Самые аварийные автомобили в 2020 году

Новый год, новый минус: как в реальности продавались новые автомобили в январе 2021 года
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Комменты

В январе 2021 года в России зарегистриро­ваны 97 тысяч новых легковых авто­мобилей — на 7,4% меньше, чем годом прежде. Спрос на новые машины снижается уже на протяжении трёх месяцев подряд. Главные причины этого — сохраня­ющийся дефицит автомо­билей и очередные повышения цен большин­ством производителей.

Тем не менее аналитики Авто.ру прогнозируют рост продаж по итогам первого полугодия, но спад спроса по итогам полного года примерно на 5 процентов и результат в 1,4 миллиона новых автомобилей.

Субкомпактные автомобили (А-класс)

В сегменте субкомпактных автомобилей продажи практически остано­вились: на учёт поставлено всего 19 машин. Среди них 14 штук — Kia Picanto, новое поколение которого появится у дилеров в ближайшее время. Машины прошлой генерации, судя по всему, попросту заканчи­ваются. Ещё 5 автомобилей — Chevrolet Spark.

Однако даже с приездом нового Пиканто не стоит ждать оживления спроса в сегменте: выбор моделей очень ограничен, при этом цены на них сопо­ставимы с машинами старшего класса.

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

Марка, модель Январь,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Lada Granta 9010 3,7
Lada Vesta 7214 -9,3
Kia Rio 6715 3,4
Volkswagen Polo 3022 0,8
Hyundai Solaris 2943 -19,5
Lada Largus 2667 6,8
Skoda Rapid 2036 0,7
Renault Logan 1875 -16,0
Renault Sandero 1787 -7,5
Lada Xray 1563 7,2

Спрос на компактные автомобили (сегменты «B» и «B+») сократился на 5,2% — до 39,5 тысячи машин. Их доля в общем объёме выросла до 40,7% (плюс 0,9 пункта).

С небольшого подъёма начал год бестселлер рынка — Lada Granta. Флагман­ская модель АвтоВАЗа — Vesta — слегка растеряла аудиторию. Замыкает тройку лидеров Kia Rio, который обновился в конце 2020 года и немного прибавил в январе.

Сильным провалом в топ-10 отметились Hyundai Solaris и Renault Logan. Лучший же прирост зафиксирован у Lada Xray: впервые за долгое время популяр­ность модели пошла вверх.

1/3
Lada Granta Cross

Ближайшая к десятке лидеров модель — Datsun on-Do, их зареги­стрировано всего 322 штуки (минус 76%). Вместе с mi-Do (26 шт., минус 85%) японский бренд покидает российский рынок, дилеры распродают остатки. Произ­водство этих машин завер­шилось в декабре 2020 года. Небольшими продажами отметились также Chevrolet (183 шт.) и Mini (79 шт., минус 1,3%).

Помочь сегменту компактных автомобилей должны программы господдержки, но пока что выдача кредитов на льготных условиях приостанов­лена: выделенные в этом году средства ещё не поступили, а прошлогодние «остатки» — закончились.

Средние автомобили (С-класс)

Марка, модель Январь,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Skoda Octavia 763 -47,8
Kia Cerato 585 -55,9
Kia Ceed 336 -56,3
Volkswagen Jetta 196
Mercedes-Benz CLA 107 17,6
Toyota Corolla 94 2,2
BMW 2 серии Gran Coupe 47
Hyundai Elantra 46 -83,2
Citroen C4 39 2,6
Mercedes-Benz A-класса 26 -73,5

«Гольф-класс» начал год с двукратного падения: на учёт поставлено меньше 2,3 тысячи машин. Доля сегмента сжалась до 2,4% (минус 1,8 пункта).

Три модели, на которые приходится основная масса продаж, — Skoda Octavia, Kia Cerato и Ceed — продавались вдвое хуже, чем год назад. В случае с «корейцами» основной причиной низкого спроса являются дефицит машин и не очень высокая популяр­ность этих моделей в целом — покупатели, по словам дилеров, рассматри­вают в качестве альтернативы новую Октавию.

«Чех», в свою очередь, сильно буксует на старте продаж. Несмотря на то, что ценники объявили в конце 2020 года, многие потенциаль­ные клиенты ещё не получили даже предопла­ченные машины. Дилеры Skoda столкнулись с проблемой активации системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, поэтому долгое время не могли передать машины покупателям. Встречи с хозяевами заждались около 2 тысяч лифтбеков, а выдавать машины начали лишь к середине февраля. Кроме того, пока Октавия продается только с 1,4-литровым турбомотором, что также негативно повлияло на спрос. Поставки машин с базовым 1.6 начнутся во втором квартале.

1/3
Skoda Octavia

Четвёртое место рейтинга уверенно занял Volkswagen Jetta, который вернулся в Россию в 2020 году. Массовых продаж ждать не стоит, покупатели рублём голосуют за наиболее популярные модели сегмента. Кроме того, в течение года на наш рынок вернётся Volkswagen Golf, который, вероятно, привлечёт внимание фанатов марки.

Очень сильно провалились продажи Hyundai Elantra и премиальных Mercedes-Benz A-класса и Audi A3 (минус 85%, всего 10 штук). Продажи последнего практически прекратились в ожидании машин нового поколения.

Большие автомобили (D-класс)

Марка, модель Январь,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Toyota Camry 1485 -30,7
Kia K5 1199
Hyundai Sonata 360 46,3
Mazda6 340 -7,9
BMW 3 серии 270 16,9
Audi A4 157 -13,3
Audi A5 57 32,6
Mercedes-Benz C-класса 51 -73,3
Volkswagen Passat 46 -16,4
Skoda Superb 42 -50,6

В сегменте «D» спрос просел на 16,8%, до 4,2 тысячи машин. Доля снизилась до 4,3% (минус 0,5 пункта).

Продажи лидера сегмента — Toyota Camry — провалились почти на треть, однако в целом спрос на седан на четверть выше, чем на конкурента в лице Kia K5. На протяжении 2020 года за Камри чаще всего фиксиро­валось такое же преимущество в борьба с Kia Optima. 

Тем не менее K5 пользовался большим спросом в январе-2021, чем предше­ственник: Оптиму год назад выбрали почти на сто человек меньше.

1/3
Toyota Camry

Хорошее начало года у Hyundai Sonata, Audi A5, Volvo V60 и S60 («шведы» остались за пределами топ-10 с резуль­татами плюс 65%, 28 шт. и плюс 85%, 24 шт. соответ­ственно). Кроме того, за месяц зареги­стрированы 14 экзем­пляров Tesla Model 3 — в 7 раз больше, чем год назад.

Сильнейшее падение продаж Mercedes-Benz C-класса, возможно, связано со скорым появлением новой «цэшки». Официально модель дебютирует в феврале. Сейчас у дилеров в наличии не очень много авто­мобилей текущего поколения. Отрицательно на динамике сегмента сказалась и приостановка продаж Kia Stinger, обновлённая версия которого в ближайшие месяцы появится у российских дилеров.

Бизнес-класс (Е-класс)


Марка, модель Январь,
2021 г., шт.
Динамика,
%
BMW 5 серии 420 0,2
Mercedes-Benz E-класса 377 -7,6
Audi A6 183 76,0
Lexus ES 144 65,5
BMW 6 серии GT 104 112,2
Porsche Taycan 57
Volvo S90 19 26,7
BMW 8 серии Gran Coupe 16 166,7
Audi A6 allroad quattro 15
Volvo V90 15 -51,6

Количество зарегистрированных машин бизнес-класса выросло на 11,1% (до 1,4 тысячи единиц).

Катализатором роста во многом стало обновление в 2020 году многих популярных моделей сегмента. Так, например, клиенты увидели свежие Audi A6 allroad quattro, BMW 5 и 6 серии GT, Mercedes-Benz E-класса, Volvo S90 и V90. Появился и новый электро­мобиль — Porsche Taycan, который в январе оказался в 3,5 раза популярнее «восьмёрки» BMW.

Некоторые модели отметились сильным приростом продаж из-за эффекта низкой базы. Среди них, например, BMW 8 серии Gran Coupe, который начал продаваться только в конце 2019 года и в январе-2020 ещё не успел найти большое количество покупателей. BMW 6 серии GT обновился во второй половине прошлого года, а в январе дилеры распро­давали остатки предшественника.

Люксовые автомобили (F-класс)

Сегмент люксовых автомобилей оказался одним из самых немного­численных: зареги­стрированы всего 138 машин (без учёта сегмента SUV). Это на четверть меньше, чем год назад.

Лидер — BMW 7 серии, тем не менее, сумел существенно прибавить: плюс 37,5%, но это только 66 машин в абсолютных показателях. Второе место — за Mercedes-Benz S-класса (минус 62,1%, 25 шт.): живые авто­мобили нового поколения ещё попросту не добрались до клиентов. Замыкает тройку лидеров Genesis G90 (19 шт., плюс 375%).

