Константин Новацкий
Рядная «четвёрка», пухлый V6, редкий V10 и 12-цилиндровый зверь — как предмет обожания и признак статуса. На этом счёт моторных «горшков», как правило, заканчивается. Но если копнуть глубже, то его можно заметно расширить... Ведь совсем недавно инженеры прятали под автомобильные капоты настоящих монстров! Взгляните на эти невероятные установки и зацените их характеристики.
Bugatti: между 16 и 18
Рождённый в 2005-м тысячесильный гиперкар Veyron вернул нам очарование большого и мощного мотора. Серийный восьмилитровый W16, который представлял собой две VR-образных «восьмёрки», расположенные под прямым углом друг к другу, вышел довольно компактным и при этом жутко мощным и горячим. Истории о том, как раскалённый докрасна движок чуть не спалил испытательную лабораторию в Вольфсбурге, давно вошли в сборник легенд о Bugatti.
Но изначально создание гипермощной и супербыстрой машины предполагало мотор покрупнее. Инициатор программы Фердинанд Пих делал ставку на 18-цилиндровое «сердце»: оно представлялось ему ещё более грандиозным и диким. Мотор был «собран» из трёх рядных «шестёрок» и обладал объёмом 6,3 литра, но оставался атмосферным и развивал смешные по сегодняшним меркам 563 лошадиные силы и 650 ньютон-метров.
Именно этот движок можно встретить на концептуальном купе Bugatti EB118, седане EB218 и почти-почти «Вейроне» с индексом 18.4 — все они родились незадолго до миллениума и готовили публику к появлению главного гиперкара планеты. Однако вскоре от игр с восемнадцатью цилиндрами команда Пиха отошла, предпочтя новенький, более компактный W16 с квартетом турбин. Он-то по итогу и привёл машины Bugatti к триумфу мощности и скорости.
Cizeta: V16 поперёк машины
Если нет денег на долгие инженерные изыскания, можно попытаться спарить два уже существующих движка. По сути, именно так в девяностых родилась 16-цилиндровая установка для суперкара Cizeta Moroder, который вы видите на фото.
Конструкторы Клаудио Дзамполли и Оливьеро Педрацци не стали ничего усложнять и состыковали пару массивных «восьмёрок» от спорткупе Lamborghini Urraco P300S. Но совсем без заморочек не обошлось. Длиннющий 64-клапанный силовой тандем объёмом шесть литров конструкторы разместили по центру машины... развернув поперёк! А поскольку с обоих торцов двигатель упирался в кузов, с механической трансмиссией и навесным оборудованием пришлось повозиться. В результате моторный отсек превратился в собрание лучших «цитат» автомобильной компоновки.
Представленная в серийном виде модель V16T хвастала двухметровой шириной и развивала 540 лошадиных сил, чего хватало для спринта в четыре секунды до сотни и достижения 328 километров в час. Всего руками спецов Cizeta Automobili было собрано два десятка таких машин. Одну из них недавно выставили на продажу за 55 миллионов рублей.
BMW: 16 цилиндров и дыры в багажнике
Пойди история иначе, современные охотники за янгтаймерами вели бы вселенскую битву за одну из серийных «семёрок» с 16-цилиндровым мотором. Красота же!
Неприметный с виду седан 750iL (если не считать странных «ушек» на задних крыльях) таил в себе установку, рождённую за двадцать лет до «Вейрона». За основу в BMW взяли пятилитровый V12 M70 с алюминиевым блоком, знакомый по купе 850CSi и суперкару McLaren F1, и «нарастили» ему четыре цилиндра. Рабочий объём вырос ещё на полтора литра, а мощность поднялась до 408 лошадиных сил. Пиковый крутящий момент достиг отметки 637 Нм.
