Российский авторынок продолжил рост: как в реальности продавались новые автомобили в октябре

Про бизнес Дмитрий Савостьянчик Комменты

В октябре 2020 года российский рынок новых легковых автомо­билей сохранил позитивную динамику: зарегистри­рованы 154,1 тысячи машин, на 5,4% больше, чем годом ранее. В сентябре, напомним, рынок вырос на 8,3%.

Однако всего с начала года на учёт поставлен 1 миллион 174,5 тысячи новых легковушек — на 8% меньше, чем с января по октябрь 2019 года.

Алексей Муханов, ведущий аналитик Авто.ру:

«В октябре рынок новых автомобилей продолжил свой рост, преодолев отметку в 150 тысяч штук. Можно сказать, что ситуация начала стабили­зироваться, по крайней мере, мы перестали наблюдать стремитель­ное снижение. Однако по-прежнему многие модели находятся в дефиците, а дилеры отказываются продавать автомобили без допол­нительных опций. Очевидно, что это сильно сдерживает рост рынка, поэтому традици­онные рекордные итоги декабрьских продаж остаются под вопросом.

В зависимости от марки прогноз стабилизации ситуации поставок автомобилей варьируется от декабря 2020-го до второй половины 2021 года. Пока, как мы видим, власти очень осторожно подходят к вопросу возвращения карантинных мер, предпочитая не останав­ливать экономику. Рубль также с середины октября начал своё укрепление, что добавляет надежду на нормализацию ситуации на рынке».

Субкомпактные автомобили (А-класс)

После кратковременного сентябрьского роста в октябре сегмент субкомпактных автомобилей вернулся в привычное состояние: минус 27,8%, 223 зарегистри­рованные машины. Из них 217 автомобилей — Kia Picanto, спрос на которые за месяц упал на 13,5%, а за 10 месяцев — на треть, до 2,1 тысячи штук.

По итогам за 10 месяцев на учёт поставлены 2,2 тысячи машин сегмента, что на 44,4% меньше, чем год назад.

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

Марка, модель Октябрь,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-окт.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Lada Granta 13012 12,0 95678 -8,1
Lada Vesta 11214 31,2 81862 -7,6
Kia Rio 8945 -0,9 69429 -6,1
Volkswagen Polo 5694 24,4 47633 7,9
Hyundai Solaris 5652 4,1 39836 -17,3
Renault Logan 4144 24,9 24080 -14,3
Lada Largus 3859 9,8 28616 -16,0
Skoda Rapid 3403 4,9 27140 2,9
Renault Sandero 3142 7,0 21461 -12,0
Lada Xray 1840 -29,7 15917 -32,3

Спрос на компактные автомобили (сегменты «B» и «B+») вырос сильнее рынка: плюс 9,7%, зарегистри­рованы 62,7 тысячи машин. Их доля в этом месяце увеличилась на 1,6 пункта, до 40,7%.

Триггерами такой динамики стали взлетевшие продажи лидеров — Lada Granta и Vesta, на которые приходится больше 38% в сегменте, а также Volkswagen Polo и Renault Logan: их выбирали почти на четверть чаще, чем в октябре-2019.

Динамика семейства Vesta стала лучшей в сегменте. Отдельно стоит отметить, что популярность универсалов (в том числе и в версии Cross) выросла на 39,3% (до 5,9 тыс. шт.), а седанов — только на 23,1% (до 5,3 тыс. шт.). Однако по итогам года продажи седана и универсала Весты практически равны: 48,4% (39,6 тыс. шт.) и 51,6% (42,2 тыс. шт.) соответственно.

Lada Vesta SW
Skoda Rapid
Volkswagen Polo
1 3

Благодаря высокому спросу на новые Skoda Rapid и Volkswagen Polo, этим моделям удалось выйти в плюс по итогам с начала года. Хуже всех дела обстоят у Lada Xray, чьи продажи сократились на треть.

За 10 месяцев насчитывается 467,7 тысячи машин сегмента — минус 9,6%. Доля уменьшилась до 39,8%, минус 0,7 пункта.

