Новые правила ОСАГО: машины разрешат продавать вместе с действующим полисом

Параллельный импорт: что это такое и поможет ли он справиться с дефицитом машин и запчастей

Разбор

Екатерина Демишева

Российские чиновники разрешили ввозить в страну некоторые категории товаров путём параллельного импорта. Поставщикам таких товаров теперь не нужно получать разрешение производителя или официального дистрибьютора на ввоз и продажу. В перечень товаров попали и некоторые бренды автомобилей и производители запчастей — так государство надеется избежать дефицита и насытить рынок автомобильными компонентами. Рассказываем, как это будет работать. 

Задайте нам вопрос в Кью!

Почему параллельный импорт был запрещён раньше

Схема параллельного импорта даёт возможность ввезти в страну товар без разрешения производителя или правообладателя. До весны 2022 года в России это было запрещено. По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, запрет параллельного импорта всегда лоббировали официальные дистрибьюторы и производители автомобилей иностранных марок. Обуславливалось такое решение заботой о безопасности автомобилей и их владельцев.

«Им было важно, чтобы всё шло через них, особенно запчасти. Делали это под эгидой заботы о безопасности. Но они на этом зарабатывали вместе с дилерами — как на гарантийных автомобилях, так и на постгарантийных. Производители машин, которые собирают у нас, тоже не хотели, чтобы кто-то эти машины откуда-то ещё ввозил в страну. Эта система работала жёстко, но и дистрибьюторы организовывали насыщение рынка машинами и деталями», — объясняет Удалов.

Весной 2022 года ситуация резко изменилась из-за санкций и сложностей с логистикой. У участников рынка возникли проблемы с ремонтом автомобилей в гарантийный период и после него, так как запчастей на рынке нет и заказать их пока очень сложно, а иногда невозможно. С точки зрения безопасности гораздо важнее обеспечить техническое обслуживание машин, которые уже ездят по стране, добавляет эксперт, поэтому власти решили, что запчасти должны попадать в продажу — оригинальные или нет.

«Например, у меня есть машина Skoda Octavia, и никто, включая официальных дилеров, не может найти мне для неё крыло. Важно сегодня сохранить возможность эксплуатации автомобилей. Официальные дистрибьюторы и производители не станут этому мешать, потому что осознают всю важность насыщения рынка запчастями и автомобилями. Им тоже нужно сохранить лояльность к своему продукту», — уверяет аналитик. 

Дилеры уже имеют опыт использования каналов альтернативных поставщиков, рассказал Журналу Авто.ру директор по сервисному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. Правда, раньше это в основном касалось запчастей для негарантийного ремонта.

«Схема параллельного импорта позволит решить вопросы по гарантийному ремонту автомобилей. По запчастям, относящимся к группе расходных (фильтры, тормозные диски и колодки), в основном проблем нет: на рынке есть и оригинал, и неоригинал. Сложности возникают с запчастями для агрегатного ремонта, электронными компонентами, и эта проблема тянется со времён пандемии, а также с уникальными запчастями для кузовного ремонта», — объясняет Тимашов.

По словам Удалова из «Автостата», параллельный импорт поможет рынку вне зависимости от того, кто будет привозить товары — дилеры, официальные представительства через другие компании или ещё кто-то. 

«Много лет назад были созданы большие хабы запчастей в странах, где параллельный импорт разрешён. Например, в ОАЭ. И запчасти там были дешевле, чем у дистрибьютора, но их ввоз в Россию запрещали. И если сейчас такая возможность появится, то это поможет рынку и владельцам автомобилей», — считает эксперт.

В рамках параллельного импорта можно будет ввозить даже машины 

В опубликованном списке Минпромторга оказались не все компании, испытывающие проблемы с поставками. Сейчас туда попали марки, выпускающие роскошные автомобили стоимостью свыше 50 тысяч евро, и те, которые заявили о приостановке деятельности. А те бренды, которые пока не делали громких публичных заявлений, но временно прекратили работу в ожидании изменения ситуации, в список не вошли. 

«В списке нет, например, брендов BMW, Mercedes-Benz, Audi и так далее. Они официально заявлений не делали, но приостановили работу и ждут. А те, кто выразил свою позицию, в список Минпромторга попали. Теперь любой дилер сможет привезти себе для продажи указанные в списке автомобили по схеме, по которой раньше, например, завозили в страну модели Tesla», — поясняет Сергей Удалов. Эксперт уверен, что после того, как ситуация придёт в норму, норма о разрешении параллельного импорта будет отменена.

Какие марки попали в список параллельного импорта Минпромторга:

  • автомобили: Tesla, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Hummer, Rover, GMC, Freightliner, Peterbilt, Kenworth и Mack
  • автокомпоненты: Volvo, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Michelin, Goodyear, Continental и Bridgestone

Что будет с ценами

Сегодня, чтобы ввезти на территорию России партию серийных машин, юридическому лицу нужно получить одобрение типа транспортного средства либо на всю партию, либо на серию автомобилей. А для того, чтобы получить такое одобрение, нужно иметь разрешение от владельца бренда. Прежде такой документ оформляли исключительно официальные представительства автокомпаний или их структуры. 

В схеме параллельного импорта дилерам нужно делать всё то же самое, включая оплату таможенной пошлины, утилизационного сбора и установки на автомобиль ЭРА-ГЛОНАСС — но уже без разрешения правообладателя. Правда, увеличившиеся затраты дилера обязательно скажутся на ценах. 

«Условный дилер сейчас может ввезти партию машин, указанных в списке Минпромторга брендов, оплатив все расходы. И далее продавать у себя в автосалонах за большие деньги, чтобы отбить свои затраты. Если мы говорим о Bentley, Jaguar Land Rover, Jeep и дорогих “американцах”, то это единичные модели, которым удорожание не так страшно. Но в нашей стране массово покупают совсем другие машины, для которых увеличение стоимости может быть очень чувствительным, особенно для моделей, которые выпускались в России локально», — рассказал Журналу Авто.ру руководитель Российского автомобильного союза Антон Шапарин.

Впрочем, эксперт отмечает, что массовых моделей вообще нет в списке Минпромторга, поэтому ввозить их в обход импортёра дилеры не смогут. И единственным выходом, по мнению Шапарина, станет расширение параллельного импорта на все бренды, чтобы сделать автомобили более доступными.

«Логичнее было бы разрешить параллельный импорт на конкретные товары, например, автомобили и автозапчасти, за исключением каких-то дружественных брендов. Тогда бы история параллельного импорта стала бы масштабной и менее затратной для дилеров. Сейчас речь идёт о единичных автомобилях, преимущественно дорогих и редких. Но ведь основная задача — удовлетворить массовый спрос», — объясняет глава РАС.

Российский автомобильный союз уже обратился к депутатам с просьбой не указывать конкретные бренды, а распространить параллельный импорт только на категории товаров. Кроме того, общественники предлагают отменить утилизационный сбор и снизить таможенные ставки для ввоза автомобилей — это позволит не только сократить дефицит, но и сделать машины доступнее.


Параллельный импорт поможет рынку?

Почитать ещё