Знаете ли вы, что из 25 самых продаваемых моделей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, больше половины — это кроссоверы. А ещё в этом списке есть хэтчбеки, которые изо всех сил корчат из себя вседорожники. Kia Rio X и Renault Sandero Stepway, например. Короче говоря, приподнятые пятидверки во всех возможных вариантах не просто наступают — они победили, оккупировали и теперь наводят свои порядки.
С другой стороны, к 2021 году почти все кроссоверы научились неплохо выглядеть и ехать, а за практичность и удобство эксплуатации они готовы пояснить кому угодно. Поэтому большинство веских причин, которые можно придумать, обосновывая желание купить не кроссовер, а что-нибудь другое, на самом деле звучат как нелепые отмазки. Или как попытка сэкономить.
Да и список моделей, которые не пытаются быть кроссоверами, настолько мал, что лишь создаёт иллюзию выбора. Но даже в этой однополярной действительности ещё остались автомобили, способные швырнуть вседорожники через бедро. Например, Skoda Octavia.
Чешский лифтбек в России не только продаётся лучше, чем более массовые и доступные Lada XRay и Renault Kaptur, но и остаётся единственным представителем гольф-класса в
В статике мы с Октавией виделись ещё на съёмке «Новинок года» в декабре, а впервые встретились вообще в сентябре, и уже тогда всё подробно рассказали о багажнике и салоне, и даже сравнили вместимость модели нового поколения с предшественником с точностью до миллиметра. И если вам лень перечитывать, то вкратце напомним.
Октавия — это всё ещё лифтбек с практичным и очень большим багажником. После смены поколения его паспортный объём даже увеличился на 10 литров — до 578 литров! Длина отсека немного уменьшилась, а ширина, наоборот, слегка приросла. Но в реальной жизни все эти изменения почти незаметны. Главное, что невероятная вместимость, крючочки, полочки, ящички, розеточки и ручечки — всё на месте. Маньяки порядка будут верещать от восторга.
Конечно, можно докопаться до большой погрузочной высоты, здоровенного порога и ступеньки между багажником и салоном при сложенных спинках второго ряда. Но знаете — у меня своя Октавия, и я могу авторитетно заявить: всё это вообще никак не мешает загрузить в багажник полквартиры. А низкий пол в багажнике (которым и объясняются эти странные ступеньки) позволяет даже под шторкой уместить больше вещей, чем вы можете себе представить. Хотя возможность переставлять полку в положение повыше добавила бы ещё пару очков в копилку Октавии.
Второй ряд тоже почти не изменился. Разве что из-за нового кузова удалось выкроить чуть больше места над головами пассажиров — это в мире купеобразных силуэтов можно считать настоящей победой. Втроём сзади, как и раньше, особо не разъездишься: из пола торчит здоровенный тоннель, неотъемлемый атрибут всех машин на платформе MQB. Однако вдвоём тут почти как в Майбахе. Места много и для ног, и по ширине, а из оснащения сзади могут быть и несколько USB-портов, и традиционная для Октавии розетка на 230 вольт, и откидной подлокотник — и даже выдвижные шторки на окнах! Правда, большинство пунктов из этого списка доступны лишь за доплату.
По другую сторону от центральной стойки кузова изменения посерьёзнее. Архитектура передней части салона — совершенно новая. Экран развлекательного комплекса теперь стоит отдельно, центральные дефлекторы вентиляции переехали под него, блок климат-контроля лишился физического обличия, перебравшись в виртуальную реальность мультимедийки, а трансмиссией управляет не привычный рычаг, а малюсенький тумблер, не имеющий физической связи с коробкой — весь контакт по проводам.
И здорово, что в этом современном салоне нашлось место для удобных и всеми любимых фирменных фишек Шкоды — вроде прищепки на лобовом стекле, резинок-фиксаторов в подстаканнике, с помощью которых можно открывать бутылку с водой одной рукой, или регулируемого по длине и высоте подлокотника. К ним добавились и новые — например, USB-порт в верхней части лобового стекла для питания видеорегистратора. Вот только этот порт, как и все остальные в машине, пока ещё редкого формата
Начнём с модного тумблера трансмиссии. При переключении в D или R прямо под этим джойстиком раздаётся звук, словно у машины что-то отвалилось. На самом деле, конечно же, ничего не отваливается, но звук пугающий.
