Renault представил очень маленький семиместный кроссовер

Продажи автомобилей в мае: рынок падает втрое сильнее, чем кажется
Новости

Дмитрий Савостьянчик

Комменты

Skoda Kodiaq

Аналитики Авто.ру изучили данные реальных регистраций новых легковых автомобилей за май 2019 года. Последний весенний месяц стал для российского авторынка провальным: поставлено на учёт в ГИБДД на 17,9% меньше машин, чем в мае 2018 года, — всего 117,8 тысячи штук.

По итогам пяти месяцев российский рынок также оказался слабее, чем годом ранее, — реализовано 593 тысячи автомобилей (минус 4,1%).

При этом официальная статистика АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса) рапортует о 6,7-процентном падении в мае и об уменьшении продаж всего на 2,2 процента по итогам первых пяти месяцев. 

Основной причиной этого могли стать «жёлтые» машины — то есть вписанные производителями в отчёты заранее, до фактической продажи, чтобы задекларировать выполнение плана. О существовании такого механизма ещё зимой сообщало Авторевю. Разбираемся, сколько автомобилей было реально продано в каждом из сегментов рынка.

Субкомпактные автомобили (А-класс)

В сегменте субкомпактных автомобилей пятый месяц подряд наблюдается рост. В мае в ГИБДД зарегистрированы 523 машины — плюс 15,5%.

Почти 10-кратное повышение спроса на Smart Fortwo — рекордное в этом году. 212 зарегистрированных машин в мае — почти столько же, сколько суммарно было поставлено на учёт в январе-апреле. Возможно, что в ближайшие пару месяцев спрос на модель сохранится, но потом начнёт падать, потому что с июня компания Smart прекратила производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — теперь они будут электрическими.

1/4
Kia Picanto

Лидер сегмента Kia Picanto впервые в этом году оказался в минусе — падение сразу на 25,5%. Тем не менее его доля занимает почти 60% от всего количества автомобилей сегмента, зарегистрированных в мае.

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

В мае 2019 года динамика в сегменте компактных автомобилей соответствует динамике рынка в целом — минус 17,9% по отношению к маю 2018 года (46,3 тысячи штук). На этот сегмент за последний месяц пришлось 39,3% от всех продаж — ровно столько же, как и годом ранее.

Для бестселлеров сегмента — семейств Lada Granta и Vesta — снижение спроса в мае на 6,3% — первое падение в 2019 году. Тем не менее, по итогам пяти месяцев они показывают лучшую динамику в лидирующей группе — 13,6 и 17,3% соответственно.

Самое сильное падение спроса в топ-10 второй месяц подряд у Lada Xray — минус 36,8%. По итогам пяти месяцев его продажи сократились на 24%.

1/3
Lada Xray

В топ-15 положительную динамику сумели сохранить только две модели — Skoda Rapid (плюс 2,1%) и Ford Fiesta (плюс 1,4%).

Для «Рапида» май стал четвёртым месяцем подряд, когда спрос на него растёт. К тому же в мае это лучший показатель среди популярных моделей.

«Фиеста», несмотря на уход легковых Ford с российского рынка, благодаря скидкам второй месяц подряд сохраняет положительную динамику.

Всего в сегменте компактных автомобилей за январь-май 2019 года зарегистрировано 229,5 тысячи новых машин, что на 2,8% меньше, чем годом ранее. Доля сегмента с начала года выросла на 0,5%.

Средние автомобили (С-класс)

«Гольф-класс» в мае не смог сохранить апрельскую стагнацию и просел сразу на 34%, что стало рекордным падением сегмента в 2018 и 2019 годах. Всего в этом сегменте за месяц было зарегистрировано 6,5 тысячи машин.

В топ-20 только только 5 моделей показали рост: Kia Cerato (плюс 12,6%), Mercedes-Benz A-класса (плюс 2250% — год назад предыдущее поколение модели официально не продавалось — дилеры реализовывали остатки на складах) и CLA (плюс 9,5%), Volvo V40 (плюс 50%) и Toyota Prius (плюс 10%).

Ford Focus второй месяц подряд в тройке лидеров — заслуга больших скидок, которые делают цену «Фокуса» близкой к ценам автомобилей классом ниже.

