Если вы вдруг забыли или вообще не знали, то старейшая в мире автомобильная фирма выпускает не только премиальные легковые автомобили, но и коммерческую технику, которая на исторической родине вполне конкурирует даже с масс-маркетом. Всё потому, что в ассортименте коммерческого подразделения Mercedes-Benz есть целая куча машин от вполне доступных Vito до люксовых V-класса, между которыми настоящая ценовая пропасть. Да и Vito совсем не дешёвый, особенно если рассматривать его в качестве семейного транспорта. Но остаётся ли он при этом настоящим Мерседесом?
* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве
Любой Vito — это, в первую очередь, труженик в хозяйстве. Однако хозяйственные автомобили тоже бывают разные: в производственной гамме есть и сугубо рабочие, чисто профессиональные версии, и машины более широкого спектра действия — к ним мы относим пассажирские модификации. Сразу оговоримся, что грузовые фургоны и грузопассажирские комби Mixto не рассматриваем — это товар совсем узкоспециализированный. Не будем останавливаться и на кемперах Marco Polo: они хоть и отнесены к коммерческой линейке, но концептуально всё же ближе к V‑классу, и вообще считаются отдельными моделями, стоящими несколько обособленно от Vito. Остаётся только одна разновидность — Vito Tourer.
Хотя что значит — одна? Туреры тоже бывают разные. Отметив только пассажирские машины в конфигураторе, число возможных модификаций получится сократить лишь со 156 до 95 штук. Помимо различных по длине кузовов (компактный, длинный и сверхдлинный) и нескольких вариантов мощности турбодизеля объёмом 2,1 литра (136, 163 и 190 л.с.) Vito предлагает также три уровня оснащения: BASE, PRO и SELECT. Далее нужно будет разбираться в опциях, которых не счесть. И в довесок к этому Mercedes-Benz предлагает несколько фиксированных комплектаций, в которых уже есть достаточный набор оборудования. По большому счёту, если нет задачи собрать что-то уникальное в плане опций, то выгоднее будет выбрать как раз одну из пакетных машин.
Хорошо, убираем лишние галочки в конфигураторе, оставляя фиксированные версии Strong, Storm, Style и Life. Из всего разнообразия остаётся 11 вариантов — и все они с автоматическими трансмиссиями. Самым доступным из них оказывается Vito Strong с удлинённым кузовом (средним из трёх существующих вариантов), мотором 114 CDI мощностью 136 сил и задним приводом — за 4 450 000 рублей. На другом ценовом полюсе — максимально длинный полноприводный Vito Style 119 CDI (190 л.с.) за 5 380 236 рублей. Комплектации хоть и фиксированные, но не исключают добавки пакетированных опций. Поэтому тестовый Vito Tourer 119 CDI Storm 4x4 при изначальной цене в 4 780 000 рублей за счёт допов подорожал до 5 229 304 рублей. Это, кстати, дешевле, чем «народный» Volkswagen Multivan, про который мы недавно писали.
Интерьер
Все легковые Мерседесы давно перешли на новый формат ключей, однако Vito по-прежнему открывается устаревшей «рыбкой». И если вы когда-либо сидели в салоне V‑класса, то, оказавшись внутри его коммерческого родственника, будете разочарованы. Здесь совсем другой интерьер — проще, грубее, аскетичнее. Передняя панель и дверные карты сделаны из жёсткого пластика, аналоговые циферблаты простенькой приборки разделены монохромным дисплеем, передние кресла с короткими подушками обтянуты явно недорогим дерматином. Хотя совсем дешёвым салон, конечно, не выглядит, а базовая эргономика хороша: взаимное расположение органов найдено удачно, диапазоны регулировок предостаточны.
Высокая посадка обеспечивает отличную обзорность вперёд, которую не сильно портят широкие передние стойки кузова. Вид в наружные зеркала был бы лучше, если бы они оказались чуть крупнее. А внутреннее зеркало не даёт контролировать ситуацию за пределами салона: подголовники третьего ряда перекрывают весь обзор в окно пятой двери. Боковые двери оснащены электроприводами, которые можно задействовать, потянув за наружные ручки. А закрываются они либо толчком изнутри, либо кнопками на стойках. Управлять механизацией дверей можно и на расстоянии при помощи ключа — во многих случаях это самый удобный вариант. Опциональная панорамная крыша как элемент неожиданной роскоши слегка диссонирует с небогатым окружением коммерческого интерьера.
Практичность
Простор в салоне Мерседеса необычайный, что вполне ожидаемо. Попасть на третий ряд можно, откинув вперёд крайнее кресло среднего ряда по правому борту. Сидеть нормально, но комфорт номинальный: плоские сиденья жестковаты, а подлокотники есть только по краям среднего ряда. Удобств особых нет: ни подстаканников, ни USB-розеток — ничего. Стёкла в сдвижных дверях не опускаются, но задние окна можно немного оттопырить для притока свежего воздуха. Сделать это можно и с места водителя — при помощи электроприводов.
