Новый КоАП: станет совсем жёстко или можно не переживать?

«Русский Prado»: как появился этот проект и почему канул в небытие

Разбор

Константин Новацкий

Стало известно о том, что разработка нового внедорожника УАЗа, который в народе громко окрестили «русским Прадо», встала на паузу. Увы, скорее всего, бессрочную. Вспоминаем, что это был за проект и как так вышло, что ничего не вышло...

Что ещё за «русский Прадо»?

В 2019 году на Ульяновском заводе заговорили о принципи­ально новой модели. Внедорожник на рамной основе должен был стать наследником Patriot, но при этом его пред­полагалось выпускать парал­лельно с другими моделями, а сражаться за клиента он должен был, в первую очередь, с зарубеж­ными моделями. С оглядкой на Toyota Land Cruiser Prado проект и получил своё громкое неофици­альное обозначение, хотя на заводе именовался «Патриотом-2020». 

1/6
УАЗ Патриот

Вскоре компания Sollers, владеющая УАЗом, поделилась подроб­ностями о новой модели, огласила круг вовлечённых в проект компаний (в него вошли научно-технический центр УАЗа, завод ЗМЗ и питерский Политех), а также обозначила её цену и сроки появления. Планиро­валось, что к 2020 году в модельном ряду появится современный внедорожник за полтора миллиона рублей, способный совместить комфорт, надёжность и простоту конструкции.

Это был бы абсолютно новый УАЗ?

Разработка велась не с нуля. Однако объём изменений в сравнении с нынешним «Патриотом» позволял говорить о полностью новой модели. Внедорожник собирались построить на модифи­цированной раме с новыми попере­чинами и зонами программи­руемой деформации.

По характеристикам такой «скелет» заметно выигрывал в пассивной безопас­ности и позволял улучшить провальные результаты краш-тестов УАЗа. В полно­приводной трансмиссии должны были использо­ваться новая раздаточная коробка и центральный дифферен­циал. Передняя подвеска была бы независимой, задняя — пружинной, а не рессорной, как у текущего «Патриота».

После того, как пресс-служба распространила первые скетчи внедорож­ника и подогрела аудиторию, появились новые данные о сроках дебюта модели (они съехали на 2021 год), а также информация о моторах. Их для «русского Прадо» должен был поставлять Заволжский моторный завод (ЗМЗ), но, судя по патентной информации, обе бензиновые «четвёрки» с чугунным блоком имели ряд апдейтов от немецкой компании FEV.

1/5

Так, например, 2,5-литровый атмосферник с отдачей 145 лошадей, несмотря на близкие к суще­ству­ющему мотору ZMZ Pro характери­стики, обзавёлся впускным коллектором изменя­емой длины и новыми настройками, благодаря чему стал экономичнее и экологичнее — вплоть до стандарта Евро-6. Второй мотор — 2,3-литровый турбиро­ванный агрегат в двух вариантах мощности: на 150 (330 Нм) и 170 (350 Нм) сил. Вне зависи­мости от двигателя, новый УАЗ планиро­валось оснащать шести­ступен­чатыми коробками: «механикой» BAIC и «автоматом» Punch Powerglide от «Патриота». Кроме того, имелся и ещё один вариант двигателя — наддувный дизель 2,2 от Ford Transit (его выпускают на СП Sollers и Ford). 

Как далеко зашла разработка?

Пока УАЗ делился скетчами, а в Сеть одно за другим просачи­вались патентные изобра­жения, становилось ясно, что работы над кузовом, интерьером и «железом» новинки велись парал­лельно. А промежуточные результаты внушали осторожный оптимизм.

1/4

В 2020 году двигатели для «русского Прадо» уже были разработаны и проходили тестиро­вание, дизайн глубоко модерни­зиро­ванного кузова — полностью согласован, а элементы поменьше — от блоков фар до деталей салона, вроде мульти­медийной системы с тачскрином, блока климат-контроля и подстакан­ников со шторкой — запатентованы.

Летом, комментируя ход работ, боссы автозавода и компании Sollers утверждали, что вне­дорожник будет готов к концу 2021 года, а источники, близкие к предприятию, сообщали о «живых» полно­размерных макетах УАЗа. Помимо реальных действий вовсю велись электрон­ные краш-тесты с проработкой элементов пассивной безопасности. И это — несмотря на общий коронавирусный хаос прошлого года.

Что же пошло не так?

Всё тем же летом 2020 года поползли слухи о слож­ностях с «русским Прадо», вплоть до возможного отказа от проекта. Несмотря на оптими­стичные комментарии со стороны УАЗа и Sollers, вероят­ность того, что внедорожник всё-таки создадут, снижалась от месяца к месяцу. Обозначенные как веская причина, корона­вирусные ограничения, а вместе с ними и недостаток финансиро­вания, а также кадровая реоргани­зация и ряд уволь­нений привели к тому, что в январе 2021 года работы над проектом прекратились.

1/4

Официально в Sollers назвали этот шаг переходом на новый график реализации проекта, но эксперты рисуют более мрачную картину. Ещё в ходе активного проектиро­вания в компании назрел финансовый дефицит. Во многом его создавал другой, более важный проект, в который включился Sollers. Речь о премиальной марке Aurus, на которую по сей день возлагают большие надежды. 

Поэтому разработчикам «русского Прадо» пришлось ужиматься, отказываясь от ряда совре­менных компо­нентов. Так, из УАЗа «исчезли» новенькая раздатка и дизельный мотор Ford, а следом упростились элементы кузова и шасси, включая компоненты подвески. Та самая рама, вокруг которой велись работы по повышению пассивной безопасности, всё больше походила на хребет текущих моделей.

К слову, вместе с новым «Патриотом» пострадал и нынешний. По задумке, внедорожник должен был получить новый турбомотор, но работы по установке и адаптации агрегата отняли бы дополни­тельные ресурсы и время. 

Что будет дальше?

Пока в Sollers стараются делать хорошую мину при не самой лучшей игре, уверяя, что от стратеги­ческой цели по созданию новой платформы для УАЗов компания не отказы­вается, а проект лишь временно заморожен — из-за коронавируса. Новых сроков появления «русского Прадо» на свет уже не обозначают.

И есть вероятность, что о новой модели из Ульяновска нам придётся забыть. Согласно ряду неофициальных данных, разработка обошлась создателям примерно в 100 миллионов долларов, а с учётом всех инноваций, что планиро­валось внедрить изначально, бюджет вырос бы ещё минимум вдвое. И это очень большие деньги. А лишних денег сейчас нет не только у УАЗа.


Верите в «разморозку» проекта нового внедорожника?

Почитать ещё