Средние автомобили (С-класс)

Марка, модель Октябрь,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-окт.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Skoda Octavia 1405 27,5 16722 -4,8
Kia Cerato 1231 -22,4 11436 12,0
Kia Ceed 749 -40,7 8682 -31,3
Volkswagen Jetta 276 899
Mercedes-Benz CLA 253 0,4 1591 13,2
Toyota Corolla 216 -62,0 2286 -42,6
Hyundai Elantra 157 -69,4 2510 -35,9
Audi A3 140 89,2 869 9,2
BMW 2 серии Gran Coupe 133 712
Lifan Solano 78 32,2 395 -33,4

Сегмент «C» провалился на 28,5%, насчитывается 4,9 тысячи машин. Доля сократилась на 1,5 пункта, до 3,2%.

Падение бестселлера сегмента — Skoda Octavia — в первую очередь связано с масштабным обновлением: живые машины нового поколения будут доступны клиентам только в декабре, а сейчас дилеры распродают остатки поколения A7.

Некоторые опрошенные дилеры Kia связывают просевший спрос на Cerato, в том числе, с ожиданием новой Октавии. Другая серьёзная причина — дефицит машин на складах, что относится и к Ceed, который и до пандемии не пользовался высоким спросом.

Skoda Octavia нового поколения
Kia Ceed
BMW 2 серии Gran Coupe
1 3

Весьма неплохо продаются свежие для рынка модели, например VW Jetta нового поколения и BMW 2 серии Gran Coupe. Mercedes-Benz CLA с трудом повторил прошлогодний результат, а соплат­форменный A-класс из-за дефицита провалился на 12-ю строчку рейтинга с результатом всего 62 машины — минус 64%.

С января по октябрь зарегистри­рованы 49,2 тысячи автомобилей «гольф-класса» — минус 26,5%. Доля снизилась на 1,1 пункта, до 3,2%.

Большие автомобили (D-класс)

Марка, модель Октябрь,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-окт.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Toyota Camry 2562 -5,0 21072 -22,1
Kia K5 2179 4669
Mazda6 730 67,4 3564 -15,1
BMW 3 серии 690 69,1 2900 -24,1
Hyundai Sonata 326 -39,6 5208 -9,8
Kia Optima 178 -94,1 10288 -51,4
Mercedes-Benz C-Класс 143 -28,1 1975 -20,7
Volkswagen Passat 106-10,2 799 -42,0
Audi A4 85 -65,0 1099 -42,5
Subaru Outback 75 38,9 410 -39,5

Сегмент «D» после небольшого роста в сентябре вновь вернулся к падению: минус 12,1%, 7,3 тысячи машин. Доля сократилась на 0,9 пункта, до 4,8%.

Бестселлер — Toyota Camry — «двигается» вместе с сегментом в целом: продажи модели после первого за почти год роста в сентябре опять падают. Однако и в абсолютных показателях, и в динамике это заметно лучше, чем у ближайшего конкурента — Kia K5.

Toyota Camry
Kia K5
Mazda6
1 3

Спрос на Kia K5 оказался на 27,5% ниже, чем на Kia Optima год назад, и на 18% ниже, чем на Камри. Тем не менее продажи новинки по итогам всего трёх месяцев уже сейчас опережают десяти­месячные продажи Mazda6 и приближаются к показателям Hyundai Sonata.

В свою очередь Mazda6 вместе с BMW 3 серии в октябре отметились лучшим приростом. Но по итогам с начала года все популярные модели сегмента оказались в минусе.

С начала года зарегистри­рованы 55,7 тысячи таких автомо­билей — на 25,1% меньше, чем год назад. Их доля снизилась до 4,7% (минус 1,1 пункта).

Бизнес-класс (Е-класс)


Марка, модель Октябрь,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-окт.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Mercedes-Benz E-класс 587 -20,2 4475 -18,0
BMW 5 серии 194 -70,0 3962 -27,3
Audi A6 177 -5,3 1713 179,4
Volvo S90 141 200,0 364 22,1
Lexus ES 116 -34,8 1109 -24,6
Genesis G80 47 312 -42,4
Audi A7 22 4,8 208 -19,4
Volvo V90 22 -60,7 264 -35,0
Porsche Panamera 21 -53,3 287 -18,7
Mercedes-Benz CLS 20 -48,7 324 -32,6

В октябре на дорогах страны появилось 1,4 тысячи автомобилей бизнес-класса: минус 35,4%.

