Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров

Подборки Константин Новацкий Комменты

Рядная «четвёрка», пухлый V6, редкий V10 и 12-цилин­дровый зверь — как предмет обожания и признак статуса. На этом счёт моторных «горшков», как правило, заканчи­вается. Но если копнуть глубже, то его можно заметно расширить... Ведь совсем недавно инженеры прятали под автомо­бильные капоты настоящих монстров! Взгляните на эти невероятные установки и зацените их характеристики.

Bugatti: между 16 и 18

Экспериментальный атмосферный W18 Bugatti: 563 л.с., 650 Нм и 315 кг
Экспериментальный атмосферный W18 Bugatti: 563 л.с., 650 Нм и 315 кг
Экспериментальный атмосферный W18 Bugatti: 563 л.с., 650 Нм и 315 кг
Концепт-кар Bugatti EB18/3 Chiron с мотором W18, 1999 год
Концепт-кар Bugatti EB18/3 Chiron с мотором W18, 1999 год
1 5

Рождённый в 2005-м тысячесильный гиперкар Veyron вернул нам очаро­вание большого и мощного мотора. Серийный восьми­литровый W16, который представлял собой две VR-образных «восьмёрки», располо­женные под прямым углом друг к другу, вышел довольно компактным и при этом жутко мощным и горячим. Истории о том, как раскалённый докрасна движок чуть не спалил испыта­тель­ную лабора­торию в Вольфс­бурге, давно вошли в сборник легенд о Bugatti.

Но изначально создание гипермощной и супер­быстрой машины пред­полагало мотор покрупнее. Инициатор программы Фердинанд Пих делал ставку на 18-цилин­дровое «сердце»: оно пред­став­лялось ему ещё более грандиозным и диким. Мотор был «собран» из трёх рядных «шестёрок» и обладал объёмом 6,3 литра, но оставался атмо­сферным и развивал смешные по сегодняш­ним меркам 563 лошадиные силы и 650 ньютон-метров. 

Именно этот движок можно встретить на концепту­альном купе Bugatti EB118, седане EB218 и почти-почти «Вейроне» с индексом 18.4 — все они родились незадолго до милле­ниума и готовили публику к появлению главного гиперкара планеты. Однако вскоре от игр с восем­надцатью цилиндрами команда Пиха отошла, предпочтя новенький, более компактный W16 с квартетом турбин. Он-то по итогу и привёл машины Bugatti к триумфу мощности и скорости.

Cizeta: V16 поперёк машины

Мотор суперкара Cizeta Moroder V16T: два V8 от Lamborghini, соединённых последовательно
Мотор суперкара Cizeta Moroder V16T: два V8 от Lamborghini, соединённых последовательно
Мотор суперкара Cizeta Moroder V16T: два V8 от Lamborghini, соединённых последовательно
 Cizeta V16T
 Cizeta Moroder V16T Prototype 1988
1 5

Если нет денег на долгие инженерные изыскания, можно попытаться спарить два уже суще­ствующих движка. По сути, именно так в девяно­стых родилась 16-цилин­дровая установка для суперкара Cizeta Moroder, который вы видите на фото.

Конструкторы Клаудио Дзамполли и Оливьеро Педрацци не стали ничего усложнять и состыко­вали пару массивных «восьмёрок» от спорткупе Lamborghini Urraco P300S. Но совсем без заморочек не обошлось. Длиннющий 64-клапанный силовой тандем объёмом шесть литров кон­структоры разместили по центру машины... развернув поперёк! А поскольку с обоих торцов двигатель упирался в кузов, с механиче­ской трансмиссией и навесным оборудо­ванием пришлось повозиться. В резуль­тате моторный отсек превратился в собрание лучших «цитат» авто­мобильной компоновки.

Представленная в серийном виде модель V16T хвастала двух­метровой шириной и разви­вала 540 лошадиных сил, чего хватало для спринта в четыре секунды до сотни и достижения 328 кило­метров в час. Всего руками спецов Cizeta Automobili было собрано два десятка таких машин. Одну из них недавно выставили на продажу за 55 миллионов рублей.

BMW: 16 цилиндров и дыры в багажнике

Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
1 6

Пойди история иначе, современные охотники за янгтаймерами вели бы вселен­скую битву за одну из серийных «семёрок» с 16-цилин­дровым мотором. Красота же! В 1980-х немцы под руко­водством человека по фамилии Ланге вовсю работали над установкой в свои машины 6,7-литро­вого мотора V16. Правда, дальше прототипа под рабочим названием «Золотая рыбка» дело не пошло.

