Валерий Арутин
Герои нашего теста не возглавляют чарты продаж, да и вообще сравнительно редко встречаются на улицах — по крайней мере, когда эти улицы проложены в больших городах. И правильно: нечего им там делать. Только вот в России ещё хватает мест, где понижайка, большой клиренс и мощная защита днища — не пережитки, а именно что жизнь. Поэтому у нас до сих пор выпускают УАЗ Патриот и Chevrolet Niva со всем этим арсеналом. Но, быть может, Nissan Terrano, тоже собранный в России, справится не хуже? Пусть и по всем признакам он — кроссовер.
Собственно, почему нет? Кроссоверы захватывают мир не с бухты-барахты — просто они всё лучше выполняют задачи, которые раньше были узкоспециализированными. Вот и наши участники наиболее способны каждый в своей дисциплине. Они различаются конструкцией, размерами, мощностью... Ну и ценой тоже. Так кто же окажется самым-самым?
Мы, конечно, пройдёмся по всем важным критериям. Но главное умение сегодня — это проходимость. И её цена, мы сейчас не про рубли, а про расход водительских нервов на каждый километр пути за пределами бездорожья. Но сначала познакомимся с участниками поближе.
Chevrolet Niva
Самый компактный участник нашего теста: в длину Niva лишь чуть больше четырёх метров. Но выглядит грозно: практичный некрашеный пластиковый обвес «по кругу», запасное колесо на задней двери и даже шноркель на левой стойке! И пропорции максимально внедорожные: клиренс большой, передний свес маленький, а заднего практически и нет.
Назвать конструкцию Chevrolet канонически внедорожной мешает только отсутствие рамы — Niva всегда была и, видимо, всегда будет, с несущим кузовом. Вне зависимости от того, как она называется и кем производится. Но в остальном всё по фэншую — с продольно установленным двигателем, постоянным полным приводом, понижающим редуктором и неразрезным задним мостом. Передняя подвеска — независимая, с поперечными рычагами. Есть механическая блокировка центрального дифференциала.
Выбор силового агрегата не предусмотрен — только вазовский
А если Niva нужна не ради штурмов серьёзного оффроуда (а зачем тогда?), то можно купить версию без шноркеля, зато с окрашенным обвесом и серебристыми колёсными дисками. Цена у комплектаций LEM (на фото) и более нарядной GLC Multimedia одинаковая — 819 000 рублей. В обеих есть электрические стеклоподъёмники в передних дверях, дополнительная шумоизоляция, подушка безопасности водителя, обогрев передних сидений, парктроники сзади и камера заднего вида. Новинка оснащения от Chevrolet – мультимедийная система с бесстыдно торчащим экраном и управляющей консолью под блоком отопителя.
Базовая Niva, лишённая всех этих и некоторых других радостей жизни, стоит заметно дешевле — от 667 000 рублей.
УАЗ Патриот
По сравнению с Нивой УАЗ просто огромный. На 70 с лишним сантиметров длиннее, заметно шире, а в холке преодолел, как сейчас часто говорят, психологическую отметку в 2 метра. Из-за которых не может преодолеть вполне осязаемые отметки у ворот многих крытых паркингов.
С каждым следующим обновлением Патриот выглядит всё более модным, но не перестаёт быть настоящим, олдскульным джипом. Рама, неразрезные мосты, а сзади вообще рессорная подвеска. Полный привод — с жёстко подключаемым передком, есть понижающий редуктор, а за доплату в 38 900 рублей появится блокировка заднего межколёсного дифференциала.
Двигатель у УАЗа тоже не самый современный — бензиновый четырёхцилиндровый атмосферник объёмом 2,7 литра, ведущий свою родословную от волговского ЗМЗ-406. Его ульяновские инженеры периодически дорабатывают — последняя модернизация случилась совсем недавно, и после нее мотор развивает 150 л.с. Тоже не много, учитывая, что этот автомобиль весит более двух тонн.
