В марте 2021 года российский рынок новых легковых автомобилей вернулся к падению: реализовано 137,9 тысячи машин, на 14% меньше, чем год назад. Но по сравнению с мартом 2019 года, который вроде бы прошёл в «штатном режиме», цифры даже подросли — на 5,5%.
По итогам первого квартала спрос на новые легковушки сократился на 7,6%, на учёт поставлены 346,5 тысячи единиц.
Алексей Муханов, ведущий аналитик Авто.ру:
«По итогам марта рынок сократился сразу на 14,2%, но это не повод для опасений — ведь прошлый март запомнился "докарантинным" ажиотажным спросом, вызванным скачком курсов валют. Если же сравнить текущие продажи с мартом 2019 года, то можно увидеть заметный прирост спроса.
В целом текущий год будет богат на аномальную статистику на фоне резко менявшейся динамики продаж в 2020 году. Ситуация с наличием новых автомобилей постепенно нормализуется. Однако цены продолжают расти, а новые политические риски могут спровоцировать новую волну подорожания валюты. Центробанк, вероятно, продолжит повышать ключевую ставку, а подорожавшие кредиты будут играть против дальнейшего роста продаж».
Субкомпактные автомобили (А-класс)
Продажи субкомпактных автомобилей хоть и упали вдвое относительно марта-2020 — на учёт поставлены всего 109 машин — но оказались выше, чем в предыдущем месяце, когда дилеры Kia только ожидали поступления новых Picanto (на них приходится около 80% продаж в сегменте).
Kia Picanto в марте выбрали 84 клиента, на 56% меньше, чем год назад, что частично обусловлено нехваткой машин у дилеров. Ещё 14 человек зарегистрировали Chevrolet Spark. Остальные машины, поставленные на учёт за месяц, — ввезённые частным образом экземпляры, которые официально в России не продаются.
За три месяца продажи ситикаров сократились на 73%, до 144 единиц.
Компактные автомобили (В, В+ -класс)
Марка, модель | Март, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
Итого, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Lada Granta | 12078 | 0,8 | 30855 | 21,2 |
Lada Vesta | 8813 | -18,5 | 23985 | -20,9 |
Kia Rio | 7468 | -23,4 | 21170 | -7,2 |
Hyundai Solaris | 5458 | 9,6 | 13121 | 10,6 |
Volkswagen Polo | 4581 | -21,8 | 10912 | 12,8 |
Lada Largus | 4053 | 8,8 | 9918 | 17,6 |
Skoda Rapid | 3573 | 41,4 | 8157 | 26,7 |
Renault Logan | 3437 | 21,0 | 7778 | 12,0 |
Renault Sandero | 2457 | -17,9 | 6311 | -5,7 |
Lada Xray | 2097 | -9,0 | 5415 | -4,9 |
Один из самых популярных сегментов в России просел на 8,6%, до 54,7 тысячи машин. На него приходится 39,7% рынка, что на 2,4 пункта больше, чем год назад.
В тройке лидеров символическим ростом отметилось семейство Lada Granta, а модели Lada Vesta и Kia Rio ушли в серьёзный минус. Причём за «корейцем» вообще зафиксирован антирекорд в
Лучше всего в десятке лидеров себя чувствует Skoda Rapid, спрос на который вырос почти в полтора раза. Правда, лишь из-за эффекта низкой базы: прошлой весной продажи модели сократились на фоне новостей о скором выходе нового Рапида. За этой же моделью — рекорд за квартал.
Сильно растерял аудиторию соплатформенный Volkswagen Polo: почти самое сильное падение в марте и антирекорд в
Уверенно продолжает наращивать аудиторию Hyundai Solaris, хотя на протяжении 2020 года популярный «кореец» стабильно был в минусе. Тем не менее от соплатформенного Kia Rio он заметно отстаёт: продажи ниже примерно в 1,5 раза.
Неплохо расходится и Lada Largus, который недавно обновился. Однако у дилеров ещё есть запасы дорестайлинговых универсалов, поэтому говорить о тотальном превосходстве свежей модели пока что рано.
Ближе всего к топ-10 подобрался Chevrolet Cobalt, но его покупают в 9–10 раз реже, чем даже Lada Xray. Следом — Datsun on-Do, производство которого остановлено, а дилеры лишь распродают остатки. В небольших количествах расходятся модели Mini — меньше 300 штук за 3 месяца.
С января по март на учёт поставлены 139,6 тысячи машин сегмента (минус 3,6%). Доля выросла до 40,3% (плюс 1,7 пункта).
