Kia K5 с ободранным боком: о чём не рассказывает продавец

Не пьяный, но задержали: как себя вести в такой ситуации и можно ли компенсировать потраченное время
Разбор

Влад Зенин

Ситуация: инспектор останавливает на дороге машину и считает, что водитель нетрезв. На этом основании он предлагает «продуться» и рассказывает о серьёзных последствиях в случае отказа. А если водитель абсолютно трезв и спешит: как быть в такой ситуации? Можно ли отказаться от проверок и, будучи уверенным в своей правоте, уехать? А что будет, если согласиться на экспертизу и она подтвердит трезвость — можно ли предъявить претензии инспектору? Рассказываем.

На каких основаниях инспектор может отправить водителя на медосвидетельствование

Нормативная база для освидетельство­вания водителя на трезвость прописана очень строго. И это неспроста — угроза лишения прав за нетрезвое вождение или отказ от медосвидетель­ствования делают эти статьи КоАП очень коррупционными.

При этом далеко не все водители знают правила процедуры, а сама она может занять несколько часов и требует оформления восьми документов. Когда водитель действительно пьян, всё будет сделано в точном соответ­ствии с требова­ниями закона. Но бывает и так, что инспекторы отправляют на проверку водителей вообще без признаков опьянения.

Для начала — о самой процедуре. Основанием для освидетель­ствования водителя на алкогольное или наркотиче­ское опьянение являются, собственно говоря, признаки опьянения. Их пять, и достаточно хотя бы одного, чтобы пригласить водителя на проверку:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке.

Выявив эти признаки, инспектор должен оформить протокол об отстранении водителя от управления транспортным средством, указав в нём основания для этого. Если протокола об отстранении от управления нет либо он составлен неправильно (например, задним числом) — это прямое нарушение законодательства.

Следующий этап — проверка на месте. Проще говоря, инспектор должен предложить водителю дунуть в алкотестер. Эта процедура проводится либо под видео­запись с разъяснением всех прав автомо­билисту, либо в присутствии двух понятых. Если инспектор не предложил «продуться», а сразу направил в медучреждение — это тоже грубое нарушение процедуры, которое, по сути, отменяет админи­стративное расследование.

Если водитель не согласен с результатами экспресс-теста, то его (водителя) должны направить на медосвидетель­ствование в профильное учреждение. Если же прибор ничего не показал, но инспектор по-прежнему уверен, что водитель пьян, он тоже может направить водителя на медосвидетель­ствование. Это тоже делается либо под видео­запись, либо в присутствии двух понятых.

На процедуре в медучреждении присут­ствие понятых уже не требуется. Зато там есть чётко описанная процедура. Водитель вновь должен дунуть в прибор. Если показания превысили установленный законом лимит, 0,16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха, то берётся вторая проба на выдох — через 20 минут после первой.

Если же при первом выдохе показания прибора были меньше, то второй выдох не требуется. Повторение процедуры — вновь прямое нарушение правил.

При подозрении на наркотическое опьянение, как правило, берётся анализ мочи. Но бывают ситуации, когда водитель сдать материал не может. Верховный суд пояснил, что тогда необходимо брать на исследование кровь. Если врач-нарколог или фельдшер этого не сделал, дело прекращается за отсутствием доказательств.

Сколько времени может занять освидетельствование

Временных рамок для этих процедур не установлено. Водитель может потратить на них и сутки — если в нарко­диспансере аншлаг. С этим просто придётся смириться — выезжая на машине, водитель должен предполагать возможность таких неожиданных потерь времени.

Результат по наркоопьянению выдаётся не раньше чем через 7 дней. А это значит, что как минимум в течение недели после анализа водитель может управлять автомобилем: пока нет результата, не будет и решения суда о лишении права управления.

Может ли водитель отказаться от освидетельствования, если у него нет времени

Нет. Водитель может отказаться лишь от процедуры первичного освидетель­ствования на алкогольное опьянение — той самой «продувки», которую проводит инспектор на дороге. И об этом должна быть сделана запись в протоколе — в присутствии двух понятых или под видео­камеру. Такой отказ ничем водителю не грозит, если тот согласится на полноценное медицинское освидетель­ствование. Но сэкономить время не получится. 

Зачем тогда вообще отказываться от «продувки» на дороге? Например, если не уверены в исправности прибора, чистоте одноразовых мундштуков или честности инспектора. В таком случае сразу заявляйте о том, что согласны на освидетель­ствование, но только в медучреждении. И не подписывайте никаких бумаг об отказе — юристам знакомы случаи, когда водители по незнанию ставят подпись под таким документом и в суде лишаются прав как отказники. 

Кто и как должен обеспечить сохранность машины, пока водитель в медучреждении

Пока водителя везут в медучреждение и пока его проверяют, обеспечивать сохранность его автомобиля никто не обязан. Поэтому лучше сразу поставить машину так, чтобы она не мешала проезду других автомобилей, а также не нарушала правила дорожного движения. В противном случае искать её придётся на штрафстоянке. При этом разрешить водителю с явными признаками опьянения переставить машину сотрудники ДПС не могут! 

Если же водитель после медосвидетельствования оказался трезв, тот же самый экипаж, который доставил подозреваемого в медучреждение, обязан отвезти его обратно к машине — это прописано в регламенте по работе ДПС.

Можно ли потребовать компенсацию за потраченное время

Требовать компенсации водитель может только в теории. На практике, по словам адвоката Льва Воропаева, добиться какого-либо возмещения невозможно. Всё дело в том, что инспектор действует в рамках правового поля.

«Инспектор имеет полное право подозревать даже самого трезвого водителя в том, что он нетрезв. Если в протоколе полицейский указал хотя бы один из пяти признаков опьянения, он действовал по закону. Если при этом не нарушен ни один пункт процедуры, прописанной в законе, то он тоже был прав. Даже если в итоге выяснилось, что водитель трезв», — пояснил адвокат.

Потребовать компенсацию водитель сможет только в том случае, если в его отношении было возбуждено дело, которое впоследствии развалилось в суде. Причём в этой ситуации он сможет потребовать возмещение только с МВД и только на судебные расходы. До некоторых пор суды отказывали даже в такой компенсации, однако Верховный суд указал, что если несправедливо привлечённый к ответ­ственности автомобилист понёс расходы, то они должны быть компенси­рованы, вне зависи­мости от того, виноват в этом сотрудник ГИБДД или нет.

Вы бывали в ситуациях, когда инспектор ГИБДД держал вас слишком долго, хотя вы ни в чём не виноваты?

Почитать ещё