Суда на воздушной подушке, которые сделаны в России

Прощаемся с Lada Xray, вспоминая главные факты истории кросс-хэтчбека
Подборки

Михаил Кондратьев

Это уже не новость — Renault передаёт свою долю в АвтоВАЗе правительству России и прекращает активно участвовать в жизни Волжского автозавода. И это наверняка повлечёт за собой пересмотр модельной линейки Lada. И первой моделью, производство которой может прекратить АвтоВАЗ, рискует стать кросс-хэтчбек Lada Xray. По неофициальной и не подтверждённой пока информации, такое решение будет принято на фоне сложностей с поставками комплектующих, возникших из-за ухода компании Renault. 

Вероятно, в Тольятти уже не будут возобновлять выпуск модели Xray, сборка которой (как и других автомобилей Lada) сейчас находится на продолжительной паузе. А ещё раньше появились слухи, что с поставленными задачами пятидверка в принципе справляется не слишком уверенно и на заводе давно подумывают о том, чтобы отправить её на покой без преемника. Учитывая всё это, мы решили напомнить вам непродолжительную, но яркую историю хэтчбека.

2012 год
1/6

Lada Xray Concept

Концепция того, что впоследствии вылилось в серийный Xray, была представлена в 2012 году на Московском автосалоне в виде прототипа Lada Xray, который продемонстрировал ещё и X-стиль будущих моделей АвтоВАЗа. И трёхдверный приподнятый хэтчбек, отдалённо напоминающий кроссовер, выглядел потрясно! 

Игривый прототип создали под руководством тогдашнего шеф-дизайнера Lada Стива Маттина, вступившего в должность менее чем за год до премьеры. До российского автозавода британец успел поработать на высоких должностях в Mercedes-Benz и Volvo. 

Симпатичный Xray напомнил ещё и концепт Lada C-Cross 2008 года, который тоже представлял собой полухэтчбек-полукроссовер и, кстати, мог стать серийным — такие планы были у АвтоВАЗа в период сотрудничества с канадским производителем комплектующих Magna International и до появления в списке акционеров альянса Renault-Nissan.


2014 год
1/6

Lada Xray Concept 2

По пути к серийному производству Xray пошёл по направлению заметного упрощения и переродился в Xray Concept 2 с пятью дверьми и куда менее выразительной внешностью. И это был уже почти конвейерный образец хэтчбека. Ну как минимум с точки зрения дизайна. 

Основой для второго прототипа послужила база Renault Sandero — почти культовая в России платформа B0, на которой также выпускают модели Logan и Duster.

В том же 2014-м была анонсирована более внедорожная версия будущей модели — Xray Cross. Тогда предполагалось, что это будет полноприводная машина на основе Renault Duster! Эх, мечты-мечты…


2016 год
1/5

Серийная версия Lada Xray

Производство серийной версии Xray стартовало в конце 2015 года, а в продажу хэтчбек поступил 14 февраля 2016‑го — в День всех влюблённых. На выбор было предложено три двигателя — 1,6- и 1,8-литровые отечественные агрегаты мощностью 106 и 122 л.с., а также 114-сильный 1.6 от Renault-Nissan. Сочетались моторы с двумя коробками передач на выбор — «механикой» и «роботом» разработки АвтоВАЗа. 

В базовой комплектации автомобиль стоил 589 000 рублей, в топовой — 723 000 рублей. Продажи стартовали одновременно в 56 городах России. Выход полноприводной модификации ожидался в 2017 году.

Подумывали в 2016-м о покупке XRay?

1/3

Lada Xray Sport Concept

В том же 2016-м состоялась премьера сразу двух интересных концептов на основе серийного Xray. Первый — оспортивленная вариация серийного хэтчбека, с другим оформлением экстерьера, 18-дюймовыми дисками и чёрно-красным салоном с нулевой отметкой на руле. 

Тогда ходили разговоры о том, что серийное продолжение версии Sport обзаведётся 1,8-литровым двигателем мощностью до 150 сил! Однако ничего подобного на конвейере АвтоВАЗа так и не появилось.

1/3

Lada Xray Cross Concept

Второй интересной концептуальной новинкой Lada стал предвестник модификации Cross, получивший 215 миллиметров клиренс и «защитный» обвес. О внедрении полного привода информации не было — четыре ведущих оставались частью очень далёких и максимально туманных планов.


2018 год
1/5

Серийная версия Lada Xray Cross

Спустя два года после премьеры прототипа стартовали продажи серийной Cross-версии хэтчбека. Увы, всё ещё без полного привода и обещаний его появления.

В моторную гамму псевдокроссовера вошли 1,8-литровый 122-сильный вазовский двигатель в сочетании с механической коробкой передач, а также мотор Renault-Nissan (1,6 литра, 113 л.с.). Пару второму агрегату составил первый в истории Lada вариатор производства Jatco, который прежде ставился на модели Renault.

Стоил такой автомобиль от 754 900 рублей за версию с «механикой», а цены на двухпедальный вариант стартовали с 841 900 рублей. Вместе с Xray Cross появилась также новая медиасистема Lada с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto.


Наши дни
1/3

Lada Xray #Club

Год назад появилась информация о том, что АвтоВАЗ не планирует каких-то существенных обновлений Xray и в принципе намерен прекратить его производство. Причиной тому послужил недостаточный спрос: в 2017‑м, то есть на следующий год после старта продаж, завод продал 33,3 тысячи «иксреев», в 2018 году было реализовано 34,8 тысячи машин, но затем спрос стал резко падать. 

К крутому пике привела совокупность факторов: ценовая политика, неточное попадание в запросы покупателей и, конечно же, серьёзная конкуренция передне­приводного полу­кроссовера как с иномарками, так и с родственными моделями.

1/4

Lada Xray Cross Instinct

Однако Xray должен был оставаться в строю примерно до 2025 года — вплоть до запуска новой линейки моделей на платформе CMF-B-LS (Renault-Nissan). На эту архитектуру планировалось перевести вообще всю гамму Лады. 

Увы, теперь речь идёт о том, что АвтоВАЗ не будет возобновлять сборку «иксрея» даже при условии восстановления стабильной работы заводов. Сообщается, что проект фактически закрыт из-за ухода концерна Renault, который поставлял компоненты для производства машин на платформе B0.

1/3

Lada Xray Cross Black

Поскольку обеспечение комплектующими, несмотря на условия сделки французов с российскими властями, вызывает вопросы, АвтоВАЗ отдал предпочтение другой модели на базе B0 — куда более востребованному Largus. 

И решение выглядит абсолютно логичным: если объём продаж Xray в 2021 году составил 22 тысячи машин, то трудяга Largus разошёлся тиражом в 50 тысяч экземпляров, а это — более 14 процентов от общего объёма компании за прошлый год. Естественный отбор, ничего не поделаешь.


Будете скучать по Lada Xray?

Почитать ещё