Принципиальный вопрос для тех, кто внимательно относится к состоянию своего автомобиля: нужна ли промывка двигателя при замене масла? Автопроизводители не дают рекомендаций на этот счёт, и такой операции в сервисных картах, которыми пользуются дилеры при ТО, нет. Так, может быть, эта процедура и не нужна вовсе? Давайте разберёмся в преимуществах и недостатках, которые имеет промывка двигателя, а заодно выясним, как правильнее её делать, если всё-таки решиться на эту операцию.
Какие плюсы и минусы у промывки мотора
Главный аргумент сторонников промывки звучит примерно так: хуже не будет. Но почему всё-таки возникают сомнения, надо ли промывать двигатель при замене масла?
Применять промывку начали давно, когда горючесмазочные материалы и двигатели были примитивнее нынешних. И масло менять тогда приходилось намного чаще. В то время промывка считалась эффективным средством очистки мотора от накопившейся грязи. Кроме того, при смене масла некоторое количество старой смазки неизбежно остаётся в двигателе, а промывка помогала убрать эти остатки.
Однако современные моторные масла уже имеют пакеты моющих присадок. И чем качественнее масло, тем лучшие компоненты в нём используются. То есть при заливке нормальной «синтетики» и её регулярной замене отложений в двигателе быть почти не должно. И моторы сейчас стали куда лучше: в исправном состоянии они расходуют намного меньше масла, чем старые агрегаты. А значит, и нагара в двигателе будет совсем немного. Поэтому многие считают промывку пустой тратой времени и денег.
Есть ещё один аргумент против промывки. В промывочных маслах используются агрессивные присадки, цель которых — растворить все отложения. Сделать это не так просто, ведь сами отложения часто не полностью растворяются в масле, а могут оставаться в нём в виде взвеси или хлопьев. Они легко забивают, например, сетку маслозаборника и масляный фильтр. Некоторая химия может быть агрессивна по отношению к сальникам, а их замена в двигателе — удовольствие не из дешёвых. Тут поневоле задумаешься: стоит ли промывать двигатель при замене масла?
Фото: Журнал Авто.ру (Автокомплекс М-Центр, Ставрополь)
В каких случаях полезна промывка двигателя перед заменой масла
Тем не менее промывка ДВС иногда нужна. Если вы регулярно используете качественное моторное масло и вовремя его меняете, никаких дополнительных процедур при ТО не требуется. Но бывают ситуации, когда пренебрегать промывкой двигателя не стоит.
Если вы купили автомобиль у неизвестного продавца. В этом случае у вас нет достоверной информации о том, какое масло использовали и как часто его меняли. Исключение можно сделать при наличии сервисной книжки, в которой эти сведения указаны. Но, как правило, отметки в книжках делают лишь в гарантийный период, а после уже никаких записей не ведут. Верить в этом вопросе бывшему владельцу на слово или нет — дело каждого. Но проще подстраховаться и промыть мотор после покупки.
При переходе с минерального масла на синтетическое. Эти продукты имеют разные базовые основы и пакеты присадок, гарантировать совместимость которых никто не может. Вероятность несовместимости пакетов при переходе с масла одного бренда на такое же по типу масло другой марки гораздо ниже, но и тут нельзя исключать проблем.
Если вы сами не уследили за интервалом замены. Например, съездили в автомобильное путешествие и допустили перепробег до ТО. Конечно, речь идёт не о лишней тысяче километров, а, скажем, о полуторакратном превышении интервала. В этом случае замена с промывкой имеет смысл.
Если в систему смазки попали антифриз или другое масло. Антифриз может оказаться там только в случае неисправности. После её устранения стоит заместить промывочным маслом получившийся «коктейль». Что касается масла, то иногда в дальних поездках возникает необходимость его долить, а нужного варианта в продаже может не оказаться. В этом случае рекомендуют использовать аналог другого производителя на той же основе (минеральной или синтетической). А по возвращении будет нелишним промыть мотор перед полной сменой масла на нужное.
Фото: Журнал Авто.ру (Автокомплекс М-Центр, Ставрополь)
Какие существуют варианты промывки
Есть несколько средств промывки для двигателя при замене масла, и каждое имеет свои особенности.
Промывки, с которыми нужно ездить. Сегодня такие встречаются редко. Подобный состав нужно заливать вместо обычного масла и ездить на нём до 1000 км, соблюдая ограничения: не раскручивать двигатель до высоких оборотов, а также не давать ему больших нагрузок. Например, не буксировать прицеп или не ездить в горы с длинными либо крутыми подъёмами.
«Пятиминутки». Эти присадки добавляются к маслу, которое вы собираетесь менять. Двигатель работает на этой смеси от 5 до 15 минут, в зависимости от рекомендаций к конкретному препарату, после чего весь коктейль сливается и заменяется свежим маслом.
Промывочное масло. Обычно продаётся в канистрах по 4 литра и представляет собой простейшее минеральное масло с обширным пакетом моющих присадок. Заливается оно после слива старого масла, затем двигатель запускается и работает на холостом ходу до получаса. Дальше промывку меняют уже на постоянное масло, устанавливая и новый масляный фильтр. Теоретически, можно ездить на промывочном масле. Но лучше этого не делать: уровень защиты у него минимальный, а вязкость, как правило, низкая.
Промывка обычным маслом. Пожалуй, самый безопасный способ, но в то же время и самый затратный. По сути, речь идёт о двойной смене масла. В качестве промывочного используется обычное, рассчитанное на длительную эксплуатацию, — только меняют его через небольшой промежуток времени или пробег. Чтобы была понятна разница в цене: в 2023 году промывочное стоит около 1000 рублей за 4-литровую канистру, а приличная полусинтетика — как минимум в два раза дороже. При этом её эффективность будет намного ниже, чем у специализированной «промывки».
Фото: Журнал Авто.ру (Автокомплекс М-Центр, Ставрополь)
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Ездить с ограничениями мало кому понравится, поэтому первый способ вряд ли подойдёт активным автомобилистам, да и исправность современного мотора при этом не гарантирована. «Пятиминутки» не любят за их агрессивность, хотя производители и подчёркивают полную безопасность применения. Пользоваться промывочным маслом бояться не стоит, но и отмывает оно хуже «пятиминуток». Наконец, двойная смена масла фактически не даёт эффекта в большинстве случаев, зато отнимает время и получается затратной.
Как использовать промывочное масло для двигателя
Как правильно использовать промывку? Точную инструкцию по промывке вы можете найти на этикетке масла. Обычно она состоит из нескольких несложных пунктов:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры и слейте моторное масло (открутите пробку, подождите минут пять, заверните пробку обратно).
- Залейте промывочное масло. Объём — тот же, в котором вы заливаете обычную смазку.
- Запустите двигатель и дайте поработать ему на холостом ходу 15–20 минут.
- Слейте промывочное масло, замените фильтр, залейте обычное.
Итак, совсем коротко
-
– Если вы используете качественное моторное масло и не забываете его регулярно менять, промывка двигателя вам не нужна.
-
– В случаях, когда вы купили автомобиль «с рук» и ничего не знаете об использованных маслах и интервалах замены, желательно единожды воспользоваться промывочным маслом.
-
– Современные масла имеют хорошую совместимость. Если вы переходите с одного на другое или вам пришлось долить неизвестное масло в процессе эксплуатации, промывка желательна, но не обязательна.
Фотона обложке: Freepik