А самый современный агрегат Патриота — шестиступенчатый «автомат», который внедорожник наконец-то получил летом этого года. Такую же коробку давно использует на многих своих моделях… General Motors, и она зарекомендовала себя довольно надёжной.
«Автоматы» давно доказали свою эффективность на бездорожье, однако заокеанский агрегат — довольно дорогая штука. Во многом из-за него тестовый УАЗ Патриот стоит 1 256 600 рублей. А цена автомобиля в максимальной комплектации Edition I Автомат составляет 1 381 800 рублей. Не Аурус, конечно, но для отечественного автомобиля совсем не мало.
Впрочем, владелец такого Патриота получает за свои деньги и много других полезных или просто приятных вещей. Систему стабилизации, круиз-контроль,
Nissan Terrano
Третий участник теста – автомобиль с японским именем, французским происхождением и российским техпаспортом. С тем же успехом мы могли взять на тест «исходник», то есть идентичный по технике Renault Duster, но решили слегка разнообразить вечеринку. Стоит Ниссан немногим меньше тестового Патриота – 1 234 000 рублей (с учётом доплаты за «металлик»). Если добавить ещё 26 тысяч, можно получить Terrano с кожаной обивкой сидений и другим дизайном
Зато покупатель может выбрать не только комплектацию, но и силовой агрегат. Для Terrano доступны два бензиновых атмосферных двигателя – базовый 1,6-литровый (114 л.с.) и более мощный 2.0, развивающий 143 л.с. Есть как «механика», так и «автомат», пусть даже древний четырёхступенчатый. А с мотором 1.6 доступен и передний привод — такая машина стоит от 979 000 рублей.
Nissan Terrano по всем признакам не внедорожник, а кроссовер. Силовой агрегат расположен поперечно, понижающей передачи нет и не предвидится, а привод на заднюю ось подключается многодисковой муфтой, которую можно жёстко заблокировать только на небольшой скорости. Сзади вместо сурового моста — независимая многорычажка, спереди – стойки McPherson. И кузов, естественно, несущий.
Но за счёт такой конструкции Nissan оказывается лишь немногим тяжелее Шнивы — 1434 кг, хотя длиннее на целых 30 сантиметров. А ещё — на десяток лет современнее, но чувствуется ли это в салоне?
Интерьеры и багажники
Terrano, как все автомобили, созданные на платформе В0, диктует водителю несколько специфическую посадку. Из-за отсутствия регулировки руля по вылету, ему приходится придвигать кресло и сидеть с согнутыми ногами. Хотя само сиденье хорошее — мягкое, но при этом с неплохой боковой поддержкой. Не хватает разве что регулировки поясничного подпора.
Мелкие огрехи эргономики, вроде блока климата, к которому приходится тянуться, или спидометра с нечётной оцифровкой — тоже В-платформенное наследство. От которого, надеемся, Terrano и всё остальное французско-японское семейство избавят в следующем поколении. А ульяновский внедорожник тем временем предпочитает не ждать наследника, а заниматься саморазвитием здесь и сейчас.
С дверьми на УАЗе, кажется, разобрались — чтобы их открыть-закрыть, на тестовой машине уже не требуются ни генерал, ни грубая сила. Но дальше ты в Патриот не садишься, а залезаешь. И подножки с поручнями на стойках здесь не для внедорожного антуража, они реально облегчают вход-выход.
Благодаря регулировке руля по двум направлениям и правильному положению кресла, водитель может подобрать в Патриоте удобную посадку. По крайней мере, если он не очень высокий. Но само сиденье довольно плоское и хуже держит в поворотах, а кожаная обивка только усугубляет ситуацию. Хотя в целом эргономика неплохая: крупные кнопки расположены логично, приборы читаются хорошо.
Впрочем, без претензий тоже не обошлось. Самый серьёзный прокол — селектор автомата. Он тугой и слишком короткий. Водителю приходится к нему тянуться — особенно в ручном режиме, когда рычаг нужно сдвинуть вправо. И даже дизайном селектор диссонирует с остальным интерьером, словно его взяли с другой машины «на сдачу» от самой коробки.
