Nissan Qashqai — автомобиль, который стоит выпускать с памятной табличкой где-нибудь в углу передней панели или на решётке радиатора. На медной пластинке можно выгравировать что-нибудь вроде: «С этой модели в 2006 году началось победное наступление кроссоверов на европейский рынок». Qashqai был не первым, но именно он стоял у истоков настоящего бума, продолжающегося поныне. Сегодня это самый популярный в Старом Свете японский автомобиль, подвинувший в рейтингах продаж автомобили Ford, Peugeot, Opel. А среди кроссоверов по спросу с ним может тягаться только VW Tiguan.
* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве
Долгое время Qashqai был бестселлером и в России, но в последние годы его теснят и бюджетные кроссоверы, и конкуренты побольше и подороже. Прошлогоднее обновление модели несколько оживило спрос, но вернуться на вершину Qashqai уже не в силах. Сказывается возраст, ведь нынешнее поколение дебютировало в 2014 году.
Впрочем, Qashqai по-прежнему уверенно держится в
Интерьер
Внутри Qashqai — однозначно японский автомобиль. По подбору материалов, по мелким деталям, по особенностям эргономики. Да и возраст модели не скрыть никакими обновлениями, хотя после рестайлинга салон стал качественнее и удобнее, чем на машинах образца 2014 года.
Дизайн примечателен только тем, что такой же будет у более дорогого Nissan
Практичность
По вместимости Qashqai вчистую проигрывает лидеру российского рынка кроссоверов, Тигуану, но это ожидаемо: японский автомобиль на добрых 10 сантиметров короче. А недавний наш тест показал, что задний диван и багажник – слабое оружие Кашкая и в битве с конкурентами-новичками сравнимых размеров. Так что не зря Nissan продвигает свой кроссовер под лозунгом «Твой город. Твой ход» — для семейных поездок на дачу стоит подкопить денег на
Техника и надёжность
По сути, Nissan Qashqai II поколения — это сразу два автомобиля, максимально схожие только внешне. Первый — это «европеец», который продаётся в странах Старого Света. Но для России и российских дорог его посчитали слишком жёстким и слишком «асфальтовым». Поэтому на заводе в Санкт-Петербурге производится другая версия, отличающаяся не только пружинами и амортизаторами, и их настройками, но и большинством деталей подвески!
Инженеры отказались от полузависимой задней балки для переднеприводных версий (все машины — только с многорычажкой), изменили конструкцию подрамников, поставили другие рычаги, доработали рулевое управление и в итоге… максимально унифицировали российские Qashqai и
Благодаря этому у российской версии Кашкая шире колея и мягче ход. А ещё улучшена шумоизоляция за счёт дополнительных звукопоглощающих матов, многослойного лобового стекла, пластиковых щитков под днищем, специального балласта, гасящего вибрации отдельных узлов и агрегатов.
Двухлитровый мотор, как у нашего кроссовера, устанавливается и на
Альтернатива атмосферному двигателю одна — 115-сильный турбомоторчик объёмом всего 1,2 литра, которому полный привод не полагается. Как не полагается он и всем версиям с «механикой».
Впрочем, турбомотор не пользуется в России популярностью. Увы, заслуженно. Он неудобен в эксплуатации: его мощности хватает только для размеренного передвижения по городу, но даже при таком стиле езды особой экономии топлива не наблюдается. Зимой двигатель тяжело запускается, долго набирает рабочую температуру и не может как следует прогреть салон — владельцы из холодных регионов жалуются на обмерзающие стёкла.
Ещё тревожнее факт, что часть турбомоторов страдают болезнями, которые присущи многим наддувным агрегатам: повышенным расходом масла и быстрым износом цепи ГРМ. Есть и оригинальная проблема — внезапно отключающаяся турбина. Особенно неприятно, когда это происходит во время обгона…
Двухлитровый двигатель надёжнее и легко преодолевает отметку в 350 тыс. км с одной-двумя сменами цепи ГРМ и более мелкими ремонтами вроде замены текущего сальника коленвала или задней опоры силового агрегата. Главное, отдать машину в руки грамотных механиков, знающих, как нежно нужно обращаться в этом моторе со свечами зажигания. Если приложить к ним лишнее усилие, то около свечного отверстия трескается головка блока — деталь совсем недешёвая.
Многих отваживает от ниссановского кроссовера вариатор. Однако здесь тоже большие опасения внушает только базовая 115-сильная версия с печально известной коробкой серии JF015. Двухлитровый Qashqai оснащён более надёжным агрегатом, но и ему противопоказаны долгие пробуксовки в грязи или снегу, а также резкие старты.
В остальном у Кашкая нет ярко выраженных слабых мест. Разве что скрип при повороте руля, мучивший ещё владельцев кроссоверов первого поколения, так до конца и не вылечен. Но и устранить его по-прежнему нетрудно с помощью баллончика силиконовой смазки.
Езда
В кроссоверной иерархии Qashqai тоже стоит особняком. С одной стороны, он выше малышей
Да и атмосферные 200 Нм крутящего момента — не бог весть какая тяга для полуторатонного автомобиля. Обещанные в паспорте 10,5 секунды разгона «до сотни» и так не внушают оптимизма, а в реальной жизни ощущения от разгона ещё скромнее.
Виноват вариатор, который не даёт атмосферному мотору проявить хоть каплю характера. Похоже, стремление инженеров сделать его «как автомат» сыграло с покупателями злую шутку. При плавных разгонах коробка, имитируя переключения, не даёт двигателю раскрутиться выше трёх тысяч — при том, что пик тяги у двигателя приходится на 4400
В итоге Qashqai воспринимается «тупым», плохо реагирующим на газ автомобилем. А взбодрить его, подняв чувствительность акселератора и «подрихтовав» настройки коробки, нечем — никакого спортрежима у кроссовера нет. Есть только издевательский Eco, который делает машину ещё скучнее.