Удивительное дело: рельсы на полу проложены, но продольная регулировка сидений есть только для третьего ряда и реализована максимально сложно: требуются синхронные действия двух крепких мужчин. Зато диванчики можно вытащить, если вы, конечно, сумеете разобраться, как именно это делается. А разобравшись, рискуете передумать на полпути: тяжеленная мебель извлекается из пазов крайне неохотно. И ведь её потом придётся туда переносить! То, что немцы не слишком хорошо продумали трансформацию внутреннего пространства, немного обескураживает — от машины подобного формата хочется большего.
Багажник достаточно велик, а если сложить спинки третьего ряда, то сюда войдёт много негабарита. Жаль только, что сместить самые задние сиденья вперёд, ещё больше раздвинув пределы грузового отсека, не выйдет — рельсы и здесь выполняют лишь роль крепёжных элементов. Впрочем, компактные длинномеры вроде лыж можно положить на полу, пропихнув под креслами по левому борту.
Техника и надёжность
После недавнего рестайлинга европейские версии получили новый турбодизель, однако для нашего рынка Vito по-прежнему оснащают двигателем OM 651 объёмом 2,1 литра. Этот мотор появился в 2008 году, и его ранние версии отличились неудачными пьезофорсунками Delphi, которые могли взять да и потечь. Это зачастую приводило к печальным последствиям: в лучшем случае двигатель терял мощность и глох, в худшем происходил прогар поршней, а то и вовсе гидроудар. Однако в 2011 году эти форсунки заменили на более простые электромагнитные, и проблема исчезла.
Из прочих интересных особенностей OM 651 стоит отметить расположенный в задней части мотора газораспределительный механизм с однорядной цепью — последняя может потребовать замены на пробеге примерно в 200 тысяч километров, и процедура эта довольно дорогостоящая. Примерно тогда же имеет смысл поменять клапан-регулятор в системе смазки, который крайне чувствителен к периодичности замены масла и качеству последнего.
Во всех модификациях ОМ 651 работают две турбины, производительность которых зависит от мощности. Они достаточно надёжны и легко выхаживают по 250–300 тысяч километров. А на пробеге более трёхсот тысяч может прохудиться пластиковый впускной коллектор. В этом случае через него начинает травить воздух, на что машина обязательно реагирует лампочкой Check Engine.
Коробка 7G-Tronic Plus — это доработанная версия семиступенчатого «автомата» 722.9, дебютировавшего в 2004 году. Трансмиссию модернизировали в несколько этапов, и сейчас она особых проблем не доставляет, если строго соблюдать регламент обслуживания, меняя масло и фильтр каждые 50 тысяч км.
Езда
Для столь крупной машины 190-сильный Vito оказался неожиданно шустрым. Главное — сразу же отключить систему старт-стоп, которая порой тупит на ровном месте, запаздывая с пробуждением мотора. Без неё вэн мягко, но без заминок стартует и активно набирает ход. Управлять тягой удобно: автомобиль послушно откликается на газ, передачи переключаются бесшовно и всегда вовремя. Дизель, правда, шумноват, но его мягкое стрекотание ничуть не раздражает. Впрочем, от машины стоимостью больше пяти миллионов подсознательно ожидаешь более основательной шумоизоляции, а этого нет. Во всяком случае, Vito не укутывает пассажиров благостной тишиной, как это делает дорогущий V-Class. Но на ходу, по крайней мере, ни шумом, ни вибрациями не напоминает о своём коммерческом происхождении.
Вот и к плавности хода серьёзных претензий нет. Подвеска весьма сносно сглаживает разнокалиберные неровности и не допускает раскачиваний на пологих волнах, обнаруживая излишнюю нервозность разве что на поперечных стыках и лежачих полицейских. Управляется Vito почти по-легковому: короткий, по коммерческим меркам, руль (2,65 оборота между крайними положениями) налит сочным реактивным усилием. Mercedes охотно меняет траекторию и не сильно кренится в поворотах. Стоит также учесть факт, что высокий кузов обладает парусностью, делая Vito чувствительным к боковому ветру. Впрочем, это свойственно всем вэнам.
Практическую пользу от полного привода на сухой дороге ощутить не удалось, но зимой он точно окажется востребован. Мерседесу все ведущие колёса нужнее, чем конкурентам, которые по умолчанию имеют привод на переднюю ось. В модельном ряду Vito тоже есть переднеприводные модификации, но только в самом лёгком весе — такие версии к нам не поставляются. А езда зимой на заднеприводном вэне, особенно с незагруженной задней осью — то ещё удовольствие. Так что 4x4 для Vito если и не must have, то как минимум дельная опция.
