Юрий Урюков
Эти машины светятся позитивом. Они настойчиво убеждают, что даже в лютый кризис любимый покупателями сегмент компактных паркетников не оскудеет выбором. Время сейчас бурное: на смену старым легендам приходят новые игроки — и в октябре-ноябре вместо привычных Креты и Дастера в топе российского рынка закрепился Haval Jolion. Поспорить с ним готов первый автомобиль пока экзотического для нас бренда Omoda, под которым китайская компания Chery собралась продавать в России продвинутые, но вместе с тем не слишком пафосные модели по демократичным ценам — вроде уже не масс-маркет, но ещё не премиум. Кто кого?
Omoda C5 — новичок без тени стеснения! Он делает ставку на визуальные эффекты: дерзкий получился у китайцев автомобиль! Очевидно, этот кроссовер зацепит тех, кто выбирает прежде всего глазами и предпочитает выделяться из толпы. Модный мятный цвет в сочетании с «парящей» крышей и прикольными деталями декора вроде двухэтажной оптики или широченной безрамочной радиаторной решётки формируют образ приземистого кросс-купе, которое одним только видом готово навести суету.
Опрятный Haval Jolion вроде бы тоже не старичок — дебютировал лишь два года назад, причём почти сразу ассимилировался в России, прописавшись на заводе под Тулой. И дизайнерскими элементами локализованный кроссовер не обделён: посмотрите хотя бы на лихие бумеранги ходовых огней и затейливый световой почерк фонарей. Другой вопрос, что всё это уже успело примелькаться. Модель разошлась даже по такси и каршерингам. Да и статус бестселлера сегмента намекает, что на улицах таких машин хватает.
А ещё обрусевший «китаец» далёк от спортивного имиджа и больше тяготеет к классическому кроссоверному формату. Вот только внешность обманчива.
Что приятно: внутри оба кроссовера тоже пытаются активно дёргать за ниточки водительского самолюбия. Салоны оформлены с претензией на статус, по канонам актуальной цифровой моды. Китайцы и при ограниченном бюджете научились рисовать интерьеры с фантазией, вниманием к мелочам и качеству отделки. Демонстрируя всё это окружающим, испытываешь уже не смущение, а гордость!
Haval, например, впечатляет минимализмом передней панели и податливой фактурной вставкой на передней панели, выполненной не из привычных кожи или пластика, а из материала наподобие синтетической ткани. Omoda тоже лаконична. И также удивляет эклектикой нестандартных решений: под по-мерседесовски срощенными мониторами приборки и медиасистемы обустроен наклонный подиум для пары мобильных телефонов с интегрированной беспроводной зарядкой. При этом облицован центральный тоннель панелями под графит — и смотрится солидно, и не заляпывается как рояльный лак.
И всё же C5 воспринимается более нарядным, особенно в темноте. Здесь больше красок и больше настроения, которое, помимо прочего, формируют фирменный ароматизатор воздуха и мерцающая в такт музыке контурная подсветка с узорами, проступающими прямо из поперечной планки передней панели. В Jolion же заходишь, словно в переулок, где хулиганы разбили почти все фонари. На мрачном фоне лишь цифровая приборка и центральный экран пробиваются светлыми пятнами. Впрочем, такой подход оценят люди, которых иллюминация на манер новогодней ёлки только отвлекает и утомляет при движении по неосвещённым трассам.
Об эргономике вообще разговор отдельный. Скажем так: оба кроссовера сложно назвать эталонами удобства. Но промахи у каждой модели свои. Haval не предлагает регулировок руля по вылету и ремня безопасности по высоте, отчего кому-то придётся мириться со слишком вертикальной спинкой кресла и натирающей шею лямкой. И тем не менее посадка в Jolion получше. Потому что профиль сиденья и взаимное расположение главных органов управления продуманы удачнее, а проекционный дисплей позволяет не коситься на пёструю виртуальную приборку, которая больше смахивает на элемент декора, нежели на полезный инструмент.