Можно попробовать ручной режим коробки передач, но его отлично определяет термин «имитация переключений» — иногда номер передачи на экране компьютера меняется, но стрелка тахометра не двигается вовсе.
Зато такие настройки удобны на раскисшем после дождя просёлке. Важно только не забыть заблокировать муфту задней оси — и автомобиль уверенно поедет вперёд, отплёвываясь грязью с колёс. На этой блокировке, плюс подтормаживании буксующих колёс, собственно, внедорожный арсенал Кашкая и заканчивается, поэтому лучше не заставлять японский кроссовер штурмовать горные кручи или пробивать себе дорогу там, где её нет. Таких упражнений вариатор не любит — велик шанс, что он перегреется раньше, чем вы доедете до финиша.
Куда увереннее Qashqai чувствует себя на асфальте. Он устойчив на прямой — даже там, где асфальт уже пошёл волнами, продольными или поперечными. Адаптированная подвеска неплохо справляется и с ямами — жестковато и не бесшумно, но без пробоев. Хотя мелкие дорожные неровности прорываются в салон ощутимым вибрационным фоном, а откуда-то из багажника слышны шины: шумоизоляция колёсных арок похуже, чем у моторного отсека.
Но удовольствия от управления автомобилем Nissan водителю не дарит. В малых углах руль нагружен лишь фоновым усилием и неинформативен — внятное реактивное действие появляется только в поворотах средней крутизны. Но закрученных дорожек уже не любит шасси, настроенное на недостаточную поворачиваемость. Qashqai упирается на входе в вираж, стремясь распрямить траекторию, а в пределе — безвкусно скользит в сносе, плохо реагируя на сброс газа. Отклики на повороты руля тоже не очень быстрые и точные, и сопровождается всё это ощутимыми кренами.
Да, часть претензий к управляемости можно переадресовать зимним шинам
Оснащение
Для японского кроссовера предлагается сразу десять вариантов оснащения, но это лишь потому, что у Qashqai фактически нет отдельных опций и выбора доппакетов оснащения. Все десять уровней доступны только с двухлитровым мотором и вариатором, а с другими силовыми агрегатами выбор скромнее.
Начальная цена Кашкая — это 1 319 000 рублей (без учёта акций и скидок) за машину со 115-сильным турбомотором и механикой в комплектации XE. Из оснащения — ESP, комплект подушек безопасности, подогрев передних сидений и лобового стекла, двухзонный климат-контроль, аудиосистема с CD, Bluetooth и USB, кресла с тканевой обивкой и механическими регулировками, стальные 16-дюймовые диски. Такой же кроссовер, но с вариатором, стоит дороже на 61 000 рублей. За 1 452 000 и 1 513 000 рублей Qashqai XE будет с двухлитровым атмосферником с механикой или вариатором и уже с 17-дюймовыми легкосплавными колёсами. А 1 605 000 рублей – минимальная цена для такого же, но полноприводного автомобиля.
В следующей комплектации SE добавляются противотуманные фары, датчики света и дождя, парктроники спереди и сзади, круиз-контроль, электропривод зеркал, подогревы руля и заднего сиденья. Цены, в зависимости от силового агрегата, — от 1 424 000 до 1 722 000 рублей.
К этому уровню есть пара «бонусных» – SE+ или SE Yandex. В первом за 40 000 рублей добавляются мультимедийка с навигацией,
Qashqai QE и следующие шаги по конфигуратору уже доступны только со 144-сильным мотором и вариатором. На этом этапе колёса становятся как минимум 18-дюймовыми, появляются адаптивные светодиодные фары, а в версии QE+ (здесь доплата за неё 50 000 рублей) — ещё и камеры кругового обзора и панорамная крыша. Диапазон цен — от 1 690 000 до 1 832 000 рублей.
В топовых комплектациях LE, LE+ и LE Top, которые стартуют с 1 750 000 рублей, добавляются электронные помощники (контроль разметки, мониторинг слепых зон и т.д.), бесключевой доступ, отделка кожей сидений и их электроприводы. «Плюс» получает автопарковщик, контроль усталости водителя и панораму, а LE Top — единственная версия с дисками диаметром 19 дюймов. Такой Qashqai стоит 1 810 000 рублей с передним приводом или 1 902 000 рублей с четырьмя ведущими.
Конкуренты
Выводы
Итогом этого теста вырисовывается несколько парадоксальная картина. С одной стороны, у немолодого конструктивно Кашкая немало недостатков. Но и почитателей, несмотря на все эти недочёты, тоже немало. Наверняка у каждого из 25 с лишним тысяч человек, купивших Qashqai в 2019 году, нашлись свои аргументы в защиту именно этой модели.
Играет роль и имидж бренда, и знакомые силовые агрегаты, и конкурентоспособные цены. А многие просто любят автомобили глазами — и именно в этом японский кроссовер всё ещё хорош. Он в меру консервативный, в меру яркий, особенно если не поскупиться на доплату за цвет. То же самое можно сказать про интерьер. Невыразительно едет? Так большинству покупателей это не слишком важно. Тесноват? Только для тёщи на заднем ряду и её рассады в багажнике. А раз так, почему не взять именно Qashqai? Вот только в последнее время альтернатив японскому кроссоверу становится всё больше — с корейскими и европейскими эмблемами. И памятная табличка с гравировкой от них скоро может уже не защитить.
Какой бы кроссовер предпочли вы?
Комплектация
2.0 CVT (144 л.с.) 4WDДвигатель
2.0 / 144 л.с / бензинКоробка передач
Вариатор
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
7.3
Разгон до 100 км/ч
10.5Цена, ₽
1 922 000