Группа «ГАЗ» останется под санкциями США

Как продавались подержанные машины в России в мае
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Lada 4x4 — лидер продаж в сегменте кроссоверов и внедорожников

Аналитики Авто.ру изучили данные реальных регистраций легковых автомобилей с пробегом за май 2019 года. Последний месяц весны оказался провальным не только для новых машин, но и для подержанных: на учёт в ГИБДД поставлено на 12% меньше машин, чем в мае 2018 года, — всего 428 тысяч штук. И это первый месяц 2019 года с отрицательной динамикой.

Резкое падение спроса привело к тому, что по итогам пяти месяцев российский рынок автомобилей с пробегом также просел на 0,7% — реализовано 2 миллиона 47 тысяч автомобилей.

К началу лета только два сегмента сумели сохранить положительную динамику — это пикапы и кроссоверы с внедорожниками. Разбираем сегменты подробнее.

Субкомпактные автомобили (А-класс)

После уверенного роста в апреле (плюс 10% к апрелю 2018 года) майские продажи субкомпактных автомобилей просели сразу на 13,7% — 11,4 тысячи зарегистрированных в ГИБДД машин. Это самый малочисленный сегмент российского авторынка. 

Среди топ-30 моделей в мае только у семи зафиксирован рост: Daihatsu Mira (плюс 11,8%), Peugeot 107 (плюс 12,8%), Toyota Aygo (плюс 19%), Suzuki Alto (плюс 40%), Honda Life (плюс 41%), ЗАЗ-968 «Запорожец» (плюс 43%) и Nissan Dayz (плюс рекордные в сегменте 174%). 

1/3
ЗАЗ-968 «Запорожец»

Самое сильное падение в топ-30 — у Chery QQ (минус 31,3%) и ЗАЗ-1102 «Таврия» (минус 34,9%). 

По итогам пяти месяцев спрос на автомобили этого сегмента составил 50,6 тысячи штук — 1,8% — меньше, чем годом ранее. Это оказалось самым «лёгким» падением среди всех сегментов.

Компактные автомобили (В, В+ -класс)

В мае 2019 года спрос на компактные автомобили в целом соответствовал динамике рынка машин с пробегом — минус 11,9% по отношению к маю 2018 года (163,3 тысячи штук). На этот сегмент за последний месяц пришлось 38% от всех продаж — столько же, сколько и годом ранее.

В топ-10 и за её пределами наблюдается снижение интереса к возрастным автомобилям. Тольяттинская «Классика» в мае потеряла от 13,6 до 20% покупателей, спрос на подержанные переднеприводные «Лады» («Приоры», «Калины-1», «Самары», «десятки») упал в среднем на 17,5%. Семейства Granta и Kalina-2, наоборот, показали положительную динамику — плюс 7,4% и плюс 1,8% соответственно.

1/3
Lada Vesta

Рекордный рост — у семейства Vesta. В мае 2019 года продажи на вторичке выросли на 58%, а по итогам пяти месяцев — в два раза! 

Несмотря на то, что Volkswagen Polo (11-е место в сегменте) в мае показал отрицательную динамику (минус 2,3%), по итогам пяти месяцев спрос на него увеличился на 10,4%. Родственный Skoda Rapid (33-е место) в мае 2019 года продавался на 37% лучше, чем год назад, а за 5 месяцев продажи выросли почти в 1,5 раза.

Hyundai Solaris, который, как и «Поло», немного просел в мае, за 5 месяцев показал положительную динамику — плюс 9%. Однако соплатформенный Kia Rio за этот же период прибавил больше — 15% относительно января-мая 2018 года.

Всё это говорит об увеличении спроса на относительно свежие автомобили: автовладельцы стараются пересаживаться на более современные и более комфортные машины.

Всего за 5 месяцев 2019 года было в ГИБДД было зарегистрировано 763,3 тысячи автомобилей с пробегом класса В и В+, что на 2% меньше, чем год назад. Доля сегмента снизилась на 0,5%.

