Как правильно оформить обмен автомобилями между владельцами

Оригинальные запчасти или их аналоги: что и в каких случаях надо покупать
Учебник

Команда Авто.ру

Каждый автомобиль обязательно требует обслуживания, а со временем и ремонта. И тогда неизбежно встаёт вопрос, какие при этом использовать запчасти. Современный рынок предлагает огромный ассортимент одинаковых вроде бы деталей, которые, на первый взгляд, отличаются между собой только названием бренда. И, конечно, ценой — порой в разы, а то и на порядок. Стоит ли экономить, покупая те, что дешевле? Разбираемся, в чём на самом деле разница между ними, когда вместо оригинальных деталей можно использовать заменители, а когда этого делать не рекомендуется.

Что такое оригинальные запчасти

Это детали и узлы, которые изготовлены либо самим автопроизводителем, либо по его заказу, техническому заданию и под его тщательным контролем на предприятиях специализированных поставщиков. Фактически это те же запчасти, из которых собирается автомобиль на заводском конвейере. К редким исключениям из этого правила относятся специальные ремкомплекты, выпускаемые опять же производителем машины для тех случаев, когда конвейерную технологию нельзя повторить во время ремонта.

Любая деталь автомобиля делается в больших количествах, чем требуется для сборки новых машин. Ведь автомобильные компании обязаны после запуска любой модели обеспечить её запчастями не только для проведения технического обслуживания и гарантийного ремонта у дилеров, но и на будущее — для постгарантийных ремонтов. В том числе и после того, как она будет снята с конвейера, — как правило, ещё в течение как минимум 10 лет. То есть даже для весьма возрастных автомобилей в большинстве случаев есть возможность заказать оригинальные запчасти со склада производителя.

В чём преимущества и недостатки оригинальных деталей

Главное преимущество оригинальных запчастей — их надёжность. Ответственность за характеристики и работоспособность деталей, продающихся под логотипом автопроизводителя, лежит на нём. Поэтому оригинальные запчасти в большинстве случаев отличаются лучшим качеством и долговечностью, чем их аналоги. Что часто подтверждает и гарантия на срок до двух лет, которую на такие детали даёт сам автопроизводитель.

Ещё одно достоинство оригинальных запчастей — с ними меньше вероятность ошибок. Повторимся, они такие же, как те, из которых автомобиль собран на заводском конвейере. А это значит, что при их покупке не будет сложностей с подбором и они точно подойдут взамен вышедших из строя.  И даже в том случае, если во время выпуска модели производитель изменил конструкцию каких-либо деталей, в фирменном каталоге появится не только их новый номер, но и, например, VIN автомобиля, с которого началось применение новинки. То есть вне зависимости от года выпуска машины, рестайлинга или просто текущих модернизаций при выборе оригинальных запчастей покупатель получает идентичные именно тем, что были изначально установлены на заводе. И не просто «встанут по месту», но и будут работать именно так, как рассчитали конструкторы автомобиля. Простейший пример — пружины и амортизаторы. Гарантированно сохранить изначальный характер подвески при её переборке могут только детали с оригинальными характеристиками.

Недостаток у «оригинала», по сути, один — высокая цена. Причём это не только плата за высокое качество. Часто присутствует и фактор маркетинга: на запчасти престижных и именитых марок накидывают процент просто за бренд. Поэтому, например, цены схожих по назначению, конструкции и качеству деталей премиальных и бюджетных автомобилей порой кратно отличаются. Хотя они могут даже производиться одной и той же компанией-поставщиком компонентов.

Как отличить оригинальную запчасть

Для покупателя главное отличие «оригинала» — в «одёжке». Такие детали обязательно поставляются в фирменно оформленной упаковке с логотипом марки, где указаны оригинальный каталожный номер запчасти и страна-изготовитель. А вот имени реального поставщика детали на конвейер на коробке скорее всего не будет. Но важнее, что у оригинальных запчастей и логотип автопроизводителя, и каталожный оригинальный номер помимо упаковки дублируются непосредственно на самой детали. В зависимости от конкретной детали и её производителя маркировка может представлять собой отлитые или отштампованные символы, лазерную гравировку, печать краской, QR-коды и так далее. Также многие оригинальные детали, а технически сложные — практически в обязательном порядке — могут дополняться сопроводительной документацией. Например, такой, где указаны технические характеристики или инструкции по установке.

