Первый тест российского электромобиля Evolute i-PRO: как он едет и экономичнее ли машины с ДВС

Самая дешёвая иномарка в России: тест микровэна Chevrolet Damas по цене Гранты
Тесты

Юрий Урюков

Нет худа без добра. Параллельный импорт внезапно дал хромающему рынку невиданное прежде разнообразие моделей. На фоне дефицита избавленные от части обязательств дилеры принялись везти в страну самые разные машины: от забавной экзотической дичи до примитивных повозок «лишь бы подешевле». И Chevrolet Damas попадает сразу в обе категории.

Сегодня мало кто вспомнит, что миниатюрный вэн в конце 1990-х официально продавали в России вместе с Нексиями и Матизами. И уже тогда Damas сложно было назвать современным. Модель ведёт историю от японских кей-каров Suzuki семейства Carry/Every почти 40-летней давности. В 1991-м сборку недорогой машины освоила корейская компания Daewoo. В 1996-м производство наладили в Узбекистане, а в 2020-м — ещё и в Казахстане, откуда сейчас в основном и привозят к нам отдельные экземпляры.

И всё это время Damas почти не менялся! Если, конечно, не считать лёгкие косметические правки и смену шильдиков с Daewoo на Chevrolet. Так что у наших «Нивы», Хантера и «Буханки» появился серьёзный конкурент в борьбе за звание вечно живого ветерана автопрома. Правда, отечественные легенды заточены на бездорожье, а японо-корейско-узбекско-казахский раритет под американским именем претендует на роль доступного повседневного транспорта для большой компании. В англоязычной Википедии Damas так и называют — marshrutka.

И знаете, давно сугубо утилитарный агрегат не пробуждал в нас столько ярких и позитивных эмоций. При первом взгляде на мультяшный Damas теряешься — смеяться или плакать? Уж слишком наивно-игрушечно выглядит в типичном московском антураже капсула шириной в половину Газели и длиной в полтора Смарта. А ведь, по задумке создателей, в этого 3,5-метрового малыша можно запихать семь человек!

1/8

Chevrolet Damas настолько миниатюрен, что целиком умещается в пределы колёсной базы «взрослого» фургона

Впрочем, в Азии «карманный» Chevrolet принимает на борт и куда больше народу. Секрет — в тщательно продуманной когда-то японцами компоновке салона. С двух сторон в пассажирский отсек Дамаса ведут широкие сдвижные двери, поэтому на самой тесной парковке не будет проблем с доступом внутрь. Пол ровный, места для ног с запасом — через машину легко пройти насквозь.

Но удобства минимальные: дополнительная «печка» в ногах, регулировка наклона спинки да плафоны на потолке — на этом всё. Даже ремни безопасности без инерционных катушек. А ещё кузов очень узкий. По идее, средний ряд рассчитан на троих, однако упаковаться таким образом смогут разве что очень худые, терпеливые и привыкшие к тесноте люди.

1/6

Трёхместный средний ряд разделён на две неравные секции. Каждая складывается и откидывается вперёд для прохода на «галёрку» или перевозки габаритных вещей

Средний диванчик разделён на две неравные части. Причём каждая в два счёта откидывается вперёд, открывая доступ на заднюю лавку. На удивление, там тоже просторнее, чем ожидаешь. Во всяком случае, взрослый мужчина ростом 185 см помещается без особых проблем — куда проще и вольготнее, чем на «галёрке» иных семиместных кроссоверов. И обзор хорош: такое ощущение, что сидишь здесь выше остальных пассажиров. При этом над головой ещё полно воздуха — потолок не давит. Вот только выбраться на улицу без посторонней помощи сложно — тянуться к замкам неудобно. А от ударов затылком в заднее стекло спасают лишь подголовники.

Подъёмная задняя дверь по восточной традиции заставляет слегка поклониться. Но открывать её при забитом пассажирами салоне смысла нет — в семиместной конфигурации Damas напрочь лишён багажника. Чтобы уместить в отсеке что-то крупнее портфеля или пакета с продуктами, придётся складывать цельный задний диван. Хотя это тоже несложно — нужно лишь разомкнуть фиксаторы и потянуть за ручку. И тогда Chevrolet превратится в малый коммерческий фургон вполне приличной для скромных размеров грузоподъёмности в 600 кг.

1/2

В семиместной конфигурации салона Damas почти лишён багажника. Обратите внимание на устаревшие ремни безопасности без инерционных катушек

Посадка за руль — тоже увлекательный аттракцион на потеху окружающим. Непривычный к Дамасу водитель наверняка оботрёт колёсную арку штанами, поцарапает ботинки о торчащие педали и приложится коленом о выступающую колонку. Чтобы таких неприятностей не случилось, приходится проверять себя на гибкость. Стоя левой ногой на земле, аккуратно шагать правой в салон — как можно дальше и с развёрнутой вдоль передней панели ступнёй, плюхаться на сиденье, а затем втаскивать внутрь левую. При должной сноровке это получается даже довольно быстро. Однако нормально сбить с обуви снег после таких пируэтов не выйдет: вся влага будет в салоне. 

