Путь «Нивы»: вспоминаем все прототипы культового внедорожника

Консервы твоей мечты: армейские машины-сокровища прямо со складов
Подборки

Константин Новацкий

Мы не раз писали про секретные склады и гаражи, где хранятся машины-раритеты. Кажется, пришло время идти дальше и ощупать тёмные уголки армейских сокровищниц. Какие «капсулы времени» можно встретить на консервации и реально ли купить эти авто­мобили со склад­ского хранения прямо сейчас? Ещё бы! Сейчас всё расскажем.

УАЗ-3151

1/5

Отличный пример качественного складского хранения — этот выстав­ленный на продажу армейский УАЗ-3151. Внедорожник берегли на протяжении 30 лет, поддер­живая заводское состояние и комплект­ность. В этом смысле армейская консервация мало чем отличается от музейного хранения. Авто­мобиль не пылится в углу гаража, а пребывает в свое­образном анабиозе, не теряя качеств.

Со слов продавца, «Уазик» был специально оборудован для службы в химиче­ских войсках, но практически не служил: на момент продажи пробег составляет всего 3638 кило­метров. Из особен­ностей машины — большее простран­ство между передними и задними сиденьями (здравия желаем, длинно­базный Range Rover!), элементы РХБ-защиты и допол­нитель­ный комплект «родных» заводских колёс — на случай, если клиенту не по духу современная резина BFGoodrich.

ЗиЛ-131

1/6

По цене новенького армейского УАЗа сегодня можно взять кое-что побольше и помощнее. В Сети полно объявлений о продаже списанных или консервиро­ванных грузо­виков ЗиЛ, так что подобрать нужный экзем­пляр в нужной версии (фургон-вахтовка, лаборатория или просто шасси без кунга) не составит труда.

Что находится на Авто.ру прямо сейчас? Например, этот укомп­лекто­ванный кунгом вариант бережного хранения на базе «сто тридцать первого» ЗиЛа за 430 000 ₽, а также «облегчённая» версия без навесного оборудо­вания за 330 000 ₽. Судя по одометрам, оба грузовика почти не ездили: за 30 лет жизни один накатал около 4500 километров, другой — всего 1500.

ГАЗ-66

1/9

Полноприводная Шишига — один из тех самых автомо­билей, что невозможно сломать или уничтожить. Тем не менее эти неустаре­вающие, выносли­вые вездеходы тоже списы­вают с военного резерва. Зато у «гражданских» появляется шанс приобрести леген­дарную советскую модель со смехо­творным пробегом.

В «грузовом» разделе Авто.ру полно «шестьдесят шестых» на разный вкус и кошелёк, но нам наиболее интересны машины после консервации. Фургон, который продаётся прямо сейчас, проехал меньше полутора тысяч кило­метров. Но скромного пробега и отличного состояния владельцу было мало, поэтому он «зарядил» в Шишигу ещё около двух миллионов рублей. И вложе­ния заметны не только внешне: спартан­ского вида кунг изнутри отделан кожзамом и превращён в уютную комнату с ТВ, аудио­системой, расклад­ными диванами и раковиной. А взамен простеньких сидений в кабине установ­лены современные газовские кресла с регулировкой. Налицо не только бережное хранение, но и грамотная доводка.

КрАЗ-255

1/3

Этому крупногабаритному «капотнику» довольно сложно найти вакансию на «гражданке». Во многом из-за массивной надстройки ТММ-3, пред­став­ляющей собой быстро­возводимую пере­праву для гусеничных танков. Впрочем, продавец готов предложить облегчённую версию КрАЗа в виде шасси. Бонусом для покупателя станет внешний каркас кабины для крепления запаски, а главным мотива­тором к покупке — скромный пробег в 2000 кило­метров и состояние «сел и поехал».

Снятый с консервации грузовик с колёсной формулой 6×6 порадует любителей похвалиться крутой покупкой: под капотом скрыт 240-сильный дизельный мотор объёмом 14,9 литра (!), а каждые сто километров машина будет кушать по 40 литров солярки. При этом стоимость армейской диковинки — почти в сотню раз ниже грозного шести­колёсного «Гелика», который толком не нюхал пороха.