Omoda получилась какой-то нескладной в глобальных вещах: не хватает внятной поддержки ног (подушка коротка, её наклон не меняется) и нормальной «аналоговой» обзорности — боковые зеркала скромные, задние стойки глухие, а через узкую щель стекла наклонной пятой двери видно мало. Кроме того, при низкой посадке, продиктованной самим форматом кросс-купе с нависающей крышей, неуместно подрезанный снизу руль оказывается слишком высоко.
А вот с интерфейсом второстепенных функций — обратная ситуация. Haval раздражает излишней замороченностью: переключатели климата, музыки, ассистентов, да почти все настройки — упакованы в мультимедийное меню. И ладно на морозе в холодной машине тачскрин подтормаживает, так ещё и руку приходится держать на весу. Ведь прямо под экраном пристроили сенсорную панель, которую постоянно случайно задеваешь, активируя совсем не то, что хотел.
С5 в этом плане организован логичнее. Включение подогрева сидений вынесли на отдельные физические кнопки, а регулировку громкости — на хваткую шайбу. Климат-контроль тоже получил собственную панель управления, пусть и не слишком удобную сенсорную. В итоге с Омодой быстрее находишь общий язык. Да и оказаться в непрогретой машине меньше шансов, поскольку двигатель этого кроссовера запускается дистанционно с ключа — была бы прямая видимость. С седьмого этажа до парковки у подъезда брелок добивает без проблем.
Впрочем, Jolion тоже можно прогреть дистанционно — если машина оснащена телематическим сервисом, который позволяет через приложение запустить двигатель и включить подогрев сидений. Вот только ставят эту опцию не на все автомобили (всё зависит от наличия на заводе нужных чипов), и уточнять этот момент нужно по каждой конкретной машине.
Цифра для понимания: в Джолионе тульской сборки на втором ряду примерно на десять сантиметров больше места для коленей! По другим направлениям — похожая ситуация. Иными словами, машины находятся на разных полюсах вместимости. Если в Хавейле по меркам класса свободно, даже вольготно, то в Омоде взрослым откровенно тесно, к тому же диван навязчивее давит в поясницу.
Хотя в остальном С5 выглядит уменьшенной копией Джолиона. Здесь тоже почти ровный пол, есть дефлекторы обдува и подогрев, USB-зарядка. Правда, только одна, а в Haval два гнезда, заботливо прикрытых от пыли и грязи откидными крышками. Регулировки дивана не предусмотрены ни там, ни там: можно только сложить по частям спинку для увеличения багажного отсека. Кстати, в обеих моделях при этом получается практически плоская площадка.
Однако по грузовым способностям Jolion снова чуть впереди. Отсек у него пошире и поглубже, поэтому сюда пусть впритык, но всё же помещаются два больших дорожных чемодана. Omoda парирует технологиями — пятая дверь у С5 снабжена сервоприводом и датчиком бесконтактного открытия. Достаточно постоять у кормы машины несколько секунд, чтобы крышка автоматически распахнулась. При этом оба автомобиля крайне бедны на полезные фишки: подсветка да жёсткая полка — вот и все радости (в Омоде есть ещё и 12-вольтовая розетка). Нет ни крючков, ни сеток — просто пространство.
По моторам китайские кроссоверы — почти близнецы. И там, и там поперечно установлены 1,5-литровые бензиновые «четвёрки» с турбонаддувом. Двигатель Haval развивает 150 л.с., Омоды — 147 л.с. И по эластичности Jolion чуть впереди, хотя разница вновь небольшая: 230 Н·м доступны с 1500 до 4000 об/мин против 210 Н·м в диапазоне 1750–4000 об/мин у С5. При этом модель нового суббренда Chery более чем на полтора центнера легче — 1456 кг вместо 1625 кг.
Напрашивается вывод, что при таком раскладе технических характеристик искать существенную разницу в динамике смысла нет. И действительно — в идеальных условиях (пустые дороги, хорошая погода) оба паркетника демонстрируют адекватную бодрость. До спортивной резвости китайским машинам, безусловно, далеко, особенно на магистралях, но и вялыми их тоже не назвать. Вроде бы получается разумный вариант для рядового городского обывателя. Однако потенциалом двигателя автомобили распоряжаются совершенно по-разному.