Подбешивает и декоративная глянцевая вставка на руле — тем, что скрипит, когда её трогаешь. «Так не трогай», — скажет кто-нибудь из вас. И будет прав. Но всё-таки было бы лучше, если бы просто ничего не скрипело.
В целом же к качеству сборки и материалам отделки салона вопросов нет. Лишь дверные рукоятки стоило сделать из пластика помягче…
Зато есть пара претензий к некогда безупречной эргономике. Единственным приличным способом регулировки громкости остался (спасибо!) барабанчик на руле. Второй (и менее удобный) — сенсорная полоска под экраном мультимедийки, реагирующая на свайп. Однако сначала к ней надо будет привыкнуть, а затем — смириться с тем, что на потирания пальцами она реагирует совсем не так быстро, как экран смартфона.
Вторая проблема: клавиатура под дисплеем. Назначение физических кнопок и их расположение придётся долго запоминать, потому что они все вперемешку: меню климата, парковочный ассистент, выбор режимов движения, блокировка центрального замка...
В остальном организация водительского места почти безупречная. Кресла отличные, обзорность роскошная, диапазон регулировок широчайший, а геометрия посадки очень легковая: любители табуреточно-вертикальной кроссоверной посадки посчитают её слишком низкой и лежачей.
Ну и самое главное: едет Октавия всё так же хорошо, как и раньше. Да и с чего бы ей, собственно, ехать плохо? В основе — всё та же талантливая платформа MQB, у которой в принципе нет провальных кейсов: все построенные на ней машины настроены либо очень хорошо, либо безупречно.
Да, после смены поколения чешский лифтбек стал немного тяжелее (килограммов на 50–70, в зависимости от комплектации), но характер управляемости не поменялся совсем. Руль очень отзывчивый и комфортный по усилию, реакции точны, поворачивает Октавия легко и понятно, а курсовая устойчивость у лифтбека — как у поезда Харьков–Владивосток. На прямой пятидверку из равновесия выводят только ураганные порывы ветра, а в повороте она не соскакивает с траектории, даже если под колёсами меняется качество или количество асфальта. Или и то, и другое одновременно. А вот над плавностью хода стоит ещё чуть-чуть поработать.
Предыдущий лифтбек тоже периной не назовёшь, но новый стал чересчур внимательным к дорожной мелочёвке. Каждый стык, слишком выпуклая разметка, не спрятанная заподлицо термическая заплатка — обо всём этом вы непременно узнаете. Без грубости, конечно, и без неприятного зуда и пинков, но машина обязательно напомнит вам, что Тамань пока ещё совсем не Швейцария.
Правда, всё это справедливо для машин с опциональными 18-дюймовыми колёсами с нешипованными зимними покрышками Nokian Hakkapelitta R3 размерностью 225/45 — именно они стояли на всех тестовых автомобилях. Я почти уверен, что на базовых 16-дюймовых пухлых шинах Октавия будет куда комфортнее. Хотя во внешнем виде, безусловно, такая машина потеряет.
При этом с энергоёмкостью шасси полный порядок. Валить по разбитой до состояния танкового полигона дороге не стоит, но, если проворонили лежачий полицейский, можете брать его ходом. Тряхнёт знатно, но в 9 случаях из 10 пробоев не будет.
А шумоизоляция тут вообще под стать D-классу. Гула колёс почти нет, в том числе на очень грубом покрытии, звуки мотора в салон проникают едва заметно, ветер слышно лишь на магистральных скоростях, и то совсем негромко. Можно сделать музыку погромче — и красота. Главное, попасть пальцем в сенсорную полоску...
В отличие от шасси, линейка моторов изменилась посерьёзнее. Хорошо знакомый турбомотор 1.4 мощностью 150 лошадиных сил теперь комплектуется восьмиступенчатым «автоматом» Aisin, а не «роботом» DSG, как раньше. А на вершине гаммы расположится новый двухлитровый наддувный агрегат 2.0 мощностью 190 лошадиных сил, знакомый по Пассату и Супербу. Он сменил культовый 1.8 и будет работать только с роботизированной трансмиссией с «мокрыми» сцеплениями.
Базовым останется атмосферный 1.6 мощностью 110 лошадиных сил, который перекочевал с предыдущей модели на новую без серьёзных технических изменений. И это не слишком здорово, потому что многие владельцы Октавий с таким двигателем сталкиваются с повышенным расходом масла (и я — тоже).
Пока в продаже есть только автомобили с турбомотором 1.4, а остальные агрегаты доберутся до отечественных дилеров лишь во втором квартале текущего года.