Урал-4320

1/3

По цене компактной Креты или полно­приводного Дастера прямо сейчас можно купить Урал. Но не тот, что с тремя колёсами и коляской, а настоящий шести­колёсный грузовик с пробегом всего в две тысячи километров. Разумеется, особен­ности консервации и хранения сказались на состоянии этой выставленной на Авто.ру махины: она как новая.

Под капотом Урала стоит тяговитый 11-литровый мотор ЯМЗ, а 670 ньютон-метров с помощью пятиступен­чатой «механики» и раздатки расходятся по всем шести колёсам, позволяя забыть о том, что бездорожье бывает непреодолимым. Что касается кузова, то недостатка в простран­стве для багажа или пассажиров попросту нет. Хотите — возите десять тонн картошки, хотите — таскайте лес, а хотите — играйте в футбол, не слезая с машины!

ЗиЛ-133

1/5

Если стиль милитари и тьма непонятного армейского оборудо­вания вам претят, можно подыскать иной сорт «авто­консервов». Например, за несколько сотен тысяч рублей реально купить вот такой трёхосный ЗиЛ-133ГЯ, он же «Крокодил». Прозвище «десяти­тонник» получил вовсе не за цвет, а за выступа­ющий вперёд длинный «нос» — только так под капотом можно было разместить громадный 10,9-литровый дизель от КамАЗа на 210 сил. Такие ЗиЛы были намного мощнее и выносливее коротких «сто тридцатых» и выпускались в бортовых и специаль­ных версиях, включая автокраны и пожарные цистерны.

Для хозяйства подойдёт бортовая версия — такие девяти­метровые «Крокодилы» не раз всплывали в продаже, удивляя своим состоянием и пробегом. Так, в 2019 году в Абакане появились сразу два комплектных ЗиЛ-133ГЯ с госрезерва, на новых шинах. Грузовики провели на хранении 25 лет и прошли лишь заводскую обкатку, намотав по 1500 кило­метров. А прямо сейчас на Авто.ру есть похожий грузовик, «очнув­шийся» после консервации. Хорошее состояние и пробег в 5700 км оценены продавцом в 900 тысяч рублей.

ЛуАЗ-967

1/5

В складских загашниках встречаются бриллианты и поменьше. Например, этот советский ТПК — или транс­портёр переднего края на базе ЛуАЗа. Открытую амфибию малой грузо­подъём­ности соорудили в середине 1960-х по заказу воздушно-десантных войск и серийно произ­водили на Луцком автозаводе. 

Плавающий вездеход с герметичным кузовом и 40-силь­ным мотором не имел водомёта и в воде двигался за счёт вращения колёс. При желании машинку можно было ускорить с помощью весла, которое крепилось вдоль борта. Скромный список оборудо­вания включал специаль­ную помпу для откачки воды, а также откидную рулевую колонку, которая давала возмож­ность управлять вездеходом полулёжа, допол­нительно снижая габарит­ную высоту. По бокам от кресла водителя (он сидел по центру, как в McLaren F1) можно было разместить пару носилок для транс­портировки раненых, а на носу имелась лебёдка с длинным тросом.

На Авто.ру есть несколько актуальных объявлений о продаже ТПК, снятых с хранения. У этой малютки, например, доработаны салон и тент, а мотор заменён на 100-сильный от «Нивы». 

КП-130

1/7

А как насчёт настоящей полевой кухни на колёсах? Сегодня вполне реально отыскать армейский прицеп в идеаль­ном состоянии, без пробега и нагара, всего за 75–90 тысяч рублей. Десяток разно­образных сайтов, как правило, пред­лагают два варианта мобиль­ных кухонь: КП-125 и КП-130. Разница между ними — в количе­стве котлов (три или четыре соответ­ственно), а также в ёмкости. А числовой индекс в названии намекает на число человек, которых можно накормить за один раз.

Закрепить походную кухню на современный внедорожник и кроссовер можно с помощью массивной проушины, для которой понадобится фаркоп под кольцо. Зато если в вашем распоряжении уже есть армейская техника из пере­численных выше, приделать к ней прицеп-кухню — задача в один клик.


Хотели бы владеть чем-то из этого?

Почитать ещё