удобное положение за рулём проще в Дастере: здесь лучше продумано взаимное расположение органов управления. А в Аркане явно не хватает диапазона регулировки рулевой колонки по вылету: баранку всё время хочется придвинуть к себе ещё ближе. Принципиальный момент здесь вот ещё какой: если простецкий интерьер из повсеместно жёсткой пластмассы в Дастере выглядит органично, то Аркану такой салон сильно беднит.
В Каптюре другая проблема. Кресло водителя здесь установлено заметно выше, чем в двух других кроссоверах: вроде уже и опустился в самый низ — а всё равно сидишь высоко. Впрочем, водители, которые любят высокую посадку, эту особенность машины могут расценить как благо.
Интерьер у Каптюра, кстати, не такой, как у собратьев, а оригинальный — и это хорошая новость. После недавнего рестайлинга он и выглядит и ощущается богаче — например, за счёт накладки из мягкого пластика на передней панели. Приборы с цифровым спидометром тоже смотрятся лучше.
Есть и ещё пара плюсов в копилку достоинств Каптюра. Первый — это толковые подстаканники на центральном тоннеле. У Арканы и Дастера последние совершенно несостоятельны: редкая посуда способна удержаться в них на разгоне и торможении. Второй плюс связан с мультимедийкой: Kaptur укомплектован более удобным вариантом, с ручкой регулировки громкости и физической кнопкой выхода на домашний экран.
Но в целом мультимедийная система Easy Link, которая стоит на всех трёх моделях, не кажется современной. Порой она изрядно тормозит и периодически глючит. И графика такая, что грустно смотреть. Единственный способ придать более актуальный вид — подсоединить смартфон, чтобы пробудить интерфейс Apple CarPlay или Android Auto, которые система поддерживает. Да, у Арканы есть своя навигация с пробками, но карты Google на телефоне точнее и нагляднее.
В плане обзорности принципиальной разницы между кроссоверами нет. Но если покопаться в нюансах, то окажется, что у Каптюра наружные зеркала мельче, чем у Дастера и Арканы, зато его передние стойки не так сильно ограничивают обзор вперёд. Arkana к тому же даёт худший вид во внутрисалонное зеркало — из-за довольно зажатой по высоте проекции стекла пятой двери. И нет заднего дворника, который сюда прямо напрашивается.
Простором на заднем ряду не обделён ни один из кроссоверов. В Аркане чуть больше места по коленям, но высокие пассажиры рискуют упереться головой в заниженный потолок. Различия между Каптюром и Дастером минимальны, но в последний приходится садиться аккуратнее — велика вероятность обтереть брюками пороги. В остальном с точки зрения дополнительных удобств всё примерно одинаково: в топ-комплектациях везде будут и подогревы, и пара USB-разъёмов.
Багажник лучше у Дастера. Он и в пятиместной конфигурации обладает наибольшим объёмом (428 л), а если сложить задний ряд, то отсек расширится до 1720 литров. Для сравнения, у Арканы те же показатели составляют 409/1234 л, а у Каптюра — 387/1200 л. Последний, даже уступая по цифрам Аркане, на деле оказался удобнее в плане грузоперевозок: в нём проще разместить громоздкие предметы благодаря багажнику более правильной формы. Да и вертикальная задняя дверь ощутимо практичнее покатой.
В целом, Arkana и Kaptur c одинаковым силовым агрегатом демонстрируют схожую динамику разгона. Набор скорости происходит плавно и в то же время активно: вариатор не тупит, позволяя себе лишь едва заметную задержку в момент старта. Связь по акселератору чистейшая: сколько нажал — столько и получил. Нравится! Но у Арканы есть свой туз в рукаве: режим Sport, который обостряет реакции на газ. А вот Duster с вариатором (на нём тоже удалось прокатиться) показался менее отзывчивым на действия акселератором и, соответственно, более тяжёлым на разгон.
Зато с «механикой» турбо-Duster расцветает! Благодаря прозрачному приводу длинноходной педали сцепления на нём легко трогаться, а неуёмная тяга позволяет весело набирать ход. Обгоны — не проблема: хочешь резко ускориться — втыкаешь ступень пониже и полетел. Но можно разгоняться и на моменте, в пределах одной передачи — благо эластичность неплохая. В любом случае Duster с «механикой» оставляет послевкусие очень резвой машины. А что настройки шасси — отличаются?
Плавность хода и энергоёмкость подвески — это известные и сильные стороны кроссоверов Renault. Плохой дороги они не боятся. Kaptur и Duster разглаживают рельеф почти одинаково хорошо — даже трудно сказать, кто из них лучше ведёт себя на ямах. Куда сильнее между собой отличаются разные Дастеры. Скажем, дизельная машина на 16-дюймовых колёсах преодолевает неровности ощутимо мягче, чем бензиновая на семнадцатых. Но в любом случае в этом классе вы вряд ли найдёте автомобиль, который будет столь же невосприимчив к качеству дорожного покрытия.