Всё дело в том, что Omoda бывает только с вариатором и передним приводом, а Haval оснащается семиступенчатым «роботом» с двумя «мокрыми» сцеплениями. Причём в топовой версии на Jolion ставят ещё и многодисковую муфту для подключения задней оси! У соперника полный привод тоже обещан, но пока таких машин в продаже нет.
В электронном арсенале Омоды — контроль слепых зон, полосы движения и обстановки позади машины, «пробочный» ассистент, а также адаптивный круиз-контроль с функцией автоматического экстренного торможения. Работает комплекс чуть мягче, чем у Джолиона, но С5 раздражает другим — звуковыми сигналами при запирании замков, выходе из салона при работающем двигателе и так далее. Отключить клаксон нельзя, поэтому соседи всегда будут в курсе, когда вы возвращаетесь домой
C5 — идеальное успокоительное для раздражающих заторов. Грамотная машина, не требующая от пользователя адаптации. Плавный старт, не менее ровный набор скорости: тяга уходит на ведущие колёса бесшовно, как того и ждёшь от бесступенчатой коробки. Задержки на подачу топлива если и есть, то едва уловимые, а в спортрежиме лёгкие паузы вообще исчезают.
Топовый Jolion снабжают внушительным набором ассистентов активной безопасности: адаптивным круиз-контролем, функцией автоматического экстренного торможения, системами распознавания знаков, пешеходов и велосипедистов, контроля полосы и слепых зон. Доплачивать за всё это хозяйство имеет смысл, только если вам по душе плотная опека электроники, иначе уже после первого дня захочется большую часть помощников выключить. И так придётся поступать при каждом запуске двигателя, поскольку некоторые функции активируются по умолчанию
Jolion другой — как ни меняй калибровки шасси, избавиться от рывков и провалов не выходит: нервный тандем двигателя и «робота» не желает работать в гармонии. На первое прикосновение к правой педали Haval реагирует неожиданно резко, с непривычки это даже пугает. Зато в движении создаётся ощущение, будто всю силу турбомотора упаковали в 10% начального хода привода акселератора, а дальше — никакого задора. Порой, чтобы вовремя нырнуть в соседний ряд или встроиться в динамичный поток после поворота, приходится давить газ в пол. Причём с упреждением в несколько секунд. Приспособиться можно, но на фоне Омоды такие упражнения выглядят странными. Словно не автомобиль служит водителю, а наоборот.
Ситуация радикально меняется после снегопада. Ходит же в народе популярное мнение, что, мол, полный привод городскому кроссоверу ни к чему. Так вот, на переднеприводной Омоде с «липучками» Pirelli Ice Zero R ехать по скользкой снежно-ледяной каше довольно утомительно. В то время как Haval со всеми ведущими и на шиповках Nokian Nordman 7 SUV даже на неприятном скользком покрытии держится уверенно и набирает сотню за приемлемые 11–12 секунд. C5 в этих условиях не укладывается и в 20!
За городом ещё интереснее. По нерасчищенной зимней грунтовке Omoda с включённой антипробуксовкой едет небыстро, а с деактивированной электроникой заставляет внимательно следить за траекторией и грамотно работать газом, но тоже не отличается бодростью. При этом избавленный от опеки ассистентов Haval азартно несётся напролом, позволяя даже весело скользить по снежной целине.
Правда, Jolion достаточно скупо отгружает крутящий момент на задние колёса, но зато межосевая муфта не перегревается. И способов повлиять на проходимость у водителя Джолиона немного — специальный режим «Снег» да система контроля скорости на спуске. Впрочем, ездить с акцентом на переднеприводность безопаснее, потому что система стабилизации Haval допускает довольно глубокие заносы — случись такое в плотном потоке, новичку будет трудно поймать машину. Особенно с поправкой на нелинейную реакцию на подачу топлива.
Кстати, горючее Haval поглощает с куда большим аппетитом. За время теста Jolion показал средний расход на уровне 8,5 л/100 км. Omoda С5 в похожем ритме и на тех же дорогах уложился в 7,5 л/100 км. И, что важно для рачительных хозяев, оба мотора официально могут потреблять АИ-92.