Компактная Niva, ясное дело, оказывается намного теснее Патриота, но вот что удивительно: по ширине салона на уровне плеч она превосходит Nissan! Да и по запасу пространства над головами ему не уступает. И хотя здесь тоже руль регулируется только по углу наклона, посадка водителя в целом удобная, пусть и не такая плотная, как в Terrano.
Но в остальном салон Chevrolet просто унылый. Панель — кусок чёрного пластика без отделки, но с кое-как приделанным сверху тачскрином мультимедийки. Но чтобы банально сделать музыку потише (а погромче, поверьте, не хочется), нужно тянуться куда-то в нижнюю часть консоли – на пластиковом руле кнопок нет.
Позади водительского кресла Niva уже не может тягаться в размерах с остальными. У пассажиров второго ряда мало места для коленей, ногам мешает высокий центральный тоннель, да и с дополнительными удобствами чуть лучше, чем никак – есть только оригинальный откидной подлокотник водительского кресла, который превращается в подстаканники для задних пассажиров. Даже стёкла нужно опускать вручную!
И багажник «Шеви-Нивы» своеобразный – высокий, но короткий. И это единственный, наверное, автомобиль, в котором хочется иметь высокий порог багажной двери — чтобы груз банально не вываливался на дорогу при открывании широкой «калитки».
Багажник Terrano более привычной формы и заметно большего объёма. Есть подполье с запаской и местом вокруг неё для мелочёвки, огорчает только хлипкий фальшпол.
На втором ряду Nissan тоже просторнее: перед коленями пассажиров на несколько сантиметров больше места, а их ступни без проблем умещаются под передние кресла. Не позавидуешь только третьему седоку: центральный тоннель здесь поменьше, чем в Ниве, но ноги на него не пристроишь. Зато только в Terrano есть третий подголовник.
Вольготнее всего пассажирам, севшим в Патриот. Места над головами — хоть фуражки не снимай, «по ногам» разница с Chevrolet в добрых десять сантиметров, можно спокойно сесть втроём: центральный тоннель едва выступает над полом. А для двоих есть подлокотник с подстаканниками. Плюс подогрев и воздуховоды с отдельным вентилятором.
Жаль, сложить нормально задний диван, чтобы максимально использовать просторный кузов, не получится. Спинки не ложатся в горизонт и образуют очень высокую ступеньку, которой нет у других автомобилей в тесте. Впрочем, багажник УАЗа и без этого огромен. Единственное неудобство: тяжёлая «калитка» почему-то открывается вправо, как на внедорожниках для японского рынка.
Бездорожье
Проверяя эргономику и тестируя вторые ряды, мы добрались до заброшенного песчаного карьера, местами заросшего, местами порядком изрытого неизвестными героями оффроуда на квадро- и мотоциклах. Отличный тестовый полигон для этих машин. Во-первых, здесь во многом нивелируется разница в шинах автомобилей. Nissan обут в Continental CrossContact LX для «лёгкого бездорожья», УАЗ — в более зубастый CrossContact ATR, а Niva и вовсе — в зимний шипованный Nokian Nordman. Но даже они неплохо самоочищаются от рыхлого песка.
Во-вторых, на мягком грунте меньше риск повредить бамперы или что-нибудь под днищем при проверке геометрической проходимости. Да, наконец, просто приятнее откапывать машины из песка, чем из пачкающей всё и всех глины! Но в этот раз лопата так и осталась лежать в багажнике: автомобили преодолели все препятствия самостоятельно. Зато в том, как они это сделали, есть свои нюансы.
УАЗ Патриот, как ни крути, на бездорожье тяжеловат. На нём главное — не зарыться в рыхлый грунт. Кроме того, у Патриота длинная база, ухудшающая «геометрию». И хотя под днищем нет сильно уязвимых элементов, преодолевать перегибы нужно аккуратнее.