Какие запчасти бывают неоригинальными

Однако оригинальные детали — это лишь небольшая доля рынка автозапчастей. Основную его массу составляют разнообразные их аналоги. Этот сегмент очень пёстрый — как по ассортименту, так и по качеству товара и, конечно же, по стоимости.

С некоторой долей условности весь этот вал запчастей можно разделить на несколько категорий в зависимости от их происхождения:

  • Детали, выпущенные поставщиками на конвейер.
  • Продукция сторонних (независимых) производителей.
  • Товар под брендами фирм-упаковщиков.
  • Подделки.

Самыми надёжными производителями неоригинальных запчастей считаются поставщики на конвейер. То есть те, кто делает и оригинальные детали для автопроизводителей. Обычно это специализированные предприятия, выпускающие компоненты для различных марок и моделей автомобилей. Их «неоригинал», как правило, самый дорогой — но и самый качественный.

Только не нужно рассчитывать, что деталь от поставщика и, казалось бы, точно такая же, только оригинальная с логотипом автопроизводителя обязательно будут идентичны. В одних случаях так оно и есть — например, подшипники, поставляемые одной и той же фирмой на конвейер и в запчасти как под брендом автопроизводителя, так и под собственным — одинаковы. А в других случаях может быть существенная разница — и в первую очередь это касается деталей, чьи характеристики в значительной степени определяются составом материалов, из которых они состоят.

Например, тормозные колодки, которые одна и та же фирма может делать в большом ассортименте не только по моделям автомобилей, но и по составу фрикционного материала. Визуально оригинальные и неоригинальные колодки от такого производителя могут быть одинаковы, но отличаться по характеристикам — жёсткости, износостойкости и другим. Другой пример — автомобильные стёкла. Оригинальные, произведённые по заказу автопроизводителя, и собственные, уже под брендом самой стекольной фирмы могут отличаться по составу смеси, который определяет прочность, прозрачность, оттенки и другие характеристики автостёкол.

Всё это делается ради некоторого удешевления продукции — ведь покупать неоригинальную деталь по цене «оригинала» просто не имеет смысла. Более того, право производителя компонентов поставлять идентичные запчасти под собственным и фирменным логотипом может прямо ограничивать контракт с автомобильным брендом.

Однако запчасти от солидных «конвейерных» производителей в любом случае будут иметь должный уровень качества и являться наиболее универсальной заменой более дорогому «оригиналу».

С деталями разнообразных сторонних производителей ситуация не такая однозначная. Иногда аналоги могут не только не уступать, но и даже превосходить оригинальные запчасти, в том числе по стоимости! В первую очередь, когда эти детали относятся к особым линейкам продукции именитых специализированных фирм — например, тюнинговой или спортивной. Но это отдельные и нечастые случаи.

Чаще покупка аналогов от альтернативных производителей — это лотерея. Ведь качество заменителей остаётся на совести их изготовителей, и на них не распространяются строгие требования автопроизводителей. Всегда будет риск получить деталь, которая либо окажется проблемной при установке, либо недолго прослужит. Иногда ошибку можно понять сразу — например, когда стёкла или кузовные детали не обладают нужной геометрией и не встают по месту. И уж точно не стоит останавливать выбор на дешёвых деталях от неизвестных азиатских фирм — с такими риски будут максимальными.

Третья категория поставщиков запчастей — так называемые фирмы-упаковщики. Они предлагают продукцию под своим брендом, но сами её не производят, а покупают или заказывают на стороне. В итоге в коробках с одинаковым логотипом могут быть детали, выпущенные совершенно разными производителями. И как следствие, сильно отличающиеся по своему качеству. Тем более, что его контроль лежит только на самих «упаковщиках». Трудно в данном случае ориентироваться в свойствах запчасти и по её цене: в большей степени она определяется политикой фирмы-упаковщика. Утешает только, что откровенный хлам при таком выборе всё же встречается редко.