С5 подкупает удачным балансом плавности хода и точности управления. В то время как Haval даже на пухлых шинах размерности 225/55 R18 подробнее собирает мелкие шероховатости полотна, ощутимо вздрагивает на стыках асфальта и иногда не прочь спрыгнуть с траектории на неровностях в поворотах. Оппонент на колёсах 215/55 R18 держится на дуге подчёркнуто стабильно и старается меньше докучать пассажирам неприятными толчками. Хотя в теории всё должно быть наоборот, ведь топовый Jolion получил заднюю независимую подвеску, а Omoda — простую упругую балку.
Но возможное превосходство Омоды в драйверских радостях умножают на ноль странные настройки электроусилителя. Какой режим ни выбери, руль напрягает неестественной, синтетической обратной связью. О происходящем под передними колёсами, скорее, догадываешься. Кстати, похожую неприятную особенность мы отмечали и за Chery Tiggo 4 Pro, который построен на той же платформе T1X, что и С5. Прозрачность рулевого управления Haval идеальной тоже не назовёшь, но на фоне соперника взаимопонимание с машиной у водителя Jolion более полное.
Отдельное слово — об акустическом комфорте. Мы внезапно обнаружили у Омоды многослойные передние стёкла! И это действительно работает. Во всяком случае, если не крутить мотор в звон и не гнаться за максимальной скоростью, С5 радует невысоким общим уровнем шума. А вот Haval отчётливо голосит шинами уже с 70–80 км/ч, хотя здесь нужно сделать поправку на шипованную резину не самой престижной линейки.
А что у нашей пары с ценами и оснащением? Локализованный в России Haval ожидаемо доступнее: базовое исполнение Comfort с передним приводом, шестиступенчатой механической коробкой и 143-сильным турбированным двигателем 1.5 стоит 1 899 000 рублей. За эти деньги покупатель может рассчитывать на датчики света и дождя, подогрев передних сидений и боковых зеркал, электростеклоподъёмники по кругу, бесключевой доступ, фронтальные подушки безопасности, подготовку под установку фаркопа, медиасистему с 10-дюймовым тачскрином, Bluetooth, Apple CarPlay и Android Auto, разъём USB для подключения видеорегистратора, однозонный климат-контроль, круиз-контроль, 17-дюймовые легкосплавные диски.
Доплата за две педали — ровно 100 тысяч рублей. Причём вместе с семиступенчатым преселективом машина получает подрулевые лепестки смены передач и воздуховоды для задних пассажиров.
Сенсоры бесключевого доступа у Хавейла встроены только в ручку водительской двери и кнопку багажника. И если последняя реагирует безошибочно, то попасть за руль с первой попытки получается не всегда. Зимой датчик долго соображает и слабо реагирует даже на руку без перчатки
Версия Elite стоит минимум 1 999 000 рублей. Здесь появляются светодиодные фары, подогрев задних сидений, ветрового стекла и форсунок омывателя, «тёплый» кожаный руль, помощник на спуске, задние датчики парковки и камера, боковые подушки и шторки безопасности, блок телематики для удалённого контроля за автомобилем и рейлинги на крыше. Доплата за «робот» (вместе с системой выбора ходовых режимов) — уже 230 тысяч рублей. А полноприводный Jolion Elite с более современным 150-сильным мотором тянет на 2 349 000 рублей.
Топовый Premium начинается с 2 399 000 рублей. Такие кроссоверы по умолчанию идут с роботизированной коробкой. А кроме того, располагают тонированными стёклами, электроприводами складывания боковых зеркал и регулировок водительского кресла, кожаным салоном с возможностью бесплатного выбора цвета обивки, двухзонным климат-контролем, передними датчиками парковки, системой мониторинга давления в шинах, проекционным дисплеем, камерами кругового обзора, автопарковщиком, адаптивным круиз-контролем в комплексе водительских ассистентов, беспроводной зарядкой, 12,3-дюймовым тачскрином и 18-дюймовыми дисками. А самый-самый Haval Jolion Premium 4х4 продают за 2 519 000 рублей — такая машина и представлена на наших фотографиях.
