«Четвёрка» BMW с множеством владельцев, аварий и штрафов: о чём не рассказывает продавец

Новый запрет для старых машин: как работают экологические ограничения в России

Разбор

Влад Зенин

Комменты

С 1 июля в правилах дорожного движения появилась поправка: если экологический класс машины не обозначен в документах, то он считается нулевым. А это значит, что таким машинам въезд в любые зоны с установленными ограничениями по экологическому классу будет запрещён. Как это затронет российских автомобилистов? Рассказываем!

Что такое экологический класс и зачем он нужен

Как и большинство нововведений, экологический класс пришёл к нам из Европы. Именно экономическая комиссия Евросоюза устанавливает требования по содержанию вредных веществ в выхлопе автомобилей. Самый первый стандарт Евро‑1 появился ещё в 1992 году — именно он фактически запустил процесс массового перехода от карбюраторов к системам впрыска топлива.

С некоторой периодичностью эти требования менялись в сторону ужесточения, а выпуск на рынок неэкологичных автомобилей запрещался. Усложнялись системы впрыска, появились нейтрали­заторы выхлопных газов и сложные системы рециркуляции. Сейчас в Европе действуют крайне жёсткие требования Евро‑6, хотя в некоторых странах не прекращён выпуск машин Евро‑5. А в России требования чуть либеральнее: Евро‑2 у нас ввели только в 2006 году, а сейчас действует стандарт Евро‑5.

Какие существуют ограничения

Помимо прямых требований к новым машинам, в Европе действуют и другие способы заставить авто­владельцев регулярно обновлять автомобили на более «чистые». В частности, это повышенные налоги на машины с низким экоклассом, а также прямые запреты на въезд неэкологичных машин в определённые зоны.

В России нельзя продавать на внутреннем рынке машины ниже класса Евро‑5, но никаких ограничений на эксплуатацию машин с «грязным» выхлопом не существует. Транспортный налог не зависит от экокласса, а мест, куда такие машины бы не допускались, пока тоже нет. При этом с 2017 года в ПДД существуют знаки экологических классов, хотя на дорогах они пока не встречаются. Ограничения действуют только в Москве и только для грузовиков: с 2018 года большегрузам класса Евро‑3 нельзя въезжать в пределы ТТК, а класса Евро‑2 — в пределы МКАД. Аналогичные ограничения для легковых, в случае их введения, станут проблемой владельцев старых машин, которым будет запрещён въезд под любой экологический знак.

Как узнать класс своего автомобиля и внести его в документы

В России отметка об экологическом классе машины проставляется в ПТС и СТС — а значит, есть в базах данных ГИБДД. И штрафовать за въезд в «чистую» зону можно автоматически, с помощью камер. Проблема в том, что класс указан далеко не у всех. Отметку начали ставить 14 лет назад, а до этого никакой информации об этом в документах не было. И это касается более половины российского автопарка!

Бывает и так, что отметка стоит в ПТС, но не проставлена в СТС. Это значит, что в базах зареги­стрированных автомобилей её тоже нет. Чтобы решить проблему, достаточно просто перевыпустить СТС с заявлением о внесении в документ сведений об экологическом классе из ПТС. А если и в ПТС ничего нет, то можно поискать данные в базе одобрений типов транспортных средств Росстандарта (свою модель придётся искать по названию, индексу кузова или части VIN-номера). И эти данные можно будет внести в ПТС и СТС.

Однако в базе Росстандарта содержатся только сравнительно свежие автомобили, которые ввозились в страну официально. Установить экологический класс старых машин или тех, что были ввезены из-за границы в частном порядке, пока невозможно. В теории, можно было бы воспользо­ваться данными заводов-изготовителей и иностранными справочниками. Как пояснил Журналу Авто.ру генеральный директор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко, для этого достаточно знать дату выпуска машины, модель двигателя и экологический класс аналогичных автомобилей, который присваивался им в Европе. 

Чтобы это стало возможным, Минпромторг должен утвердить официальную процедуру, работа над которой ведётся последние полтора года. При этом 20 июня правительство дало поручение ускорить процесс, но к моменту введения поправки о нулевом экологическом классе ничего не изменилось. И если местные власти какого-нибудь города решат устроить зону с ограниче­нием по экологиче­скому классу, то машинам без отметки в СТС въезд в эту зону будет запрещён!


Знаете экологический класс своей машины?

Почитать ещё