Спрос на подержанные автомобили в России в августе приблизился к рекорду

Опять минус: как в реальности продавались новые автомобили в России в августе
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

В августе 2020 года российский рынок новых авто­мобилей не сумел удер­жаться в плюсе и просел на 7,7%: поставлено на учёт 129,2 тысячи легковых машин. Всего же с начала года объёмы регистрации снизились на 12,1%, до 884,2 тысячи автомобилей.

Алексей Муханов, ведущий аналитик Авто.ру:

«Августовские регистрации подержанных автомобилей не смогли повторить рекордные результаты июля, но показали уверенные 555 тысяч штук. Реализация новых авто­мобилей тем временем приблизилась к докарантин­ным уровням — 129 тысяч единиц. Вероятно, новости о возможных новых санкциях и рост курсов валют ещё подстегнут россиян к покупке автомобилей в ближайшие месяцы. 

Рост продаж ограничивается нехваткой машин: дилеры жалуются на пустые склады, дают расплыв­чатые сроки новых поставок и предлагают машины только вместе с дополни­тельным оборудо­ванием. Парал­лельно с этим дилеры пробуют найти новые каналы поступ­ления автомобилей с пробегом, которые сейчас очень востребованы покупателями».

Субкомпактные автомобили (А-класс)

Спрос на субкомпактные автомобили в августе снижался медленнее рынка: на учёт поставлено 360 ситикаров, минус 6,5%. При этом спрос на бест­селлер сегмента — Kia Picanto — вырос на четверть. Отрицатель­ная динамика в сегменте связана с отсут­ствием продаж двух моделей Smart и Fiat 500, которые в прошлом году занимали часть сегмента.

Тем не менее за 8 месяцев популяр­ность машин класса «A» упала вдвое: на учёт поставлены только 1,7 тысячи машин. Кроме Пиканто, которых насчиты­вается 1,6 тысячи штук, россияне покупали Smart Fortwo (34 штуки) и Fiat 500 (23 штуки).

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

Марка, модель Август,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-авг.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Lada Granta 10066 -7,8 71824 -14,1
Volkswagen Polo 8424 90,8 36621 5,6
Lada Vesta 8199 -6,3 60853 -15,9
Kia Rio 6273 -19,6 52972 -6,9
Skoda Rapid 4898 100,9 20674 -0,9
Hyundai Solaris 4176 -23,7 28924 -23,9
Lada Largus 2718 -26,0 21846 -20,4
Renault Logan 2433 -13,4 17338 -21,9
Renault Sandero 1996 -11,2 15951 -17,2
Lada Xray 1519 -44,0 12345 -33,9

Автомобили сегментов «B» и «B+» в августе продавались на 1,6% хуже, чем год назад: зарегистри­рованы 52,6 тысячи машин. Тем не менее их доля в общем объёме рынка выросла до 40,7%, на 2,5 пункта.

Бестселлер прежний — семейство Lada Granta. На второе место впервые забрался Volkswagen Polo. Модель нового поколения оказалась настолько популярной, что в августе её выбирали чаще, чем Lada Vesta. За год спрос на «немца» почти удвоился! Тольяттин­ский флагман спустился на третью строчку рейтинга.

Однако абсолютно лучшей динамикой в сегменте отметился соплат­форменный «немцу» новый Skoda Rapid: сбыт увеличился ровно в два раза. Однако в абсолютных цифрах продажи Рапида пока вдвое отстают от VW Polo.

1/3
Lada Granta

В остальном в сегменте компактных автомобилей не случилось резких изменений. Худшая динамика и по итогам месяца, и по итогам года — традици­онно за Lada Xray. Сильно теряет аудиторию Hyundai Solaris: минус 23,9% за 8 месяцев. Един­ственный, чьи продажи с начала года выросли, опять же Поло: плюс 5,6%. Близко к «около­нулевому» результату — Рапид: минус 0,9%.

За 8 месяцев поставлены на учёт 351,8 тысячи машин сегмента — минус 14,6%. Доля машин классов «B» и «B+» сократилась до 39,8%, на 1,2 пункта, хотя это на 0,2 пункта выше, чем в январе-июле этого года.

Средние автомобили (С-класс)

Марка, модель Август,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-авг.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Skoda Octavia 1870 3,5 13312 -4,2
Kia Cerato 1180 -1,7 8775 19,1
Kia Ceed 776 -34,5 6878 -32,8
Hyundai Elantra 356 -26,92066 -30,2
Toyota Corolla 186 -62,2 1906 -35,4
Mercedes-Benz A-класса 173 46,6 943 24,7
Mercedes-Benz CLA-класса 173 -58,3 1283 39,8
Volkswagen Jetta 165 408 89,9
Kia XCeed 132 244
BMW 2-й серии 124 423

Спрос на автомобили сегмента «C» вернулся в своё «привычное» состояние: в августе зареги­стри­рованы 5,5 тысячи машин класса, на 21,8% меньше, чем год назад. Доля сократилась на 0,8 пункта, до 4,2%.

Среди моделей-лидеров, которые сильнее всего влияют на общую динамику сегмента, только Skoda Octavia сохранила позитивный тренд, хотя совсем небольшой, плюс 3,5%. Похоже, покупатели разбирают машины текущего поколения в ожидании нового семей­ства, которое должно появиться в продаже до конца года и которое наверняка подорожает.

И если у Kia Cerato падение минимальное, то у Kia Ceed, Hyundai Elantra и Toyota Corolla — ката­строфа: спрос на них провалился на 27–62%. За этими же моделями худшая динамика за 8 месяцев.

1/3
Skoda Octavia

Спрос на Короллу рухнул на рекордные 62% — правда, несколько опрошен­ных дилеров рассказали о дефиците авто­мобилей на складах. Это же стало причиной падения продаж Mercedes-Benz CLA-класса.

Но даже несмотря на падение спроса в «гольф-классе», произво­дители выводят на россий­ский рынок новинки, среди которых, например, кросс-хэтч Kia XCeed или новый седан Volkswagen Jetta. Сильного влияния на статистику продаж сегмента они, конечно, не оказы­вают, но создают разно­образие на рынке, что хорошо для покупателей.

С января по август зарегистрированы 38,3 тысячи машин сегмента — минус 29%. Доля снизилась на 1 пункт, до 4,3%.

Большие автомобили (D-класс)

Марка, модель Август,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-авг.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Toyota Camry 2479 -12,9 15673 -28,3
Kia Optima 1409 -47,1 9513 -38,7
Hyundai Sonata 966 21,1 4237 -8,4
Mercedes-Benz C-класса 235 5,4 1625 -21,4
Kia K5 194 204
Mazda 6 134 -58,6 2492 -27,2
BMW 3-й серии 130 -62,3 1668 -47,6
Kia Stinger 98 5,4 706 -27,7
Volkswagen Passat 91-26,0 581 -50,8
Genesis G70 70 -37,5 360 -37,0

В сегменте «D» очередное существенное падение: в августе спрос на авто­мобили сократился на 25,8%, до 6,1 тысячи штук. Его доля снизилась на 1,2 пункта, до 4,7%.

Одной из главных причин такого снижения спроса стал уход с рынка Kia Optima, «сегменто­образующей» модели. На рынке её заменит Kia K5, официальные продажи которой стартовали только 1 сентября. Однако в августе зареги­стриро­ваны почти 200 штук — больше, чем Mazda6 и BMW 3-й серии.

Бестселлер сегмента, Toyota Camry, продолжает поддер­живать негативный тренд, заданный ещё в конце 2019 года: седан заметно теряет популяр­ность среди россиян. К тому же из-за пандемии и приостановок производ­ства модель оказалась в дефиците.

1/3
Kia K5

Лучшей динамикой среди популярных моделей отметилась Hyundai Sonata: в августе седан вышел «в плюс» на 21,1%, а с начала года за Сонатой зафикси­ровано наименьшее падение — минус 8,4%. Самый сильный провал в августе — у Audi A4, который из-за плохих продаж за месяц не попал в десятку лидеров: минус 86% и только 36 машин. С начала года антирекорд — за VW Passat.

За 8 месяцев зарегистрированы 40,4 тысячи авто­мобилей класса «D» — на 31,1% меньше, чем год назад. Их доля снизилась до 4,6% (минус 1,3 пункта).

Бизнес-класс (Е-класс)


Марка, модель Август,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв.-авг.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Mercedes-Benz E-класс 604 -2,7 3302 -17,1
BMW 5-й серии 559 -10,7 3304 -24,1
Audi A6 227 278,3 1233 326,6
Lexus ES 125 -17,8 897 -20,8
Porsche Panamera 47 42,4 231 -18,1
Mercedes-Benz CLS-класс 46 27,8 -262 -33,8
Mercedes-Benz AMG GT 30 20,0 243 14,1
BMW 6 GT 29 -71,3 353 -46,8
Volkswagen Arteon 26 38
BMW 8-й серии Gran Coupe 25 129

За месяц на дорогах страны появилось 1,8 тысячи автомобилей бизнес-класса — минус 8,4%.

