Дмитрий Елизаров
В Госдуму внесён согласованный в правительстве законопроект по доработке так называемого демпфирующего механизма — он призван сдерживать за счёт компенсаций рост розничных цен на АЗС. Как пишет «Российская газета», в новой формуле расчёта демпфера будет увеличена доля компенсации, но при этом так называемые индикативные цены (тарифы, которые устанавливает государство) останутся прежними. С начала нынешнего года цены на АЗС выросли в среднем на 1% для бензина и на 1,8% для дизельного топлива.
- При помощи демпфирующего механизма государство компенсирует нефтеперерабатывающим компаниям часть недополученных доходов, которые те могли бы иметь, экспортируя топливо. Применяется этот механизм при заметном превосходстве экспортных оптовых цен над внутренними и тем самым мотивирует нефтяников продавать больше топлива внутри страны.
- Издание утверждает, что с конца прошлого года экспортная стоимость «девяносто пятого» бензина повысилась на 26%, а цена для внутреннего рынка — только на 4%, и связывает такое расхождение с эффективностью демпфирующего механизма. Однако на фоне ожиданий роста цены на нефть выше 100 долларов за баррель и актуального курса рубля правительство решило модернизировать формулу расчёта демпфера.
- Уровень компенсации выпадающих доходов в случае с бензином будет увеличен с 68 до 83%, а по дизельному топливу — с 63% до тех же 83%. Эксперты считают, что такой ход поспособствует устойчивости топливного рынка, в том числе и розничного.
- Ожидается, что внесённый на рассмотрение законопроект Госдума проработает таким образом, чтобы новая формула механизма начала действовать уже в апреле.
По состоянию на конец января литр бензина в России стоил в среднем 51,3 рубля. Однако Россия заняла в рейтинге европейских стран по абсолютному уровню стоимости топлива второе место: дешевле России бензин оказался только в Казахстане. При этом по степени доступности бензина для среднестатистического жителя Россия заняла 17-ю позицию среди 32 стран.