Средние автомобили (С-класс)
Марка, модель | Март, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
Итого, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Kia Cerato | 1139 | -22,9 | 2481 | -40,7 |
Skoda Octavia | 1062 | -58,2 | 3135 | -44,7 |
Kia Ceed | 586 | -59,9 | 1334 | -56,4 |
Hyundai Elantra | 267 | -26,4 | 534 | -39,9 |
Toyota Corolla | 191 | -63,3 | 400 | -54,5 |
Volkswagen Jetta | 162 | — | 509 | — |
BMW 2 серии Gran Coupe | 121 | 80,6 | 255 | 193,1 |
Mercedes-Benz CLA | 117 | -46,8 | 305 | -27,2 |
Kia XCeed | 54 | — | 87 | — |
Citroen C4 | 38 | -29,6 | 107 | -21,3 |
«Гольф-класс» вновь вернулся к падению: зарегистрированы всего 3,8 тысячи машин, вдвое меньше, чем годом ранее. Доля сегмента снизилась до 2,8% (минус 1,7 пункта).
Главная причина падения — новая Skoda Octavia. После обновления модель предлагается пока только с не самой доступной силовой установкой, а в первом квартале наблюдались проблемы с выдачей заказанных машин, что тоже повлияло на объёмы регистраций. В результате в марте Октавия впервые уступила лидерство в сегменте. Однако по итогам квартала чешская модель всё ещё лидер.
Новым бестселлером марта стал Kia Cerato — даже несмотря на падение спроса. Антирекорд в
В плюс удалось выйти только BMW 2 серии Gran Coupe, но вновь из-за низкой базы. Неплохим спросом пользуется вернувшийся в прошлом году на местный рынок Volkswagen Jetta: по итогам квартала модель готова навязать борьбу за
Уверенно в топ-10 и месяца, и квартала забрался Kia XCeed, опередив даже Mercedes-Benz
В первом квартале на учёт поставлены 9,4 тысячи машин — на 43,1% меньше, чем за эти же месяцы в 2020 году. Доля снизилась до 2,7% (минус 1,7 пункта).
Большие автомобили (D-класс)
Марка, модель | Март, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
Итого, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Kia K5 | 2412 | — | 5247 | — |
Toyota Camry | 1859 | -36,3 | 5130 | -28,9 |
Hyundai Sonata | 477 | -32,9 | 1269 | -3,1 |
Mazda6 | 402 | -24,6 | 1139 | -12,2 |
BMW 3 серии | 204 | -37,4 | 734 | -2,7 |
Audi A4 | 156 | -33,3 | 476 | -21,6 |
Audi A5 | 90 | -15,1 | 186 | -17,0 |
Skoda Superb | 77 | -13,5 | 176 | -27,0 |
Subaru Outback | 75 | 7,1 | 150 | 18,1 |
Kia Stinger | 69 | -45,7 | 76 | -75,0 |
В сегменте «D» спрос снизился на 15,7%, на учёт поставлены 6,1 тысячи машин. Доля составляет 4,4% (минус 0,4 пункта).
И в этом сегменте тоже новый лидер: Toyota Camry уступила первое место седану Kia K5, который отобрал звание бестселлера и по итогам марта, и по итогам за квартал! За месяц новинка продавалась лучше японского седана почти на треть, 29%, а за 3 месяца — пока на 2,3%. В сравнении с Kia Optima результат лучше на 32 и 25% соответственно.
Toyota Camry, в свою очередь, провалилась на 36% в марте, но это наверняка связано с ожидаемым обновлением модели. Но динамика с января по март неутешительная: минус 29%, и это худший результат среди наиболее продаваемых моделей.
Помимо Kia K5, позитивной динамикой отличились только Subaru Outback и Tesla Model 3, которая осталась далеко за пределами
JAC J7 за 3 месяца разошёлся тиражом 127 штук, что позволило ему попасть в
С января по март на учёт поставлены 15,3 тысячи машин
Бизнес-класс (Е-класс)
Марка, модель | Март, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
Итого, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
---|---|---|---|---|
BMW 5 серии | 701 | 26,1 | 1743 | 10,2 |
Mercedes-Benz E-класса | 574 | 2,5 | 1383 | 4,8 |
Audi A6 | 244 | 21,4 | 623 | 50,1 |
Lexus ES | 174 | 45,0 | 445 | 73,8 |
BMW 6 серии GT | 123 | 61,8 | 325 | 98,2 |
Genesis G80 | 97 | 106,4 | 116 | -1,7 |
Porsche Panamera | 82 | 127,8 | 119 | 48,8 |
Porsche Taycan | 46 | — | 135 | — |
Audi A7 | 36 | 33,3 | 67 | — |
Volvo V90 | 28 | -49,1 | 47 | -63,3 |
Спрос на автомобили бизнес-класса продолжает расти: плюс 18,5%, 2,2 тысячи машин.