Лидеры сегмента — Mercedes-Benz E-класс и BMW 5 серии — потеряли значитель­ную часть аудитории. Некоторые продавцы связывают это с пустыми складами на фоне пандемии и высокой покупатель­ской активностью из-за отложенного спроса. Кроме того, «пятёрка» недавно обновилась, поставки новых машин «не успевают» за спросом.

Трёхкратным ростом в октябре отличился Volvo S90, а за пределами топ-10 зафикси­рован двухкратный подъём спроса на 4-дверную BMW 8 серии — эффект низкой базы. Однако интерес покупателей к большин­ству моделей бизнес-класса сильно просел.

С января по октябрь зарегистри­рованы 14,2 тысячи машин сегмента — минус 15,9%.

Люксовые автомобили (F-класс)

На премиальные и люксовые автомобили спрос снизился на 14,3%, поставлен на учёт 281 автомобиль.

Бестселлеры сегмента в октябре — BMW 7 серии (плюс 10,2%, 108 шт.), Mercedes-Benz S-класса (минус 39,4%, 63 шт.) и Mercedes-Benz Maybach S-класса (минус 16,7%, 45 шт.). Топ-3 с начала года выглядит так же: «семёрка» (836 шт., минус 1,2%), «эска» (763 шт., минус 32,4%) и «Майбах» (324 шт., минус 17,3%).

В октябре позитивная динамика зафиксирована только за Kia K900 (18 шт., плюс 5,9%) и Genesis G90 (11 шт., плюс 22,2%). По итогам с начала года спрос поднялся лишь на Rolls-Royce Phantom: их зарегистри­ровано 7 штук — на одну больше, чем годом ранее.

В октябре поставлены на учёт 2 Aston Martin, 25 Bentley, 1 Ferrari, 6 Lamborghini, 5 Maserati и 22 Rolls-Royce. Суммарно это на 1 автомобиль больше, чем годом ранее. За десять месяцев таких машин насчитывается 633 штуки (минус 6,9%).

За 10 месяцев зарегистрировано 2,4 тысячи дорогих машин — на 28,6% меньше, чем в 2019-м.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

Марка, модель Октябрь,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв-окт.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Hyundai Creta 7245 4,2 59438 4,6
Lada 4x4 4361 43,0 24085 -3,1
Toyota RAV4 3749 143,9 28895 25,2
Volkswagen Tiguan 3745 -12,5 27174 -3,9
Renault Duster 3370 -5,5 24510 -20,9
Hyundai Tucson 3135 40,0 17172 -0,6
Nissan X-Trail 2656 35,4 16501 1,0
Kia Sportage 2561 17,4 23179 -10,9
Renault Kaptur 2531 14,1 16668 -26,5
Skoda Kodiaq 2420 0,5 14559 -21,9

Кроссоверы и внедорожники выбрали 75,8 тысячи клиентов — на 9,5% больше, чем годом ранее. Доля SUV выросла на 1,8 пункта и достигла 49,2% — один из самых высоких показателей в истории!

Бестселлер — Hyundai Creta — в октябре продавался на 4,2% лучше, чем год назад, а по итогам 10 месяцев спрос увеличился на 4,6%. Лучший показатель среди лидеров — у Toyota RAV4: его выбирали в 2,5 раза чаще, но в абсолютных цифрах кроссовер уступил бюджетной Lada 4x4. Вторая строчка в рейтинге — лучший результат для тольяттинского внедорожника.

Среди 30 самых популярных в октябре моделей рекордным ростом впервые за несколько месяцев отличился не китайский автомобиль, а Mercedes-Benz GLE: плюс 353,3%, 1,1 тысячи автомобилей. Худшая динамика — за УАЗ Патриот: минус 25,9%, меньше 900 штук.

Тем не менее, 4 автомобиля китайских брендов попали в топ-30 октября: Haval F7 (1,5 тыс. шт., плюс 268%), Chery Tiggo 4 (1,4 тыс. шт., плюс 336%), Geely Atlas (1 тыс. шт., плюс 66%) и Geely Coolray (0,9 тыс. шт.). В целом спрос на китайские кроссоверы и внедорожники удвоился, до 6,8 тысячи машин. За 10 месяцев их зареги­стрировали 38,6 тысячи владельцев (плюс 66,1%).

