Как проверить пробег автомобиля по базе техосмотра

Как узнать реальный пробег автомобиля
Учебник

КОМАНДА АВТО.РУ

Давайте разберёмся, как выявить махинации с одометром и узнать реальный пробег подержанного автомобиля. Почему это так важно? Конечно, из-за возможных проблем в будущем. Скрученный пробег скрывает остаточный ресурс узлов и агрегатов машины, и это может привести к незапланированным потерям времени и денег уже после её покупки. К тому же автомобиль с приличным пробегом должен и продаваться дешевле, чем более свежие, согласны?

На махинации с реальным пробегом ради выгоды идут не только профессиональные мошенники, но зачастую и обычные, в остальном добропорядочные продавцы. Уж больно велик соблазн слегка приукрасить реальность, а расходы на эту процедуру на фоне возможной прибыли небольшие. Видимо, поэтому на рынке сегодня так много «бэушного» транспорта с корректированным пробегом (доля «скрученных» машин, по разным оценкам, достигает 30 процентов рынка).

Тем не менее вывести фальсификаторов на чистую воду можно. При выборе автомобиля нужно не поддаваться магии привлекательной цены, а всегда искать подвох. Направлений поиска четыре — проверка документов на автомобиль, проверка по электронным базам, диагностика в сервисе с использованием сканеров и банальный внешний осмотр. И ваши шансы не стать жертвой мошенничества будут максимальными, если использовать все возможные способы, сопоставляя их результаты друг с другом. Только так проверка пробега автомобиля будет по-настоящему полной. Давайте рассмотрим её подробнее.

Проверка документов

Первое, что может навести на подозрения, это отсутствие тех или иных документов на машину. Помимо обязательного оригинала ПТС стоит попросить у продавца показать сервисную книжку автомобиля с отметками о выполненных ТО.

При каждом обслуживании сервис делает в книжке запись с перечнем выполненных работ и печатью. А главное — с указанием пробега автомобиля на момент его посещения ремзоны.

Идеальный вариант, особенно для относительно нового автомобиля — сервисная книжка с отметками официального дилера. Только не нужно поддаваться магии солидных печатей: сервисные книжки тоже подделывают. Поэтому перед покупкой рекомендуется лично заехать к дилеру и убедиться, что ТО были на самом деле, сверившись с его данными.

Можно вообще заехать к любому официальному дилеру той же марки: в последние годы автопроизводители ведут общую базу учёта технического обслуживания своих автомобилей. И даже отказываются от бумажных сервисных книжек в пользу электронных.

Сложнее с более возрастными машинами. По автомобилям старше 10–12 лет сервисная отчётность бывает не столь прозрачной — тогда дилерские сети были более разрозненными. Кроме того, машина могла попасть в Россию уже подержанной. Если она прибыла из США или Японии, то с большой вероятностью её покупали на аукционе, и к ней был приложен аукционный лист с указанием точного пробега — попробуйте его спросить.

Но когда владелец с притворным сожалением говорит, что этот лист или сервисная книжка «потерялись», и к тому же не горит желанием ехать к официальному дилеру на проверку, стоит всерьёз задуматься о целесообразности покупки.

Внешний осмотр

Если с документами всё в порядке, то переходим к внешнему осмотру. Машины могут выглядеть по-разному, но главный принцип един: экстерьер и интерьер автомобиля должны соответствовать заявленному на одометре пробегу.

Как оценить реальный пробег автомобиля по его состоянию? Обилие на кузове сколов, трещин, разводов, потёртостей и других дефектов ЛКП — явное свидетельство пробега больше 100 тысяч километров. Не указанный в сервисной книжке факт покраски можно выявить с помощью толщиномера. Не будет лишним взглянуть на пороги и пол, оценив их состояние на предмет коррозии.

Потрудитесь проверить двери на наличие люфта, свидетельствующего, что их очень много раз открывали-закрывали. Желательно, чтобы все стекла либо были ровесниками автомобиля, либо имели «прозрачную» причину замены. Об изрядном пробеге подскажут и детали салона: изношенные элементы отделки, руль, приборы и прочие органы управления. Например, исцарапанная и болтающаяся личинка замка зажигания, истёртые кнопки, ручки, пластик обшивки. При наличии чехлов на сиденьях следует заглянуть под них. Сиденья в салоне должны быть изношены равномерно, а водительское кресло чуть сильнее прочих.

Слишком идеальное состояние ЛКП, фар (прозрачный пластик корпусов), сидений, руля, накладок на педали и прочего должно вызвать подозрения. Большой пробег обычно маскируют косметически.

Проверка истории автомобиля

Если проверка документов и осмотр не дали поводов для беспокойства (и уж тем более, когда дали повод), можно переходить к поиску пробега машины, зафиксированного во внешних источниках. Проще говоря, нужно «пробить» автомобиль по информационным базам — они тоже помогают проверить пробег, видимый на одометре.

Если машину продают в Москве или области, то первым делом загляните на портал правительства Москвы. Здесь, пройдя регистрацию, можно бесплатно проверить автомобиль по базе техосмотра (ЕАИСТО), где указан пробег из диагностических карт. Для проверки необходимо знать VIN-код или госномер автомобиля, а также номер его СТС.

Относительно автомобилей из других регионов придётся обратиться к платным источникам информации. Подробнее о проверке по базам можно прочитать в другом нашем материале.

А наиболее верный способ обезопасить себя от мошенников — узнать историю автомобиля с помощью Авто.ру. Помимо данных техосмотров в нашей базе собираются сведения о ремонтах автомобилей, а также история продаж: машины со смотанными пробегами, как правило, быстро перепродают. И если недобросовестный продавец корректировал цифры на одометре, мы покажем, когда и на сколько. Чтобы заказать отчет, вам потребуется VIN-код либо государственный номер автомобиля.

Проверка сканером

Сам автомобиль как источник данных о реальном пробеге тоже не стоит игнорировать. Хотя проверить данные одометра может быть непросто. Для каждой машины процедура своя, но общие правила и методы тоже есть.

Одометр бывает двух видов — механический или электронный. Первый, на самых простых и старых автомобилях, приводится тросиком непосредственно от трансмиссии автомобиля. С него скидывают часть километража, просто отмотав счётчик назад. Для этого к тросику или прямо к щитку подсоединяют электромоторчик или обычную электродрель.

Эта процедура для мошенников не слишком хлопотная, хотя и не быстрая. Однако, как говорят специалисты, следы скрутки на большинстве машин останутся — цифры на приборе станут не очень ровными. На этом этапе проверки пробега достаточно внимательно осмотреть щиток приборов, в том числе поискать следы его снятия-установки.

С электронным одометром «разобраться» на многих автомобилях проще — достаточно подключить к диагностическому разъёму ноутбук со специальной программой и установить желаемые цифры на одометре. Однако, если коррекцией будет заниматься дилетант, следы реального пробега — файл с так называемым журналом пробега — во многих автомобилях, особенно немецких, сохранятся в блоке управления двигателем.

А у совсем современных автомобилей пробег записывается в архивы множества электронных блоков — в блок управления трансмиссией, в модули сервисной электроники и так далее. Корректно исправить пробег там, по утверждению специалистов, как минимум трудно и дорого, а на некоторых автомобилях — практически невозможно. Спасибо автопроизводителям, которые стараются поставить на пути мошенников больше препон.

Почитать ещё