Ну очень крутые и яркие Nissan Patrol, которые можно купить на Авто.ру

От «Стрелы» до «Егозы»: самые интересные машины форума-выставки «Армия-2022»
Подборки

Юрий Урюков

До конца недели в подмосковном парке «Патриот» проходит самая статусная оборонная выставка года — международный военно-технический форум «Армия». Мы съездили на мероприятие, посмотрели на экспонаты своими глазами и теперь готовы рассказать о самых интересных. И их оказалось так много, что мы решили сделать репортаж двухсерийным. Вашему вниманию — первый эпизод!

«Стрела»

С открытием форума сеть заполнили заголовки вроде «Новый российский внедорожник получил другой кузов». Оно, конечно, правда, но с серьёзными оговорками. Потому что развитие проекта «Стрела» имеет смысл рассматривать только комплексно, с учётом прогресса всей линейки машин. И тогда многое становится ясно.

Ситуация сейчас такова, что разработчик чётко нацелен, прежде всего, на оборонный заказ. Армейцев заинтересовали бронированный и амфибийный варианты «Стрелы», поэтому их сейчас активно испытывают и доводят до ума. А попутно — расширяют гамму модификаций. Построили, например, защищённый пикап с пулемётной турелью на крыше.

1/6

Пятитонный бронеавтомобиль длиной 5,2 метра вмещает четыре человека. Под капотом — некий дизель мощностью 157–200 л.с. (по выбору заказчика) в паре с пятиступенчатой механической коробкой, позволяющие машине развивать до 120 км/ч и проезжать на одной заправке до 700 км. Привод, разумеется, полный. 

Передняя подвеска независимая торсионная на двойных поперечных рычагах, сзади — неразрезной мост на рессорах. При клиренсе 270 мм такая «Стрела» способна нырять в броды метровой глубины, взбираться на уклоны до 31 градуса и брать косогоры до 20 градусов. Пикап выдерживает подрыв двух килограммов тротила под днищем или колесом и соответствует четвёртому уровню баллистической защиты по российскому стандарту.

Уже сейчас армейские исполнения «Стрелы» выглядят нарядными и законченными, чего не скажешь о нашумевшем в прессе гражданском внедорожнике. Похоже, его эволюция пошла в обратном направлении. Если год назад такую машину показали с полноценным салоном, то на «Армию-2022» привезли довольно грубо скроенный макет вообще без интерьера. Видно, что автомобилем занимаются постольку-поскольку, на всякий случай. Тем не менее нам удалось раздобыть в кулуарах форума некоторые любопытные подробности.

Итак, если будет команда сверху, ходовые образцы небронированной Стрелы готовы построить и отправить на испытания в течение месяца-двух, благо техника семейства унифицирована. Предварительные характеристики внедорожника в целом аналогичны упомянутому выше пикапу с поправкой на сокращённую до 3,5 тонны полную массу, возросшую до 130 км/ч максималку и конструктив ходовой части.

1/6

При этом инженерам категорически не нравится отсылка к ГАЗовской платформе. Дескать, переднюю пружинную подвеску и правда взяли от нового «Соболя», зато раму, раздатку, многие другие узлы спроектировали самостоятельно, а задний мост доработали. Планируется, что гражданский вариант получит немало средств повышения проходимости вроде лебёдки, принудительных блокировок и даже встроенного компрессора для накачки шин. В качестве альтернативы «механике» собираются предложить автоматическую коробку!

А вот с салоном и правда всё сложно. Очевидно, что армейский аскетизм современного избалованного покупателя не устроит. При этом год назад для общедоступной «Стрелы» негласно установили планку по цене в три миллиона рублей — и пока её не корректировали. Так что создателям придётся изрядно поломать голову, как сделать интерьер уютным, аккуратным и при этом уложиться в смету. Но если дело пойдёт гладко, в Арзамасе и правда могут запустить сборку весьма интересной модели, которая разбавит кризисный российский рынок полноприводников.


Беспилотник «Урал»

Компания из Миасса удивила прототипом полностью автономного грузовика без кабины на двухосном шасси модели 432067-73, способном перевозить пять тонн грузов на дальность до 800 км со скоростью до 80 км/ч. Машину разработали в инициативном порядке при поддержке магнитогорского НПО АТ, которое отвечало за электронику и программное обеспечение.

1/5

Если честно, вблизи конструкция выглядит странно. Органов управления действительно нет. При этом из средств наблюдения за окружающей обстановкой заметен лишь некий датчик вроде лидара или камеры на переднем бампере. Тем не менее разработчики уверяют, что беспилотный «Урал» уже сейчас частично работоспособен. Мол, под контролем оператора ездил по цеху, своим ходом забрался на трейлер и потом спустился с него.

