Во сколько обходится содержание BMW 5 серии F10 с пробегом: дневник трат

С 1 октября правила ОСАГО опять изменились: что надо знать водителям
Разбор

Екатерина Демишева

С 1 октября 2022 года вступила в силу очередная корректировка правил ОСАГО. Появился ряд новшеств, связанных с взаимодействием страховщика и клиента. Например, теперь автовладелец обязан уведомлять страховую компанию о продаже или утилизации машины, а страховщикам дали частичный доступ к данным об авариях. Журнал Авто.ру узнал, какие ещё новые правила ОСАГО вступили в силу и как это всё будет работать на практике.

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Страховщика теперь нужно уведомлять о продаже машины

Собственник автомобиля отныне обязан в письменном виде сообщать своему страховщику о том, что у машины сменился владелец. Аналогично стоит поступать, если автомобиль утилизирован или не стоит на учёте по любой другой причине. Раньше эти данные клиенты могли предоставлять по желанию — то есть это было правом. Теперь в законе об ОСАГО явно прописана обязанность автомобилиста уведомить страховщика об изменениях. Такие меры позволят компаниям вовремя отслеживать смену владельца и пересчитывать тариф ОСАГО. Кроме того, это избавит от фактов мошенничества, когда новый владелец машины не оформляет полис, а продолжает ездить по чужому.

«Определено, что досрочное расторжение договора ОСАГО при гибели автомобиля может осуществляться только при наличии документа о том, что транспортное средство утилизировано. Также при смене собственника, если страхователь не расторгает договор, необходимо сообщать об этом страховщику», — объяснили Журналу Авто.ру в пресс-службе РСА.

Потерпевшие получат доступ к экспертизам и оценкам 

Страховые компании и раньше были обязаны знакомить потерпевших в аварии с результатами независимых технических экспертиз и оценок повреждений автомобиля. Однако для этого с потерпевших требовали письменное заявление. Теперь такой нормы нет, так как доступ к данным страховые компании будут предоставлять и без заявления — это их обязанность.

«В Правилах ОСАГО теперь закреплён порядок и сроки ознакомления потерпевшего с результатами осмотра или независимой экспертизы. В остальном изменения носят скорее уточняющий характер и в большей степени касаются работы страховых компаний», — пояснили в РСА.

Страховщики получат доступ в базы ГИБДД

Ещё два новшества связаны с техническим взаимодействием страховщиков и ГИБДД. Во-первых, страховщикам дадут доступ в базы ГИБДД, в которых хранится информация об авариях и возможных очевидцах. Во-вторых, они смогут автоматически получать данные о смене госномера застрахованного автовладельца. Впрочем, хотя эти правила уже вступили в силу, на деле они не работают — так как техническая реализация пока не готова, объяснили в РСА.

Изменения потребовались для облегчения процесса рассмотрения дел. Участники ДТП никогда не были обязаны записывать данные очевидцев (фамилии, телефоны и адреса), но им рекомендовали это делать для более быстрого сбора доказательной базы и рассмотрения дел о выплатах. Эти данные попадали в базы ГИБДД — и теперь страховщиков должны до них допустить. 

«Вводится возможность рассматривать убыток без представления потерпевшим документов о ДТП, оформленных полицией, но только в случае, если на это получено согласие страховщика и у страховщика имеется возможность получить сведения из указанных документов самостоятельно», — разъяснили в РСА. 

То же самое касается информации о смене госномера. Согласно новым поправкам, страховые компании смогут узнавать об изменении госномера из автоматизированной системы без участия автовладельца, хотя ранее передача данных была обязанностью автомобилистов.

Значит ли это, что собирать справки в ГИБДД страховщики смогут самостоятельно? Новые правила предусматривают, что потерпевший теперь вправе не предоставлять страховщику обязательные документы: копии протокола об административном правонарушении, а также постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Но это не значит, что страховщик будет сам получать их в ГИБДД.

«Речи о том, что страховщик получает эти сведения автоматически, нет. Указано на возможность получения страховщиком этих документов самостоятельно. Но у компании иного варианта, кроме запроса в ГИБДД и ожидания ответа в установленный срок, сегодня нет. И примеров такого получения данных страховщиками из документов, оформляемых сотрудниками полиции, на сегодня тоже нет», — объяснили в РСА.

Для чего нужны поправки и как они работают

Нововведения в теории направлены на то, чтобы позволить страховщикам обеспечить клиентам лучший сервис через свои приложения. Но страховщики пока не рекомендуют участникам ДТП отказываться от сбора информации об очевидцах, надеясь на доступ страховой компании в базу ГИБДД. 

В РСА говорят, что техническое взаимодействие структур не отлажено. И пока непонятно, как будут работать серверы ГИБДД при частых запросах из РСА. Тем более, что в каждом регионе у полиции установлены разные системы, к которым нужно адаптироваться. 

«Как будет реализована эта норма, пока сказать сложно, так как все документы по законодательству выдаются непосредственно участникам ДТП, страховщикам получить к ним доступ достаточно сложно и, как правило, это требует времени», — поясняют в РСА.

С мнением Союза страховщиков согласны и в страховом доме ВСК. Как заявила Журналу Авто.ру руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО в ВСК Татьяна Кудрявцева, заметных облегчений для клиентов пока не будет.

«Крайне важна техническая реализация и корректная работа сервисов как на стороне РСА, так и на стороне ГИБДД. Говорить о том, что клиентам уже сейчас можно расслабиться, преждевременно. Для начала эти сервисы нужно отладить и протестировать. Но в будущем это действительно будет удобно для наших клиентов», — считает Кудрявцева.

Так что пока страховщики советуют клиентам действовать как прежде — то есть самим собирать и передавать в компанию всю информацию, которая способна помочь в рассмотрении дела. Если страховая компания не сможет получить данные от ГИБДД, хоть закон это сделать позволяет, она будет вынуждена искать информацию у клиента или пострадавшего, и рассмотрение дела о выплатах рискует сильно затянуться.


Как теперь будете собирать документы?

Почитать ещё