Дефицит, угоны, дорогие страховки: что ждёт автомобилистов

ОСАГО станет дороже: зачем страховщики и Центробанк переделывают справочники запчастей
Разбор

Екатерина Демишева

Скачки валютного курса и приостановка работы автомобильных компаний обязательно отразятся на стоимости полисов ОСАГО — в этом уверены большинство экспертов. Ведь цена напрямую привязана к стоимости запчастей и лакокрасочных материалов, поэтому из-за удорожания последних страховщики будут вынуждены повысить цены. 

При этом весенние изменения лимитов выплат по жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 млн рублей уже пришлось отложить, чтобы не допустить двойного влияния на тарифы ОСАГО. Как рассказал Журналу Авто.ру исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, сейчас вопрос увеличения лимитов потерял актуальность, потому что страховщики и власти заняты более важными проблемами. Рассказываем, что происходит.

Задайте нам вопрос в Кью!

Как изменится методика расчёта стоимости запчастей

Главное, что прямо сейчас обсуждают Российский союз автостраховщиков и Банк России, — изменение методики расчёта запчастей. Текущая система основана на присутствии в стране иностранных автомобильных представительств и на рекомендованных ими розничных ценах на запчасти. Но ориентироваться на всё это в ближайшее время будет невозможно. «Пока мы готовим новые предложения по методике расчёта. Будут новые справочники запчастей. Будут меняться цены и стоимость ОСАГО», — пояснил представитель РСА.

Страховщики уже ждут изменения цен на ОСАГО, рассказал Авто.ру директор по ОСАГО компании «Росгосстрах» Юрий Стрекалов: «Рост стоимости запасных частей на автомобили вызовет рост убытков и цены полиса. Стоимость зарубежных запасных частей зависит от курса иностранной валюты. И рост курса доллара США ожидаемо повысит и выплаты, и стоимость ОСАГО для большинства автомобилей».

Разработкой новой методики занимается Центробанк. Проблема в том, что запчасти ряда марок придётся переоценить, а часть — заменить, пояснил Евгений Уфимцев. «Раньше это были рекомендованные цены производителей и, например, Volkswagen нам официально эти цены давал. Пока оригинальные запчасти ещё есть, но нужно их оценить по-новому», — говорит эксперт. А для компаний, которые объявили об уходе с рынка, нужно подобрать аналоги и найти ориентиры для расчёта стоимости, добавил Уфимцев.

Однако в Центробанке удорожания ОСАГО не прогнозируют. В ответ на запрос Журнала Авто.ру по поводу изменения методики расчёта там ответили, что речь идёт о плановом обновлении справочников. «Они обновляются Российским союзом автостраховщиков ежеквартально. К изменению стоимости ОСАГО это привести не должно», — заверил регулятор. Несмотря на это, участники страхового рынка настроены менее оптимистично и прогнозируют рост цен на ОСАГО в самое ближайшее время.

Могут ли страховщики отказаться от ремонта в пользу выплат

В сложившихся условиях некоторые эксперты высказывают предположение, что вскоре страховщики могут отказаться от ремонта автомобилей на своих СТО и полностью перейти на выплату денежных компенсаций. Основная причина такого решения дефицит запчастей. Хотя в РСА придерживаются иной позиции.

«Если встанет вопрос отказа от ремонта в пользу денежных выплат, страховые компании будут принимать такие решения самостоятельно. Сейчас форма такая: если СТО не может найти или заказать запчасти для конкретной марки, ремонта не будет. Одним из путей решения вопроса является использование в ремонте бывших в употреблении запчастей. Например, машина попала в ДТП и у нее разбита задняя часть, но перед цел и запчасти с него можно было бы использовать в ремонте других автомобилей. За границей так делают: детали сертифицируют, проверяют и пускают в ремонт. И когда-нибудь это будет обсуждаться как раз из-за нехватки запчастей», объяснил исполнительный директор РСА.

Что ещё повлияет на цену ОСАГО

На стоимость полиса обязательного страхования влияют два определяющих фактора. Первое увеличение количества аварий. Второе справочники, в которых прописана стоимость ремонта, запчастей и окраски. Сейчас, по данным РСА, аварийность снижается. Поэтому основным фактором остаётся рост цен на запчасти. 

В полной мере оценить влияние новых факторов на российский рынок можно будет только к лету, когда станет понятна реальная стоимость запчастей в новых условиях. Об этом в беседе с Журналом Авто.ру рассказал директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров. 

«От курса валют напрямую зависит стоимость деталей и ремонта автомобилей, так как оригинальные запчасти поставляются из-за рубежа. Очевидно, что на фоне резкого скачка цен средняя выплата по ОСАГО также значительно увеличится. Страховым компаниям необходимо сформировать достаточные резервы под выплаты по новым ценам на ремонт», пояснил Макаров.

Похожий комментарий Журналу Авто.ру дали и в пресс-службе страхового дома ВСК. «На сегодняшний день страховым компаниям сложно сделать прогнозы по возможному росту стоимости полиса ОСАГО, так как по аналогии с добровольными видами страхования есть зависимость от цен на запчасти. По оценкам экспертов, рост стоимости деталей может составить от 30 до 80% и более, в зависимости от ситуации на рынке», сообщили в компании.

В качестве решения некоторые участники рынка предложили привязать стоимость ОСАГО к доллару, однако Уфимцев заявил, что таких планов у РСА нет. 

«Скачки цен, которые есть сейчас, больше спекулятивные. Понятно, что это временное решение, пока не перестроились цепочки поставок. Я думаю, что из Китая, ОАЭ и Турции качественные запчасти будут приходить. Поэтому напрямую к курсу доллара привязывать стоимость полиса ОСАГО нельзя, надо смотреть именно на поставки запчастей», прояснил он.

Будут ли повышены лимиты выплат по жизни и здоровью

Согласно заявлению Евгения Уфимцева, повышение лимитов выплат по жизни и здоровью до 2 млн рублей, как и все остальные плановые изменения в системе ОСАГО, пока отложены. Сейчас отрасль сфокусировалась исключительно на стоимости запчастей. 

«Если произойдёт серьёзный скачок цен на запчасти и, соответственно, рост стоимости полиса ОСАГО, делать ещё и увеличение лимитов неактуально. Нельзя накладывать изменения друг на друга. Главное сегодня — справочники, но сейчас реально оценивать этот сектор рано, нужно делать анализ через 2–3 недели, когда цены улягутся. Как подорожает в связи с этим ОСАГО, оценить пока просто невозможно. Как и прогнозировать развитие событий и курс доллара на пару недель вперёд», — заверил представитель РСА.

Повышение лимитов, по оценкам страховщиков, должно было привести к увеличению среднего размера страховой премии по ОСАГО на 1 тысячу рублей. Об этом Журналу Авто.ру рассказал директор по ОСАГО компании «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. Однако и он подчеркнул, что сегодня вопрос лимитов не актуален, а отрасль полностью сосредоточена на дефиците и высокой стоимости запчастей.


Что будете делать, если ОСАГО заметно подорожает?

Почитать ещё