В августе звание бестселлера сегмента удержал Mercedes-Benz E-класса: эту модель выбрали на 8% больше покупателей, чем BMW 5-й серии. По резуль­татам продаж с начала года «баварец» символически лидирует — на 2 заре­гистриро­ванные машины. Похоже, что уже по итогам с января по сентябрь «ешка» окажется впереди, потому что спрос на неё падает медленнее, чем на «пятёрку».

Третье место — у Audi A6: продажи хоть и в 2–2,5 раза ниже, чем у лидеров, но заметно выше, чем у Lexus LS. На внушитель­ный рост спроса на A6 с начала года внимание можно не обращать: это объясняется низкими продажами в 2019 году.

1/3
Mercedes-Benz E-класса

Тройка лидеров занимает больше 70% в сегменте. В августе эти модели выбрали 1,4 тысячи человек, на 6,4% больше, чем в августе-2019, а за 8 месяцев — 7,8 тысячи штук, минус 9,1%.

Среди остальных представителей сегмента хорошей динамикой выделился Porsche Panamera с ростом в 42%, а сильно ушёл «в минус» Genesis G80 (24 штуки и минус 88%) — покупатели ждут модель нового поколения, обещанную уже осенью. Зато Volkswagen Arteon уже с первых месяцев продаж сумел попасть в десятку самых продаваемых машин сегмента. 

Всего с января по август поставлены на учёт 9,1 тысячи машин бизнес-класса — на 15,8% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Люксовые автомобили (F-класс)

На премиальные и люксовые автомобили спрос вырос на 22,4%, зареги­стриро­ваны 333 машины. Это единственный сегмент, который показал положитель­ную динамику в августе.

Самые популярные модели в августе — это BMW 7-й серии (плюс 7,6%, 113 штук), Mercedes-Benz S-класса (плюс 64,3%, 92 штуки) и Genesis G90 (плюс 111%, 83 штуки).

Новый Bentley Flying Spur, который совсем недавно добрался до России, выбрали 23 клиента — всего на 1 меньше, чем Mercedes-Benz Maybach S-класса, и на 3 меньше, чем Audi A8.

Среди представителей люксовых брендов в августе в России появились 2 Aston Martin, 33 Bentley, 4 Ferrari, 21 Lamborghini, 2 Maserati, 1 McLaren и 12 Rolls-Royce. Суммарно это на 10,4% больше, чем годом ранее. За восемь месяцев поставлено на учёт 510 дорогих машин (минус 9,4%).

С января по август чаще всего регистрировали BMW 7-й серии (минус 8,6%, 615 штук), Mercedes-Benz S-класса (минус 33,4%, 590 штук) и Mercedes-Benz Maybach S-класса (минус 21,6%, 243 штуки).

За 8 месяцев на учёт встали 1,8 тысячи дорогих машин — на 34,3% меньше, чем годом ранее.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

Марка, модель Август,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Янв-авг.,
2020 г., шт.
Динамика,
%
Hyundai Creta 5572 -11,8 44689 1,5
Volkswagen Tiguan 3229 -0,1 20660 -3,1
Kia Sportage 3115 -27,4 18141 -17,3
Renault Duster 2911 -6,4 18289 -25,9
Toyota Rav4 2369 -24,5 21460 8,7
Lada 4x4 2258 -11,6 16552 -14,7
Hyundai Tucson 2196 25,2 11365 -15,5
Nissan Qashqai 1946 -15,8 14743 1,5
Mitsubishi Outlander 1858 -23,8 11596 -25,7
Renault Kaptur 1667 -30,6 12265 -34,7

В августе на учёт поставлены 61,1 тысячи кроссоверов и внедорожников — на 8,4% меньше, чем год назад. Доля сократилась на 0,4 пункта, до 47,3%.

Лидер — Hyundai Creta — по итогам месяца «просел» на 11,8%. И это расходится с данными АЕБ: по их статистике, продажи выросли на треть. Возможно, клиенты в августе заказали больше авто­мобилей, но из-за дефицита «живые» кроссоверы не успели доехать до них в том же месяце и встанут на учёт позже.

На топовые позиции вернулись Volkswagen Tiguan и Kia Sportage: их продажи несколько «плавали» в последние месяцы. Частично — по причине приостановок производ­ства, в том числе на летние каникулы. 

В топ-20 самых популярных SUV августа рекорд — за Haval F7: плюс 243%, 1,4 тысячи машин и 14-е место в рейтинге — лучшая позиция в истории модели. Сильнейшее падение из-за дефицита авто­мобилей у дилеров — у Skoda Kodiaq: минус 48%, 1,2 тысячи машин.

