Самые популярные кроссоверы и внедорожники с пробегом: рейтинг марта

Снова минус и достаточно сильный: как в реальности продавались новые автомобили в марте
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Комменты

В марте 2021 года российский рынок новых легковых автомобилей вернулся к падению: реализовано 137,9 тысячи машин, на 14% меньше, чем год назад. Но по сравнению с мартом 2019 года, который вроде бы прошёл в «штатном режиме», цифры даже подросли — на 5,5%.

По итогам первого квартала спрос на новые легковушки сократился на 7,6%, на учёт поставлены 346,5 тысячи единиц.

Алексей Муханов, ведущий аналитик Авто.ру:

«По итогам марта рынок сократился сразу на 14,2%, но это не повод для опасений — ведь прошлый март запомнился "докарантинным" ажиотажным спросом, вызванным скачком курсов валют. Если же сравнить текущие продажи с мартом 2019 года, то можно увидеть заметный прирост спроса. 

В целом текущий год будет богат на аномальную статистику на фоне резко менявшейся динамики продаж в 2020 году. Ситуация с наличием новых авто­мобилей постепенно норма­лизуется. Однако цены продолжают расти, а новые полити­ческие риски могут спрово­цировать новую волну подорожания валюты. Центробанк, вероятно, продолжит повышать ключевую ставку, а подоро­жавшие кредиты будут играть против дальнейшего роста продаж».

Субкомпактные автомобили (А-класс)

Продажи субкомпактных автомобилей хоть и упали вдвое относи­тельно марта-2020 — на учёт поставлены всего 109 машин — но оказались выше, чем в предыдущем месяце, когда дилеры Kia только ожидали поступления новых Picanto (на них приходится около 80% продаж в сегменте).

Kia Picanto в марте выбрали 84 клиента, на 56% меньше, чем год назад, что частично обусловлено нехваткой машин у дилеров. Ещё 14 человек зареги­стрировали Chevrolet Spark. Остальные машины, постав­ленные на учёт за месяц, — ввезённые частным образом экземпляры, которые официально в России не продаются.

За три месяца продажи ситикаров сократились на 73%, до 144 единиц.

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

Марка, модель Март,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Итого,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Lada Granta 12078 0,8 30855 21,2
Lada Vesta 8813 -18,5 23985 -20,9
Kia Rio 7468 -23,4 21170 -7,2
Hyundai Solaris 5458 9,6 13121 10,6
Volkswagen Polo 4581 -21,8 10912 12,8
Lada Largus 4053 8,8 9918 17,6
Skoda Rapid 3573 41,4 8157 26,7
Renault Logan 3437 21,0 7778 12,0
Renault Sandero 2457 -17,9 6311 -5,7
Lada Xray 2097 -9,0 5415 -4,9

Один из самых популярных сегментов в России просел на 8,6%, до 54,7 тысячи машин. На него приходится 39,7% рынка, что на 2,4 пункта больше, чем год назад.

В тройке лидеров символическим ростом отметилось семейство Lada Granta, а модели Lada Vesta и Kia Rio ушли в серьёзный минус. Причём за «корейцем» вообще зафиксирован антирекорд в топ-10 марта.

Лучше всего в десятке лидеров себя чувствует Skoda Rapid, спрос на который вырос почти в полтора раза. Правда, лишь из-за эффекта низкой базы: прошлой весной продажи модели сократились на фоне новостей о скором выходе нового Рапида. За этой же моделью — рекорд за квартал.

Сильно растерял аудиторию соплатформенный Volkswagen Polo: почти самое сильное падение в марте и антирекорд в топ-10 квартала.

1/3
Lada Granta

Уверенно продолжает наращивать аудиторию Hyundai Solaris, хотя на протяжении 2020 года популярный «кореец» стабильно был в минусе. Тем не менее от соплат­форменного Kia Rio он заметно отстаёт: продажи ниже примерно в 1,5 раза.

Неплохо расходится и Lada Largus, который недавно обновился. Однако у дилеров ещё есть запасы дорестай­линговых универсалов, поэтому говорить о тотальном превосходстве свежей модели пока что рано.

Ближе всего к топ-10 подобрался Chevrolet Cobalt, но его покупают в 9–10 раз реже, чем даже Lada Xray. Следом — Datsun on-Do, производство которого остановлено, а дилеры лишь распродают остатки. В небольших количествах расходятся модели Mini — меньше 300 штук за 3 месяца.

С января по март на учёт поставлены 139,6 тысячи машин сегмента (минус 3,6%). Доля выросла до 40,3% (плюс 1,7 пункта).