А вот Arkana — другая. Она более подробно передаёт особенности рельефа в салон и чуть более нервно переезжает искусственные неровности. Впрочем, в этом и намёка на дискомфорт. Зато купе-кросс меньше кренится и острее реагирует на смену курса. Спортивности в его манерах как будто больше, но это всё равно не легковая спортивность в привычном её понимании. Пожалуй, для наших дорог такие настройки подвески, как у двух других моделей, предпочтительнее.
Руль везде одинаково лёгкий, причём с ростом скорости он почти не тяжелеет. Возвратное усилие невелико, но по нему всегда легко определить, на какой угол повёрнуты колёса. И только Arkana позволяет утяжелить рулевое, выбрав в меню спортивный режим или кастомный My Sense. Однако этот вариант не добавляет перца в отношения с машиной, а лишь симулирует псевдоспортивную тяжесть. Зато стабильность движения по прямой никуда не денется. Как и однозначное поведение на дуге, ещё одна фирменная черта всех «французов» на платформе Global Access. Равно как и скольжение наружу всеми колёсами в пределе.
Остроумное решение с очень короткой первой передачей, которая отчасти компенсирует отсутствие понижайки, даёт возможность грамотно распорядиться хорошей тягой турбомотора Дастера. Однако в реальности вариаторный Kaptur что по песку, что по буеракам едет не хуже, а управлять им даже проще: не надо играть газом-сцеплением и вообще задумываться о том, как проехать сложный участок. Просто едешь себе, и всё.
Аркане песчаный карьер с зыбким грунтом и хитрым рельефом дался сложнее: и геометрия тут похуже, и большая масса даёт о себе знать. Зато диагональное вывешивание не проблема для всей троицы: помогает грамотно настроенная электроника. И перегреть муфту подключения задней оси нам так и не удалось ни с вариатором, ни с «механикой».
Так что в итоге выбрать? Самой рациональной покупкой выглядит демократичный Duster: он наиболее универсален и при этом стоит меньше собратьев по платформе. Этот кроссовер хорош и на максималках, однако наиболее органичны для него недорогие комплектации. Если же хочется больше плюшек или городской имидж машины вам ближе утилитарного, то есть смысл присмотреться к Каптюру. Гнаться за топ-версией особого смысла вроде бы нет, но с другой стороны — без светодиодного головного света и бесключевой системы доступа становится непонятно, чем он принципиально лучше Дастера. В принципе, для городской езды хватит и переднеприводной машины с атмосферным 1.6 и вариатором, но если есть полтора миллиона, то можно рассчитывать на хорошо оснащённую комплектацию Style. А полный привод и турбо — это уже по желанию.
Arkana рядом со столь удачным Каптюром выглядит… необязательной. Она не может предложить что-то более интересное по оснащению, а простора в ней если и больше, то совсем ненамного. К тому же из-за простецкой отделки салон у неё выглядит даже беднее, чем у младшей модели. Единственный аргумент — малопрактичный купеобразный стиль… И если он вам близок, а время терпит, то можно дождаться рестайлинга Арканы. Если в ходе обновления российская версия получит интерьер в стиле европейской Арканы, то причин переплачивать за флагман станет куда больше, чем сейчас.
Какой из французских кроссоверов вам ближе?
Renault Duster
- — Отличная проходимость
- — Большой выбор моторов
- — Разумная цена
- — Всего одна двухпедальная версия
- — Постоянно грязные пороги
- — Не предлагаются светодиодные фары
Комплектация
1.3 MT (150 л.с.) 4WDДвигатель
1.3 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Механическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
6.7
Разгон до 100 км/ч
10.7
Renault Kaptur
- — Яркая внешность
- — Неплохая отделка салона
- — Разнообразное оснащение
- — Малоинформативные приборы
- — Слишком высокая посадка
- — Атмосферные моторы не сочетаются с полным приводом
Комплектация
1.3 CVT (150 л.с.) 4WDДвигатель
1.3 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Вариатор
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
7.4
Разгон до 100 км/ч
10.4
Renault Arkana
- — Модная внешность
- — Спортивный режим двигателя
- — Интересная управляемость
- — Жестковатая подвеска
- — Скромная отделка салона
- — Малый диапазон регулировки руля
Комплектация
1.3 CVT (150 л.с.) 4WDДвигатель
1.3 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Вариатор
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
7.2
Разгон до 100 км/ч
10.5