А вот на подделку, увы, можно наткнуться с любым из вариантов запчастей — от «оригинала» до перепакованных.  И хорошо, когда её видно сразу хотя бы мастеру в сервисе — по качеству изготовления детали с внешними дефектами, нечитаемому номеру, неаккуратной, странной упаковке или её отсутствию. В противном случае установка поддельной запчасти грозит в скором будущем обернуться ещё более дорогостоящим ремонтом. Имейте в виду, что чаще всего подделывают наиболее популярные «расходники» — различные фильтры, тормозные колодки, приводные ремни. К их выбору нужно подходить особенно внимательно.

Как отличить некачественную запчасть

Во-первых, не стоит гнаться за дешевизной. Ведь разница в цене в большинстве случаев отражает как качество исходных материалов, так и технологию изготовления, также сильно влияющую на надёжность и работоспособность детали.

Чтобы максимально обезопасить себя от покупки подделки, стоит придерживаться нескольких несложных правил:

  • Покупать запчасти не на рынках или по объявлениям в интернете у непроверенных продавцов, а у официальных дистрибьюторов, перечень которых обычно указан на сайтах компаний-производителей компонентов.
  • Перед покупкой сверять номера деталей по официальным каталогам. Это в равной степени касается как оригинальных запчастей, так и изделий от именитых производителей компонентов.
  • Перед покупкой найти подробную информацию о том, как выглядят деталь и её упаковка. Ещё лучше — иметь с собой образец заведомо качественной детали для сравнения с новой.
  • Убедиться в наличии и изучить инструменты защиты от подделок, которые используют производители, — это могут быть голограммы, QR-коды, опломбирование узлов и тому подобное.
  • В случае покупки неоригинальных деталей отдавать предпочтение брендам, которым доверяете.  А при выборе новых марок всегда тщательно изучать рекомендации и отзывы о производителе и о его деталях.
  • При значительно более низкой цене по сравнению с другими аналогами от покупки лучше отказаться — это тоже признак подделки.

Какие запчасти выбрать — оригинал или аналоги

Если позволяют финансы и наличие деталей в продаже, то лучше использовать фирменные. Вариант не самый бюджетный, зато наименее рискованный и позволяющий сохранить автомобиль максимально близким к заводскому состоянию.

Но и от качественных неоригинальных деталей совсем отказываться не стоит. А иногда их применение даже целесообразно. Дело в том, что оригинальные детали нередко продаются как узел в сборе. И например, из-за износившихся копеечных втулок требуется целиком заменить стабилизатор поперечной устойчивости (этим грешат автомобили VAG) или стойку подвески. А вот аналог, существенно сэкономив, можно купить отдельно. Распространённый пример — шаровые опоры или сайлентблоки подвески, которые оригинальными часто поставляются исключительно в сборе с рычагами.

Только нужно учитывать, что использование неоригинальных деталей наиболее оправдано в узлах, которые не влияют на безопасность автомобиля.  В противном случае вы неизбежно подвергаете себя дополнительному риску — например, используя «неоригинал» в приводе тормозов, нагруженных деталях рулевого управления, элементах пассивной безопасности. Также только оригинальными запчастями стоит ремонтировать сложные агрегаты, такие как двигатели или коробки передач — ведь их выход из строя по вине какого-то элемента сведёт на нет всю экономию. Даже использование некачественного расходника, такого как ремень привода ГРМ, рискует вылиться в капитальный ремонт или замену двигателя.

Итак, совсем коротко

  • – Использование оригинальных деталей — самый дорогой, но и самый надёжный вариант. Сложные или влияющие на безопасность узлы и системы автомобиля лучше ремонтировать только ими.

  • – Идентифицировать оригинальную запчасть можно по обязательному логотипу автопроизводителя, наличию каталожных номеров и данных о применимости, а также фирменному оформлению упаковки и маркировке.

  • – При использовании неоригинальных запчастей можно сэкономить. Но желательно отдавать предпочтение продукции именитых производителей. Лучший вариант — тех фирм, что поставляют детали на конвейеры автопроизводителей.

  • – Слишком низкая цена детали в большинстве случаев свидетельствует о её низком качестве. Использование таких запчастей не оправдано: последующий ремонт сведёт всю экономию на нет.

Почитать ещё