Средние автомобили (С-класс)

Последний весенний месяц оказался провальным для гольф-класса — минус 13,5% относительно мая 2018 года, и это пока что рекордное падение в 2019 году. Всего в сегменте за месяц зарегистрировано 80,2 тысячи машин.

В майском топе-50 только две модели смогли показать положительную динамику: Chery Fora (плюс 1,8%) и электрический Nissan Leaf (плюс 31,2%), которые не являются объёмообразующими в классе.

Самое сильное падение за прошедший месяц в топе-25 было у Toyota Prius — минус 21,6%. Меньше всех потеряла Skoda Octavia — минус 6,7%.

1/3
Nissan Leaf

Ford Focus на вторичном рынке уверенно удерживает лидерство, а ближайший конкурент — Toyota Corolla — продаётся примерно на 20–30% хуже, что безусловно связано с количеством машин на рынке. В пользу лидера играет большое количество предложений на вторичном рынке: можно найти варианты подешевле (первое и второе поколение «Фокусов»), а также более свежие экземпляры — подороже.

За период с января по май 2019-го в России зарегистрировано 377,2 тысячи машин гольф-класса с пробегом — на 2% меньше, чем годом ранее. Доля сегмента составляет 18,4% (минус 0,3 пункта).

Большие автомобили (D-класс)

Для автомобилей с пробегом в классе D май завершился 12-процентным снижением продаж: зарегистрировано в ГИБДД 39,5 тысячи машин.

Пробиться к лидерам пытается Kia Optima (14-е место): в мае 2019-го она прибавила 24,4% к прошлогоднему результату (и это лучший результат в топ-30). Хотя модель обрела популярность на российском рынке достаточно недавно, сейчас «Оптима» занимает второе место по продажам в своём классе среди новых автомобилей, что со временем приведёт к усилению её позиций и на вторичном рынке. В январе-мае 2019 года было зарегистрировано почти 4 тысячи «Оптим» — на треть больше, чем годом ранее, — и это снова лучшая динамика в топ-30.

Помимо Kia Optima в группе лидеров рост спроса за 5 месяцев зафиксирован у Toyota Camry (плюс 4%) и тройки относительно молодых моделей сегмента: Geely Emgrand (плюс 8,2%), Hyundai i40 (плюс 8,9%) и Skoda Superb (плюс 3,9%).

1/3

Планомерно падает интерес к праворульным машинам: в мае 2019 года зарегистрировано на 15,5% меньше представителей японского автопрома, а по итогам пяти месяцев — на 5,2%.

Правда, схожая ситуация наблюдается и среди европейских брендов: майские продажи просели на 13%, а за период с января по май — на 4 процента.

За 5 месяцев 2019 года поставлено на учёт 190,3 тысячи автомобилей D-класса — на 1,9% меньше, чем годом ранее. Вторичный рынок России достаточно насыщен возрастными автомобилями этого сегмента и снижение спроса на них говорит о уменьшении интереса покупателей, даже если это премиальная машина по относительно низкой цене.

Бизнес-класс (Е-класс)

В этом сегменте случился самый большой обвал спроса — минус 14,2%. Всего зарегистрировано 13,3 тысячи машин. 

Старые «Волги» пользуются всё меньшим спросом, зато редкая Volga Siber прибавила в мае 36,6%. Кроме «Сайбера» в топ-30 в мае вырос спрос на Hyundai Genesis (плюс 9,6%) и Lexus ES (плюс 5,3%). 

За 5 месяцев положительной динамикой в топ-30 отличились также премиальные Audi A7 (плюс 7,3%), Mercedes-Benz E-класса в кузове купе (плюс 6,6%) и Porsche Panamera (плюс 1,8%).

1/3
ГАЗ-24

Сильные падения в топ-30 с января по май зафиксированы у четырёх моделей: Jaguar XF (минус 11%), Opel Omega (минус 15%), Volvo 900-й серии (минус 19%) и Audi A6 Allroad (минус 44%).

Всего по итогам пяти месяцев в ГИБДД было зарегистрировано 65,4 тысячи подержанных автомобилей E-класса — на 5,8% меньше, чем годом ранее.

