Как расшифровать VIN автомобилей Honda

ОСАГО уже подорожало: почему это происходит и о чём нужно помнить, оформляя страховку
Разбор

Екатерина Демишева

Страховщики повышают стоимость полисов ОСАГО — водители уже ощутили на себе рост цен, продлевая полисы в тех же страховых компаниях, хотя их коэффициент КБМ становится меньше. Особенно заметным это стало с конца весны, когда некоторым автомобилистам без веского повода увеличили цену полиса на несколько тысяч рублей. А в среднем подорожание составляет 400–500 рублей. 

В Российском союзе автостраховщиков рост реальных цен на полисы ОСАГО объясняют повышением средней выплаты. По данным организации, в мае 2022 года средняя выплата увеличилась по сравнению с маем 2021 года на 13% или на 8,5 тысяч рублей. Однако тратить на полис больше вынуждены и добросовестные водители, которые не попадали в аварии.

Журнал Авто.ру опросил знакомых автомобилистов, как изменилась стоимость полисов, и поинтересовался у страховых компаний, почему страховка резко подорожала, если реформа с повышением лимитов выплат и отменой износа запчастей — из-за которой и ожидался рост цен — была приостановлена на неопределённый срок.

Задайте нам вопрос в Кью!

Страховые компании ссылаются на рост цен

Многие страховщики повышают цены для своих клиентов при продлении договора без объяснения конкретных причин. Менеджеры страховых компаний отделываются общими фразами об инфляции и о том, что «дорожает сейчас всё». Многие клиенты таким объяснениям не рады и ищут более выгодные предложения, меняя страховщика. 

Один из читателей рассказал о росте стоимости полиса на 4 тысячи рублей — у одной и той же компании при безаварийном вождении и без изменения вводных со стороны клиента. Менеджер компании объяснил это повышением цен на запчасти, добавив, что страховки начали дорожать на 30–50% ещё в марте 2022 года. 

Как отметили в пресс-службе страхового дома ВСК, стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от стоимости запчастей, которые прописаны в справочнике РСА. «Если растёт стоимость запчастей, то растёт и стоимость полиса ОСАГО. По справочнику ожидается рост стоимости запчастей более чем на 20%», — объяснили в ВСК. Новый справочник обновится только в конце июня, но страховые компании уже сейчас учитывают этот фактор в формировании цен, заранее закладывая ожидаемый рост стоимости ремонта.

Впрочем, ситуацией пользуются не все, а в некоторых случаях автомобилисты даже получают скидки за безаварийную езду и цена полиса становится ниже. По подсчётам Журнала Авто.ру, сегодня скидку дают только каждому пятому водителю, хотя в РСА неоднократно объявляли о том, что стоимость полиса ежегодно снижается у 80% водителей.

В таблице мы собрали примеры реальных расчётов и суммы, которые запросили страховщики в 2022 году уже с учётом новой сетки КБМ.

Примеры изменения стоимости полиса ОСАГО за год безаварийной езды

АвтомобильКБМ 21/22Цена в 2021 г.Цена в 2022 г.*
Lada Granta0,5/0,463600 руб.4000 руб.
Volkswagen Tiguan0,5/0,465200 руб.6300 руб./ 5300 руб.
Volkswagen Polo0,5/0,464700 руб.5410 руб.
Audi A40,85/0,7814 936 руб.13 038 руб.
BMW X10,8/0,749620 руб.7905 руб.
Lada XRAY0,75/0,685540 руб.6000 руб.
Nissan Qashqai0,75/0,75320 руб.7400 руб./ 6892 руб.
VW Tiguan 0,75/0,75**6500 руб.10 500 руб./ 6730 руб.