А внутри кажется, что втиснулся в костюм не по размеру. И теперь боишься пошевелиться, чтобы не разошлись швы. Руль не регулируется, сиденье отодвигается чисто символически и по комфорту не сильно превосходит стульчик в трамвае. Слева давит стекло двери, а если справа сядет пассажир в пухлой зимней одежде, поговорка о чувстве локтя станет прозой жизни. С другой стороны, минимальный уют Damas всё же создаёт: штатная магнитола похрипывает музыкой из пары динамиков, ящиков и полочек хватает, подстаканник имеется. Рычаг коробки обустроили на подиуме прямо под правой рукой, тянуться к нему не надо.

1/10

Салон Дамаса — привет из глубокого пролетарского прошлого. Здесь много голого металла и предельно дешёвого пластика. Зато органы управления под рукой и мест для хранения хватает

Инструментарий водителя древнего Chevrolet элементарный: три прибора, руль с педалями да пульт вентиляции. Из интересного — вытяжная рукоятка слева под рулём, которую инструкция называет «дроссель туткасы» (то есть «ручка дросселя»). Такой вот привет из прошлого — мотор у Дамаса до сих пор карбюраторный! Правда, «подсос» здесь уже полуавтоматический: вытянул — и забыл. По мере прогрева движка устройство само себя отрегулирует.

Полезная штука, потому что с теплом в азиатском микровэне так себе. Зимой мотор очень долго набирает температуру, и из верхних дефлекторов до последнего тянет холодом. Хорошо хоть ноги хилая «печка» начинает отапливать чуть раньше.

Тахометра у Дамаса нет, но и без него понять режим работы двигателя несложно, поскольку сидишь буквально верхом на моторе и чувствуешь все его вибрации пятой точкой. Под откидными передними сиденьями Chevrolet cкрываются три цилиндра и 800 кубиков объёма, посредством 38 л.с. и 63 Н·м ускоряющие вэн до сотни за невероятную 41 секунду. И это будет предел: максимальная скорость по паспорту составляет всего 100 км/ч — дальше на циферблате спидометра начинается красная зона.

Однако есть в этой антидинамике и некоторые положительные моменты. Неспешный по паспорту Damas внезапно радует бодрым откликом на подачу топлива и неплохой эластичностью — с первой передачи можно сразу перейти на третью, и машина вытянет. Пятиступенчатая «механика», к слову, отличается короткими ходами и приемлемой чёткостью. И если бы не привод сцепления, схватывающий в самом верху и заставляющий неудобно изгибать ногу на весу, к работе трансмиссии вообще не было бы вопросов.

Добавим к этому отличную обзорность, обусловленную отсутствием капота, огромными боковыми зеркалами и низкой линией остекления. А также прекрасную маневренность — Damas способен крутануться на минимальном клочке пространства словно велосипед. И становится понятно, что по городу на этом Chevrolet можно шустрить довольно сносно. Как будто сел в юркую детскую машинку в парке развлечений и носишься вокруг неуклюжих взрослых. Поэтому в уличных лабиринтах вэн немощным не кажется.

1/7

0,8-литровый рядный трёхцилиндровый двигатель F8CB упакован под сиденья

К тому же древняя начинка микровэна дарит автогурманам приятный побочный эффект «механического» управления: среднемоторная компоновка, задний привод, помноженный на очень короткую (1840 мм) колёсную базу, и полное отсутствие электроники (у Дамаса нет даже АБС и усилителя руля). Зимой такая конфигурация добавляет пикантности в заурядный рейс из точки А в пункт Б. К тому же передняя независимая подвеска типа МакФерсон на пару с неразрезным ведущим мостом на рессорах плотно, но на удивление упруго сглаживает кочки и позволяет не замедляться даже на неровном покрытии — только «козление» слегка напрягает. Наверное, примерно такими могли получиться «народные» вэны на базе классических «Жигулей» или «Москвичей», если бы их когда-нибудь построили.

Но увлекаться драйвом без должных навыков всё же не стоит: в случае ошибки подстраховать будет некому, подушки безопасности отсутствуют, а кривыми руками положить на бок высокий и узкий автомобиль труда не составит. В Сети полно фотографий уничтоженных в авариях Дамасов. И пусть при модернизации в передний свес ради безопасности добавили пару десятков сантиметров, глобально проблему хлипкого кузова это не решило.

И даже за деньги изменить этот расклад не получится. В Казахстане пассажирский Damas (в гамме есть ещё и фургон) выпускают в единственной комплектации с пышным названием Deluxe. Опции не предусмотрены, а из средств комфорта упоминаются лишь магнитола с USB, электрообогрев заднего стекла да «трёхрожковое полиуретановое рулевое колесо». Зато и прайс очень гуманный — 4 490 000 тенге или 585 000 рублей по курсу.

По пути в Россию Damas, разумеется, дорожает, и финальная цена сильно зависит от аппетитов дилера. Встречаются предложения и за 600 тысяч (Омск), и за миллион рублей (Москва). Хотя в любом случае это выгодная сделка. Специфический и, прямо скажем, устаревший Chevrolet — автомобиль явно не для каждого. Но если в хозяйство ищется универсальный и неприхотливый многоместный транспорт, способный иногда служить также и фургоном, альтернатив Дамасу на рынке новых машин, по сути, нет. Разве что Lada Largus — однако тольяттинская модель в семиместном варианте тянет уже минимум на 1,4 миллиона. Да и с поставками перебои. Поэтому есть основания полагать, что харизматичный Damas вернулся в нашу страну вовремя: не купим, так хоть улыбнёмся.

Благодарим компанию Green Truck за предоставленный автомобиль. 


Понравился Chevrolet Damas?


Chevrolet Damas на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё