Какие автомобили с пробегом подорожали сильнее всего: рейтинг Авто.ру

Горящие электрокары: почему случаются пожары и правда ли, что это происходит слишком часто
Разбор

Роман Сумцов

Разобраться в очень щекотливой и животрепещущей теме пожароопасности электрокаров нас побудило заявление страховой компании AXA, которая назвала электромобили опасными и показала воспламенение Tesla Model S после переворота. Казалось бы, доказательства налицо — вот автомобиль, он горит. Но в данном случае не обошлось без… пиротехники! Мы изучили этот и другие тесты электрокаров, посмотрели статистику и решили поделиться интересными выводами с вами. 

Что случилось 

Аналитики швейцарской компании AXA провели собственные краш-тесты электромобилей, в ходе которых отдельно проверялась защищённость блока батарей. По результатам испытаний эксперты заключили, что аккумуляторы большинства электромобилей недостаточно защищены и в случае аварии могут быть серьёзно повреждены. Для подтверждения этого тезиса и был устроен показательный краш-тест.

Причина для проведения испытаний возникла не на пустом месте: повреждение батареи действительно может привести к возгоранию и большому пожару. Так, в Европе несколько лет назад Tesla Model S и BMW i8 пришлось погружать в контейнеры с водой: потушить возгорание по-другому не получилось. С опасностью пожаров столкнулась и компания Hyundai: кроссоверы Kona внезапно загорались и выгорали полностью, из-за чего фирма отозвала 76 тысяч машин! 

Проблема серьёзная, но — вы только присядьте! — в AXA решили сфальсифицировать возгорание батареи тестового электромобиля с помощью установки в его днище пиротехники вместо нескольких ячеек батареи. Об этом говорится на официальном сайте компании

«Чтобы указать на опасность возгорания электромобилей, на мероприятии в Швейцарии мы смоделировали пожар с участием Tesla. Нам следовало прямо указать на этот факт после теста, особенно в пресс-релизах и в пояснении к графическим материалам», — говорится в сообщении AXA.

В свою защиту страховщик заявил, что всё это было сделано для привлечения внимания к тому, что литий-ионные батареи легко воспламеняются при повреждении, долго горят, а днище электромобилей, где обычно и установлены аккумуляторы, не всегда имеет достаточную защиту. 

1/6

Но ведь аккумуляторы и правда горят. Почему?

Внутри литий-ионных аккумуляторов есть жидкий электролит, который находится между плюсом и минусом аккумулятора. Если системы защиты от перегрева работают исправно, то электролит стабилен. Но стоит температуре подняться, как он разлагается на легковоспламеняющиеся газы. Вместе с этим аккумулятор надувается изнутри, а когда повреждается корпус, гремучая смесь получает доступ к кислороду и начинается пожар. 

Температура внутри аккумулятора может подскочить по разным причинам: во время быстрой зарядки или при полном его заряде, когда напряжение внутри достигает максимума, а это автоматически поднимает температуру. Также опасна разгерметизация аккумулятора, которая приводит к короткому замыканию и аналогичной реакции с воспламенением электролита. И как раз аварии, в теории, и могут привести к повреждению и разгерметизации батарей.

И как часто горят электромобили? Они опаснее машин с ДВС или нет?

Агрегатор страховых компаний AutoinsuranceEZ проанализировал данные Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Бюро статистики транспорта (BTS) США и выяснил: на сто тысяч проданных машин лишь 25 электромобилей загораются. Тогда как у традиционных автомобилей (с ДВС) фиксируется более 1500 возгораний на сто тысяч проданных автомобилей. А лидируют гибриды, у которых на те же сто тысяч реализованных машин приходится до 3400 возгораний.

1/5

По данным проекта EV FireSafe, занимающегося изучением случаев возгораний аккумуляторов электромобилей, 32% пожаров происходят во время вождения и лишь 18% — во время зарядки.

Не стоит бояться и моментального взрыва батареи: в 93% случаев возгорание начинается медленно, что значительно повышает шансы на спасение пассажиров, в отличие от риска стремительного возгорания систем, использующих традиционное топливо.

То есть электромобили всё-таки безопасны? Их проверяли в краш-тестах? 

На самом деле этой особенностью безопасности электрических машин давно озаботились и их создатели. В частности, на электромобилях предусмотрена система аварийного отключения батарей и подачи энергии в случае столкновения, что минимизирует риск возгорания. Сами аккумуляторные ячейки помещают в очень прочные корпуса, вокруг которых выстраивают мощный защитный каркас. В общем, от физических повреждений батареи стараются защитить по максимуму.

Почему тогда электрический компактный хэтчбэк Renault Zoe 2021 года получил на европейских краш-тестах EuroNCAP низшую оценку — ноль звёзд (из пяти возможных). Проблема оказалась не в том, что это электрокар: низкие баллы модель получила за отсутствие важных электронных ассистентов и помощников, плюс она не слишком успешно справилась с защитой пассажиров при боковом ударе, а также может быть опасна при наезде на пешеходов. Но машина не загорелась даже после многочисленных ударов о столбы и барьеры. 

1/4

Renault Zoe

Зато все электромобили Tesla (актуальными в списке значатся тесты Model X и Model 3), Audi, Mercedes-Benz, Porsche, Volvo и Polestar меньше пяти звёзд от EuroNCAP не получали. Однако показанная в постановочном краш-тесте AXA актуальная версия Tesla Model S на безопасность в Европе пока не проверялась. Хотя модель получила от Национального агентства безопасности дорожного движения США (NHTSA) оценку 5.4: рейтинг более 5 есть примерно у одного процента проверенных в краш-тестах агентства автомобилей. И сведений о возгорании всех этих автомобилей во время проверки безопасности нам найти не удалось.


Правильно ли поступили в AXA, проведя испытания таким образом?

Почитать ещё