1/3
BMW 1 серии

Среди наиболее продаваемых моделей худшая динамика у Volkswagen Jetta — минус 92% — продажи модели в России официально завершены ещё в апреле. Модель покинула прошлогодний топ-10. Но к концу 2019 года немецкий автопроизводитель планирует привезти на российский рынок новое поколение седана, поэтому в 2020 году Jetta может вернуться в лидеры продаж.

Также ушли из топа-10 мая 2018 года Lifan Solano (минус 63,8%) и Mazda 3 (минус 82,5%). Вместо них в лидирующей группе оказались BMW 1 серии, Mercedes-Benz A-класса и Volkswagen Golf.

По итогам 5 месяцев продажи в сегменте упали на 19% — 33,1 тысячи автомобилей. Доля «гольф-класса» снизилась до 5,6% (минус 1%).

Большие автомобили (D-класс)

На фоне 30-процентного роста спроса на автомобили класса D в апреле динамика в мае кажется ужасающей — только плюс 3,7% и 7,1 тысячи зарегистрированных машин.

Geely Emgrand установил рекорд как для себя, так и для сегмента в целом: в мае его продажи возросли в 5,5 раз! По итогам месяца он достаточно близко подобрался к десятке лидеров — 13-е место — но шансов забраться туда у модели нет.

Покинул топ-10 Ford Mondeo — минус 70% — его не спасают даже скидки. Вместо него к лидерам присоединился Audi A5. А Skoda Superb (минус 18,1%) в мае уступила место новичку 2018 года — Kia Stinger (плюс 14%).

1/3
Ford Mondeo

В паре лидеров — Toyota Camry и Kia Optima — без изменений, а вот за четвёртое место по итогам первого полугодия может быть борьба. За 5 месяцев на учёт было поставлено чуть больше 2 тысяч BMW 3 серии — всего на 150 штук меньше, чем Mazda 6. При этом премиальный немец второй месяц подряд активно увеличивает продажи (плюс 76,9% в мае и плюс 60,6% за 5 месяцев), а японский седан практически стагнирует (плюс 4,1% в мае и плюс 0,9% за 5 месяцев).

По итогам пяти месяцев продажи в этом сегменте выросли на 18,3% и достигли 34,6 тысячи автомобилей. Сегмент занимает 5,8% российского рынка (плюс 1,1%).


Бизнес-класс (Е-класс)

Сегмент больших премиальных автомобилей в минусе: в мае 2019 года падение составило 12%. Всего за месяц было зарегистрировано немногим больше полутора тысяч новых машин.

Mercedes-Benz E-класса не смог закрепить двухмесячный рост и в мае 2019 года его продажи снова оказались ниже, чем годом ранее — минус 1,7%. Но в целом по итогам пяти месяцев динамика регистраций «Ешки» положительна — плюс 13,5% к показателю 2018 года.

Рекордное увеличение в топ-10 – у Audi A7: в мае 2019-го было зарегистрировано в 3,5 раза больше автомобилей, чем годом ранее, хотя в абсолютных значениях это количество — капля в море, 28 штук.

1/3
Mercedes-Benz E-класса

Рост популярности Lexus ES на протяжении четырёх месяцев можно объяснить низкой в сравнении с конкурентами ценой. Всего за 5 месяцев 2019 года было зарегистрировано на 41% больше автомобилей этой модели, чем годом ранее, что является одним из лучших показателей в сегменте и лучшим показателем в пятёрке лидеров.

Несмотря на заметное майское падение, в целом за пять месяцев ситуация в сегменте осталась достаточно стабильной — минус 3,4% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, что чуть лучше, чем динамика рынка в целом.

Люксовые автомобили (F-класс)

Продажи автомобилей класса люкс вновь в минусе. В мае 2019 года было зарегистрировано 532 машины этого сегмента — на 9,8% меньше, чем в мае 2018 года.

Спрос на Mercedes-Benz S-класса в мае 2019 года оказался почти вдвое ниже, чем год назад, и на 54 ниже, чем в апреле.

BMW 5 серии в мае достиг лучшего для себя в 2019 году результата, что позволило ему вернуть второе место как по итогам месяца, так и по суммарным продажам в январе-мае. В апреле вторую строчку занимал KIA K900, который сейчас спустился на шестую позицию.

1/3
Mercedes-Benz S-класса

Лидером в сегменте стал Bentley Continental GT: в мае было зарегистрировано в 4,5 раза больше этих автомобилей (14 штук), а по итогам пяти месяцев спрос вырос в 10 раз (до 71 автомобиля).