Главная фишка автономного Урала в том, что создают его не для закрытых территорий с асфальтом паркетного качества, а для сложных участков, по которым человеку порой перемещаться опасно. Например, военные смогут использовать модель 432067-73 для подвоза боеприпасов на передовую. В том числе по бездорожью, поскольку исходную платформу не упрощали: 240-сильная дизельная рядная «четвёрка» передаёт крутящий момент на все четыре колеса через шестиступенчатый «автомат» и двухступенчатую раздатку с межосевой блокировкой.

Пока остаётся открытым вопрос, кто будет регулировать работу полного привода — автоматика или оператор. А вообще, логика управления беспилотником выстроена так — доступны три основных сценария:

  • Автономное движение, когда Урал сам ползёт из точки А в точку Б, сторонясь непроходимых участков. Если электроника не может принять решение, запрашивается помощь оператора.
  • Машину проводят по нужному маршруту, она его запоминает и затем ездит туда-сюда в заданном графике.
  • Дистанционный контроль — грубо говоря, с джойстика.

Нюансы собираются отработать на полигоне, куда «Урал»-432067-73 отправится после выставки. Не исключено, что придётся оптимизировать и программное обеспечение. Сейчас грузовик контролирует пара микропроцессоров Intel Core i7 с тактовой частотой 2,2 ГГц, но айтишники уже столкнулись с тем, что программная оболочка Windows для настройки параметров машины подвержена сбоям. И вряд ли военные захотят рисковать: придётся плотно думать над импортозамещением.


З-СТС (Ахмат)

Компания «Ремдизель» из Набережных Челнов, известная, к примеру, крутыми бронеавтомобилями «Тайфун», привезла на выставку новинку с замысловатым, но конкретным названием — «защищённое специальное транспортное средство». Как говорят разработчики, совсем свежая модель, которую в прессе ещё именуют «Ахмат», тут же стала хитом оборонного рынка — военные, мол, с руками отрывают. Потому что при высоких боевых качествах машина отличается относительной простотой и компонентами строго российского производства — в основе З-СТС лежит серийное камазовское полноприводное шасси с 260-сильным дизелем. Броня тоже отечественная.

1/7

При длине 8,4 метра трёхосный броневик имеет снаряжённую массу 16,5 тонны и клиренс 390 мм. Он способен разгоняться до 90 км/ч, брать броды до 1,75 метра глубиной и взбираться на 30-градусные подъёмы. Корпусу снизу придали характерную V-образную форму для снижения воздействия ударной волны при подрыве. 

С этой же целью индивидуальные кресла внутри снабжены особой системой подвески и многоточечными ремнями безопасности. Двухместная кабина управления объединена с десантным отсеком на восемь бойцов, шесть из которых сидят лицом друг к другу. В крыше предусмотрены люки, в том числе для турельной установки пулемёта. При этом вход-выход организован через пять(!) удобных дверей.


Гибридный Мотовоз-М

Многочисленные посетители форума «Армия» пробегали мимо этой машины не задерживаясь, потому что с виду ничего примечательного в трёхосном грузовике вроде бы нет — обычный заслуженный «Урал»-4320 проекта Мотовоз-М. Вот только за кабиной и стандартной силовой установкой, сочетающей 240-сильный дизель и пятиступенчатую «механику», в раму упаковали мощный стартер-генератор и пару тяговых батарей! Причём разработали гибридный вариант на российских компонентах — с доводкой электрики и электроники Уральскому автозаводу помогло НПФ «Сигма» из Калуги. Аккумуляторы предоставила компания Rubruks.

1/6

Такой «Урал» способен выступать в роли мобильной энергетической станции. Компактный электродвигатель на постоянных магнитах в режиме генератора выдаёт до 100 кВт для питания внешнего оборудования. А его Мотовоз-М готов притащить на себе — автомобиль рассчитан на установку различных кузовов, грузоподъёмность составляет семь тонн.

Кроме того, стартер-генератор обеспечивает запуск дизеля и почти бесшумное передвижение Урала, когда основной двигатель отключается от полноприводной трансмиссии. 300-вольтовые литий-железофосфатные аккумуляторы ёмкостью по 22 кВт·ч каждый наделяют гибридный грузовик электрическим запасом хода до 20 км при скорости 40 км/ч.


«Тор»

Робота для охраны особо важных объектов в инициативном порядке совместными усилиями создали ОКБ «Техника» и МГТУ имени Баумана. Предполагается, что такой беспилотник сможет патрулировать территорию по заданному маршруту либо выезжать по тревоге на определённую точку в радиусе до трёх километров (предел действия радиоканала связи).

Оператор будет контролировать обстановку посредством видеокамер, общаться с нарушителями через громкоговоритель и при необходимости отдавать команды на открытие огня. «Тор» вооружен 12,7-мм пулемётом 6П49 «Корд» в башне кругового вращения и защищён от обстрела противника по классу Бр4.

