Бывают ли очереди за автомобилем ценой под 3 миллиона по прайс-листу? Да, если это новый Hyundai Santa Fe. Но что делать, если ждать не хочется, как и переплачивать немалую сумму сверх рекомендованной производителем? Например, поискать альтернативные варианты на вторичном рынке. Мы выбрали шесть 7‑местных кроссоверов, которые стоят как новый «Санта» или дешевле — и все в возрасте до трёх лет.
Новый Santa Fe на самом деле не совсем новый, но рестайлинг, который пережила модель IV поколения, весьма впечатляет. Кроссовер получил радиально подправленный экстерьер с новой оптикой по кругу (светодиодные фары теперь в «базе»). Салон сохранил присущий ему уют и семь мест в качестве опции, плюс разжился новой центральной консолью и более современной мультимедиа. При этом технически Santa Fe переехал на новую платформу: у него изменилась даже новая силовая структура кузова.
Полно и других изменений. Сохранив прежнюю схему (McPherson спереди и многорычажная конструкция сзади), переработали подвески. Как итог, на ходу Santa Fe стал чуть более послушным и одновременно прибавил в комфорте. Даже тормоза слегка доработали.
В ходе рестайлинга перетрясли и линейку силовых агрегатов. Базовый бензиновый «атмосферник» 2.5 новый, мощностью 180 л.с., но с прежней 6‑ступенчатой АКПП. С ними кроссовер довольно флегматичен и лишён специальных внедорожных режимов. Дизель 2.2 (199 л.с.), при том же рабочем объёме, тоже новый — с алюминиевым блоком и работает уже не с «автоматом», а с 8‑ступенчатым «роботом». И только топовый V6 3.5 остался прежним, как и 8‑ступенчатая АКПП. Эта версия развивает 249 сил.
Официальные цены на всю эту красоту достаточно гуманны. Базовая версия Family (от 2,609 млн рублей) с безальтернативным мотором 2.5 будет уже с шумоизоляционными стёклами, камерой заднего вида, обогревом лобового стекла и 8‑дюймовым экраном мультимедиа. Следом идёт комплектация Lifestyle (от 2,759 миллиона). Она прибавляет электроприводы водительского кресла и багажной двери, кожу, бесключевой доступ, беспроводную зарядку для смартфона, подогрев задних сидений, рейлинги на крыше. Начиная с этой версии за доплату в 160 тысяч доступен дизель.
Версия Prestige предполагает 18-дюймовые колёса, цифровую приборку, музыку Harman/Kardon плюс электроприводы и вентиляцию сидений. За всё — 2 969 000 или 3 189 000 рублей, в зависимости от мотора. Минимум 3 439 000 рублей просят за Santa Fe с V6 в ещё более богатой комплектации High-Tech.
Гарантия и межсервисный пробег на кроссовер типичны для Hyundai: 5 лет и 15 тыс. км (либо ежегодно). Стандартное ТО для Santa Fe 2.5 в среднем обойдётся в 15–18 тыс. рублей. Стоимость обслуживания шестицилиндрового автомобиля схожая. Для дизеля цены колеблются в пределах 18–25 тыс. рублей.
Главная проблема покупателей Santa Fe в том, что вышеперечисленные цены сегодня чисто теоретические. В реальности дилеры добавляют к ним сотни тысяч рублей за допоборудование, продажу в кредит и т.п. Так стоит ли переплачивать, если на вторичном рынке за три миллиона можно найти вполне достойный кроссовер с 7 местами и большим багажником? Выбор среди альтернатив «Санты» есть.
Кто он? Первое, что приходит в голову, — купить немного подержанный дорестайлинговый Santa Fe. Он не менее эффектный снаружи, и при этом довольно консервативный (читай, удобный) внутри. Третий ряд сидений для Hyundai не маркетинговая уловка: на «галёрке» спокойно сядут даже взрослые, есть собственный кондиционер. Багажник в семиместной конфигурации довольно вместительный — 235 литров, дополнительные сиденья легко складываются в ровную площадку. Под полом есть большой органайзер, куда поместятся все автомобильные принадлежности, а снаружи под бампером нашлось место и для полноценной запаски.
Что можно купить? Дорестайлинговых Santa Fe в продаже много, однако большинство экземпляров — с двухрядным салоном. Среди силовых агрегатов наиболее популярен дизель (200 л.с.). На покупку приличной «трёхлетки» нужно закладывать примерно 2,5 миллиона. Можно смело рассчитывать на светодиодную оптику, бесключевой доступ, кожаный салон, электроприводы водительского кресла, парктроники по кругу и электропривод багажника.
Как едет? Santa Fe располагает к спокойной езде. У Hyundai хорошая плавность хода благодаря мягкой подвеске, отличная шумоизоляция, но малоинформативный руль, не особо динамичные моторы и слабые тормоза. На серьёзное бездорожье корейскому кроссоверу лучше не соваться: не самый высокий клиренс, длинные свесы и немалая масса могут подкинуть проблем.