В 1988 году укомплектованный чудо-мотором седан Goldfisch впервые вышел на тесты. По динамическим показателям новый вариант заметно превосходил 12-цилиндровую версию. В сравнении с исходным мотором M70, новый позволил снять полторы секунды с разгона до «сотни» (6 секунд ровно) и пробить
Испытания показали, что с учётом большего внимания к охлаждению новый двигатель всё-таки может пойти в серию. Однако в компании не решились выводить установку на рынок и развязывать тем самым инженерную битву с другими производителями. Экспериментальный V16 затем попытались адресовать лимузину Bentley Mulsanne в качестве замены британской «восьмёрке», но и это ни к чему не привело. Работы прекратились, а сами немцы сосредоточились на форсировке исходного V12, который позволил получить схожие цифры мощности при меньших габаритах и объёме.
Mercedes-Benz: три мотора в одном
Было бы глупым считать, что соседи и извечные соперники баварцев не заинтересуются шумом, доносящимся с тест-полигона BMW, и не займутся подготовкой симметричного ответа на угрозу. К началу девяностых в стенах Mercedes-Benz был придуман агрегат, способный заткнуть за пояс и мюнхенский V16, и экспериментальный «Гольдфиш» вместе с ним. Установка под индексом M216 насчитывала восемнадцать цилиндров, которые удалось собрать, совместив сразу три рядных «шестёрки» и расположив их под углом 75,5 градусов друг к другу! Чертежи мотора приводили в ужас даже тех, кто не привык пугаться сложных механизмов — например, журналистов издания Auto Motor und Sport, имевших счастье оценить масштаб работ.
Согласно документации, новый двигатель планировалось выпускать в двух спецификациях: гражданской (мощностью 490 лошадиных сил) и трековой, которая должна была получить ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр и выдавать на 200 сил больше. Впрочем, ни одной 18-цилиндровой установки инженеры Mercedes-Benz не собрали. Как и в случае с BMW, менее затратной и более эффективной представлялась работа с серийными V12 — то есть с мотором M120 для «шестисотого»
BRM: 1,5-литровая крошка V16
«Сердце» современной Формулы-1 — это компактная
Рабочий объём движка BRM разработки 1947 года не впечатляет — всего полтора литра. При этом его масса превышает 180 килограммов, а внутри блока цилиндров мечутся сразу шестнадцать поршней, выдавая от 400 до 600 сил при помощи компрессора Rolls-Royce.
Процесс создания мотора в середине сороковых породил широкую коммуникационную сеть, в которую угодили больше 350 компаний — от упомянутого уже Роллс-Ройса, разработавшего систему наддува, до фирмы Дэвида Брауна, которая поставляла шестерни.
Сложный по конструкции многоцилиндровый двигатель оказался наделён не менее сложным характером, что стало очевидно уже с первых сезонов. Автомобиль BRM Type 15, оснащённый этим мотором, мог не запуститься перед гонкой, сломать шатун или задрать цилиндры по дороге к финишу. Но как бы там ни было, «пороху» у V16 было выше крыши, о чём нередко говорил гонщик-легенда Хуан Мануэль Фанхио: «Type 15 был самой фантастической машиной из всех, что я водил».
Devel Sixteen: 12 литров и 5000 сил
С момента, когда на автошоу в Дубае малоизвестная арабская контора Defining Extreme Vehicles Car Industry заявила карбоновый мегакар с V16, прошло больше семи лет. Но показатель в пять тысяч «лошадей», снятых с двенадцати литров рабочего объёма, и сегодня кажется лютым. Через два года после громких слов производитель засвидетельствовал саму установку и доказал, что держит слово. 12,3-литровый 16-цилиндровый
Впрочем, за демонстрацией потенциала мотора-монстра последовали десятки релизов о том, каким крутым и быстрым может получиться Devel Sixteen. Учитывая сбывшийся прогноз о пяти тысячах «лошадей» (в
Мотор X20: свадьба двух V10
Берём двухлитровый V10 от британского купе, кладём рядом ещё один и получаем то, перед чем снимут шляпы и Bugatti Chiron, и Cizeta V16T, и экспериментальное купе Cadillac Sixteen с шестнадцатью «горшками».
Особая прелесть 20-цилиндровой (!) силовой установки, придуманной фирмой Villiers из британского Норфолка, заключается в том, что она не имеет отношения к «тусовке»
Обе двухлитровые «десятки» для мотора X20 взяты у мелкосерийного турбокупе Connaught