* В некоторых случаях расчёт стоимости в 2022 году выполнен сначала в своей СК, а потом — в другой, которая предложила более выгодные условия
** Как оказалось, иногда страховщики вообще забывают обновить КБМ после года безаварийной езды

Как страховщики меняют цены и почему КБМ может расти без аварий

Страховщики и эксперты, опрошенные Журналом Авто.ру, объясняют повышение цен расширением тарифного коридора. Учитывая ситуацию на рынке, страховые компании считают ОСАГО по максимальной или близкой к ней ставке базового тарифа, чтобы повысить доходность и снизить риски. Это законно: любая компания может выбрать базовую ставку в пределах установленной Центральным банком, а её аппетиты ограничивает только конкуренция с другими страховщиками. Поэтому даже при понижении КБМ водителя стоимость страховки может оказаться заметно выше, чем была до этого.

Проблемы также возникают из-за технических сбоев в системе АИС РСА, которая автоматом не подтягивает многолетние данные, если менеджер в нужное время не захотел вбивать их вручную. Изучая различные значения коэффициента бонус-малус, а также факторов, которые на него влияют, мы выяснили, что страховые компании зачастую завышают КБМ автомобилистам при смене фамилии или после замены водительских прав. То есть не вносят данные о прошлых правах и считают КБМ по новым документам без учёта предыдущей истории езды и реального водительского стажа. Намеренно или случайно — неизвестно. Однако большинство водителей не проверяют свои коэффициенты и просто соглашаются с предложенным расчётом.

Проверить свой действующий КБМ можно по ссылке на сайте Российского союза автостраховщиков. Если ваш КБМ вырос, а аварий не было, то это следствие смены фамилии либо замены водительского удостоверения. Как объяснили Журналу Авто.ру в РСА, чтобы восстановить своё честное имя и вернуть справедливый КБМ, необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением. А в некоторых случаях исправить ситуацию возможно, только если предоставить бумажные копии старых полисов ОСАГО за все годы, неучтённые страховщиком после смены прав.

Источник Журнала Авто.ру в страховом сообществе предположил, что такие ситуации сейчас будут возникать чаще, так как страховые компании могут намеренно закрывать глаза на историю вождения по старым документам и завышать КБМ по новым правам как водителям-новичкам ради получения дополнительной прибыли. Такой прецедент уже был в 2015 году, когда компании «Росгосстрах» приостановили лицензию на две недели за подобные нарушения. Поэтому автомобилистам важно внимательно отслеживать историю изменения своего КБМ, особенно после смены прав.

Полис будет дорожать и дальше

Нынешний рост стоимости полиса в РСА считают умеренным: в мае средняя премия по ОСАГО (стоимость полиса для автомобилиста) для легковых автомобилей физлиц выросла по сравнению с январём на 400 рублей или на 7%. «Средняя стоимость ОСАГО оставалась стабильной в течение последних трёх лет. При этом для безаварийных автовладельцев, доля которых составляет около 80%, стоимость ОСАГО снижалась, в том числе благодаря снижению для них коэффициентов системы бонус-малус: так, с 1 апреля этого года максимальная скидка за безаварийное вождение увеличилась до 54%», — говорят в Российском союзе автостраховщиков. 

Но полисы будут дорожать и дальше, прогнозируют в организации. «Нужно учесть, что выплаты осуществляются по справочникам средней стоимости, введённым в действие 19 марта 2022 года, в которых фактически не отражён резкий рост стоимости запчастей и проблемы с их логистикой. Актуальные цены на запасные части, сформированные в условиях международных санкций, отражены в новых справочниках, которые в данный момент проходят процедуру общественного обсуждения и будут введены в действие с 19 июня. Ожидается, что после этого рост средней выплаты ускорится».

Помимо этого, к концу года чиновники могут вернуться к вопросу повышения лимитов выплат по жизни и здоровью, что также повлечёт рост цен на ОСАГО. Ещё одним фактором подорожания способна стать отмена износа запчастей. Оба нововведения фактически были готовы ещё зимой, но сроки их вступления в силу были отодвинуты из-за нестабильной ситуации на рынке.


А у вас подорожал полис ОСАГО в 2022 году?

Почитать ещё