Ровно 90 лет назад, в 1931 году, компания Opel перешла под управление американского концерна General Motors. За время совместного существования немецкий автопроизводитель добился неплохих успехов, но действительно ярких машин в линейке марки оказалось не слишком много. Мы решили вспомнить, а были ли в истории Opel эпохи GM по-настоящему интересные и необычные проекты. И нашли сразу девять штук! Но все они так и остались на этапе прототипов. Ну или почти все.
Opel CD был представлен на Франкфуртском автосалоне 1969 года. Его название не имеет ни малейшего отношения к компакт-дискам, которые появятся лишь спустя 13 лет. Имя CD расшифровывается как Coupe Diplomat.
CD должен был продемонстрировать, на что способен новый дизайн-офис компании, а заодно оттяпать часть внимания, которое досталось главному шоу-стопперу выставки — Mercedes-Benz C111. В основе купе лежал представительский седан Opel Diplomat A — его 5,4-литровый V8 развивал 230 лошадиных сил. Хотя серийного воплощения концепт не получил, некоторые наработки пригодились при создании гран-турера Bitter CD, выпускавшегося с 1973 года на мощностях ателье Baur. Тираж этой модели составил 395 экземпляров.
Перспективность электрических силовых установок человечество признало не вчера — экспериментальные электрокары строили ещё в середине прошлого века, причём во многих странах (в том числе в СССР). Не была в стороне и компания Opel, в 1971 году создавшая электромобиль на базе модели GT.
Лёгкое купе сделали максимально обтекаемым, оснастили парой электромоторов Bosch постоянного тока, почти 600 килограммами никель-кадмиевых аккумуляторов и отправили на трассу Хоккенхайм-Ринг. Результат не разочаровал: Elektro GT за два дня испытаний установил шесть мировых рекордов, разгоняясь на некоторых участках почти до 200 километров в час. Управлял машиной Георг фон Опель — внук основателя компании, Адама Опеля.
К сожалению, эффективность никель-кадмиевых аккумуляторов была крайне низкой, поэтому запас хода прототипа едва превышал 40 километров.
Прототипы на базе GT можно было не только заряжать от розетки, но и заправлять на обычной АЗС — один из концептов марки получил дизельный двигатель.
Этот автомобиль выделялся не только прогрессивной для своего времени силовой установкой, но и радикальным дизайном: у GT Diesel было всего одно посадочное место в левой половине кузова, прикрытое стеклянным колпаком, напоминающим самолётный фонарь. Двигатель — рядная двухлитровая «четвёрка», оснащённая ТНВД от Bosch и турбонаддувом от Eberspächer. Отдача мотора составляла немалые для дизелей того времени 95 лошадиных сил.
Увы, GT Diesel так и остался единичным прототипом (хотя могло ли быть иначе). В ходе тестов, которые проходили с 1 по 3 июня на испытательной площадке в Дуденхофене, автомобиль смог развить максимальную скорость в 197,5 километра в час. Средняя скорость составила 190,9 километра в час.
Перед рассказом о концепте GT/W Geneve следует сделать одно уточнение: прототип CD, с которого начинался этот текст, не обрёл серийную форму под знамёнами Opel лишь из‑за того, что концерн General Motors не счёл его экономически целесообразным, фактически подарив молодой компании Bitter. Судьба GT/W Geneve сложилась похожим образом.
Как и многие компании в 1970-х, фирма Opel экспериментировала с роторно-поршневыми двигателями. И вовсю готовила специальный концепт-кар, который должен был дебютировать на Женевском автосалоне 1975 года. Но за пару недель до выставки из GM поступил приказ свернуть все работы по роторным двигателям. Поскольку стильный концепт был уже полностью готов, в Opel решили всё же показать его на автосалоне, но лишь для того, чтобы продемонстрировать его стремительный силуэт в стиле тогдашних Корветов.
Полгода спустя купе привезли и на Франкфуртский автосалон. Правда, к этой выставке двигатель Ванкеля заменили на традиционный V8 от седана Diplomat.
На том же Франкфуртском автосалоне компания Opel презентовала концепт-кар GT2 — «продвинутый» вариант модели Manta, которая и стала его донором.
Главным отличием GT2 от «четырёхглазой» Manta стал новый клиновидный кузов, который не только отличался гранёными формами, но и обладал достойной по меркам того времени аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления — 0.326). А вот двигатель хоть и был топовым для модели Manta, показателями не впечатлял: обычная верхнеклапанная рядная «четвёрка» рабочим объёмом 1,9 литра и мощностью 105 лошадиных сил.
