Хакеры, а не взломщики: как в будущем будут угонять машины

BMW вводит подписку на опции: как это работает и почему скоро так будет у всех
Разбор

Борис Закиров

Июль выдался жарким на премьеры: новые Ford Bronco и 730-сильный Mercedes-Benz, рестайлинг Bentley Bentayga… И на их фоне незаме­ченной оказалась новость, которая может изменить автомо­бильный рынок: «опции по подписке», анонсиро­ванные компанией BMW. Мы решили разобраться, что тут к чему.

Хотя мы будем говорить об автомобилях, разговор придётся начать издалека — с короткой экскурсии в социо­логию. Точнее, к теории поколений, разра­ботанной в США в начале девяностых.

Согласно этой теории, нас с вами можно разделить на четыре поколения: бумеры, поколе­ние Х, миллениалы и зумеры. Бумеры родились в интервале с 1940 по 1960 год, доверяют ТВ и газетам и придер­живаются консервативных взглядов. А ещё восторгаются классикой АвтоВАЗ и раритет­ными Bentley (да-да, тех времён, когда маркой владела Rolls-Royce).

Поколение Х на двадцать лет моложе бумеров, видело мир до и после появления интернета, а сейчас неровно дышит к Honda Accord и Ford F-150. Поэтому, кстати, обе модели вошли во всемирную десятку самых продаваемых машин 2019 года.

1/2
Accord и F-150 – главные любимцы «Поколения Икс». Хотя на просторах России их не видно

У миллениалов (1982–2004 годы рождения) другой взгляд на вещи. Основной принцип их жизни — «важнее пользоваться, чем владеть». Они пред­почитают съёмное жильё своему собственному и пользуются подпиской на всё, на что можно подписаться: от сериалов и музыки до наборов еды и подгузников. При этом центр «бизнеса по подписке» находится в США: согласно исследованиям блога PipeCandy, 70% подобных компаний находятся именно там. Amazon, Netflix, Apple Music — эти сервисы приносят компаниям миллиарды долларов.

До России, как это часто бывает, западные тренды доходят с опозданием. И не все из них приживаются: Forbes уверяет, что русский человек к подпискам относится с подозрением. 

При чём здесь вообще автомобили 

Всё просто: для каждого поколения автопроизво­дители стараются предложить что-нибудь своё. Конечно, вычтем из списка зумеров (считай, сегодняшних подростков) — им и водить пока нельзя. А вот милле­ниалы стали платёже­спообнее, поэтому автокомпании посмотрели на новый «подписочный» тренд, увидели его плюсы и захотели так же. Многие компании запустили тестовые сервисы подписки на авто­мобили, и некоторым хватило даже смелости протести­ровать их и в России: Volvo Car Drive и Hyundai Mobility уже сегодня предлагают взять машину в аренду с ежемесячной платой. Однако компания BMW пошла другим путём.

1/2
Volvo даёт напрокат кроссоверы XC60 в комплектации Inscription. Каждый месяц пользования будет стоить 59 500 рублей

Немцы взглянули на вопрос шире и за вдохно­вением обратились к… Тесле. Электро­мобили Илона Маска будто не могут понять, чем они в итоге хотят быть: транс­портным средством или гаджетом? Побочный эффект такой «биполяр­ности» — возмож­ность скачивать обнов­ления программного обеспе­чения по воздуху, прямо как у смартфонов. Например, владельцы Tesla Model 3 Long Range могут заплатить 2 тысячи долларов за обнов­ление прошивки, которое улучшит разгон с нуля до сотни на полсекунды. Для этого не надо даже ехать к дилеру: просто оплачи­ваете апгрейд, нажимаете пару кнопок, и готово! В каком-то смысле это можно назвать заводским тюнингом.

Теперь при желании хозяева Model 3 могут добавить своим электромобилям прыти

В BMW взяли эту идею и растиражи­ровали её. Теперь, если вы купили машину в базовой комплектации, оснащённую системой BMW Operating System 7, то сможете, при необхо­димости, арендовать (на срок от года до трёх лет) или купить навсегда некоторые функции, присущие старшим комп­лектациям. Сегодня в этот список входят адаптивный круиз-контроль, подогрев сидений, ассистент дальнего света, адаптивная М-подвеска, видео­регистратор BMW Driver Recorder, а для электро­мобилей — ещё и система BMW IconicSounds Sport, влияющая на электронный «звук выхлопа».