За 8 месяцев лидер роста всё тот же Haval F7: 6,8 тысячи штук, плюс 915%. Столь высокая цифра объясняется эффектом низкой базы (продажи крос­совера стартовали только в июне). Сильнейшее падение — Renault Kaptur — минус 34,7%: часть клиентов выбирают Arkana или новичков рынка — Kia Seltos (7,3 тысячи машин) и Skoda Karoq (8,7 тысячи).

1/3
Haval F7

На модели «масс-маркет» брендов приходится больше 85% продаж в сегменте. Однако в августе их покупали на 9,7% хуже, зареги­стрированы 51,3 тысячи штук. За 8 месяцев статистика чуть лучше: падение на 5,6% — до 362,2 тысячи штук.

Спрос на премиальные кроссоверы и внедорожники снизился незначительно: на 0,9% за месяц (9,3 тысячи машин) и на 0,3% с начала года (62,8 тысяч). Ростом отметились большин­ство популярных моделей. Лидеры месяца — Audi Q7 (408 штук) и Mercedes-Benz G-класса (219 штук): их аудитория выросла вдвое. Лидер с начала года — Mercedes-Benz GLE-класса: плюс 171%, 2,8 тысячи штук. Сильнее других в августе растерял аудиторию BMW X3 (минус 19%, 408 штук), а с начала года — Lexus LX (минус 19,3%, 1,8 тысячи). Отдельно отметим неплохой старт для Audi E-Tron: в августе зареги­стрированы 29 электро­крос­соверов — это втрое больше, чем реализовано Jaguar I-Pace. Правда, значительная часть этих машин предназ­начена для дилерских тест-драйвов.

Спрос на кроссоверы китайских брендов вырос на 78,8%, до 5,1 тысячи штук, а их доля в сегменте расширилась с 4,3 до 8,3%. Кроме Haval F7 в лидеры попали Geely Atlas и Coolray, а также Chery Tiggo 4 и Changan CS35. Кроме Кулрея, который появился на рынке в этом году, на все модели спрос увеличился на трёх­значные числа. С января по август кроссоверы китайских брендов выбрали 26 тысяч россиян — плюс 49,4%. Их доля среди новых SUV превысила 6% — на 2,3 пункта выше, чем год назад.

Всего за 8 месяцев на дорогах страны появилось 367 тысяч SUV — на 4,4% меньше, чем за этот же период 2019 года. Доля выросла до 48,6% (плюс 4,3 пункта).

Пикапы

Спрос на пикапы упал на 21,2% — на учёт поставлены всего 660 машин.

Самая продаваемая модель — пикап УАЗ: 212 машин, минус 19% в августе и 1,6 тысячи машин и минус 20,6% с начала года. Второе место — у Mitsubishi L200: 121 штука, минус 7,6% (август) и 1,4 тысячи, плюс 18,1% (8 месяцев). Замыкает тройку лидеров Toyota Hilux: август — 109 штук, минус 64,4%, 8 месяцев — 1,3 тысячи, минус 30,4%. Именно за Хайлаксом зафикси­рованы самые сильные провалы спроса и за месяц, и с начала года.

Мощным ростом отметились Volkswagen Amarok и Isuzu D-max: их выбрали 92 и 44 клиента соответ­ственно — на 70% больше, чем год назад. С начала года они увеличили аудиторию на 21 и 47% соответ­ственно.

Всего с января по август поставлены на учёт 5,6 тысячи пикапов — минус 8,5%.

Спортивные купе

Популярность спортивных купе и кабриолетов в августе снизилась на 14%, зареги­стрированы 318 машин.

Лидером сегмента с огромным отрывом остаётся Mercedes-Benz E-класса: за месяц зарегистри­рован 101 автомобиль (минус 27,3%). Второе и третье места разделили Mercedes-Benz S-класса и Porsche 911 Carrera: 36 штук (плюс 157%) и 29 штук (плюс 7,4%) соответ­ственно.

Лидер с начала года — тоже «ешка»: 834 машины (минус 9,2%). Следом — Mercedes-Benz C-класса (381 штука, минус 29,2%) и Mercedes-Benz S-класса (152 штуки, плюс 14,2%). Абсолютное доминиро­вание Мерседесов!

С начала года количество автомобилей этого сегмента приблизилось к 2,5 тысячам штук — на 16% меньше, чем за этот же период прошлого года.

При подготовке материала использованы данные АА Автостат.


Рынок ещё вернётся к росту в этом году?

Почитать ещё