Неприметный с виду седан 750iL (если не считать странных «ушек» на задних крыльях) таил в себе установку, рождённую за двадцать лет до «Вейрона». За основу в BMW взяли пяти­литровый V12 M70 с алюмини­евым блоком, знакомый по купе 850CSi и суперкару McLaren F1, и «нарастили» ему четыре цилиндра. Рабочий объём вырос ещё на полтора литра, а мощность поднялась до 408 лошадиных сил. Пиковый крутящий момент достиг отметки 637 Нм.

В 1988 году укомплектованный чудо-мотором седан Goldfisch впервые вышел на тесты. По динамическим показателям новый вариант заметно превосходил 12-цилин­дровую версию. В сравнении с исходным мотором M70, новый позволил снять полторы секунды с разгона до «сотни» (6 секунд ровно) и пробить 300 км/ч. При этом шест­надцать цилиндров под капотом требо­вали намного больше холодного воздуха — вот для чего седану раскроили задние крылья и крышку багажника, соорудив крупные воздухо­заборники и воздуховоды.

Испытания показали, что с учётом большего внимания к охлаждению новый двигатель всё-таки может пойти в серию. Однако в компании не решились выводить установку на рынок и развязы­вать тем самым инженерную битву с другими произво­дите­лями. Экспери­менталь­ный V16 затем попытались адресовать лимузину Bentley Mulsanne в качестве замены британской «восьмёрке», но и это ни к чему не привело. Работы прекратились, а сами немцы сосредото­чились на форсировке исходного V12, который позволил получить схожие цифры мощности при меньших габаритах и объёме.

Mercedes-Benz: три мотора в одном

Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
1 2

Было бы глупым считать, что соседи и извечные соперники баварцев не заинтересу­ются шумом, доносящимся с тест-полигона BMW, и не займутся подготовкой симметрич­ного ответа на угрозу. К началу девяно­стых в стенах Mercedes-Benz был придуман агрегат, способный заткнуть за пояс и мюнхенский V16, и экспери­менталь­ный «Гольдфиш» вместе с ним. Установка под индексом M216 насчитывала восем­надцать цилиндров, которые удалось собрать, совместив сразу три рядных «шестёрки» и расположив их под углом 75,5 градусов друг к другу! Чертежи мотора приводили в ужас даже тех, кто не привык пугаться сложных механизмов — например, журналистов издания Auto Motor und Sport, имевших счастье оценить масштаб работ.

Согласно документации, новый двигатель планиро­валось выпускать в двух специ­фикациях: гражданской (мощностью 490 лошадиных сил) и трековой, которая должна была получить ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр и выдавать на 200 сил больше. Впрочем, ни одной 18-цилин­дровой установки инженеры Mercedes-Benz не собрали. Как и в случае с BMW, менее затратной и более эффективной представ­лялась работа с серийными V12 — то есть с мотором M120 для «шести­сотого» S-класса, который на тот момент имел блестящие перс­пективы и огромный потенциал для форсировки.

BRM: 1,5-литровая крошка V16

Полуторалитровый «формульный» BRM P15 c шестнадцатью цилиндрами внутри. При массе в две сотни килограммов наддувный мотор имел крошечные 0,09-литровые цилиндры
 BRM Type 15
Гонщик Хуан Мануэль Фанхио
1 3

«Сердце» современной Формулы-1 — это компактная V-образная «шестёрка», которая при объёме в 1,6 литра выдаёт под тысячу лошадиных сил. Болель­щики со стажем, впрочем, помнят славные времена громких V8 и V10, а много-много лет назад под обтекате­лями лёгких гоночных снарядов встречались куда более дикие варианты силовых установок. Одну из таких недавно вернули к жизни британские механики.

Рабочий объём движка BRM разработки 1947 года не впечатляет — всего полтора литра. При этом его масса превышает 180 кило­граммов, а внутри блока цилиндров мечутся сразу шестнадцать поршней, выдавая от 400 до 600 сил при помощи компрессора Rolls-Royce.