Средние автомобили (С-класс)

Марка, модель Март,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Итого,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Kia Cerato 1139 -22,9 2481 -40,7
Skoda Octavia 1062 -58,2 3135 -44,7
Kia Ceed 586 -59,9 1334 -56,4
Hyundai Elantra 267 -26,4 534 -39,9
Toyota Corolla 191 -63,3 400 -54,5
Volkswagen Jetta 162 509
BMW 2 серии Gran Coupe 121 80,6 255 193,1
Mercedes-Benz CLA 117 -46,8 305 -27,2
Kia XCeed 54 87
Citroen C4 38 -29,6 107 -21,3

«Гольф-класс» вновь вернулся к падению: зарегистрированы всего 3,8 тысячи машин, вдвое меньше, чем годом ранее. Доля сегмента снизилась до 2,8% (минус 1,7 пункта).

Главная причина падения — новая Skoda Octavia. После обновления модель предлагается пока только с не самой доступной силовой установкой, а в первом квартале наблюдались проблемы с выдачей заказанных машин, что тоже повлияло на объёмы регистраций. В резуль­тате в марте Октавия впервые уступила лидерство в сегменте. Однако по итогам квартала чешская модель всё ещё лидер.

Новым бестселлером марта стал Kia Cerato — даже несмотря на падение спроса. Антирекорд в топ-10 — за Toyota Corolla, которую можно назвать «жертвой каннибализма» со стороны Camry: разница в цене между ними не слишком большая. Хотя в целом дела у обеих моделей не очень.

1/3
Skoda Octavia

В плюс удалось выйти только BMW 2 серии Gran Coupe, но вновь из-за низкой базы. Неплохим спросом пользуется вернув­шийся в прошлом году на местный рынок Volkswagen Jetta: по итогам квартала модель готова навязать борьбу за 4-ю строчку в рейтинге.

Уверенно в топ-10 и месяца, и квартала забрался Kia XCeed, опередив даже Mercedes-Benz A-класса, который стабильно попадал в топ-10 в прошлом году. «Немец», в свою очередь, сильно просел после успешного 2020 года, а борьбу с «двойкой» BMW ведёт более популярный CLA.

В первом квартале на учёт поставлены 9,4 тысячи машин — на 43,1% меньше, чем за эти же месяцы в 2020 году. Доля снизилась до 2,7% (минус 1,7 пункта).

Большие автомобили (D-класс)

Марка, модель Март,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Итого,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Kia K5 2412 5247
Toyota Camry 1859 -36,3 5130 -28,9
Hyundai Sonata 477 -32,9 1269 -3,1
Mazda6 402 -24,6 1139 -12,2
BMW 3 серии 204 -37,4 734 -2,7
Audi A4 156 -33,3 476 -21,6
Audi A5 90 -15,1 186 -17,0
Skoda Superb 77 -13,5 176 -27,0
Subaru Outback 75 7,1 150 18,1
Kia Stinger 69 -45,7 76 -75,0

В сегменте «D» спрос снизился на 15,7%, на учёт поставлены 6,1 тысячи машин. Доля составляет 4,4% (минус 0,4 пункта).

И в этом сегменте тоже новый лидер: Toyota Camry уступила первое место седану Kia K5, который отобрал звание бестселлера и по итогам марта, и по итогам за квартал! За месяц новинка продавалась лучше японского седана почти на треть, 29%, а за 3 месяца — пока на 2,3%. В сравнении с Kia Optima результат лучше на 32 и 25% соответ­ственно.

Toyota Camry, в свою очередь, провалилась на 36% в марте, но это наверняка связано с ожидаемым обновлением модели. Но динамика с января по март неутешительная: минус 29%, и это худший результат среди наиболее продаваемых моделей.

1/3
Kia K5

Помимо Kia K5, позитивной динамикой отличились только Subaru Outback и Tesla Model 3, которая осталась далеко за пределами топ-10: за три месяца зареги­стрированы 43 электрокара — в 6 раз больше, чем год назад. И хотя в России они официально не продаются, машины пользуются устойчивым спросом.

JAC J7 за 3 месяца разошёлся тиражом 127 штук, что позволило ему попасть в топ-10 за этот период. В марте новичок немного уступил Kia Stinger с результатом в 61 лифтбек. Mercedes-Benz C-класса в ожидании обновления выбыл из топ-10: в марте их реализовано меньше 50 штук (минус 89%).

С января по март на учёт поставлены 15,3 тысячи машин D-класса — на 15,7% меньше, чем в прошлом году. Доля снизилась до 4,4% (минус 0,4 пункта).

Бизнес-класс (Е-класс)


Марка, модель Март,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Итого,
2021 г., шт.
Динамика,
%
BMW 5 серии 701 26,1 1743 10,2
Mercedes-Benz E-класса 574 2,5 1383 4,8
Audi A6 244 21,4 623 50,1
Lexus ES 174 45,0 445 73,8
BMW 6 серии GT 123 61,8 325 98,2
Genesis G80 97 106,4 116 -1,7
Porsche Panamera 82 127,8 119 48,8
Porsche Taycan 46 135
Audi A7 36 33,3 67
Volvo V90 28 -49,1 47 -63,3

Спрос на автомобили бизнес-класса продолжает расти: плюс 18,5%, 2,2 тысячи машин.

В топ-10 месяца продажи только одной модели оказались ниже, чем год назад: Volvo V90 растерял половину клиентов. Две модели отметились более чем двукратным ростом популярности, это Genesis G80 и Porsche Panamera.

Конкуренты Панамеры — четырёхдверные Mercedes-Benz AMG GT и BMW 8 серии — остались за пределами десятки. На Мерседес спрос упал вдвое: 22 машины за месяц и 48 — за квартал. «Восьмёрок» BMW насчитывается 26 штук (плюс 13%) и 50 штук (плюс 30,4%) соответственно.

1/3

При этом с января по март россияне поставили на учёт 135 электрокаров Porsche Taycan — это больше, чем Porsche Panamera или Genesis G80.

С начала года в минусе, хоть и небольшом, остаётся Genesis G80. Сильно снизились продажи Volvo V90, который даже не попал в топ-10 квартала: последнее место — за BMW 8 серии Gran Coupe.

По итогу трёх месяцев зарегистриро­ваны 5,2 тысячи предста­вителей сегмента — на 16,3% больше, чем в январе-марте 2020 года.

Люксовые автомобили (F-класс)

Сегмент люксовых автомобилей подрос на 5,7%, до 350 машин (без учёта SUV).

Как и ожидалось, с появлением в марте «живых» Mercedes-Benz S-класса (189 шт., плюс 67,3%) — одной из сегменто­образующих моделей — стати­стика вернулась к росту. За месяц зареги­стрировано в 2,2 раза больше «Эсок», чем BMW 7 серии (86 шт., минус 17,3%) и в 8,6 раза больше, чем Audi A8 (22 шт., минус 26,7%).

Всего 20 машин, но двукратная прибавка — за Genesis G90. Флагманские Mercedes-Maybach S-класса пока не добрались до клиентов, поэтому динамика модели — минус 67,3% и всего 18 машин: дилеры распродают остатки.

С начала года топ-5 выглядит так: Mercedes-Benz S-класса (281 шт., минус 1,1%), BMW 7 серии (244 шт., плюс 9,9%), Audi A8 (57 шт., минус 12,3%), Genesis G90 (50 шт., плюс 127,3%) и Mercedes-Maybach S-класса (45 шт., минус 65,1%).

За 3 месяца на учёт поставлены 94 автомобиля люксовых брендов: Aston Martin DBX (4 шт.), Aurus Senat (2 шт.), Bentley Bentayga (24 шт., минус 22,6%), Continental (11 шт., минус 68,6%) и Flying Spur (7 шт.), Ferrari GTC4Lusso (1 шт.), Lamborghini Aventador (1 шт.), Huracan (2 шт.) и Urus (1 шт.), Maserati Ghibli (1 шт.) и Levante (2 шт.), Rolls-Royce Cullinan (20 шт.), Dawn (1 шт.), Ghost (8 шт.), Phantom (2 шт.) и Wraith (7 шт.).

В январе-марте зарегистрированы 702 автомобиля класса «F» (минус 11,8%).

Кроссвэны и компактвэны

В этом и прошлом году на российском рынке новых авто­мобилей освежился интерес (и появился выбор!) к кроссвэнам и компактвэнам. В легковом сегменте это GAC GN8, Kia Carnival, Peugeot 5008 и Toyota Alphard.

За месяц и квартал поставили на учёт 94 и 241 единицу кроссвэнов и компактвэнов соответ­ственно: GAC — 9 и 14 штук, Kia — 22 и 39 штук, Peugeot — 31 и 84 штуки, Toyota — 32 и 104 штуки.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

Марка, модель Март,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Итого,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Hyundai Creta 6401 -0,3 65839 4,1
Toyota RAV4 3126 26,4 32221 26,2
Volkswagen Tiguan 2880 -29,9 30054 -7,2
Lada Niva Travel 2497 -3,6 17056 -19,6
Kia Sportage 2290 -12,7 25469 -11,1
Lada Niva Legend 2678 0,1 24571 -10,8
Renault Duster 3130 -8,0 27640 -19,6
Nissan Qashqai 2050 8,2 17840 -9,6
Skoda Kodiaq 2465 13,7 19637 1,0
Renault Kaptur 1945 20,6 18613 -23,4

Спрос на кроссоверы и внедорожники сократился на 15,3%, до 69,1 тысячи штук. Доля сегмента составила 50,1% (минус 0,8 пункта).