Omoda C5 не бывает с механической коробкой передач, равно как и с полным приводом. Стартовая версия Joy стоит 2 429 900 рублей и по умолчанию располагает вариатором, 18-дюймовыми литыми дисками, окраской «металлик», электроприводом и обогревом боковых зеркал, ветрового стекла, передних сидений и руля, задними датчиками парковки и камерой, системой мониторинга давления и температуры в шинах, четырьмя подушками безопасности, датчиком света, круиз-контролем, выбором режимов вождения, бесключевым доступом, дистанционным запуском двигателя, комбинированной (ткань/кожа) отделкой салона, двухзонным климат-контролем, электростеклоподъёмниками, беспроводной зарядкой и виртуальным кокпитом.
Вариант Lifestyle за 2 569 900 рублей дополнительно имеет красные акценты в экстерьере, противотуманки, светодиодные фары, электроприводы складывания зеркал и регулировок водительского кресла, атмосферную подсветку интерьера, систему кругового обзора, передние датчики парковки, ещё две подушки безопасности, функцию контроля слепых зон, сервопривод пятой двери, вентиляцию передних сидений и подогрев задних, а также кожаный салон.
Система бесключевого доступа Омоды выполнена по последней моде. Подходишь к машине с ключом в кармане, замки отпираются. Уходишь — закрываются
Флагманское исполнение Ultimate (как в нашем тесте) оценили в 2 699 900 рублей. Здесь появляются красные тормозные суппорты, люк, датчик дождя, набор водительских ассистентов, включая адаптивный круиз-контроль и автоматический дальний свет, коричневый салон и электроприводы настроек переднего пассажирского кресла.
Таким образом, «полупремиальная» Omoda вполне сопоставима по стоимости с дорогими версиями «народного» Хавейла. Однако наше сравнение показало, что считать эти кроссоверы прямыми конкурентами не совсем правильно — слишком уж разнится идеология моделей. Не хочется навешивать ярлыки, но, очевидно, специфический набор потребительских качеств подтолкнёт к выбору каждой из этих машин своего покупателя.
Омоду уже успели прозвать «Chery Tiggo 4 Pro на максималках», имея в виду общую платформу и силовую установку. Формально это так, но С5 даёт водителю и пассажирам совершенно другие ощущения, поэтому выделение кросс-купе в отдельную линейку вполне оправдано
Дерзкий C5 видится мечтой эдакого городского стиляги-эгоиста, который в погоне за имиджем и личным комфортом почти не обращает внимания на малозначимые, по его мнению, бытовые вопросы. Поэтому вполне справедливо, что Omoda делает ставку на молодёжь — когда дома ещё не ждут дети, а душа не просит дачно-садовых хлопот, то проходимостью, размерами салона и багажника можно пренебречь.
Демократичный Haval менее эмоционален, но более универсален. Неслучайно Jolion метит на место Hyundai Creta: широкий выбор модификаций и гуманные цены притягивают аудиторию, которая ищет способный автомобиль на все случаи жизни. Например, для регионов, где зима — типичная история, полный привод имеет значение. И пусть в целом кроссовер тульской сборки соткан из противоречий и компромиссов — местами удачных, иногда не очень. Главное, что с ролью единственной машины в семье, когда нужно не выпендриваться, а просто ездить, он действительно справляется лучше.
Какой кроссовер больше нравится?
Haval Jolion
- + Широкая линейка версий
- + Удобные задние сиденья
- + Полный привод
- − Эргономические просчёты
- − Жестковатая подвеска
- − Дёрганый «робот»
Комплектация
1.5 AMT (150 л.с.) 4WDДвигатель
1.5 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Роботизированная
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
8.2
Разгон до 100 км/ч
9.8
Omoda C5
- + Классный дизайн
- + Приятная работа силового агрегата
- + Богатое оснащение
- − Тесный второй ряд
- − Отсутствие полного привода
- − Настройка электроусилителя
Комплектация
1.5 CVT (147 л.с.)Двигатель
1.5 / 147 л.с / бензинКоробка передач
Вариатор
Привод
ПереднийКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
7.1
Разгон до 100 км/ч
9.9