Константин Новацкий
Стало известно о том, что разработка нового внедорожника УАЗа, который в народе громко окрестили «русским Прадо», встала на паузу. Увы, скорее всего, бессрочную. Вспоминаем, что это был за проект и как так вышло, что ничего не вышло...
Что ещё за «русский Прадо»?
В 2019 году на Ульяновском заводе заговорили о принципиально новой модели. Внедорожник на рамной основе должен был стать наследником Patriot, но при этом его предполагалось выпускать параллельно с другими моделями, а сражаться за клиента он должен был, в первую очередь, с зарубежными моделями. С оглядкой на Toyota Land Cruiser Prado проект и получил своё громкое неофициальное обозначение, хотя на заводе именовался «Патриотом-2020».
Вскоре компания Sollers, владеющая УАЗом, поделилась подробностями о новой модели, огласила круг вовлечённых в проект компаний (в него вошли научно-технический центр УАЗа, завод ЗМЗ и питерский Политех), а также обозначила её цену и сроки появления. Планировалось, что к 2020 году в модельном ряду появится современный внедорожник за полтора миллиона рублей, способный совместить комфорт, надёжность и простоту конструкции.
Это был бы абсолютно новый УАЗ?
Разработка велась не с нуля. Однако объём изменений в сравнении с нынешним «Патриотом» позволял говорить о полностью новой модели. Внедорожник собирались построить на модифицированной раме с новыми поперечинами и зонами программируемой деформации.
По характеристикам такой «скелет» заметно выигрывал в пассивной безопасности и позволял улучшить провальные результаты краш-тестов УАЗа. В полноприводной трансмиссии должны были использоваться новая раздаточная коробка и центральный дифференциал. Передняя подвеска была бы независимой, задняя — пружинной, а не рессорной, как у текущего «Патриота».
После того, как пресс-служба распространила первые скетчи внедорожника и подогрела аудиторию, появились новые данные о сроках дебюта модели (они съехали на 2021 год), а также информация о моторах. Их для «русского Прадо» должен был поставлять Заволжский моторный завод (ЗМЗ), но, судя по патентной информации, обе бензиновые «четвёрки» с чугунным блоком имели ряд апдейтов от немецкой компании FEV.
Так, например, 2,5-литровый атмосферник с отдачей 145 лошадей, несмотря на близкие к существующему мотору ZMZ Pro характеристики, обзавёлся впускным коллектором изменяемой длины и новыми настройками, благодаря чему стал экономичнее и экологичнее — вплоть до стандарта
Как далеко зашла разработка?
Пока УАЗ делился скетчами, а в Сеть одно за другим просачивались патентные изображения, становилось ясно, что работы над кузовом, интерьером и «железом» новинки велись параллельно. А промежуточные результаты внушали осторожный оптимизм.
В 2020 году двигатели для «русского Прадо» уже были разработаны и проходили тестирование, дизайн глубоко модернизированного кузова — полностью согласован, а элементы поменьше — от блоков фар до деталей салона, вроде мультимедийной системы с тачскрином, блока климат-контроля и подстаканников со шторкой — запатентованы.
Летом, комментируя ход работ, боссы автозавода и компании Sollers утверждали, что внедорожник будет готов к концу 2021 года, а источники, близкие к предприятию, сообщали о «живых» полноразмерных макетах УАЗа. Помимо реальных действий вовсю велись электронные краш-тесты с проработкой элементов пассивной безопасности. И это — несмотря на общий коронавирусный хаос прошлого года.
Что же пошло не так?
Всё тем же летом 2020 года поползли слухи о сложностях с «русским Прадо», вплоть до возможного отказа от проекта. Несмотря на оптимистичные комментарии со стороны УАЗа и Sollers, вероятность того, что внедорожник всё-таки создадут, снижалась от месяца к месяцу. Обозначенные как веская причина, коронавирусные ограничения, а вместе с ними и недостаток финансирования, а также кадровая реорганизация и ряд увольнений привели к тому, что в январе 2021 года работы над проектом прекратились.
Официально в Sollers назвали этот шаг переходом на новый график реализации проекта, но эксперты рисуют более мрачную картину. Ещё в ходе активного проектирования в компании назрел финансовый дефицит. Во многом его создавал другой, более важный проект, в который включился Sollers. Речь о премиальной марке Aurus, на которую по сей день возлагают большие надежды.
Поэтому разработчикам «русского Прадо» пришлось ужиматься, отказываясь от ряда современных компонентов. Так, из УАЗа «исчезли» новенькая раздатка и дизельный мотор Ford, а следом упростились элементы кузова и шасси, включая компоненты подвески. Та самая рама, вокруг которой велись работы по повышению пассивной безопасности, всё больше походила на хребет текущих моделей.
К слову, вместе с новым «Патриотом» пострадал и нынешний. По задумке, внедорожник должен был получить новый турбомотор, но работы по установке и адаптации агрегата отняли бы дополнительные ресурсы и время.
Что будет дальше?
Пока в Sollers стараются делать хорошую мину при не самой лучшей игре, уверяя, что от стратегической цели по созданию новой платформы для УАЗов компания не отказывается, а проект лишь временно заморожен — из-за коронавируса. Новых сроков появления «русского Прадо» на свет уже не обозначают.
И есть вероятность, что о новой модели из Ульяновска нам придётся забыть. Согласно ряду неофициальных данных, разработка обошлась создателям примерно в 100 миллионов долларов, а с учётом всех инноваций, что планировалось внедрить изначально, бюджет вырос бы ещё минимум вдвое. И это очень большие деньги. А лишних денег сейчас нет не только у УАЗа.