Mercedes-Maybach S-класса, традиционно занимающий третью строчку, насчиты­вает всего 11 штук (минус 60,7%). Причина таких продаж та же, что и у «базовой» модели, — смена поколения. Авто­мобили доберутся до России ориенти­ровочно летом.

Машин люксовых брендов зарегистрировано всего 9 штук: Bentley Bentayga (1 шт.), Continental (2 шт.) и Flying Spur (по 2 шт.), Rolls-Royce Cullinan (2 шт.) и Wraith (2 шт.). В прошлом январе люксовые автомобили зареги­стрировали 39 владельцев.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

Марка, модель Январь,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Hyundai Creta 5027 -0,5
Renault Duster 2782 17,3
Lada 4x4 2342 31,4
Toyota RAV4 2290 -22,0
Mazda CX-5 2077 31,0
Volkswagen Tiguan 1813 -21,6
Kia Sportage 1807 -23,1
Chery Tiggo 4 1586 437,6
Skoda Kodiaq 1578 0,1
Kia Seltos 1405

Кроссоверы и внедорожники выбрали 48,8 тысячи клиентов, спрос просел на 4,2%. Тем не менее доля их выросла до 50,3% (плюс 1,7 пункта).

Hyundai Creta начал год с небольшого падения, однако продажи модели оказались почти вдвое выше, чем у ближайшего конкурента. Второе место — за Renault Duster: ажиотажный спрос, возможно, связан со скорым уходом автомобилей текущего поколения. На третье место забрался бюджетный внедорожник Lada 4x4 с очень хорошим приростом продаж.

Впервые в топ-10 попал кроссовер китайского бренда, который к тому же отметился лучшей динамикой в рейтинге, — Chery Tiggo 4. Спрос на него оказался выше, чем на многие хорошо знакомые россиянам машины, например, Skoda Kodiaq или Nissan Qashqai. Ближайший же «китайский преследо­ватель» оказался далеко позади: Haval F7 и F7x суммарно приобрели только тысяча человек (плюс 37%).

1/3
Hyundai Creta

В целом же китайские кроссоверы продолжили прошлогодний позитивный тренд: спрос на них в январе подрос почти в 1,5 раза — до 4,6 тысячи машин. Многие из них, конечно, в этом году не будут ставить рекордные показатели динамики (в прошлом году это происходило из-за эффекта низкой базы), но навязать конкуренцию европейским или японским моделям сумеют. 

В сегменте премиальных SUV оживление: плюс 5,1%, 7,2 тысячи машин. Лидеры — Lexus RX (849 шт., плюс 2,2%), BMW X6 (509 шт., плюс 148%) и X5 (430 шт., плюс 4,6%). Среди наиболее популярных моделей лучшей динамикой прироста продаж отметились BMW X6, Lexus NX (плюс 93,1%, 365 шт.) и Mercedes-Benz G-класса (плюс 163%, 121 шт.). Существенно хуже спрос на BMW X4 (минус 33%, 207 шт.), Mercedes-Benz GLC (минус 25,9%, 232 шт.) и Audi Q7 (минус 24,1%, 167 шт.).

Пикапы

Спрос на пикапы провалился на 37,2%, на учёт поставлены полтысячи машин.

Тройка лидеров выглядит так: УАЗ «Пикап» (183 шт., минус 21,8%), Toyota Hilux (125 шт., минус 37,8%) и Mitsubishi L200 (69 шт., минус 64,2%).

Следом за ними расположился новичок, который появился на рынке в конце 2020 года, — GWM (Great Wall Motor) Wingle 7. Их насчитывается 40 штук, что чуть меньше суммарных продаж Jac T6, Isuzu D-Max и Volkswagen Amarok. Продажи Mercedes-Benz X-класса прекратились.

Спортивные купе

Марка, модель Январь,
2021 г., шт.
Динамика,
%
Mercedes-Benz E-класса 74 -11,9
BMW 4 серии 69 360,0
Audi A5 13 -27,8
BMW 8 серии 10 -16,7
Mercedes-Benz C-класса 9 -43,8
BMW 2 серии 5 400,0
Porsche 911 3
Rolls-Royce Wraith 2
Bentley Continental GT 2 -80,0
BMW Z4 1

За месяц зарегистрированы 192 спортивных купе и кабриолетов (минус 3%).

Немного сбавил обороты безоговорочный лидер прошлого года — Mercedes-Benz E-класса. Теперь борьбу за первую строчку ему может навязать BMW 4 серии. На эти модели пришлось больше 70% сегмента.

При подготовке материала использованы данные АА Автостат.

Ваш прогноз на 2021 год?

Почитать ещё