Ульяновский внедорожник выручает трансмиссия. Поворотом шайбы на центральном тоннеле легко включается понижающий ряд, кнопкой по соседству – блокировка заднего дифференциала, и Патриоту становятся не страшны песчаные колеи глубиной по колено. А там, где нужно проехать «шёпотом», 150-сильному атмосфернику сильно помогает гидротрансформатор «автомата», нивелирующий недостаток крутящего момента на низких оборотах.
Компактная Chevrolet Niva ставит минимум ограничений по геометрической проходимости, да и ходы подвесок у машины внушительные для её размеров. Она может проехать там, куда соваться на Патриоте не хочется из-за боязни поцарапать лакированные бока или повредить подножки.
И в рыхлом песке Niva не пасует благодаря внедорожной трансмиссии. Главное — суметь задействовать весь её потенциал с помощью второго, короткого рычага в салоне. Сначала перемещением его вперёд нужно перейти на пониженный ряд — это относительно легко, жаль только, что момент включения трудно ощутим. Дальше движением влево блокируется центральный дифференциал — если у водителя хватит на это сил, физических и моральных. После третьей-четвёртой попытки сдвинуть рычаг в сторону кажется, что ты уже что-то в машине сломал. Тем более, что Chevrolet напрочь лишён индикации режимов трансмиссии.
Но когда Niva во всеоружии, карьерная «песочница» не страшна и ей. На рыхлом грунте можно даже, осмелев, перейти на вторую передачу — главное, не отпускать газ и не терять инерции. А вот на крутых подъёмах тольяттинскому автомобилю тяжелее, чем остальным. Нехватку мощности и тяги двигателя здесь можно компенсировать только пробуксовкой сцепления. Надолго ли его хватит? Поэтому лучший, а порой и единственный вариант — брать такие препятствия ходом. Благо, энергоёмкая подвеска позволяет.
После внедорожников пускать на то же бездорожье Nissan Terrano было страшновато. Но он на удивление хорошо справился! Да, ходы подвесок у кроссовера ощутимо меньше, он раньше вывешивает разгруженное колесо. Однако это Nissan не останавливает: электронная имитация блокировок эффективно подтормаживает буксующие колёса, и машина не сразу, но взбирается на косогор.
А в глубоком песке Terrano выручает «автомат». Без понижающего ряда провернуть ведущие колёса бывает тяжело — настолько, что двигатель с нажатой в пол педалью газа просто «садится» по оборотам. Однако автомобиль при этом всё равно медленно, но упорно едет вперёд! И даже муфта полного привода у нас не перегрелась. Хотя сколько в таком режиме она прослужит, неизвестно. Как и «автомат», не имеющий репутации сверхнадёжного.
Ещё подвеска Terrano (он же Duster) считается непробиваемой — но лишь это в сравнении с другими кроссоверами. А вот после Патриота и Нивы так уже не кажется: Nissan мягче и комфортнее, однако штурм бездорожья ходом уже требует некоторой осмотрительности. Впрочем, водитель наверняка сбросит скорость раньше, чем у Terrano пробьёт подвеску, — из-за ударов, приходящих на руль.
Замкнуть подвески на Chevrolet — задачка куда более трудная. Однако Niva жёсткая, и на плохой дороге водитель сбрасывает скорость, чтобы не болтаться с пассажирами в салоне, как в шейкере.
Патриот мягче и солиднее, но при этом позволяет мчать, буквально не разбирая дороги. Пожалуй, единственное, чего нужно опасаться водителю, это серии ям или ухабов. Тогда при неудачном попадании в фазу передняя подвеска может замкнуться на ограничители. А тем, кто выберет одну из максимальных комплектаций УАЗа, стоит побеспокоиться о сохранности низкопрофильных
Асфальт
Каким бы серьёзным ни был внедорожник, ему тоже приходится ездить по цивилизованным дорогам. Чем дальше, тем больше — даже в России. И с возвратом на асфальт впечатления от участников теста меняются.