Процесс создания мотора в середине сороковых породил широкую коммуникаци­онную сеть, в которую угодили больше 350 компаний — от упомянутого уже Роллс-Ройса, разрабо­тавшего систему наддува, до фирмы Дэвида Брауна, которая поставляла шестерни.

Сложный по конструкции многоцилиндровый двигатель оказался наделён не менее сложным характером, что стало очевидно уже с первых сезонов. Авто­мобиль BRM Type 15, оснащённый этим мотором, мог не запуститься перед гонкой, сломать шатун или задрать цилиндры по дороге к финишу. Но как бы там ни было, «пороху» у V16 было выше крыши, о чём нередко говорил гонщик-легенда Хуан Мануэль Фанхио: «Type 15 был самой фанта­стической машиной из всех, что я водил».

Devel Sixteen: 12 литров и 5000 сил

Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
Забудьте про вазовские «четвёрки» и японские V6 — мы нашли настоящих монстров
1 4

С момента, когда на автошоу в Дубае малоизвестная арабская контора Defining Extreme Vehicles Car Industry заявила карбоновый мегакар с V16, прошло больше семи лет. Но показатель в пять тысяч «лошадей», снятых с двенад­цати литров рабочего объёма, и сегодня кажется лютым. Через два года после громких слов произво­дитель засвидетель­ствовал саму установку и доказал, что держит слово. 12,3-литровый 16-цилин­дровый V-образный моторище для Devel разработала американ­ская компания Steve Morris Engines. И в ходе испытаний турбодвижок чуть не «уработал» динамо­метриче­ский стенд, выдав 4515 л.с. и 4770 Нм тяги.

Впрочем, за демонстрацией потенциала мотора-монстра последо­вали десятки релизов о том, каким крутым и быстрым может получиться Devel Sixteen. Учитывая сбывшийся прогноз о пяти тысячах «лошадей» (в 2017-м американский дино-стенд всё-таки позволил выдать заветные 5007 л.с.), в Defining Extreme Vehicles Car Industry принялись фантази­ровать о максимальной скорости в 560 км/ч и скоро­стрель­ном 1,8-секундном разгоне до 97 км/ч, на которые способна их машина. Однако проект всё ещё далековат от реализации.

Мотор X20: свадьба двух V10

Экспериментальный оппозитный мотор X20 (Источник: Drivetribe)
Экспериментальный оппозитный мотор X20 (Источник: Drivetribe)
Выхлоп у X20 есть как сверху, так и снизу. Тишины никто не обещает
1 3

Берём двухлитровый V10 от британского купе, кладём рядом ещё один и получаем то, перед чем снимут шляпы и Bugatti Chiron, и Cizeta V16T, и экспери­менталь­ное купе Cadillac Sixteen с шест­надцатью «горшками».

Особая прелесть 20-цилин­дровой (!) силовой установки, придуманной фирмой Villiers из британского Норфолка, заключается в том, что она не имеет отношения к «тусовке» V-образных двигателей и фактически считается гори­зонталь­ным «оппозитом». Очень-очень крутым «оппозитом». У мотора четыре ряда по пять цилиндров и крайне непривычные габариты, позволяющие добиваться предельно низкого центра масс. При этом с четырёх литров рабочего объёма здесь снимают от 260 до 500 лошадиных сил, а максималь­ными считаются 10 000 оборотов в минуту.

Обе двухлитровые «десятки» для мотора X20 взяты у мелко­серийного турбокупе Connaught Type-D 2006 года, а два их коленвала объединяет взятая у Lamborghini Gallardo шести­ступен­чатая «механика». В общем, дичь. Парни из Villiers пока не успели подогнать для мотора достойного донора, так что «икс-двад­цатый» пока пред­ставляет собой уникальное инженерное чудо, а не сердце какого-нибудь бешеного суперкара. Но, кажется, это лишь вопрос времени.


А сколько цилиндров у вашей машины?

Три
Конечно, четыре
Четыре, но мотор троит
Точно не меньше шести
Восемь-десять...
Катаюсь на V12
Какие ещё цилиндры? У меня Tesla!
Материал по теме

Материал по теме

10 культовых машин, в которых двигатели заменили на японские

 
Материал по теме

Материал по теме

Две педали, три «мешалки»: самые странные конструкции механических коробок передач

 
Подпишись на наш телеграм-канал!
Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения
Спасибо!
Теперь вы подписаны
на нашу рассылку!