Учитывая, что в то время мир восстанавливался после топливного кризиса 1973 года, стильное, аэродинамичное спорткупе пришлось бы модельному ряду Opel очень кстати. Но концерн General Motors и тут выступил против, сказав, что «европейский Корвет нам ни к чему». Так компания Opel лишилась ещё одной перспективной модели.
Сложно вспомнить компанию, которая в 1980‑х не хотела бы выставить машину в раллийной Группе В. Даже отечественные «Жигули» до неё добрались, пускай и силами Стасиса Брундзы, а не заводской программы. Были планы на высшую раллийную лигу и у Opel.
Поэтому в начале 1980-х компания построила спортпрототип на базе Opel Corsa Sprint совместно с придворным тюнинг-ателье Irmscher. Автомобиль получил полностью новую подвеску, невесомые панели кузова из стеклопластика, увеличенный до 80 литров бензобак, а также форсированный 1,3-литровый двигатель, развивающий около 130 сил. С ним Corsa набирала первую «сотню» за 8,2 секунды.
Но к моменту презентации Corsa Sprint Group B на Франкфуртском автосалоне 1983 года стало понятно, что хэтчбек получился слишком слабым, чтобы тягаться с такими мэтрами, как Audi и Lancia. В Opel начали готовить новый полноприводный спортпрототип — на сей раз на базе модели Kadett. И ему повезло несколько больше: хоть Kadett 4x4 и не выступал в Группе Б, до ралли-кросса и марафона Париж–Дакар всё же добрался.
Этот концепт известен под именами Opel Chronos, GM Chronos и Pininfarina Chronos. Впервые машину показали в начале 1991 года в Детройте, а пару месяцев спустя состоялась её европейская премьера на автосалоне в Женеве. Chronos — подарок Pininfarina концерну GM за долгие годы взаимовыгодного сотрудничества. И подарок этот, ко всеобщему удивлению, был ходовым! А в теории — ещё и чертовски быстрым.
Под эффектными формами кузова, сделанного из композитных материалов, скрываются шасси и двигатель Lotus Omega — одного из быстрейших серийных седанов того времени: максималка модели составляла 270 км/ч!
Яркой особенностью концепта была съёмная фотоэлектрическая панель крыши на основе жидких кристаллов. Благодаря ей водитель мог регулировать прозрачность стеклянной крыши одним нажатием кнопки. Привет, Mercedes-Benz!
Своё видение флагманской модели Opel было и у другой итальянской студии — Bertone. И оно переросло в концепт Slalom, презентованный на Женевском автосалоне 1996 года.
Slalom, в отличие от Chronos, не претендовал на звание суперкара, но за счёт яркого дизайна стал одним из шоу-стопперов выставки: не каждый день увидишь оранжевый гран-турер-шутинг-брейк. Учитывая, что в движение Slalom приводила двухлитровая «четвёрка» мощностью 207 лошадиных сил, есть все основания предполагать, что с динамикой у прототипа проблем не было.
Поговаривают, что этот эффектный концепт-кар до сих пор жив.
В конце 1990-х компания Opel планировала посоперничать с такими представителями бизнес-класса, как Audi A6 и BMW 5‑й серии. Тем более, что заднеприводная платформа GM V, используемая в Omega B, вроде как этим задачам соответствовала. Оставалось установить под капот флагманский двигатель…
Недостающим элементом пазла стал 5,7-литровый V8 LS1 от Chevrolet Corvette. В паре с автоматической пятиступенчатой коробкой передач он превращал Омегу в полноценный масл-кар. Чтобы «тизер» грядущей модели получился более запоминающимся, прототип сделали на основе универсала. И непростого, а с мобильным офисом внутри, в котором у каждого пассажира был свой 9,5-дюймовый экран. Назвали эту бешеную переговорку Omega V8.com.
После показанного на Франкфуртском автосалоне 1999 года прототипа компания Opel приступила к испытаниям, построив более 30 восьмицилиндровых Омег. Но тесты обнаружили, что американский двигатель плохо подходит для эксплуатации на автобанах и склонен к перегреву при длительной езде на высоких скоростях. Проект Omega V8 был свёрнут, а все наработки по нему отправлены в Австралию — в Holden. Благодаря им местное подразделение GM смогло создать известный масл-кар Monaro (построенный на той же платформе GM V), который позднее превратился в американский Pontiac GTO.