Что это значит

Покупая некоторые модели BMW (их список будет постепенно расширяться), вы получите автомобиль с пред­установ­ленными комплектующими, которые... выключены. И которые вам ещё предстоит активи­ровать. Если вы, конечно, этого пожелаете. 

В момент, когда вы читаете эти строки, немцы успели продать уже тысячи таких машин — в Европе сервис запустили 1 июля. Как это работает? Мы обратились в BMW, где с нами поделились некоторыми подробностями.

BMW 530e xDrive M Sport

Как это работает

Раз BMW решила побрататься со смартфонами, то ей было не обойтись без своего «магазина приложений». Им стал ConnectedDrive Store, доступный как из машины, так и через сайт. И там уже появились некоторые российские цены! 

Например, взять «напрокат» адаптивную М-подвеску не получится — готовьте 40 тысяч рублей и получайте апгрейд в своё вечное владение. То же самое относится и к дистанци­онному запуску двигателя, и к BMW IconicSounds Sport (50 и 14 тысяч рублей соответ­ственно). А с видео­регистратором BMW Drive Recorder можно поступить как угодно: взять на месяц (500 рублей), год (2,9 тысячи рублей), три года (8,9 тысячи) или насовсем (18,9 тысячи рублей).

Пользование магазином должно быть не сложнее загрузки обнов­ления на айфон: делаете пару кликов, оплачи­ваете удобным способом и — вуаля, новые функции подвески уже в вашей машине. Правда, полный список опций для России пока ещё не доступен, а те, что имеются, могут быть использованы далеко не на каждой модели — поэтому изучайте сайт BMW.

В чём выгода подписки для BMW

  1. Бизнес по подписке позволяет гораздо проще считать прибыль. Если раньше для этого надо было разбирать тонну документации и часами сидеть с кальку­лятором, то теперь всё просто: можно взять количество машин, чьи владельцы купили подогрев сидений на год, и умножить на стоимость подписки. Удобно!

  2. Ускорение производства и поставок. Представьте: вы — немецкий завод BMW, которому надо собрать две машины: одну для дилера в Финляндии, другую — для итальянцев. В «северную» машину вы поставите подогрев сидений: субаркти­ческий климат генерирует спрос. А зачем подогрев в Италии, где и зимой темпера­тура не опускается ниже нуля? Но реалии рынка таковы, что иногда произво­дителю приходиться «пере­брасывать» объём машин из страны, где они продаются плохо, туда, где наблюдается ударный спрос. Возмож­ность отключить или активировать опции решает этот вопрос: теперь можно делать одинаковые машины для всех стран.

  3. Экономия времени и места на складах. Грубо говоря, теперь не нужно сортировать по разным полкам четыре разных вида кресел, если у вас есть всего один, который покупатель настраивает по своему усмотрению. 

  4. Зарабатывать на подписке можно не одно­моментно, а на протяжении всего срока жизни автомобиля. Ведь платить за подогрев будет не только первый владелец, но и все последующие.

Помимо покупки опций по подписке хозяин самых новых BMW сможет использовать свой iPhone в качестве ключа. Миллениалы довольны!

В чём выгода подписки для покупателей

  1. Разберём ещё один пример. В Германии появилась возмож­ность взять в аренду неослеп­ляющий дальний свет. Вы купили машину, на которой отправ­ляетесь в дальнюю поездку — пожалуйста, можете докупить опцию на время путе­шествия. Затем вы возвраща­етесь домой и в повсе­дневной жизни ассистент вам не нужен — отключаете опцию. А если поездка будет недолгой, можно схитрить и взять опцию на три бесплатных месяца пробного периода. Итог: вы можете пользоваться функциями старших комплектаций только тогда, когда они вам нужны.

  2. Возможность «попробовать» дорогие функции на собственном автомобиле, а не покупать их не глядя. Это значит, что владелец сможет купить подписку на опцию и посмотреть: а нужна ли она ему в реальной жизни? Если да, можно продлить подписку или купить опцию навсегда, а нет — отписаться и сэкономить.

