Надёжна ли рестайлинговая Mazda 6 I поколения: возможные неисправности автомобиля с пробегом

Особенности эксплуатации электромобилей в разные сезоны
Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

Как мы уже выяснили, электромобили выгоднее в эксплуатации обычных автомобилей в том числе за счёт простоты обслуживания. Не нужно регулярно менять масло, многочисленные фильтры, свечи зажигания и прочие атрибуты теплонагруженных и крайне «подвижных» элементов двигателя внутреннего сгорания. Минимум проверок на предмет течей и посторонних шумов — электрические силовые установки достаточно просты и надёжны. Но идеальный двигатель пока не изобрели. У электромобилей тоже есть свои слабые места, и их нужно учитывать при всех режимах эксплуатации и в любое время года.

Особенности эксплуатации электромобиля зимой

Устройство и сам принцип работы аккумуляторных батарей делает их зависимыми от температуры окружающей среды. На юге России даже зимой условия для электромобилей остаются относительно комфортными. Но чем севернее заезжает «электричка», тем больше внимания она к себе требует. При зимней езде нужно учитывать особенности эксплуатации, диктуемые холодом.

  • Снижение ёмкости батареи и скорости её зарядки. При минусовых температурах способность аккумуляторов накапливать заряд существенно снижается. Чем вокруг холоднее, тем хуже протекают электрохимические реакции внутри ячеек батареи. Из-за этого зарядить автомобиль до «честных» 100% может оказаться невозможно, хотя при включении электроника будет утверждать, что батарея полная. По той же причине увеличивается необходимое для зарядки время — замёрзшие аккумуляторы хуже «принимают» заряд, и во избежание их повреждения электроника автомобиля вынуждена снижать подаваемый от розетки ток. Поэтому заряжать машину зимой придётся чаще, чем летом.
  • Непредсказуемый запас хода. Из-за сниженной ёмкости безоговорочно верить цифрам на щитке приборов не стоит. Через некоторое время после начала движения электроника сделает «поправку» на внешнюю температуру и состояние батареи, скорректировав изначальные показания. Но чаще всего реальный запас хода всё равно окажется меньше. Помимо внешней температуры на значение оставшегося пробега будут влиять дополнительные потребители энергии — отопитель салона или фары, которые зимой приходится включать раньше.
  • Уменьшение эффективности рекуперации энергии. «Заторможенный» процесс зарядки касается не только заправочных станций, но и системы рекуперации электроэнергии при замедлении. Зимой она работает менее эффективно, что тоже сказывается на дальности хода.
  • Необходимость прогрева батареи. Этой опцией сегодня оснащают большинство электромобилей среднего ценового и премиального сегмента. Принудительный прогрев поддерживает рабочую температуру аккумуляторных элементов, что обеспечит их корректную работу как при пополнении, так и при отдаче электроэнергии. Прогрев «от розетки» (когда автомобиль стоит на зарядке) позволяет не только добиться оптимальной температуры батареи, но и нагреть перед поездкой до комфортного состояния салон, не расходуя при этом накопленный заряд. Поэтому на долгую (ночную) стоянку зимой электромобиль лучше оставлять там, где есть подходящая ему розетка.
  • Ограничение мощности. Если системы подогрева батареи нет или она не справляется с морозом, электроника может ограничить выдаваемый батареей ток, а значит, и мощность электромотора. Динамичный летом автомобиль в мороз будет разгоняться ощутимо медленнее.
  • Опасность замерзания аккумулятора. При длительном простое в сильный мороз без периодического автономного прогрева или подключения к розетке температура батареи может снизиться до критических отметок. При этом протекание электрохимических реакций будет невозможно. Электроника не позволит ни запустить «замёрзший» электрокар, ни подать на батарею ток. Поэтому машину придётся транспортировать в тепло, где она сможет «оттаять».
  • Низкая температура в салоне. Тепла, выделяемого электрическим силовым агрегатом, недостаточно для полноценного обогрева салона. Это компенсируют мощным электрическим отопителем и дополняющими его стандартными подогревами руля и сидений. Вместе они достаточно эффективны, но потребляют много энергии. Поэтому их использование в холодное время года владельцы электромобилей зачастую сводят к минимуму ради сохранения лишних 10–20 процентов заряда.

Особенности эксплуатации электромобиля летом

В тёплое время года проблем с ёмкостью батареи и запасом хода нет. Но стоит помнить, что тепловой режим работы аккумуляторов имеет не только нижний, но и верхний предел. При высоких температурах воздуха есть серьёзный риск перегрева — поэтому мощные электромобили имеют систему жидкостного охлаждения батареи и электромоторов.  

