Пожилой Hyundai Tucson без единой целой детали: о чём не рассказывает продавец

От чего и где будут заряжать грузовики на батарейках, которым прочат будущее дальнобойных перевозок
Разбор

Роман Сумцов

К легковым электромобилям жители крупных мегаполисов уже привыкли. Даже в России на дорогах встречаются и Теслы, и более редкие Audi e-tron или Porsche Taycan, а массовые Nissan Leaf есть даже в каршеринге. Но электрогрузовики пока остаются диковиной во всём мире, хотя в среднесрочной перспективе таких машин, кажется, будет много. Рассказываем, как их будут заряжать, какая для этого нужна инфраструктура и правда ли, что количества энергии, которое они потребляют, хватит на целый подъезд обычного дома. Спойлер — да.

Какие сейчас есть зарядки?

В России мощность зарядок для электромобилей составляет от 60 до 150 кВт. Для сравнения, по текущим стандартам на одну квартиру в доме должно приходиться 7–11 кВт. То есть такие станции могут обеспечить током несколько квартир, а то и целый подъезд.

Однако на мировом уровне законодателем мод в вопросах зарядки электротранспорта является, конечно же, Tesla: она ставит станции Supercharger V3 с мощностью до 250 кВт!

Tesla Supercharger V3. Фото: qtctek.com

Причём такие зарядки есть не только в США и Канаде, но и в Великобритании, Германии и Франции. Всего по Европе раскидано более 35 000 супербыстрых зарядок разных поколений. Чтобы вы понимали, насколько они эффективны: 15 минут на такой станции хватит, чтобы машина проехала ещё 270 км.

Однако самыми мощными можно назвать станции зарядки от Electrify America: они выдают до 350 кВт. Однако их сеть на сегодняшний день куда скромнее, чем у Теслы.

Зарядная станция Electrify America. Фото: electrek.co

Сколько энергии нужно грузовикам? 

Электрические легковушки оснащаются аккумуляторами ёмкостью в среднем на 70–100 кВт·ч, но грузовикам, по понятным причинам, требуется куда более значимый запас энергии. Например, у Mercedes-Benz eActros сразу четыре батареи суммарной ёмкостью 448 кВт·ч. А базовая версия грузовика Tesla Semi, который неуклонно движется к серийному производству, получит аккумулятор на 500 кВт·ч.

1/2

Недавно анонсированная отечественная разработка EVM PRO (на базе УАЗ Профи) будет снабжаться аккумулятором с ёмкостью 90 кВт·ч. Но стоит отметить, что это не многотонный тягач, а лёгкий коммерческий транспорт. Фото: evm.eco

При этом, несмотря на более чем четырёхкратную разницу в ёмкости, электрогрузовики прямо сейчас вынуждены заряжаться так же, как и обычные электрические легковушки. Связано это с тем, что более мощных зарядок пока ещё не существует.

А для грузовиков вообще хватит энергии?  

В этом году Европа и США столкнулись с энергетическим кризисом. Для США решающими стали аномальная жара, снижение объёмов закупки нефти и нехватка оборудования для наращивания производства электроэнергии, у Европы — проблемы с обеспечением газовых электростанций

В обоих случаях правительства пытаются удовлетворить текущий спрос и выработать запас по пиковой мощности, опередив его рост. Но электромобили далеко не основные потребители энергии, и вот почему. 

Для бесперебойной работы высокомощных зарядок требуется устанавливать накопители энергии рядом с зарядками — это избавит городскую сеть от резких скачков потребления и позволит заряжать транспорт, когда в сети нет достаточного количества энергии. 

У Tesla такой проект называется Megapack: восемь ящиков общей длиной в десяток метров имеют мощность 9,6 МВт при ёмкости 19,3 МВт·ч. То есть в течение двух часов можно будет обеспечить работу 9 зарядок по 1 МВт на полной мощности.

Tesla Megapack. Фото: tesla.com

Для сравнения, этот же объём электроэнергии обеспечит под завязку больше 1000 квартир на протяжении тех же пары часов. А это примерно дом с 32 этажами и 8 квартирами на каждом. 

Для максимальной наглядности давайте теоретически выпустим на дороги города грузовик Tesla Semi. Его батарея имеет ёмкость 500 кВт·ч, что равно 5 легковым электромобилям. Пускай заряжать её будут раз в два дня (что при запасе хода более 800 километров — вполне реально). За месяц грузовик зарядится 15 раз, на что уйдёт 7,5 МВт. При среднем потреблении квартиры в 200 кВт в месяц той же порции энергии одному домохозяйству хватит на 38 месяцев. 

Получается, что каждый такой грузовик на дороге для электростанции равен 38 квартирам. Но для крупных городов это не самая острая проблема. Ведь в 2021 году в Москве построили 7,4 млн квадратных метров жилья. Даже если допустить, что площадь каждой квартиры 100 метров, то это 74 000 квартир. А ведь есть ещё наращивание промышленного производства и так далее. 

При этом на начало 2022 года в Москве зарегистрировано чуть больше 2000 электромобилей. В Нью-Йорке — 12 500. Поэтому, чтобы перебить темпы строительства, в год на дороги одного крупного города должна выезжать пара тысяч электрогрузовиков. Так что пока больше влияния на электростанции оказывают те же новостройки, а не электромобили, пусть даже грузовые.

Да и энергетический кризис воздействует на электромобили только с точки зрения цены зарядки. Например, в Европе стоимость электричества выросла в 10 раз за последние пару лет. Зарядить батарею на 100 кВт·ч теперь стоит 37 евро, а заправить 40 литров бензина — 80 евро. В обоих случаях проехать удастся примерно 500 км.

То есть всё не так уж плохо. Обеспечить грузовые перевозки электричеством реально, а себестоимость километра при пересчёте в расходы на энергию будет заметно ниже, чем при использовании горючего топлива. 

То есть проблем нет? 

Увы, есть. Сеть мощных зарядных станций, на которых можно быстро пополнить запас огромных аккумуляторов электрических грузовиков, фактически отсутствует. Да, Tesla готовится не только запустить свой грузовик в серию, но и увеличить мощность зарядок до 1000 кВт — то есть до одного мегаватта. Это как питать одновременно сотни домов при среднем потреблении или полностью обеспечить максимальную нагрузку в сотне квартир.

Однако официального подтверждения о запуске таких зарядок пока нет. Но обнадёживает то, что фирменный грузовик уже засветился возле нового блока зарядки недалеко от завода Tesla. Хотя не секрет, что Тесла не стесняется переносить сроки запуска своих продуктов (к тому же неанонсированных) на более поздние сроки. А потом ещё раз на ещё более поздние.

Tesla Semi. Фото: tesmanian.com

Волнует эта ситуация не только Теслу. Компания CharIN уже более четырёх лет ведёт разработку высоко­производитель­ного порта зарядки и этим летом показала стандарт MCS. Он предназначен для большегрузных автомобилей и имеет пиковую мощность 3,75 МВт. Звучит неплохо, однако такие устройства вряд ли начнут применять раньше 2024 года. Проще говоря, оперативно решить проблемы инфраструктуры для электрических грузовиков вряд ли получится, даже несмотря на то, что энергии для таких машин хватает.


Фото на обложке: carscoops.com


Стоит ли переводить коммерческий транспорт на электротягу?

Почитать ещё