Худший результат у Lexus RC — минус 86%. Возможно, участие его в фильме «Люди в чёрном: Интернешнл» немного спасёт ситуацию в июне.

В мае ГИБДД были зарегистрированы пять Rolls-Royce, 3 Lamborghini и 3 Ferrari.

Всего за 5 месяцев на учёт поставлено 2,2 тысячи люксовых автомобилей — на 7,6% меньше, чем годом ранее.

Пикапы

Спрос на пикапы в мае 2019 года оказался на треть ниже, чем годом ранее: в ГИБДД зарегистрировали всего 650 автомобилей.

Toyota Hilux впервые в этом году смогла выбиться на первую строчку в своём классе, обогнав самого дешёвого игрока сегмента — пикап «УАЗ».

1/3
Toyota Hilux

Спрос на обновлённый Mitsubishi L200 продолжает падать. Чуть больше сотни зарегистрированных в мае автомобилей — вдвое меньше, чем годом ранее, и это новый антирекорд для модели.

Всего за 5 месяцев 2019 года продажи пикапов упали на 13,3% и составляют 3,7 тысячи автомобилей.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

Продажи в самом популярном в России сегменте в мае 2019 года снизились на 17,7% (49,4 тысячи штук) – новый антирекорд в классе кроссоверов и внедорожников в этом году — прошлый был установлен в апреле — минус 4,2%. Но доля продаж кроссоверов и внедорожников в мае немного подросла и достигла 41,9% (плюс 0,1%).

После положительного показателя в апреле (плюс 4,7%) продажи бестселлера Hyundai Creta снова упали — минус 4,9%. Но стоит заметить, что это самое лёгкое падение среди лидеров. По итогам пяти месяцев 2019 года спрос на эту машину оказался на 5,1% ниже, чем годом ранее.

Лучшую динамику в топ-20 обнаружил кроссовер Skoda Kodiaq — плюс 131% и 1,7 тысячи зарегистрированных автомобилей (больше, чем у Octavia), хотя на фоне предыдущих месяцев этот рост выглядит достаточно слабым (например, в апреле — плюс 371%).

Минус 44% у Chevrolet Niva (рекордное снижение в классе) выбили её из топ-10. Падение спроса на модель можно объяснить достаточно широким выбором альтернативных вариантов на вторичном рынке. Например, по цене новой «Шнивы» можно найти более комфортный 2–3-летний Renault Duster с пробегом до 50 тысяч километров.

Зато вернулся в десятку лидеров Nissan Qashqai, который 3 месяца находился за её пределами. Однако по итогам продаж за 5 месяцев «Кашкай» занимает только 11-ю строчку.

1/3
Skoda Kodiaq

Среди китайских брендов впервые в 2019 году первую строчку продаж занял Haval H6 (плюс 162%, 435 штук), сумев немного обогнать Geely Atlas (плюс 159,5%, 423 штуки), хотя по итогам прошедших пяти месяцев «Атлас» по-прежнему остаётся лидером. Спрос на все кроссоверы Lifan упал почти вдвое: сказываются проблемы с производством, которые могут решиться в ближайшее время, когда на заводе Haval в Тульской области будет налажена контрактная сборка «Лифанов».

Всего в мае 2019 года в ГИБДД было зарегистрировано 1,9 тысячи кроссоверов китайских брендов — на 28% меньше, чем годом ранее. За 5 месяцев это количество почти достигло 8,7 тысячи автомобилей — минус 8%.

Теряют спрос и японские кроссоверы, и внедорожники. Положительная динамика в мае среди популярных японских SUV зафиксирована только у 5 моделей: Infiniti QX50 (плюс 58,2%), Mazda CX-9 (плюс 3,5%), Mitsubishi Pajero (плюс 106,5%), Suzuki Vitara (плюс 10,1%) и Toyota Rav4 (плюс 3,7%). Достаточно уверенные продажи у новичка 2018 года — Toyota C-HR: за 5 месяцев её выбрали почти 850 человек — почти в 1,5 раза больше, чем Nissan Juke, а это значит, что над прямым конкурентом «Тойота» одержала победу.

Всего за 5 месяцев было поставлено на учёт 255,2 тысячи кроссоверов и внедорожников — на 5,7% меньше, чем годом ранее. Доля сегмента SUV упала до 43,1% (минус 0,7 пункта).


Российский авторынок сможет реабилитироваться до конца года?

Почитать ещё