Kia Rio, ремонт которого стоил дороже самой машины: о чём не расскажет продавец

ОСАГО будут продавать без техосмотра: что поменялось и нужно ли теперь проходить техосмотр
Разбор

Анастасия Разина

Систему технического осмотра продолжает лихорадить. С конца августа страховщики начнут оформлять полисы ОСАГО… без диагности­ческой карты. Соответ­ствующий законо­проект МВД Госдума успела быстро принять сразу в двух чтениях и, скорее всего, окончательно утвердит в третьем чтении в ближайшие дни. Разбираемся, нужно ли вообще проходить техосмотр и будут ли страховщики учитывать наличие диагно­стической карты, принимая решение о выплатах?

Что всё это значит? Техосмотр отменили?

Пока не отменили, но для оформления полиса ОСАГО наличие диагностиче­ской карты больше не обязательно — так государ­ство гарантирует автомо­билистам возможность получить полис на любой автомобиль. И страховая компания не сможет отказать водителю в выдаче ОСАГО, даже если автомобиль вовремя не прошёл диагностику либо провалил проверку. Для этого в законе «О безо­пасности дорожного движения» депутаты исключат третье предложение: «Обязательное страхование гражданской ответ­ственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государ­ственного технического осмотра или технического осмотра».

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) нововведение поддер­жали, поскольку «подобная увязка не соответствует мировой практике». «Страховщики обязаны вне зависимости от любых факторов продать полис ОСАГО», — сказали в РСА.

Эксперт в области автострахования Илья Афанасьев назвал отвязку ОСАГО от диагностической карты здравым решением, которое приняли, чтобы не накалять обстановку. «Сейчас люди вернутся из отпусков, а с техосмотром — разброд и анархия, поэтому хорошо, что появилась некая "амнистия", — сказал Афанасьев. — Сейчас автовладельцы внимательно сами следят за своими машинами вне зависимости от необходимости проходить техосмотр. Некоторые современные автомобили вообще сами не поедут, если проблема слишком серьёзная».

Что ещё изменится в системе техосмотра и страхования?

Автомобилистам теперь самим придётся выбирать момент, когда ехать на станцию технического обслуживания. А ещё исчезнут неприятные ситуации, когда и страховка, и диагностическая карта прекращают действие примерно в одно время. В таких случаях забывчивым водителям приходилось рисковать, выезжая на дороги без ОСАГО, чтобы пройти техосмотр, а затем — чтобы доехать до офиса страховщика для покупки полиса, который заработает лишь на следующий день.

«Для автолюбителей это будет означать возможность страхования без предоставления страховщику документа о прохождении техосмотра. Список документов для оформления полиса в этом случае кардинально не поменяется — просто из него будет исключена диагностическая карта. На наш взгляд, это логичный шаг, так как взаимосвязь между техосмотром и покупкой ОСАГО несколько натянута», — уточнили на запрос Журнала Авто.ру в компании «Альфа.Страхование».

Более того, согласно свежим заявлениям ГИБДД, техосмотр в перспективе вообще может стать... необязательным! Об этом сообщил РИА Новости глава ведомства Михаил Черников. По его словам, МВД уже подготовило свои предложения о добровольном техосмотре  для легковых машин.

Но пока техосмотр не отменён. Более того, за отсутствие диагностической карты по-прежнему действует штраф 500–800 рублей, а с 1 марта 2022 года должны вступить в силу поправки в КоАП, повышающие его до 2000 рублей, о чём напоминают в РСА. Предполагается, что уже в следующем году отсутствие диагности­ческой карты будут фиксировать дорожные камеры и раз в сутки выписывать за это штрафные квитанции в автоматическом режиме.

Технический эксперт и руководитель аккредито­ванного испытатель­ного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко назвал отвязку оформления полиса ОСАГО от техосмотра ещё одним поводом для водителей проявить бдительность. «Сейчас идеология техосмотра строится на том, что автомобили без диагностической карты небезопасны. Получается, что ответ­ственность за их состояние оставляют на совести водителей. В последних решениях отсутствует логика. Сначала нас всех упорядо­чивали, закручивали гайки, многие пункты закупали оборудование для фотофиксации, оформляли недешёвые электронные подписи для сотрудников, а в итоге получается, что всё это вроде как и необязательно. Логичным было бы просто отменить обязательный техосмотр сразу», — сказал Пархоменко.

Эксперт считает, что в нынешнем — промежуточном — состоянии водителям в любом случае грозят штрафы с камер за отсутствие карт, а также потенциальные разборки со страховыми компаниями. «Некоторые страховщики могут сказать, что раз у водителя — виновника ДТП не было диагностической карты, то возмещение потерпевшему по ОСАГО ему придётся покрывать самому в виде регресса», — предположил Пархоменко.

Будет ли работать ОСАГО, если у виновника ДТП нет техосмотра?

Как обещают страховщики, отсутствие диагностической карты у виновника ДТП никак не повлияет на выплаты пострадавшему — но лишь в том случае, если у обеих сторон есть действующие полисы ОСАГО. Однако компания-страхователь виновника аварии при этом имеет право выставить ему регрессивный иск. «Своевременное прохождение государ­ственного технического осмотра является требованием действующего законо­дательства, и страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если владелец транспортного средства не исполнил свою обязанность пройти ГТО и стал виновником дорожно-транспортного происшествия. Но решение о целе­сообразности выставления регресса каждый страховщик принимает самостоятельно», — отметили в Росгосстрахе. В общем, если застрахованный виновник ДТП ездил без диагности­ческой карты, то его страховщик вправе потребовать компенсировать свои затраты! 

В «Альфа.Страховании» также подтвердили Журналу Авто.ру, что наличие или отсутствие техосмотра у виновника не повлияет на принятие решения о выплате страхового возмещения.

А если диагностической карты нет у пострадавшего?

Эксперты и страховщики в один голос заявляют, что наличие или отсутствие диагностической карты у пострадавшего в аварии (при наличии у всех участников ДТП полисов ОСАГО) никак не повлияет на выплаты — компенсацию он получит в любом случае. 

Что будет со стоимостью полиса?

В «Альфа.Страховании» заверили, что никакой связи с цено­образованием наличие или отсутствие диагностической карты не имеет. А в Росгосстрахе уточнили, что каждый страховщик сам определяет факторы риска.

«Если желание одного страховщика будет реализовано через определение базового тарифа в зависимости от пройденного ГТО, то другой страховщик этого может и не учитывать. За всех страховщиков утверждать не могу, но на цене полисов "Росгосстраха" отсутствие ДК отражаться вряд ли будет», — сказал руководитель направления департамента методологии и автоматизации ПАО СК «Росгосстрах» Михаил Борисов.


Так что всё-таки делать с техосмотром?

Почитать ещё