Следить за температурой лучше всегда, но с особым вниманием к этому показателю стоит отнестись в следующих обстоятельствах:

  • При быстрой зарядке. Любой элемент питания выделяет тепло при накоплении заряда. Оно отводится естественным путём, благодаря контакту корпуса батареи с окружающей средой, или посредством системы охлаждения, которая тоже «сбрасывает» излишки тепла в атмосферу. Процесс теплообмена протекает эффективно при существенной разнице температур. Если воздух вокруг достаточно горячий, батарея практически не охлаждается. Это может привести к её перегреву. В таком случае электроника снизит потребляемый из розетки ток, а в критических ситуациях — «разорвёт» электрическую цепь, по которой протекает ток зарядки. Это убережёт батарею от возможного возгорания, но при этом запас энергии не будет полноценно пополняться до тех пор, пока её ячейки не остынут. В таком случае на полноценную зарядку может потребоваться больше времени, чем планировалось. Самое неприятное, если из-за какой-то неисправности в электронике защитное отключение не сработает.
  • При активной езде. Ещё сильнее батарея нагревается в режиме отдачи энергии. При активных ускорениях и движении с постоянной высокой скоростью нагрузка на неё возрастает. Модели с жидкостным охлаждением ячеек практически не страдают от перегрева, а вот воздушное охлаждение не всегда хорошо справляется с задачей отвода тепла. Современный электрокар с исправной электроникой самостоятельно просигнализирует о проблеме, а на более старых моделях следить за температурой лучше самостоятельно. При первых признаках перегрева скорость придётся существенно сбросить, чтобы снизить нагрузку на батарею. Останавливаться не стоит — набегающий поток воздуха поможет быстрее и эффективнее остудить батарею.

Всесезонные рекомендации

Вне зависимости от времени года владельцу электромобиля нужно помнить о нескольких нюансах его эксплуатации:

  • Выбрать правильные шины. Лучше отдавать предпочтение покрышкам, которые выпущены специально для автомобилей на электрической тяге. Они имеют меньшее сопротивление качению, что снижает расход энергии и позволяет системе рекуперации работать максимально эффективно. Если выбирать приходится среди неспециализированных шин, стоит ориентироваться на показатель топливной эффективности — его указывают на стикере, который приклеивают к новой покрышке. Подробнее о выборе шин можно прочитать тут.
  • Следить за состоянием защитного кожуха батареи. У большинства современных электромобилей аккумуляторы размещены в самой «грязной» зоне — под днищем. Зимой кожух изолирует батарею от солей и снега, а летом обеспечивает герметичность при преодолении водных препятствий. Перед осмотром днище обычно моют, и это пойдёт только на пользу. Отсутствие отложение и грязевых «сталактитов» способствует корректному поддержанию температурных режимов работы.
  • Хранить электромобиль в комфортных условиях. Лучше всего хранить и заряжать его в закрытом гараже. Летом это поможет избежать излишнего нагрева, а зимой убережёт машину от переохлаждения. Наиболее подходящим будет отапливаемый паркинг со стабильной температурой, но подойдёт и «холодный» вариант — в нём перепад температур будет хоть и ощутимым, но не так резким, как под открытым небом.

Итак, совсем коротко

  • – При отрицательных температурах ёмкость аккумулятора снижается, что негативно влияет на запас хода.

  • – Для корректной работы батарею нужно дополнительно подогревать как при зарядке, так и перед началом движения.

  • – Много энергии тратится на работу отопителей — батареи и салона электромобиля.

  • – При простое в сильный мороз ячейки могут замёрзнуть за несколько дней. Тогда машину будет невозможно завести. Придётся искать тёплую стоянку, транспортировать туда электромобиль и ждать, пока он «оттает».

  • – Летом тоже нужно следить за температурой батареи. Она больше всего греется при зарядке и активных режимах вождения.

  • – Вне зависимости от сезона стоит позаботиться о подходящих шинах, целостности защитного кожуха батареи и подходящем месте стоянки.

Полностью электрический MINI Electric недавно обновился, а вскоре его продажи начнутся и в России! 

Визуально MINI Electric очень похож на хорошо знакомый трёхдверный MINI — это компактный городской хэтчбек с узнаваемой британской внешностью и столь полезной в мегаполисе отличной манёвренностью. Из заметных внешних отличий — особая окраска с яркими цветовыми акцентами, необычные колёсные диски и сплошная облицовка передней части кузова. Но главное — под капотом тут стоит электромотор!

Мощность электрического двигателя — 184 л.с., а максимальный крутящий момент доступен в любой момент и на любой скорости. Разгон до 100 км/ч — за 7,3 секунды. Так что по своей энерговооружённости электромобиль сравним с заряженной версией MINI Cooper S с традиционным ДВС, но дарит абсолютно новые эмоции от вождения! Максимальная скорость ограничена на отметке 150 км/ч — но для города и коротких поездок в пригород этого хватит с запасом.

Компактная батарея ёмкостью 32,6 кВт-ч расположена под полом, и это хорошо — ведь низкий центр масс гарантирует азартную управляемость. Заявленный запас хода — около 240 километров, поэтому в условиях мегаполиса MINI Electric сможет несколько дней ездить вообще без подзарядки. В случае чего, его можно зарядить даже от бытовой розетки, а с помощью фирменного зарядного устройства мощностью 11 кВт батарею можно зарядить до 80% всего за 2,5 часа. Для полной зарядки потребуется на час больше. А если есть возможность использовать мощную 50-киловаттную станцию переменного тока, то на восстановления заряда батареи уйдет меньше полутора часов.

Почитать ещё