И я понимаю, почему продажи начались с версий с мотором 1.4 — ведь он самый универсальный. Его не много и не мало. С ним не заскучаешь в плотном городском потоке и не испугаешься пойти на обгон трёх фур на загородной двухполоске. Не мотор, а бензиновое воплощение философии «лагом» — ровно столько, сколько нужно.
Расход топлива при обычной езде (правда, не по столичным пробкам) укладывается в 5–6 литров, и это не опечатка. Даже если поехать побыстрее, включив спортрежим, то руль станет потяжелее, педаль газа — поострее, трансмиссия будет дольше держать передачи, но аппетит почти не увеличится.
При этом новый «автомат» в «спорте» ведёт себя предельно деликатно, хотя передачи меняет почти так же быстро, как прошлый «робот» с двумя сцеплениями. Только делает это плавнее и, в отличие от DSG, не боится пробок. Точнее, не должен бояться — именно такой дуэт мотора и коробки уже почти год ставится на кроссовер Skoda Karoq, где работает предельно слаженно и гармонично. Да, он слегка любит повышенные передачи в обычном алгоритме, но в спортивном — всё идеально.
Ну а теперь самое увлекательное — цены! Прямо сейчас Октавия предлагается только с мотором 1.4 и в трёх комплектациях. Базовая Active Plus с механической коробкой передач стоит
Цифра, в принципе, не слишком пугающая, особенно на фоне непрекращающегося последние полгода роста цен на новые автомобили в России. Тем более, чехи не просто берут наценку за новизну: оснащение и правда стало богаче. В базе к подогреву передних сидений, кондиционеру, боковым подушкам безопасности и датчикам давления в шинах добавились полностью светодиодные фары (прежде был галоген), мультимедийная система с восьмидюймовым экраном (прежде была музыка с монохромом), кожаный руль с кнопками (раньше был пластиковый), кнопка запуска двигателя (у прошлой Октавии её не было даже в средней версии), электронный ручник и ещё пара ништяков.
Да, условному владельцу таксопарка или начальнику транспортного цеха наплевать на диодные фары и кожаный мультируль: их куда больше устроили бы галоген и пластмасса, если на этом удастся скостить выплаты по лизингу. Но в отношении обычного потребителя это выглядит намного честнее и понятнее, чем аргументы в духе: «новая/красивая/современная, поэтому и дороже».
Самая «жирная» комплектация Октавии Style Plus без учёта опций обойдётся в 1 757 000 рублей. Такая машина будет уже с полностью цифровой приборкой, 10-дюймовой мультимедийкой, двухзонным климат-контролем и 17-дюймовыми колёсами. Проще говоря, это почти альтернатива седанам
Например, электропривод передних сидений с памятью обойдётся в 57 800 рублей, а за адаптивный круиз-контроль попросят 43 700 рублей. Матричные фары — почти 75 тысяч рублей, электропривод задней двери — 21 тысяча... В итоге цену Октавии легко довести до 2,2–2,3 миллиона рублей! Да, некоторое дооснащение можно брать пакетно и немного уменьшать стоимость каждой конкретной опции, но чтобы рассказать обо всех возможных сочетаниях, понадобится ещё одна статья. А то и не одна.
Формально Октавия и раньше удачно помещалась между классами, успешно окучивая большинство фанатов гольф-класса в России. А вот отнимать клиентов у лидеров D-класса было сложнее — из-за нарочитой простоты и не слишком яркого дизайна. Теперь же пятидверка отлично выглядит, у неё масса современных фишек и богатое оснащение. А значит, какой-то процент потенциальных покупателей бизнес-седанов — в основном, самых расчётливых — чешская новинка точно заберёт себе.
Но что же делать с кроссоверами? Как победить? Да никак! И, в принципе, незачем. Предыдущая Октавия, даже с не самой удачной внешностью, уже продавалась лучше, чем многие из них. А теперь покупатели, которые ищут универсальную машину в диапазоне от полутора до двух миллионов рублей, будут смотреть на чешский лифтбек ещё пристальнее. И, кажется, у него найдётся, чем их удивить.
Стала ли Октавия лучше после смены поколения?
Комплектация
1.4 AT (150 л.с.)Двигатель
1.4 / 150 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПереднийКузов
ЛифтбекРасход топлива
5.5
Разгон до 100 км/ч
9Цена, ₽
1 757 000