Первый тест российского электрического кроссовера Evolute i-JOY

Обзор и тест 598-сильного «убийцы Теслы» с семью дверьми и эмодзи для пешеходов
Тесты

Иван Ананьев

Каких только чудес ни принёс в 2022-м параллельный импорт! И если когда-то словосочетание «китайский электрокар» означало нечто фриковатое, то теперь под ним может скрываться самая невероятная конструкция с уникальными фишками и потрясающим набором качеств. И китайцы из раза в раз не перестают удивлять — прямо сейчас мы познакомим вас с самой ненормальной (по нашему мнению) машиной из тех, что мы когда-либо видели на дорогах общего пользования. И она, естественно, тоже из КНР.

Знакомьтесь: этот автомобиль называется HiPhi X, и вы, скорее всего, ничего о нём не знаете. Он электрический, с крайне необычными дверьми и очень нестандартной светотехникой. Найти такой экземпляр в свободной продаже нелегко, хотя многие продавцы обещают доставить машину прямиком из Китая. Мы обнаружили чуть ли не единственный уже ввезённый в Россию экземпляр в Санкт-Петербурге и сразу же отправились знакомиться с ним лично.

Что такое HiPhi

Марку HiPhi зарегистрировала компания Human Horizons, образованная в 2017 году. И это не просто очередной автопроизводитель, а IT-стартап, который разрабатывает целую концепцию цифровой мобильности и экосистему для беспилотного транспорта. Первые электромобили бренда должны стать своего рода мостиком между сегодняшними реалиями и будущим. Кстати, Hi — это приветствие, а Phi символизирует символ золотого сечения Φ, который обыгрывается и в фирменном бейдже.

У руля компании стоит Динь Леи, который был одним из топов Shanghai Volkswagen, а потом и концерна SAIC — то есть отлично знает автопром изнутри. Да и остальные топы люди автомобильные: вице-президент Фил Мёрта ранее работал в компаниях GM, Chrysler и ряде китайских компаний, операционный директор Кевин Чен имел опыт работы в Ford, GM и Borgward, технический директор Марк Стэнтон пришёл из Jaguar Land Rover, а в команде дизайнеров трудится один из бывших стилистов BMW Николас Хьюэт (он участвовал в создании концепта BMW Zagato Coupe). Неплохая команда? А производство автомобилей HiPhi организовано на мощностях СП Dongfeng и Kia в Яньчэне.

И первый же автомобиль марки получился ни на что не похожим. Прототип кросс-вэна под названием HiPhi 1 появился через два года после старта проекта — зимой 2019-го. Глядя на концепт с распашными дверьми и подъёмными створками, трудно было представить, что примерно в таком виде он пойдёт в серию. По пути к конвейеру машина лишилась лишь запрещённых в Китае камер, заменяющих зеркала заднего вида. А всё остальное — осталось!

И вот результат: только за первый год продаж удалось реализовать более 6000 машин, а в сегменте электромобилей дороже 500 тыс. юаней HiPhi X стал на родине настоящим бестселлером, опередив Porsche Taycan и Audi e-tron!

Что у него внутри

Для того, чтобы поместить кросс-вэн внутрь цифровой вселенной, создатели поставили на него почти 600 разных датчиков — они нужны не только для выполнения традиционных автомобильных функций, но и для обмена информацией с другими машинами и умной инфраструктурой. Попробовать всё это в действии пока невозможно, но многочисленные навороты автомобиля впечатляют и без того. Например, открывающиеся электроприводами двери контролируют обстановку снаружи и не распахнутся шире нужного. А владельца машина узнаёт издалека — с помощью камеры в боковой стойке — и приветствует его чудной анимацией светодиодных матриц.

Матричные фары — базовое оснащение кросс-вэна. И они умеют рисовать на дороге подсказки навигатора — как топовые Мерседесы. Однако систему можно запрограммировать и на вывод произвольных надписей или графики, но делать это машина будет только на стоянке. Зато показывать эмодзи и другую анимацию на блоках под фарами и фонарями HiPhi умеет прямо на ходу. И это не просто бессмысленная забава: поблагодарить, поприветствовать или отругать соседа по потоку тут как никогда просто. Даже включение поворотников превращается в аттракцион для окружающих, ну а смешные рожицы или пальцы на этих экранчиках вызывают лишь милое восхищение.

Всю электронику контролируют шесть микропроцессорных блоков, которые объединены на борту машины в гигабитную сеть — она передаёт данные быстрее, чем CAN-шина. А ещё кросс-вэн постоянно анализирует входящую информацию и самообучается, запоминая манеру вождения владельца, а также привычки его и пассажиров. По крайней мере, в теории. Общаться с ним можно через голосового помощника, который в России, увы, бесполезен.

1/11

С учётом верхних створок сзади можно условно считать, что у кросс-вэна не пять, а семь дверей. Но верхние не откроются, если на улице дождь или снег — это сделано ради сохранности салона

Вручную двери можно открыть с помощью клавиш на средней стойке. Да, она тут есть, хотя задние створки распахиваются против хода — как в Роллс-Ройсе. Одновременно у задней двери опускаются стёкла, а потолочные створки поднимаются вверх, но только при условии, что на улице не идёт дождь или снег! Вы ведь не забыли про 600 датчиков? Они контролируют даже это.

А уж если они открылись, то в машину не садишься, а входишь. Удобно! Закрыть задние двери можно нажатием кнопки на центральной стойке, но с внутренней стороны. На передних дверях управляющие кнопки находятся на дверных картах и тянуться к ним далеко. Поэтому, чтобы закрыть дверь, можно просто нажать на педаль тормоза!

На этом чудеса не заканчиваются. И если стилистика, построенная на экранах, в целом уже не удивляет, то размер самих дисплеев впечатляет. Собственно, из них состоит вообще вся передняя панель: широченная (14,6 дюйма) «приборка», вертикальный дисплей диагональю 16,9 дюйма и огромный медийный пассажирский экран, размер которого составляет 19,9 дюйма — как у компактного телевизора. Собственно, примерно эту роль он и выполняет, потому что ориентирован на воспроизведение медиа-контента.

1/4

Приборов как таковых на водительском дисплее нет — только общая информация о состоянии батареи и данные систем-помощников

Китайский язык? По умолчанию — да. Но ребята из питерской компании Xanavi, которые и привезли этот автомобиль для личного пользования, уже накатили полноценную английскую прошивку на все три дисплея, поставили браузеры, YouTube и кучу других знакомых приложений. При желании можно смотреть сразу два разных видеоролика — на центральном планшете и на пассажирском «телевизоре»!

Никаких кнопок-крутилок вокруг водителя нет, а на усечённом с двух сторон руле — две сенсорные площадки. Традиционными остались лишь подрулевые рычажки и — внезапно! — совершенно «ламповый» блок управления стёклами и зеркалами на двери, хотя рядом с ним не нашлось места даже для обыкновенной дверной ручки.

1/11

Экраны, экраны, экраны… Если к дисплеям приборов и планшетам медиасистемы мы давно привыкли, то отдельный экран для правого пассажира пока встречается нечасто, тем более таких размеров. Никаких аналоговых органов управления на передней панели нет, а выбирать режим движения нужно подрулевым рычажком

Передние кресла выглядят подчёркнуто спортивно, диапазоны регулировок у них большие, подогрев, вентиляция и массаж есть даже у передних, а правое оснащёно ещё и оттоманкой. Но более внушительными кажутся два капитанских кресла второго ряда — тоже с электроприводами, оттоманками и массажем. Помимо продольной регулировки у них есть и поперечная — сдвинув сиденья ближе друг к другу, их можно будет разложить в полулежачее положение! Без этой операции откинуть сиденья полностью не получится из-за мешающей сзади отделки багажника.

1/4

В любой комплектации во втором ряду у кросс-вэна будет два капитанских кресла с полным набором электрорегулировок, массажем и вентиляцией, оттоманками и возможностью принять полулежачую позу

У задних пассажиров есть индивидуальный климат-контроль, вот только крутить и нажимать опять нечего: всё управляется сенсорными панелями на дверях. Отсюда же можно отодвинуть переднего пассажира. Ну и проход на третий (опциональный) ряд тоже организуют электроприводы, вручную здесь ничего двигать не нужно.

Кресла «галёрки» на удивление нормальные, но третий ряд не кажется полноценным из-за низкой крыши — взрослый усядется здесь, только если его голова будет под верхней секцией задней двери, как бы за потолком основной части салона. Удобства? Тут есть даже индивидуальные зеркальца с контурной диодной подсветкой! И USB-розетки тоже.

1/5

Кресла третьего ряда кажутся полноценными, место для ног есть, а вот над головой его маловато. Конструкторы изначально предполагали, что головы пассажиров должны находиться в верхнем оконном проёме задней двери, но такое положение не всем покажется удобным

За спинками «галёрки» производитель заявляет скромные 204 л объёма, но в реальности сюда легко умещается парочка чемоданов формата ручной клади. Со сложенными спинками будет 616 л с абсолютно ровным полом. Однако второй ряд уже не сложить — кресла можно только отодвинуть вперёд.

Он едет очень по-автомобильному

X — чистый электромобиль с двумя моторами суммарной мощностью 598 л.с. и 820 Нм (обещана и одномоторная версия). Электросистема здесь 800-вольтовая (как у Тайкана), а батарея ёмкостью 98 кВт·ч обещает пробег больше 500 км. Пневмоэлементы в подвеске не позволяют произвольно менять клиренс кросс-вэна, но машина сама настраивает дорожный просвет в зависимости от скорости и ситуации в диапазоне от 163 до 180 мм. Впрочем, и без того понятно, что терзать вэн с его дорогущими 22-дюймовыми колёсами бездорожьем нет никакого смысла.

Зато в городе на такой большой машине (больше 5 метров в длину!) неожиданно удобно — благодаря полноуправляемому шасси на узких пятачках разворачиваться можно в один приём. 

Но главное, что хочется проверить за рулём HiPhi X, — это то, как везёт двухмоторная 598-сильная установка и как в автомобиле такого размера и форм-фактора воспринимаются 3,9 секунды до 100 км/ч. Конечно, правильнее всего проверять динамику на сухом асфальте и при плюсовой температуре за бортом, но уж очень хотелось «нажать в пол», несмотря на снег под колесами.

Включаем 运动-режим, давим правую педаль до предела и… расплыться в улыбке из-за прилипшей к позвоночнику селезёнки не получилось. X уверенно и напористо набирает ход — так, что даже процессор цифровой приборки как будто немного не успевает за реальным ростом скорости. Но ощущения, что тебя скинули с обрыва, не возникает — всё очень плавно. Но мощно.

Зато интенсивный разгон на скользком покрытии чётко дал понять, что страхующая электроника и система контроля вектора тяги у HiPhi настроены отлично. Автомобиль настолько умело и эффективно перераспределяет момент между осями и отдельными колёсами, что даже при попадании на проглянувший из-под плотного снега гололёд машина ни на йоту не меняет траекторию и не сбавляет темпа набора скорости.

И в поворотах эта уверенная манера держаться за траекторию, а при необходимости ещё и ускоряться никуда не исчезает. Стоит чуть раньше надавить на акселератор на выходе, как 598 сил обрушиваются ровно на те колёса, которые должны помогать поддерживать заданный курс, а не срывать заднюю ось в скольжение. Хотя и поскользить эта машина явно способна, причём даже на сухом асфальте.

Если же охарактеризовать HiPhi X парой слов, то он получился «очень автомобильным» — не зря всё-таки компанию Human Horizons организовал выходец из автобизнеса, а не продавец увлажнителей и роботов-пылесосов. И поведение этой машины совсем не вяжется с тенденциями в настройках многих современных автомобилей. Она не душит любые «незаконные» попытки водителя поехать поагрессивнее, начисто обрубая подачу тяги к колёсам в любой непонятной ситуации — наоборот, этот кросс-вэн пытается всячески потакать желаниям человека за рулём. На этом автомобиле хочется ездить, а не перемещаться.

Сюда бы ещё чуть более внятный руль: во время короткого теста баранка показалась слишком безжизненной и отрешённой. Возможно, она просто готовит нас к беспилотному будущему.

Про плавность хода сказать почти нечего: серьёзных ухабов в ходе непродолжительной встречи с HiPhi X нам не попалось, но мелкие бугорки плотного снега на асфальте пневмоподвеска всё-таки замечает. А вот шумоизоляция — классная. На городских скоростях (да и в те короткие моменты, когда мы всё же преодолевали 100 км/ч) в салоне стояла эталонная тишина. Не было слышно даже клёкота шипованных 22-дюймовых колёс — так что, вероятно, это самая тихая машина из всех, что мы тестировали в 2022-м!

HiPhi X стоит «земных» денег

Когда кросс-вэн только показывали в качестве прототипа, казалось, что машина с таким набором возможностей будет стоить как суперкар. А в реальности за неё хотят вполне умеренные деньги даже после всех плясок с доставкой и таможенной очисткой.

В Китае за X, в зависимости от комплектации, просят от 600 до 800 тыс. юаней (для перевода в рубли нужно умножать на 10,5). На российских площадках встречаются объявления, в которых HiPhi X предлагают под заказ почти за 9 млн рублей, однако цена хорошо укомплектованной машины со статусом «В пути» уже близится к 12 миллионам. Ну а на реальный автомобиль в наличии (если, конечно, в объявлении дилера написана правда) придётся потратить не меньше 14 млн рублей.

Безусловно, это большие деньги, но всё равно далеко не рекордные. И вполне сопоставимые со стоимостью куда более приземлённого и обыденного Mercedes-Benz EQS. Но самое главное, что за эту сумму предлагается совершенно сумасшедшая машина, которой точно не будет в соседнем дворе и фишки которой вы будете ещё долго показывать всем друзьям и знакомым. А ещё на этой машине можно ездить каждый день и получать обыкновенное водительское удовольствие. Кажется, так пока не всегда умеет даже всесильная Тесла. 

Благодарим компанию Xanavi за предоставленный автомобиль.

HiPhi X — топ за свои деньги?


HiPhi X на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё