Онлайн-конференция «МарТех.Авто: digital-ускорение» — о чём расскажут эксперты 3 сентября

Жизнь есть: как в реальности покупали автомобили в июле в России
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

В июле 2020 года в России зарегистрированы 154,8 тысячи новых легковых авто­мобилей. Это на 8,5% больше, чем в 2019-м, и на треть больше, чем в июне этого года, — рекордный рост по отношению к преды­дущему месяцу за последние 4 года. Всего с начала 2020-го на учёт поставлены 754,8 тысячи машин — минус 12,8%.

Алексей Муханов, ведущий аналитик Авто.ру

Отложенный за время карантинных мер спрос в июле накрыл российский авто­мобильный рынок. Продажи подер­жанных автомобилей превысили 560 тыс. шт., что является рекордным показателем с 2015 года. Уверенными темпами растёт сбыт новых автомобилей.

На фоне этого на рынке сокращается предложение, а дилеры уже заявляют о нехватке новых автомобилей: из-за пандемии автомо­бильные заводы не могли работать на полную мощность. Ожидается, что осенью ситуация нормали­зуется. C труд­ностями выбора столкнулись и покупатели на вторичном рынке: итак небольшое количество предложений свежих автомобилей с пробегом сократилось ещё сильнее.

Нервозности добавляет и сохраняющийся тренд на рост валютных курсов, а значит и гарантиро­ванный подъём цен на автомобили.

К сожалению, нет уверенности, что такое положение на рынке сохранится хотя бы до конца года: все, кто не успел купить машину до карантина или решился на её приобре­тение из-за угрозы вируса, закроют вопрос с покупкой в ближайшее время, и до конца года на рынке может наступить затишье.

Субкомпактные автомобили (А-класс)

В сегменте субкомпактных автомобилей по итогам последнего месяца зафикси­рован небольшой рост: плюс 3,3% и 375 зареги­стрированных машин. Абсолютное большинство машин в классе — это Kia Picanto. Спрос повысился на 16,8%, до 361 автомобиля. Для сравнения, столько всего машин было продано в сегменте «A» год назад.

Всего с начала года зарегистрированы 1,3 тысячи ситикаров, на 56,7% меньше, чем в январе-июле 2019 года. Показатели двух других популярных моделей — Smart Fortwo и Fiat 500 — 33 штуки и минус 94,1% и 23 штуки плюс 100% соответственно.

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

Марка, модель Июль,
2020 г., шт.
Июль,
2019 г., шт.
Динамика,
%
Lada Granta 12872 11839 8,7
Lada Vesta 10633 9582 11,0
Kia Rio 9799 8011 22,3
Volkswagen Polo 7427 4883 52,1
Hyundai Solaris 5301 5767 -8,1
Skoda Rapid 5259 2999 75,4
Lada Largus 4006 4092 -2,1
Renault Sandero 2959 2411 22,7
Renault Logan 2829 3311 -14,6
Lada Xray 2090 2915 -28,3

Популярность автомобилей классов «B» и «B+» выросла на 11,9%, зарегистри­рованы 65,3 тысячи машин. Вместе с этим увеличилась и доля сегмента: до 42,2%, плюс 1,3 пункта.

Топ-3 остался без изменений: Lada Granta, Lada Vesta и Kia Rio. Все модели отметились ростом аудитории, при этом лучший результат — у Рио: плюс 33%.

Лучший результат в топ-10 — за Skoda Rapid. Новое поколение чешского лифтбека сейчас пользуется хорошим спросом. VW Polo, сменивший поколение, тоже вызывает повышенный интерес у покупателей. 

Сильнее других просели продажи Lada Xray: минус 28,3%. По итогам семи месяцев меньше всех потерь понесло семейство Rio (минус 4,9%, 49,1 тысячи машин). Худший спрос — снова за Иксреем: минус 32,2%, 10,8 тысячи штук.

1/3
Lada Granta Cross

За пределами десятки лидеров уверенно увеличи­вает аудиторию Mini Clubman: «англичанин» показал пятикратный прирост продаж в июле (20 машин) и почти двукратный (116 штук) — с января по июль.

За 7 месяцев в ГИБДД поставлены на учёт 299,2 тысячи машин сегмента — минус 16,4%. Доля машин классов «B» и «B+» сократилась до 39,6%, на 1,7 пункта.

Средние автомобили (С-класс)

Марка, модель Июль,
2020 г., шт.
Июль,
2019 г., шт.
Динамика,
%
Skoda Octavia 2455 1832 34,0
Kia Cerato 1543 1119 37,9
Kia Ceed 1228 1337 -8,2
Hyundai Elantra 400 455 -12,1
Toyota Corolla 266 482 -44,8
Mercedes-Benz CLA-класса 255 219 16,4
Mercedes-Benz A-класса 170 116 46,6
Volkswagen Jetta 149
Audi A3 104 94 10,6
BMW 2-й серии 89 12 642%

Спрос на автомобили сегмента «C», который уже давно пере­живает кризис, почти ожил: в июле зареги­стрировано всего на полпроцента меньше машин «гольф-класса» — 6,9 тысячи штук. Однако их доля на рынке новых машин всё-таки продолжает падать: минус 0,4 пункта, 4,5%.

Позитивно отразился на статистике успех пары лидеров, чьи продажи выросли сильнее, чем на треть, — Skoda Octavia и Kia Cerato. Хэтчбек Kia Ceed в июле просел не очень сильно, что не внесло существенных корректировок в состояние сегмента в целом.

Небольшой вклад в популярность «гольф-класса» внёс BMW 2-й серии, который в этом году появился на рынке в кузове седан, а также возвращение Volkswagen Jetta. Но в абсолютных показателях их продажи достаточно скромны: суммарно только 238 машин в июле и 530 — за семь месяцев. Чуть лучше раскупаются Mercedes-Benz A- и CLA-классов: спрос на них поднялся и по итогам семи месяцев, хотя во многом благодаря эффекту низкой базы.

1/3
Skoda Octavia

За пределами топ-10 популярностью пользуется «заряженный» Hyundai i30N: в июле хот-хэтч выбрали 16 человек (плюс 220%), а за семь месяцев — 80 человек (плюс 264%). Небольшой прирост — у Peugeot 408: плюс 4,2% и 25 машин за месяц, но с начала года — минус 39% и только 113 машин.

С января по июль зарегистрированы 32,9 тысячи машин сегмента: минус 30,1%. Доля снизилась на 1,1 пункта, до 4,4%.

Большие автомобили (D-класс)

Марка, модель Июль,
2020 г., шт.
Июль,
2019 г., шт.
Динамика,
%
Toyota Camry 2540 3200 -20,6
Kia Optima 1685 2436 -30,8
Hyundai Sonata 863 755 14,3
Mazda6 361 428 -15,7
Mercedes-Benz C-класса 257 228 12,7
BMW 3-й серии 220 382 -42,4
Kia Stinger 125 106 17,9
Audi A4 99 245 -59,6
Volkswagen Passat 82 115 -28,7
Genesis G70 68 5621,4

Сегмент «D» продолжает существенно терять аудиторию. В июле спрос на автомобили сократился на 21,5%, до 6,6 тысячи штук. Их доля снизилась на 1,6 пункта, до 4,3%.

Итоги в сегменте — ответ рынка на уход Kia Optima, которую уже с 1 сентября сменит Kia K5. Первые клиентские машины приехали к дилерам в августе, а в июле на юрлица даже были зарегистри­рованы первые 10 машин — скорее всего, это дилерские машины для тест-драйва.

Кроме того, из-за снижения объёмов производства на заводе Toyota дилеры японской марки столкнулись с дефицитом седанов Camry, что привело к падению продаж. С начала года спрос на модель обрушился на 30,6%, до 13,2 тысячи машин.

1/3
Toyota Camry

Лучшая динамика среди популярных моделей по итогам месяца зафиксиро­вана за Genesis G70. С начала года меньше других потерял аудиторию Audi A4 (минус 21%, 968 машин). При этом «четвёрка» сильнее всех «провали­лась» в июле: минус 60%. По итогам с начала года сильней­шее падение зафиксировано за Subaru Outback: минус 56,3% (220 штук).

Всего с января поставлены на учёт 34,2 тысячи автомобилей класса «D» — на 32,1% меньше, чем год назад. Их доля снизилась до 4,5% (минус 1,3 пункта).

Бизнес-класс (Е-класс)


Марка, модель Июль,
2020 г., шт.
Июль,
2019 г., шт.
Динамика,
%
Mercedes-Benz E-класс 710 554 28,2
BMW 5-й серии 512 578 -11,4
Audi A6 246 27 811,1
Lexus ES 198 158 25,3
BMW 6 GT 65 104 -37,5
Mercedes-Benz CLS-класс 55 51 7,8
Porsche Panamera 44 44
Volvo V90 31 39 -20,5
BMW 8-й серии 30
Mercedes-Benz AMG GT 29 43 -32,6

Количество зарегистрированных автомобилей бизнес-класса за месяц выросло сильнее рынка, на 17,8%, и превысило 2 тысячи машин. В июле сменился и лидер сегмента: место бест­селлера занял Mercedes-Benz E-класса, а BMW 5-й серии спустился на вторую строчку. По результатам продаж с начала года «баварец» пока лидирует: его выбрали на 2% больше клиентов, чем конкурента, но динамика спроса на него заметно хуже. В июле Мерседес увеличил аудиторию на 28%, а БМВ ушёл в минус на 11,4%. За семь месяцев продажи «Ешки» упали на 19,7%, а «пятёрки» — на 26,3%.

Ближайший преследователь, Audi A6, заметно отстаёт: ежемесячно их ставят на учёт в 2–3 раза меньше владельцев, чем БМВ или Мерседес. Тем не менее, с приходом на российский рынок «доналоговых» двигателей модель заметно нарастила аудиторию: лучшие цифры по итогам июля и семи месяцев (плюс 340%, тысяча штук).

Три эти модели заняли больше 70% продаж в своём классе. Суммарно в июле их выбрали 1,5 тысячи человек — на четверть больше, чем в июле-2019. За семь месяцев зареги­стрированы 6,5 тысячи машин, минус 12%.

1/3
Mercedes-Benz E-класса

Другие представители сегмента не имеют серьёзного влияния на статистику. Хотя стоит отметить высокий спрос на Lexus ES (плюс 25,3%, 198 штук) и Genesis G80 (плюс 12,5%, 27 штук). С января по июль кроме Audi A6 ростом отметился четырёх­дверный Mercedes-Benz AMG GT (плюс 13,3%, 213 штук).

Всего с января по июль поставлены на учёт 9,1 тысячи машин бизнес-класса — минус 15,8%.

Люксовые автомобили (F-класс)

На премиальные и люксовые автомобили спрос снизился всего на 8,2%, зарегистри­рован только 301 автомобиль.

Самые популярные модели сегмента — это BMW 7-й серии (124 штуки, минус 6,8%), Mercedes-Benz S-класса (90 штук, минус 41%) и Mercedes-Benz Maybach S-класса (40 штук, минус 22,9%). Audi A8 зареги­стрировали только 16 владельцев (минус 46,7%).

Среди автомобилей люксовых брендов в июле поставлены на учёт 28 Bentley, 3 Ferrari, 13 Lamborghini, 6 Maserati, 1 McLaren и 28 Rolls-Royce. Суммарно это на 3,9% больше, чем годом ранее. За семь месяцев зареги­стрировано 436 автомобилей люксовых марок (минус 10,5%).

С января по июль меньше других снизился спрос на BMW 7-й серии: минус 11,6%, 502 штуки. Mercedes-Benz S-класса и люксовые Майбахи реги­стрировали реже на 41% (498 штук) и 23% (219 штук) соответственно.

За 7 месяцев на учёт поставлено чуть меньше 1,5 тысячи дорогих машин — минус 37,5%.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

Марка, модель Июль,
2020 г., шт.
Июль,
2019 г., шт.
Динамика,
%
Hyundai Creta 8184 6129 33,5
Kia Sportage 4028 4439 -9,3
Toyota Rav4 3322 3283 1,2
Renault Duster 3196 3213 -0,5
Volkswagen Tiguan 3165 3045 3,9
Lada 4x4 2608 2592 0,6
Skoda Karoq 2486
Mazda CX-5 2306 2243 2,8
Nissan Qashqai 2250 1895 18,7
Renault Kaptur 2117 2750 -23,0

Кроссоверы и внедорожники выбрали 71,6 тысячи человек, на 10,4% больше, чем годом ранее. Их доля выросла на 0,8 пункта, до 46,3%.

Лидер — Hyundai Creta. По итогам месяца спрос поднялся на треть, выведя модель в плюс и по итогам семи месяцев: зарегистри­ровано 39,1 тысячи машин, плюс 3,7%.

В июльском топ-20 самых популярных SUV лучшая динамика у Haval F7: плюс 533% и 1,4 тысячи машин. Отчасти это обуслов­лено эффектом низкой базы, но и в абсолютных показателях результат лучший для кроссовера в этом году: прежним рекордом были 911 зарегистри­рованных машин в марте.

Самое сильное падение в двадцатке лидеров в июле — у Mitsubishi Outlander: минус 39,4%, 1,8 тысячи штук. За семь месяцев антирекорд — за Renault Kaptur: минус 35,4%, 10,6 тысячи штук.

Новичок рынка — Skoda Karoq — достаточно быстро попал в топ-10 самых популярных кроссоверов России. В июле модель продавалась в полтора раза лучше успешного в нашей стране Kodiaq и в 3,5 раза лучше, чем конкурирующий с ним Kia Seltos.

1/3
Hyundai Creta

На SUV «масс-маркет» брендов приходится больше 85% продаж в сегменте. В июле их покупали чаще на 8,9%, поставлено на учёт 61,3 тысячи штук. За семь месяцев статистика чуть хуже: падение на 5%, зареги­стрировано 313,5 тысячи штук.

Спрос на премиальные кроссоверы и внедорожники повысился на 20,2%, до 10,3 тысячи единиц. Причём это коснулось большинства наиболее популярных моделей. Рекорд среди них — за BMW X5: плюс 152%, 0,8 тысячи зарегистри­рованных машин. В разрезе семи месяцев рекордный скачок спроса — у Mercedes-Benz GLE-класса: плюс 220%, 2,3 тысячи штук. Сильнее всех за месяц упали продажи BMW X6, на 1,5%, за семь месяцев — Volvo XC60, на 28,4%. С начала года поставлено на учёт 43,8 тысячи премиальных SUV (минус 18,4%).

Количество новых кроссоверов китайских брендов увеличилось на 80,8%, до 4,7 тысячи штук. Помимо Haval F7, в число лидеров попали Geely Atlas и Coolray, а также Chery Tiggo 4 и Changan CS35. С января по июль кроссоверы китайских брендов выбрали 20,8 тысячи клиентов: плюс 43,3%. Их доля в общем объёме зареги­стри­рованных кроссоверов и внедорожников достигла 5,7% — почти вдвое выше, чем год назад.

Всего за семь месяцев на дорогах России появилось 367 тысяч SUV — лишь на 4,4% меньше, чем за этот же период 2019 года. Доля увеличилась до 48,6% (плюс 4,3 пункта).

Пикапы

Популярность пикапов за месяц снизилась на 5,4%, зарегистри­ровано 755 автомобилей.

Основной спрос здесь приходится на пикап УАЗа (277 штук, плюс 1,1%), Mitsubishi L200 (174 штуки, плюс 10,8%) и Volkswagen Amarok (102 штуки, плюс 57%). В июле они заняли три четверти сегмента. Хотя для VW попадание в тройку лидеров — исключение из правил, связанное с низкими продажами Toyota Hilux (75 штук, минус 67%).

В июле-2020 Isuzu D-max раскупали вдвое лучше, чем год назад, по итогу семи месяцев спрос на него поднялся в полтора раза, до 53 машин. Оба результата — рекордные среди наиболее прода­ваемых в России пикапов.

Хорошую динамику по итогам семи месяцев показали Mitsubishi L200 (1,3 тысячи штук, плюс 21,3%), Volkswagen Amarok (398 штук, плюс 13,7%), Isuzu D-Max (210 машин, плюс 43%), Mercedes-Benz X-класса (210 штук, плюс 18,6%).

Всего с января по июль поставлены на учёт 4,9 тысячи пикапов — минус 5,4%.

Спортивные купе

Марка, модель Июль,
2020 г., шт.
Июль,
2019 г., шт.
Динамика,
%
Mercedes-Benz E-класс 158 132 19,7
Mercedes-Benz C-класс 59 44 34,1
Mercedes-Benz S-класс 36 19 89,5
BMW 4-й серии 35 32 9,4
Porsche 911 Turbo 28
BMW 8-й серии 21 19 10,5
Porsche 911 Carrera 1832 -43,8
Bentley Continental GT 15 16 -6,3
Ford Mustang 13 3333,3
BMW 2-й серии 10 4 150,0

Спортивные купе в июле-2020 выбрали на 11% больше клиентов — зареги­стрированы полтысячи машин.

По итогу месяца тройку лидеров составили предста­вители Штутгарта — модели Mercedes-Benz: E-класса, C-класса и флагманский S-класс. Но по итогу года третье место занимает не «Эс-класс» (116 штук, минус 2,5%), а BMW 4-й серии (156 штук, минус 30,4%).

1/3
Mercedes-Benz E-класса

В целом большинство автомобилей сегмента в июле пользовались более высоким спросом, чем год назад. Рекордным ростом среди популярных моделей отметился Rolls-Royce Wraith: зареги­стри­ровано 9 штук, а год назад — только 2. 

За семь месяцев продажи большинства моделей всё-таки оказались хуже прошло­годних — из-за «провальных» апреля и мая. Однако купе Ford Mustang, который в России официально не продаётся, в 2020 году завезено в 2,5 раза больше, чем год назад (34 штуки). Это лучший показатель сегмента. Ростом отметились BMW 2-й серии (плюс 94%, 33 штуки) и Porsche Boxster (плюс 65%, 38 штук).

С начала года количество новых спортивных купе в России превысило 2,1 тысячи штук — на 15,4% меньше, чем за этот же период прошлого года.

При подготовке материала использованы данные АА Автостат.


Нацелены на покупку машины в этом году?

Почитать ещё