Как продать машину без документов

ОСАГО России и Белоруссии объединят: что будет с ценами на страховку
Разбор

Василий Луговой

Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии могут ввести уже в 2023 году — с такой инициативой выступили парламентарии союзных государств и даже закрепили её рамочным документом. Страховщики не уверены, что проект смогут реализовать настолько быстро, а правозащитники предупреждают, что из-за этого ОСАГО наверняка подорожает.

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Что изменится

Решение об объединении автомобильных страховок России и Белоруссии было принято на заседании комиссии парламентского собрания по законодательству и регламенту, где присутствовали депутаты, страховщики и чиновники союзных государств. Итогом договорённостей стал проект закона, по которому обе страны уравняют законы, регулирующие «автогражданку».

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что на первом этапе национальное ОСАГО сохранится, а возможность использовать его в другой стране будет реализована как дополнительная опция к этому же полису. При этом международный полис «Зелёная карта», который для россиян и белорусов сейчас выполняет ту же роль, тоже останется в продаже.

Условия по договору ОСАГО (лимиты и компенсации), как и его стоимость, будут определяться в зависимости от того, гражданином какой страны является страхователь. А порядок выплаты потерпевшим в авариях станет рассматриваться по страховому законодательству той страны, где произошло ДТП, объяснили в РСА. «Унификация указанных параметров концепцией также предполагается, но в более долгосрочной перспективе», — пояснил Журналу Авто.ру исполнительный директор бюро «Зелёная карта» РСА Сергей Разуван.

Когда появится единый полис

Создать единый полис ОСАГО в рамках первого этапа парламентарии пообещали уже к середине 2023 года. Однако такие сроки участникам страхового рынка видятся нереалистичными. «На данный момент мы не располагаем достаточной информацией о ходе реализации проекта, не видели проект о внесении изменений в закон об ОСАГО и другие нормативные документы, так что прогноз реализации ко второй половине 2023 года кажется очень оптимистичным», — заметил начальник отдела методологии ОСАГО и «Зелёной карты» «Росгосстраха» Егор Светлов.

И если единое законодательство в области ОСАГО сделать нетрудно, то доработка внутренних информационных систем, хранящих данные о страховках, может вызвать затруднение — как на стороне страховщиков, так и у РСА, указывает Светлов. На это может понадобиться значительное время, полагает эксперт. Схожей позиции придерживается заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Он полагает, что сейчас преждевременно говорить о том, кто и куда будет обращаться за выплатами, равно как и предполагать цену единой «автогражданки».

Почему и для кого полисы подорожают

Клиентам, которые выберут опцию расширенного ОСАГО на территорию Союзного государства, потребуется доплатить какую-то сумму, а для тех, кому достаточно территории РФ, стоимость полиса не изменится, полагает Светлов из «Росгосстраха». Иного мнения придерживается автомобильный адвокат и правозащитник Сергей Смирнов: он уверен, что страховщики используют эту возможность для очередного повышения страховых тарифов.

«Для водителей единое ОСАГО совершенно точно обернётся подорожанием страховок, потому что бизнес захочет переложить в цену полиса свои административные расходы. Кроме того, увеличивается риск наступления страхового случая, и страховщиками всё это будет учтено. Не надо забывать и про трудности администрирования, связанные с разницей оформления ДТП, иными правилами и нормативными актами», — объясняет Смирнов.

Он отметил, что повышение цены, в первую очередь, больнее ударит по белорусским водителям, поскольку стоимость обязательной автостраховки в Белоруссии существенно ниже, чем в России. При этом лимит компенсации намного выше. Для примера, в среднем годовая страховка автомобиля с двигателем объёмом 1,2–1,8 литра для безаварийного жителя Минска старше 25 лет со стажем более двух лет обойдётся примерно в 2 тысячи российских рублей. Москвич при аналогичных условиях вынужден будет отдать за ОСАГО в несколько раз больше, а окончательная стоимость будет зависеть от страховщика.

Существенная разница ОСАГО в России и Белоруссии заключается ещё и в том, что к работе с обязательной страховкой в соседней республике допущены только государственные компании, а тарифы жёстко прописаны. Как уточнили Журналу Авто.ру в «Белгосстрахе», на страховом рынке республики полисы ОСАГО могут реализовывать только шесть государственных организаций.

В РФ «автогражданку» продают частные страховщики, которые устанавливают плавающий базовый тариф (в рамках тарифного коридора ЦБ), руководствуясь коммерческими целями. При этом лимит страхового покрытия за вред здоровью и имуществу потерпевшего в Белоруссии составляет 10 тыс. евро (свыше 600 тыс. рублей), в России — 500 и 400 тыс. рублей соответственно.

Объединение и выравнивание систем ОСАГО откроют для российских страховщиков доступ к клиентам из Белоруссии, что ударит по бизнесу местных компаний, уверен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. «Эта инициатива вполне реализуема при наличии политической воли. В результате наши страховые компании получат для себя ещё один рынок за счёт лучшего технологического проникновения и налаженных бизнес-процессов», — полагает эксперт.

В то же время вице-президент НАС ожидает, что в долгосрочной перспективе перенесение российской страховой культуры в Белоруссию может вызвать негативный тренд, который сейчас распространяется в России. «В перспективе белорусы тоже начнут отказываться от ОСАГО и ездить без страховок, как это делают уже миллионы россиян, потому что наша система “автогражданки” глубоко несправедлива, так как не обеспечивает должный уровень защиты и банально невыгодна», — заключил Шапарин.


Объединение ОСАГО двух государств — хорошая идея?

Почитать ещё