Chery Tiggo 4
Audi e-tron
Mercedes-Benz GLE
1 3

В число 20 популярнейших моделей месяца попали две новинки этого года: Skoda Karoq, который с результатом 2,3 тысячи машин почти добрался до старшего Kodiaq, и Kia Seltos — их насчитывается 1,6 тысячи штук. С момента старта продаж их выбрали 11,7 тысячи и 10 тысяч клиентов соответственно.

Стоит также упомянуть электро­кроссоверы. Россиянам теперь доступны 6 разных моделей в разных ценовых категориях. Рассказываем, сколько штук каждой из них зарегистри­ровано в этом году: Audi e-tron — 94 штуки, Tesla Model X — 65 штук, Jaguar I-Pace — 62 штуки, JAC iEV7S — 3 штуки, Mercedes-Benz EQC и Tesla Model Y — по 2 штуки.

Спрос на кроссоверы и внедорожники премиальных и люксовых брендов увеличился на 3,8% за месяц (10,8 тыс. шт.) и на 1,7% с начала года (83,4 тыс. шт.). Рост зафикси­рован за большинством популярных моделей, однако один из лидеров — Lexus RX — просел на 11,3% (меньше 900 шт.). Лучшей динамикой отметились Mercedes-Benz GLE и BMW X6 (плюс 90%, 634 шт.). С начала года самые большие потери — у Lexus NX (минус 22,9%, 3,5 тыс. шт.), а рост — у GLE (плюс 190%, 4,5 тыс. шт.).

За 10 месяцев зарегистриро­ваны 568,7 тысячи (минус 1,4%) кроссоверов и внедорожников. Их доля за год увеличилась на 3,2 пункта, до 48,4%.

Пикапы

Спрос на пикапы просел на 5,8%, до 895 машин.

Самый популярный пикап месяца — Toyota Hilux, в октябре их выбрали 258 человек (минус 13,4%). Второе и третье места занимают пикап от УАЗ (241 шт., минус 21,2%) и Volkswagen Amarok (134 шт., плюс 113%). Рекордный рост по итогам одного месяца второй раз подряд — за Isuzu D-Max (плюс 165%, 82 шт.). Сильнейшее падение — за Mercedes-Benz X-класса (минус 90%, 4 шт.), который покидает российский рынок.

По итогам с начала года тройка лидеров выглядит так: УАЗ Пикап (2,2 тыс. шт., минус 17,6%), Toyota Hilux (2 тыс. шт., минус 14,7%) и Mitsubishi L200 (1,6 тыс. шт., плюс 5%).

Всего с января по октябрь на учёт поставлено 7,5 тысячи пикапов — минус 2,8%.

Спортивные купе

Спортивные купе наряду с ситикарами оказались самым мало­численным автомобильным сегментом в России. В октябре их зареги­стрировано всего 260 штук, на четверть меньше, чем год назад.

Тройка лидеров месяца — модели Mercedes-Benz: E-класс (123 шт., минус 19,6%), S-класс (29 шт., плюс 45%) и C-класса (22 шт., минус 37,1%). Эти же модели также являются бест­селлерами и по итогам года: «ешку» выбрали 1,1 тысячи человек (минус 7,5%), «цэшку» — 418 человек (минус 29,6%), «эску» — 225 человек (плюс 36,4%).

Другие популярные модели среди россиян — это Porsche 911, Bentley Continental GT, BMW 4 и 8 серий.

С начала года количество автомобилей сегмента достигло 3,1 тысячи штук — на 14,7% меньше, чем за этот же период прошлого года.

При подготовке материала использованы данные АА Автостат.


В ноябре и декабре авторынок сохранит позитивный тренд?

Уверен, что да!
Сомневаюсь
Материал по теме

Материал по теме

Российский рынок подержанных машин обновил рекорд спроса

 
Материал по теме

Материал по теме

10 самых популярных подержанных кроссоверов и внедорожников в России