Чего ждать? Santa Fe IV получился довольно беспроблемным. Из двигателей особенно хорош дизель прошлого уже поколения, которому неведомы задиры, изредка встречающиеся на бензиновом моторе. Автоматическая коробка и ходовая тоже не доставляют хлопот. Вот система полного привода требует внимания: без профилактики «раздатки» в ней может срезать шлицы. Из мелких «болячек» часто приходится исправлять сбившиеся настройки адаптивной оптики. Даже при не самой агрессивной езде неожиданно быстро снашиваются тормоза.
Трёхлетний Hyundai в любом случае будет ещё на гарантии. В содержании дорестайлинговый Santa Fe обойдётся примерно в те же деньги, что и наследник.
Кто он? Соплатформенник дорестайлингового Santa Fe, с качественным салоном и просторным третьим рядом. Там так же хорошо, как в Hyundai: свой кондиционер, огромные подстаканники и удобные боксы по бортам. Заявленный в 7‑местной конфигурации объём багажника даже больше, чем у собрата, — целых 320 литра.
Что можно купить? Среди кроссоверов Kia в продаже больше 7-местных экземпляров. Бензиновые (2.4 л, 188 л.с.) и дизельные версии (2.2 л, 200 л.с.) представлены примерно в равном соотношении, V6 на Kia не ставили. Средняя цена приличного трёхлетнего кроссовера — 2,5 млн. Семиместный Sorento Prime будет иметь в списке опций вентиляцию передних и подогрев задних сидений, электропривод багажника, систему автоматической парковки, аудиосистему премиум-класса и навигацию.
Как едет? Sorento Prime — типичный семейный кроссовер. Вместо динамичных моторов и огонька в характере отличная плавность хода и шумоизоляция. Жаль, что проходимость не числится в списке приоритетов. Клиренс маловат, муфта полного привода не отличается выносливостью.
Чего ждать? Sorento Prime подводят мелочи, например, глюки мультимедийной системы или коррозия алюминиевых трубок кондиционера, из-за чего те могут потерять герметичность. Ресурс ТНВД дизеля 2.2 не меньше 200 тыс. км. У бензинового 2.4 есть склонность к задирам в цилиндрах. Проблемы можно избежать, если следить за качеством топлива и состоянием катализатора. Автоматические коробки и подвеска довольно неприхотливы. Специфика обслуживания «раздатки» аналогична соплатформенному Santa Fe. Паритет с ним и в плане стоимости и регламента обслуживания.
Кто он? Mazda традиционно имеет привлекательный, далёкий от тяжеловесности больших кроссоверов экстерьер и салон с претензией на премиум. Передние кресла больше рады стройным седокам, а на третьем ряду в CX‑9 не так просторно, как в Santa Fe. Под багажник в японском автомобиле выделено 408 л полезного объёма. По бокам есть удобные полочки, а в подполье — 17-дюймовая запаска.
Что можно купить? Трёхлетних, то есть дорестайлинговых CX‑9, в продаже довольно мало — зато все они по умолчанию 7‑местные. Приличный экземпляр стоит 2,8–3 млн рублей. В списке оснащения подержанной Мазды будут трёхзонный климат-контроль, кожаный салон, электроприводы кресел, обогрев лобового стекла, руля и двух рядов сидений, приличная «музыка».
Как едет? На ходу большая Mazda ощущается обычной легковушкой, но азарта СХ‑5 тут нет. Плавность хода могло быть и лучше, зато шумоизоляция хороша. Вне дорог полноприводный СХ‑9 не герой. Единственно возможный мотор — турбочетверка 2.5T (231 л.с., 420 Нм) — сочетает неплохую динамику и экономичность.
Что ждать? Качество окраски кузова СХ-9 ещё далеко до премиального. Часто ломаются приводы складывания зеркал, могут потрескаться задние фонари. Быстро изнашивается кожа в салоне. Двигатель требователен к качеству топлива, иначе засоряется топливная система и могут выйти из строя катушки зажигания. В подвеске недолго живут задние амортизаторы.
У трёхлетнего кроссовера гарантия будет подходить к концу. Стандартное обслуживание Мазды, которое нужно делать ежегодно или раз в 15 тыс. км, обойдётся в 17–19 тыс. рублей. Большое ТО с заменой свечей и тормозной жидкости — в два раза дороже.
Кто он? Ещё один японский кроссовер, QX60 сочетает стремительную внешность и консервативный салон, который местами не тянет на полноценный премиум. Третий ряд в Infiniti тесноват, особенно ощущается нехватка пространства над головой. Из плюсов багажника — объём в 477 л, низкая погрузочная высота и глубокий подпол. Но под днищем — только докатка.