  3. Помните второй пункт из предыдущего списка? Если производитель сделает одинаковые машины для всех стран — это будет работать и на вторичном рынке. Теперь житель северной страны может купить машину с юга, не боясь, что там не будет подогрева. А если первому хозяину не нужна была М-подвеска, а второй без неё жить не может, — не вопрос, пускай покупает! 

  4. Пожалуй, самый очевидный плюс: если клиент желает доукомп­лектовать автомобиль новыми опциями или умениями, ему не придётся ездить к дилеру или по сторонним сервисам. Всё необходимое уже доступно в каталоге ConnectedDrive, и хозяину не нужно нарушать гарантию или вносить изменения в конструкцию. Ведь никто не мешает BMW со временем продавать по подписке «чип-тюнинг», «спортивные» настройки трансмиссии или новые варианты оформления приборной панели.

Какие есть нюансы

Конечно, всё вышеописанное выглядит утопически и порождает массу вопросов. Как BMW собирается зараба­тывать, продавая машины «в полном фарше» по цене более дешёвых? Не боятся ли немцы того, что неблаго­разумные клиенты просто взломают машину и получат доступ к опциям? Что будет, если владелец повредит дорогую деталь, которой он вроде как даже не пользуется (к примеру, М-подвеску или радар адаптивного круиз-контроля)?

А ответ на них, как это часто бывает, написан мелким шрифтом. В этом случае шрифт гласит: «список доступных опций будет зависеть от рынков, где представ­лены модели BMW». И когда мы принимаем это во внимание, дела повора­чиваются очень интересным образом. Например, неослеп­ляющий дальний свет по подписке доступен не на всех рынках. В Германии по закону уже в базовых комплектациях стоит система аварийного торможения, в которую входит камера, следящая за обстановкой на дороге. Эту камеру можно использовать и для ассистента дальнего света – достаточно просто скачать нужную прошивку. То есть в базовую машину ничего не добавляют, и себе­стоимость автомобиля не меняется.

1/2
«Братьев» Х5 и Х6 в базовых комплектациях теперь можно научить трюкам более богатых версий. И для этого даже не надо ехать к дилеру

Ещё один пример – адаптивная подвеска с регулировками. Эта опция доступна только для новых BMW X5 и X6, в которых адаптивные аморти­заторы стоят прямо в базе. В недорогих версиях они меняют жёсткость при прохож­дении поворотов, но сам водитель не может выбирать никакие настройки. Это легко исправить либо покупкой М-пакета, либо оплатив подписку! Всё, что меняется, — кусочек кода в «мозгах» машины. А вот подписки на подогрев сидений в России не будет: от Европы нас отличают и цены, и специфика рынка, и собственное производство. 

Наконец, на вопрос о возможности взлома в BMW ответили коротко: «Мы сотрудни­чаем с лидерами в области информаци­онной безопасности, которые помогают избежать подобных ситуаций». Да и взломать современный авто­мобиль не так просто, как иногда кажется.

Что будет дальше

Кажется, в такой схеме в выигрыше оказываются все — и продавец, и покупатель. Немцы нашли новый способ заработать и оптими­зировать производство, а клиенты теперь вольны пользо­ваться тем, что им нужно, и тогда, когда им это необходимо. Но вопросы всё равно остаются. К примеру, возмож­ность купить подписку на некоторые опции на один или три года выглядит недостаточно гибкой: если вы живёте в регионе с холодной зимой и жарким летом, то полгода вы оплатите впустую, а отказаться от подписки или временно отключить сервис нельзя.

Как бы непривычно ни выглядели эти гигантские ноздри, за ними – будущее. С электромоторами, ещё большим набором софта и облачных сервисов

Компания BMW новой стратегией довольна и планирует расширять её в дальнейшем. Конечно, это не значит, что однажды в базовой машине нас будет ждать аудио­система Bowers & Wilkins, которая будет давать каче­ственный звук только за доплату. Но большие надежды в Мюнхене возлагают на электри­ческий кроссовер iNext. С ним придут новые головные устройства и модули системы, которые расширят возмож­ность удалённого программи­рования. А значит, опций по подписке будет ещё больше.


Попробуем сыграть в Нострадамуса. Какое будущее вы видите в стеклянном шаре?

Почитать ещё