Оснащение
При всём изначальном разнообразии модификаций практический выбор Vito Tourer обычно сводится к тем самым фиксированным комплектациям, которые в итоге оказываются выгоднее, чем индивидуально сконфигурированные варианты. Здорово, что немцы оставили возможность собрать машину под конкретные задачи, но не все клиенты готовы размещать заказ в производство и терпеливо ждать автомобиль в нужной спецификации. А Vito с «предустановленными» опциями могут быть даже в наличии у дилера.
Все «фиксы» тоже подразумевают «автомат» — механические коробки таким вэнам не положены. Как и самый короткий кузов: придётся выбирать между средним и длинным. Самым доступным вариантом в прайс-листе значится заднеприводный Vito Tourer с мотором 114 CDI (136 сил) в комплектации Strong за 4 450 000 рублей. У такой версии неплохо сбалансированный набор оборудования, но без особого шика. Есть кондиционер с дополнительным блоком управления для заднего ряда, мультифункциональный руль, датчики парковки по кругу и камера заднего вида, подогрев кресел водителя и пассажира, обогреваемые зеркала, датчик дождя и света, увеличенный топливный бак, круиз-контроль, электропривод сдвижной двери (по умолчанию она одна — справа) и 17-дюймовые колёса. За доплату в 90 000 рублей можно получить кузов максимальной длины.
Версия Storm отличается главным образом более мощным мотором 119 CDI (190 сил) и полноприводной трансмиссией. Такая машина с кузовом покороче обойдётся в 4 780 000 рублей, а с кузовом подлиннее — в 4 880 000 рублей. В остальном набор оборудования у этих двух версий полностью совпадает. Интересно, что Vito Tourer Strong красят в металлик, а Storm — в обычную эмаль.
Вэны в исполнении Style дороже: 4 980 000 либо 5 070 000 рублей, в зависимости от длины кузова. Такие машины также оснащаются 190-сильным двигателем, но привод у них только на заднюю ось. Зато комплектация богаче: здесь уже появляются рейлинги на крыше, дополнительные розетки на 12 вольт в салоне, подогрев стеклоомывателя, наружные зеркала с электроприводом складывания, фотохромное зеркало внутри, двойной подстаканник на центральной консоли, комплекс превентивной безопасности Pre-Safe, система контроля давления в шинах и задние окна с функцией проветривания. У таких машин немного отличаются кресла (здесь есть регулировка поясничного подпора и вещевая сетка на спинке), а вместо простого кондея установлен климат-контроль. Наконец, комплектация Style заслужила дополнительную сдвижную дверь по левому борту вкупе с дистанционным управлением электроприводами.
Есть и еще один вариант комплектации — Life за 4 980 000 рублей. Она сочетает в себе мотор мощностью 190 сил и полный привод, а основной акцент сделан на красоте, за которую отвечают декоративные накладки на пороги и 19-дюймовые колёса. Салон отделан кожей и украшен особым декором, передние кресла имеют электрорегулировки, а задние боковые панели дополнены съёмными подстаканниками. Есть и ещё две позиции, отличающие Life от других комплектаций: это разводка под штекер для прицепа и увеличенный бачок для мочевины. И ещё один нюанс: такая версия не сочетается с самым длинным кузовом.
Конкуренты
Вывод
В качестве семейного Мерседеса Vito Tourer воспринимается с трудом: не по-мерседесовски скромный салон будет каждый день напоминать о том, что вам пришлось экономить, отказавшись от V‑класса. Хотя о какой вообще экономии можно говорить, когда речь заходит о машине ценой в пять миллионов? Но если вэн нужен не для себя любимого, а для решения бизнес-задач, то Vito выглядит неплохой альтернативой моделям Volkswagen: у него, как минимум, лучше плавность хода.
А если большой однообъёмник рассматривается в качестве универсального автомобиля на все случаи жизни, то более рациональной покупкой всё же станет один из участников франко-германской коллаборации — Citroen Spacetourer, Peugeot Traveller или Opel Zafira Life: они почти ни в чём не уступают Vito, а стоят существенно дешевле. Но если в них водителя и пассажиров не покидает ощущение хорошо сделанного и уютного, но всё-таки фургона, то Vito при всех нюансах и особенностях отделки по ощущениям кажется более легковым и комфортным — уж не поэтому ли по делу носит трёхлучевую эмблему?
Если вэн, то какой?
Комплектация
119 BlueTEC L2 2.1d AT (190 л.с.) 4WDДвигатель
2.1 / 190 л.с / дизельКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПолныйКузов
Минивэн L2Расход топлива
6.6
Разгон до 100 км/ч
11