В топ-10 месяца продажи только одной модели оказались ниже, чем год назад: Volvo V90 растерял половину клиентов. Две модели отметились более чем двукратным ростом популярности, это Genesis G80 и Porsche Panamera.
Конкуренты Панамеры — четырёхдверные Mercedes-Benz AMG GT и BMW 8 серии — остались за пределами десятки. На Мерседес спрос упал вдвое: 22 машины за месяц и 48 — за квартал. «Восьмёрок» BMW насчитывается 26 штук (плюс 13%) и 50 штук (плюс 30,4%) соответственно.
При этом с января по март россияне поставили на учёт 135 электрокаров Porsche Taycan — это больше, чем Porsche Panamera или Genesis G80.
С начала года в минусе, хоть и небольшом, остаётся Genesis G80. Сильно снизились продажи Volvo V90, который даже не попал в
По итогу трёх месяцев зарегистрированы 5,2 тысячи представителей сегмента — на 16,3% больше, чем в январе-марте 2020 года.
Люксовые автомобили (F-класс)
Сегмент люксовых автомобилей подрос на 5,7%, до 350 машин (без учёта SUV).
Как и ожидалось, с появлением в марте «живых» Mercedes-Benz
Всего 20 машин, но двукратная прибавка — за Genesis G90. Флагманские Mercedes-Maybach
С начала года топ-5 выглядит так: Mercedes-Benz
За 3 месяца на учёт поставлены 94 автомобиля люксовых брендов: Aston Martin DBX (4 шт.), Aurus Senat (2 шт.), Bentley Bentayga (24 шт., минус 22,6%), Continental (11 шт., минус 68,6%) и Flying Spur (7 шт.), Ferrari GTC4Lusso (1 шт.), Lamborghini Aventador (1 шт.), Huracan (2 шт.) и Urus (1 шт.), Maserati Ghibli (1 шт.) и Levante (2 шт.), Rolls-Royce Cullinan (20 шт.), Dawn (1 шт.), Ghost (8 шт.), Phantom (2 шт.) и Wraith (7 шт.).
В январе-марте зарегистрированы 702 автомобиля класса «F» (минус 11,8%).
Кроссвэны и компактвэны
В этом и прошлом году на российском рынке новых автомобилей освежился интерес (и появился выбор!) к кроссвэнам и компактвэнам. В легковом сегменте это GAC GN8, Kia Carnival, Peugeot 5008 и Toyota Alphard.
За месяц и квартал поставили на учёт 94 и 241 единицу кроссвэнов и компактвэнов соответственно: GAC — 9 и 14 штук, Kia — 22 и 39 штук, Peugeot — 31 и 84 штуки, Toyota — 32 и 104 штуки.
Кроссоверы и внедорожники (SUV)
Марка, модель | Март, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
Итого, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Hyundai Creta | 6401 | -0,3 | 65839 | 4,1 |
Toyota RAV4 | 3126 | 26,4 | 32221 | 26,2 |
Volkswagen Tiguan | 2880 | -29,9 | 30054 | -7,2 |
Lada Niva Travel | 2497 | -3,6 | 17056 | -19,6 |
Kia Sportage | 2290 | -12,7 | 25469 | -11,1 |
Lada Niva Legend | 2678 | 0,1 | 24571 | -10,8 |
Renault Duster | 3130 | -8,0 | 27640 | -19,6 |
Nissan Qashqai | 2050 | 8,2 | 17840 | -9,6 |
Skoda Kodiaq | 2465 | 13,7 | 19637 | 1,0 |
Renault Kaptur | 1945 | 20,6 | 18613 | -23,4 |
Спрос на кроссоверы и внедорожники сократился на 15,3%, до 69,1 тысячи штук. Доля сегмента составила 50,1% (минус 0,8 пункта).
Лидер — Hyundai Creta — опять ушёл в минус: продажи просели на огромные, по меркам модели, 20,6%. Что и спровоцировало падение по итогам за 3 месяца.