На шоссе Nissan Terrano ожидаемо воспринимается самым легковым и комфортным. Двигателя на холостых оборотах почти не слышно, да и с ростом скорости его звук не напрягает. И тянет мотор неплохо: его 143 сил достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно в динамичном потоке столицы и областных дорог.
Удовольствие портит только старый «автомат». При переключениях ощущаются лёгкие толчки, в кик-дауне коробка тянет с переходом на низшие передачи, а при езде с постоянной скоростью «автомат» часто путается сам в себе, переключаясь со ступени на ступень и обратно.
Коробка GM, которую получил УАЗ Патриот, тоже не идеальна: при переключениях вверх слегка пинается, а скидывает передачи медленнее, чем хотелось бы. Но в целом ничем, кроме неудобного селектора, не раздражает — и в итоге выводит УАЗ на новый уровень комфорта.
Ещё бы немного причесать характер двигателя… Он ощутимо вибрирует на холостых, даже когда «автомат» стоит на паркинге. И хотя при последнем обновлении ему прибавили сил и ньютонметров, для тяжёлого внедорожника мотор по-прежнему слабоват. Из-за этого для более-менее активной езды его нужно крутить, но после 3500
Но даже на фоне УАЗа Chevrolet Niva воспринимается совсем уж неотёсанным автомобилем. Рычаг у коробки передач тяжёлый и с большими ходами. Каждое переключение, а, точнее, сброс газа перед ним, сопровождается ощутимым ударом — видимо, так выбираются все люфты в трансмиссии. И трогаясь со светофора, нужно аккуратно работать педалями, иначе есть риск заглохнуть из-за нехватки момента у мотора.
Чтобы худо-бедно разгоняться, обороты двигателя нужно держать не ниже 2000
Управляется Niva тоже «на троечку». Руль на парковочных скоростях тугой, а на шоссе совсем неинформативный, да и чувствительность у него низкая. Впрочем, на прямой это не напрягает: автомобиль устойчив. Зато в виражи покруче Chevrolet заезжает неожиданно охотно, ещё сильнее вкручиваясь в поворот под сброс газа.
Огрехи асфальта подтверждают выводы с бездорожья: Niva жестковата. Да, лежачему полицейскому можно не кланяться, но на каждой крупной неровности автомобиль резко встряхивает груз и пассажиров. Удивительно, но эта жёсткость сочетается с немалыми кренами.
Патриот тоже совсем не боится ям, но преодолевает их намного комфортнее. Однако свои слабости есть и у него, и они продиктованы конструкцией с тяжёлыми мостами и рессорами. На дорожной мелочёвке ощутимы вибрации неподрессоренных масс, а колеи, продавленные в асфальте, заставляют УАЗ шарахаться на скорости из стороны в сторону.
Хорошо, что последние доработки подвесок и рулевого управления сделали Патриот более послушным. По крайней мере, обратная связь по рулю у него лучше, чем у Нивы. Хотя «в нуле» по-прежнему сохраняется зона нечувствительности, но для рамного автомобиля с червячным рулевым редуктором она – неизбежное зло. Да и гонять на УАЗе не тянет: высокий внедорожник сильно кренится и поворачивает куда неохотнее Нивы. А ещё Патриот заметно клюёт носом при интенсивном торможении.
Terrano более отзывчив к командам рулём, хотя ему тоже свойственна недостаточная поворачиваемость, которую не победить сбросом газа. И пусть усилие на руле несколько искусственное, зато у него есть чётко выраженный «ноль», позволяющий водителю легко контролировать Nissan на высокой скорости.
Но откровенно разбитые дороги Terrano не любит – перед крупными ямами и лежачими полицейскими ход уже приходится сбрасывать, пусть и не так сильно, как на других кроссоверах. Зато там, где дорога получше, Nissan заметно комфортнее УАЗа и Нивы.
Итоги
Наше сравнение, конечно, нельзя считать максимально корректным: уж слишком разные собрались автомобили. На бездорожье все три оказались способными на многое, даже Nissan, да и на асфальте современные машины с впечатляющей проходимостью уже не похожи на тракторы. И всё же главный результат нашего теста — это эмоции, которые вызывает каждый автомобиль.