Лидер — Hyundai Creta — опять ушёл в минус: продажи просели на огромные, по меркам модели, 20,6%. Что и спрово­цировало падение по итогам за 3 месяца.

В топ-10 месяца в плюс вышла всего одна модель — Kia Sportage. Хотя если сравнить продажи Lada Niva Travel с завер­шающи­мися год назад продажами Chevrolet Niva, то статистика получится более чем позитивной: плюс 84,5% в марте и плюс 48,6% за три месяца.

С начала года положительной динамикой, кроме «Нивы Тревел», отметились Lada 4x4 и Renault Duster. Французский кроссовер, в свою очередь, немного растерял аудиторию в марте — из-за смены поколений.

1/3
Hyundai Creta

За пределами топ-10 высокими показателями на фоне низкой базы отличаются китайские кроссоверы. Например, спрос на Chery Tiggo 4 — новый бестселлер рынка — в марте взмыл на 337%, до 1,7 тысячи штук. Однако суммарные продажи Haval F7 и F7x чуть выше: 2 тысячи машин и прирост 121%. Причём треть клиентов выбирает купе­образную версию кроссовера. Рекордный же плюс аудитории среди популярных моделей — за Geely Coolray: 752 штуки, в 8 раз больше, чем год назад.

В целом спрос на китайские кроссоверы за месяц удвоился и достиг цифры 7,4 тысячи машин. С начала года на учёт поставлено 17,2 тысячи кроссоверов китайских марок — на 74% больше, чем годом ранее. Достаточно быстро набрал популярность новый CHERYEXEED TXL: 400 регистраций, а с начала года — 613 штук. Это больше, чем, например, Changan CS35 (244 и 544 шт. соответ­ственно).

Спрос в премиальном сегменте в марте снизился на 12,1%, до 9,8 тысячи машин, а в первом квартале — на 1,9%, до 25,4 тысячи штук. Лидеры с начала года — Lexus RX (2,3 тыс. шт., минус 11,9%), BMW X6 (1,7 тыс. шт., плюс 117%) и Mercedes-Benz GLE (1,2 тыс. шт., плюс 18%). Mercedes-Benz GLS (1,1 тыс. шт., минус 4,2%) пользуется существенно большим спросом, чем BMW X7 (0,9 тыс. шт., минус 50%).

В январе-марте на учёт поставлены 172,9 тысячи кроссоверов и внедорожников (минус 9,5%). Их доля выросла до 49,9% (плюс 0,5 пункта).

Пикапы

Спрос на пикапы упал на 9,7%, зареги­стрировано 808 машин.

Продажи УАЗ «Пикап» выросли на 64,2% (335 шт.), благодаря чему модель вернулась на первую строчку рейтинга. Второе место осталось за Toyota Hilux (194 шт., минус 16%), третье — за Mitsubishi L200 (151 шт., минус 38,4%).

По итогам трёх месяцев топ-3 выглядит так же: УАЗ «Пикап» (662 шт., плюс 3,9%), Toyota Hilux (476 шт., минус 23,6%), Mitsubishi L200 (414 шт., минус 40,2%).

Неплохо зашли на российский рынок и пара китайских пикапов, которые по итогу квартала попали в топ-5: GWM Wingle (140 шт.) и JAC T6 (43 шт.).

За три месяца на учёт поставлены 1,9 тысячи пикапов (минус 22,9%).

Спортивные купе

Марка, модель Март,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Итого,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Mercedes-Benz E-класса 105 -43,2 262 -25,8
BMW 4 серии 94 154,1 252 231,6
Porsche 911 50 61,3 56 24,4
Audi A5 37 131,3 71 57,8
BMW 8 серии 20 -59,2 39 -58,1
Mercedes-Benz C-класса 20 42,9 43 16,2
Ford Mustang 13 333,3 21 250,0
Bentley Continental GT 8 -27,3 11-68,6
Porsche Boxster 6 -14,3 8 -11,1
Porsche Cayman 5 25,0 6 -50,0

За месяц зарегистрировано 374 спортивных купе и кабриолетов (минус 17,4%).

Негативная динамика обусловлена в основном падением продаж Mercedes-Benz C- и E-классов, на которые в первом квартале 2020 года приходилось около 50% сегмента. Обе модели ждут обновления.

И пока продажи Мерседесов сокращаются, BMW 4 серии (включая новые BMW M4) стремится навязать борьбу за лидерство, хотя огромный прирост аудитории вызван эффектом низкой базы. Кроме лидеров, популярностью пользуются Audi A5, BMW 8 серии и Porsche 911.

В первом квартале на дорогах страны появилось 810 автомобилей этого сегмента (минус 9,5%).

При подготовке материала использованы данные АА Автостат.


По итогам полугодия продажи будут лучше, чем в январе-июне 2019 года?

Почитать ещё