В топ-10 месяца в плюс вышла всего одна модель — Kia Sportage. Хотя если сравнить продажи Lada Niva Travel с завершающимися год назад продажами Chevrolet Niva, то статистика получится более чем позитивной: плюс 84,5% в марте и плюс 48,6% за три месяца.
С начала года положительной динамикой, кроме «Нивы Тревел», отметились Lada 4x4 и Renault Duster. Французский кроссовер, в свою очередь, немного растерял аудиторию в марте — из-за смены поколений.
За пределами топ-10 высокими показателями на фоне низкой базы отличаются китайские кроссоверы. Например, спрос на Chery Tiggo 4 — новый бестселлер рынка — в марте взмыл на 337%, до 1,7 тысячи штук. Однако суммарные продажи Haval F7 и F7x чуть выше: 2 тысячи машин и прирост 121%. Причём треть клиентов выбирает купеобразную версию кроссовера. Рекордный же плюс аудитории среди популярных моделей — за Geely Coolray: 752 штуки, в 8 раз больше, чем год назад.
В целом спрос на китайские кроссоверы за месяц удвоился и достиг цифры 7,4 тысячи машин. С начала года на учёт поставлено 17,2 тысячи кроссоверов китайских марок — на 74% больше, чем годом ранее. Достаточно быстро набрал популярность новый CHERYEXEED TXL: 400 регистраций, а с начала года — 613 штук. Это больше, чем, например, Changan CS35 (244 и 544 шт. соответственно).
Спрос в премиальном сегменте в марте снизился на 12,1%, до 9,8 тысячи машин, а в первом квартале — на 1,9%, до 25,4 тысячи штук. Лидеры с начала года — Lexus RX (2,3 тыс. шт., минус 11,9%), BMW X6 (1,7 тыс. шт., плюс 117%) и Mercedes-Benz GLE (1,2 тыс. шт., плюс 18%). Mercedes-Benz GLS (1,1 тыс. шт., минус 4,2%) пользуется существенно большим спросом, чем BMW X7 (0,9 тыс. шт., минус 50%).
В январе-марте на учёт поставлены 172,9 тысячи кроссоверов и внедорожников (минус 9,5%). Их доля выросла до 49,9% (плюс 0,5 пункта).
Пикапы
Спрос на пикапы упал на 9,7%, зарегистрировано 808 машин.
Продажи УАЗ «Пикап» выросли на 64,2% (335 шт.), благодаря чему модель вернулась на первую строчку рейтинга. Второе место осталось за Toyota Hilux (194 шт., минус 16%), третье — за Mitsubishi L200 (151 шт., минус 38,4%).
По итогам трёх месяцев топ-3 выглядит так же: УАЗ «Пикап» (662 шт., плюс 3,9%), Toyota Hilux (476 шт., минус 23,6%), Mitsubishi L200 (414 шт., минус 40,2%).
Неплохо зашли на российский рынок и пара китайских пикапов, которые по итогу квартала попали в
За три месяца на учёт поставлены 1,9 тысячи пикапов (минус 22,9%).
Спортивные купе
Марка, модель | Март, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
Итого, 2021 г., шт. |
Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Mercedes-Benz E-класса | 105 | -43,2 | 262 | -25,8 |
BMW 4 серии | 94 | 154,1 | 252 | 231,6 |
Porsche 911 | 50 | 61,3 | 56 | 24,4 |
Audi A5 | 37 | 131,3 | 71 | 57,8 |
BMW 8 серии | 20 | -59,2 | 39 | -58,1 |
Mercedes-Benz C-класса | 20 | 42,9 | 43 | 16,2 |
Ford Mustang | 13 | 333,3 | 21 | 250,0 |
Bentley Continental GT | 8 | -27,3 | 11 | -68,6 |
Porsche Boxster | 6 | -14,3 | 8 | -11,1 |
Porsche Cayman | 5 | 25,0 | 6 | -50,0 |
За месяц зарегистрировано 374 спортивных купе и кабриолетов (минус 17,4%).
Негативная динамика обусловлена в основном падением продаж Mercedes-Benz C- и
И пока продажи Мерседесов сокращаются, BMW 4 серии (включая новые BMW M4) стремится навязать борьбу за лидерство, хотя огромный прирост аудитории вызван эффектом низкой базы. Кроме лидеров, популярностью пользуются Audi A5, BMW 8 серии и Porsche 911.
В первом квартале на дорогах страны появилось 810 автомобилей этого сегмента (минус 9,5%).
При подготовке материала использованы данные АА Автостат.