1/5

Любопытна техническая начинка робота: 4,5-тонную машину длиной 3,2 метра приводит в движение гибридная силовая установка отдачей 80 кВт (109 л.с.). Причём электрический режим считается основным — ДВС запускается для подзарядки батарей, когда запас хода (200 км или 10 часов автономной работы) исчерпан наполовину. Все шесть колёс — ведущие, с индивидуальными электромоторами. Поворачивает «Тор» изменением вектора тяги — рулевого управления как такового нет.

Беспилотник способен разгоняться до 45 км/ч по хорошей дороге и до 30 км/ч по просёлку. Колёсной формулы 6х6 и клиренса в 30 см хватает роботу для штурма подъёмов в 30 градусов, косогоров в 20 градусов, снежной целины глубиной 20 см и стенок высотой до 30 см.

Звучит всё красиво, однако разработчики озабочены поиском подходящей отечественной электроники. Говорят, российские предприятия пока не освоили выпуск нужных деталей, поэтому для создания прототипа пришлось применить зарубежные компоненты.


«Маркер»

Похожий на «Тора» беспилотник привезла на выставку и корпорация «Роскосмос» в лице дочерней структуры НТЦ «Охрана». Машина РТП-КД — вариант исполнения модульной роботизированной платформы, также представленной в гусеничной модификации РТП-ГД.

1/8

Колёсный «Маркер» тоже полноприводный, тоже снабжён индивидуальными электромоторами по три на борт и тоже имеет гибридную силовую установку, только помощнее — 110 кВт (150 л.с.). На бездорожье робот способен развивать до 60 км/ч, по дороге с твёрдым покрытием — до 80 км/ч.

А ещё «Маркер» отличает могучее вооружение. В ассортименте доступных роботу средств поражения — пулемёты различных калибров, гранатомёты и даже дрон-камикадзе!

Говорят, разработкой уже заинтересовалась Росгвардия, успевшая испытать машину на космодроме Восточный.


«Егоза»-МС

Фанатам необычных машин рекомендуем заглянуть на площадку техники инженерных войск, которые на этот раз удивили «комплектом механизированной установки противопехотных заграждений из спиралей армированной колючей ленты» «Егоза»-МС.

1/4

Агрегат на четырёхосном полноприводном шасси КамАЗ-63501 под контролем экипажа из шести человек способен ограждать объекты трёхрядной колючкой со скоростью 40 метров в минуту! Вероятно, на «гражданке» такую машину оценили бы дачники, желающие поменять забор на участке.


Совэлмаш

Молодая компания из Зеленограда выставила на площадке форума интересный образец, который совершенно не привлекает к себе внимания. Ну кого может зацепить старенький БТР-80 с демонтированным вооружением в окружении современных боевых систем? Однако тем, кто заглянул внутрь потёртой машины, открылось необычное зрелище. Ребята выкинули из бронетранспортёра штатные движок и трансмиссию, заменив их последовательной гибридной силовой установкой собственного изготовления!

Дело в том, что Совэлмаш специализируется на разработке и производстве электромашин на базе запатентованной технологии совмещённых обмоток «Славянка». Так вот старый БТР получил по одному такому мотору с оригинальным редуктором на каждое из восьми колёс.

1/7

Суммарная номинальная мощность пока составляет 160 кВт (218 л.с.) с перспективой увеличения до 480 кВт (653 л.с.). Хотя уже сейчас бронетранспортёр демонстрирует новые умения вроде способности развернуться на месте. Как говорят представители фирмы, гибкое управление тягой повышает не только маневренность, но и проходимость — например, модифицированный БТР бодрее плавает, поскольку водомётному устройству активнее помогают колёса. Вдобавок их независимый привод положительно сказывается на живучести.

Опытный БТР способен передвигаться бесшумно только на электротяге. А в крейсерском режиме размещённый на штатном месте в корме дизель приводит генератор для подпитки батарей — тогда радиус действия вездехода на одной заправке достигает немыслимых для стандартной машины 2000–3000 километров. Аккумуляторы в такой схеме выступают буферным накопителем энергии.

Работы по проекту стартовали пару месяцев назад, поэтому Совэлмаш не успел подобрать и смонтировать к выставке пакет нужных батарей. Но уже ясно, что литий-ионные элементы использовать не будут: слишком капризны при экстремальных температурах и взрывоопасны. Гибридный БТР получит проверенные временем металлгидридные АКБ, причём российского производства. Иностранный контроллер тоже обещают заменить на отечественный. Разместить аккумуляторы собираются на полу и, возможно, под потолком корпуса, повысим тем самым защищённость машины.


Какая машина из этой подборки впечатлила больше всего?


Фотографии: Вячеслав Крылов

Почитать ещё