УАЗ Патриот удивляет. Внедорожник, имеющий неоднозначную репутацию, оказался намного лучше, чем мы думали перед началом теста. Он большой, реально крутой на бездорожье и одновременно довольно комфортный. А главный сюрприз: УАЗ наконец-то может ехать по асфальту, не вгоняя водителя в холодный пот. Даже несмотря на родство с древним «козликом», геном которого ещё присутствует в конструкции Патриота.
Радует, что инженеры УАЗа не опускают руки и медленно, но последовательно совершенствуют автомобиль по всем направлениям — от ключевых компонентов шасси и силового агрегата до банальных кнопок. Из последних новостей: скоро Патриоту обещают добавить более мощный 180-сильный турбомотор. Конечно, одновременно с такой серьёзной модернизацией внедорожник дорожает. Но нынешняя цена не выглядит завышенной — за такой большой и универсальный автомобиль.
Зато Chevrolet Niva разочаровывает, особенно на фоне УАЗа. Машина из Тольятти откровенно устарела, чего не способны скрыть ни импортная эмблема, ни красивый обвес. А ведь этот внедорожник дебютировал почти одновременно с Патриотом, и тогда, в начале двухтысячных, считался едва ли не самым совершенным российским автомобилем.
Но Niva стала пасынком и для Chevrolet, и для АвтоВАЗа, и практически не менялась годами. У неё по-прежнему древние мотор и трансмиссия, тесноватый салон, бедное оснащение. Доработки автомобиля свелись к мелочам – косметическое обновление интерьера, обвес, настройка двигателя под очередные экологические требования. Теперь вот мультимедиа, наверное, самая дешёвая из тех, что удалось найти…
В итоге, помимо хорошей проходимости, Niva может привлечь покупателей только низким прайсом: всё-таки она в полтора раза дешевле остальных. Но и тут могут быть трудности – если покупатель взглянет на иномарки с вторичного рынка.
А Nissan Terrano? Успокаивает. Он комфортный, тихий и довольно вместительный. Для кроссовера удивительно хорош на бездорожье, но приятнее настоящих внедорожников на асфальте. Если среда вашего обитания ограничена хоть какими-то дорогами, то Nissan предпочтительнее и Chevrolet, и УАЗа.
И дополнительно заряжает оптимизмом тот факт, что АвтоВАЗ разрабатывает новую «Ниву», преемницу Lada 4x4, на основе той же платформы В0 от Terrano. И если слухи верны, то в Тольятти её стараются сделать более «внедорожной» — а значит, на выходе может получиться очень интересный автомобиль. Приятный на асфальте и одновременно способный преодолеть суровое бездорожье. Как показывает наш тест, с проходимостью у внедорожников, созданных российскими инженерами, всё в порядке.
УАЗ Патриот

- — Просторный салон
- — Большой багажник
- — Отличная проходимость
- — Автоматическая коробка
- — Недостаточно мощный двигатель
- — Низкая устойчивость на большой скорости
- — Высокая цена версии с «автоматом»
Комплектация
2.7 AT (150 л.с.) 4WDДвигатель
2.7 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.
Цена, ₽
1 256 600
Chevrolet Niva

- — Низкая цена
- — Привлекательная внешность
- — Геометрическая проходимость
- — Слабый двигатель
- — Шум
- — Бедное оснащение
- — Маленький багажник
Комплектация
1.7 MT (80 л.с.) 4WDДвигатель
1.7 / 80 л.с / бензинКоробка передач
Механическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
10.8
Разгон до 100 км/ч
19Цена, ₽
819 000
Nissan Terrano

- — Комфорт
- — Управляемость
- — Энерговооружённость
- — Высокая цена
- — Эргономика
- — Старый «автомат»
Комплектация
2.0 AT (143 л.с.) 4WDДвигатель
2.0 / 143 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
8.7
Разгон до 100 км/ч
11.5Цена, ₽
1 234 000