Люксовые автомобили (F-класс)

Ёмкость сегмента в мае — 2,6 тысячи подержанных автомобилей, что на 10,8% меньше, чем годом ранее. И почти половина продаж пришлась на автомобили марки Mercedes-Benz, среди которых S-класс занимает 90%. Ещё 20% — у BMW 7-й серии и 11% на Audi A8. В этой тройке по итогам пяти месяцев только у «Ауди» зафиксирован рост — плюс 2,3%.

Тройка лидеров занимает больше 70% от всех люксовых автомобилей с пробегом, поэтому какие-либо колебания спроса на другие модели остаются для сегмента малозаметными. 

1/3
Mercedes-Benz S-класс

Двукратный рост продаж у Mercedes-Benz Maybach S-класс — рекордный в этом году, хотя начиная с февраля каждый месяц спрос на эту модель стабильно выше, чем за аналогичные отрезки 2018 года. За 5 месяцев в ГИБДД зарегистрированы 232 «Майбаха» с пробегом — на 26% больше, чем годом ранее.

В период с января по май 2019 года на учёт поставлены 13 тысяч люксовых автомобилей с пробегом — на 3,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.

Пикапы

Спрос упал на 7,3% — всего 2,5 тысячи автомобилей, однако это самое низкое падение среди сегментов в мае 2019 года. Топ-10 в мае 2019 года покинул Great Wall Deer, его место заняла другая модель бренда — Wingle.

Два представителя японских брендов — Toyota Hilux и Mitsubishi L200 — по-прежнему на лидирующих позициях. Сказывается высокий уровень лояльности потребителей к моделям и большое количество предложений на вторичном рынке. Пикап марки УАЗ с третьего места пытается вытеснить Volkswagen Amarok: по итогам продаж за 5 месяцев он всего на 300 автомобилей отстаёт от УАЗа.

1/3
Great Wall Wingle

Премиальный пикап Mercedes-Benz X-класса, несмотря на рыночную молодость, уже добрался до топ-20 и в ближайшие месяцы может подняться ещё выше, когда подержанных машин в продаже станет больше.

Всего за 5 месяцев 2019 года зарегистрировано 12,9 тысячи пикапов с пробегом — на 3,7% больше, чем годом ранее.

Кроссоверы и внедорожники (SUV)

В этом сегменте спрос упал на 10,5% (до 92 тысяч штук), однако доля сегмента немного подросла и достигла 21,5% (плюс 0,4%). 

Среди лидеров в топ-30 лучше всех себя чувствует Mazda CX-5, потерявшая только 2,5% продаж, а хуже всего дела обстоят у Nissan Juke — минус 22%.

Спрос растёт только на свежие бюджетные модели: Hyundai Creta (плюс 82,3%), Kia Sportage 4-го поколения (плюс 67,9%), Renault Kaptur (плюс 62,6%), Skoda Kodiaq (плюс 163%).

Кроссоверы и внедорожники премиальной немецкой тройки в мае потеряли 8,4% продаж, как и вся «элита» сегмента SUV в целом (минус 8,9%).

Представители японских марок просели ещё сильнее — минус 11,6%. Среди наиболее крупных игроков марка Mitsubishi потеряла 12,3%, Nissan — 10,9%, Toyota — 14,2%.

1/3
Mazda CX-5

Зато у кроссоверов из Китая дела идут в гору. В мае 2019 года было зарегистрировано на 1,1% больше автомобилей из Поднебесной, чем годом ранее. За исключением моделей Chery Tiggo и кроссоверов Lifan X50 и X60, десятка китайских лидеров демонстрирует рост спроса: сказывается повышение лояльности клиентов и узнаваемости китайских автомобилей, а также увеличение предложений на вторичке. По итогам пяти месяцев почти все кроссоверы и внедорожники из Китая показали положительную динамику.

Всего за 5 месяцев 2019 года на учёт поставлено 464,3 тысячи подержанных кроссоверов и внедорожников — на 3,6% больше, чем год назад. Доля сегмента достигла 22,7% (плюс 0,9%).


Какую машину лучше выбрать?

Почитать ещё