Что можно купить? QX60 не очень популярен на «вторичке», в первую очередь из невыгодного по налогам двигателя мощностью в 262 л.с. Менее мощный гибрид и вовсе экзотика. Предложений, соответственно, довольно мало.
Приличный рестайлинговый кроссовер стоит от 2,7 млн рублей. Оснащение порадует наличием биксеноновых фар, кожи и дерева в салоне, аудиосистемы Bose, камер кругового обзора и электропривода багажника.
Как едет? У Infiniti хороший разгон, классный звук V6 и отличная плавность хода. Можно смело мчать, не сбавляя скорости, по любой дороге. Но вне дорог на QX60 с вариатором и скромным клиренсом в 187 мм делать нечего.
Чего ждать? ЛКП и внешний хром у Infiniti не отличаются износостойкостью. Часто возникают проблемы с электрикой — например, система старт-стоп начинает жить своей жизнью. Проверенный двигатель VQ35DE не будет доставлять хлопот, если решить вопрос с катализаторами, которые на данном моторе чувствительны к качеству топлива. Вариатор Jatco страдает из-за неправильной системы охлаждения и требователен к качеству смазки. Подвеска имеет традиционную конструкцию (стойки McPherson спереди и «многорычажка» сзади) и хороший ресурс.
Гарантия на трёхлетний QX60 будет подходить к концу. И в содержании он дороже Santa Fe: по регламенту, обслуживание нужно проходить каждый год или раз в 10 тыс. км, стандартное ТО стоит 17 тыс. рублей. Замена свечей и тормозной жидкости поднимает цену почти в два раза.
Кто он? Mohave скорее внедорожник, чем кроссовер — с рамой и понижающей передачей (за доплату). Внешне он довольно зауряден, а интерьер тут в американском стиле — широкие кожаные кресла, огромный руль, куча подстаканников и псевдодерева. Места внутри полно, в том числе и на третьем ряду. Правда, багажник при полной пассажирской загрузке не поражает воображение — всего 350 литров.
Что можно купить? Выбор подержанных Mohave довольно скудный. Приличный экземпляр с безальтернативным трёхлитровым дизелем мощностью 250 л.с. и 8‑ступенчатой АКПП стоит в районе 2,8 млн рублей. Такой Kia будет иметь беcключевой доступ, кожаный салон с электроприводами и памятью сидений, подогрев руля, зоны покоя дворников и задних сидений, плюс люк и камеру заднего вида.
Как едет? По повадкам рамный Mohave с его независимой подвеской и муфтой подключения переднего привода ближе к кроссоверам. Даже с опциональной задней «пневмой» не балует плавностью хода. Крены велики, и руль почти лишён обратной связи. Со стандартной подвеской Kia управляется чуть понятнее. Шумоизоляция в любом случае отличная.
Чего ждать? Несмотря на тонкое ЛКП, ржаветь Mohave не торопится. Со временем же коррозия себя проявит в первую очередь на задней двери и на кромке капота. Раме и скрытым полостям не повредит дополнительный антикор. Дизель почти идеален, хотя может подъедать масло из-за неисправности клапана системы вентиляции картера. Восьмиступенчатый автомат A8TR1 хлопот тоже не доставляет. Система полного привода и монументальная, простая по конструкции подвеска (на двойных поперечных рычагах спереди и «многорычажка» сзади) в целом тоже. У пневмобаллонов, устанавливаемых на заднюю ось, хороший ресурс. Изредка возможны отказы датчиков положения кузова.
Гарантия на Mohave, как и на другие Kia, — 5 лет или 150 тыс. км пробега. Простое ТО стоит около 17 тыс. рублей, расширенное — до 25 тысяч.
Кто он? Самый солидный с виду Volkswagen берёт в первую очередь размерами. Это один из наиболее вместительных автомобилей в классе. На всех трёх рядах сидений достаточно просторно, а багажник даже при семиместной конфигурации огромный (583 л). То, что салон при этом собран из жёсткого пластика, не соответствующего цене, — мелочи.
Что можно купить? Найти подержанный Teramont за 3 миллиона непросто, стоит немного увеличить бюджет. В основном распространены турбированные версии 2.0, машина с атмосферным VR6 — редкость. По комплектации можно рассчитывать на светодиодную оптику, бесключевой доступ, 3‑зонный климат, подогрев лобового стекла, электропривод двери багажника и водительского кресла, парковочный ассистент с камерой заднего вида.
Как едет? На ходу Teramont вовсе не ощущается неотёсанным грузовиком. Приличная обзорность, достойная шумоизоляция и вполне легковые реакции на руль. Восьмиступенчатый автомат работает плавно и незаметно. Моторы равны по динамике (8,6 с до «сотни»), но турбомотор заметно экономичнее. Съезжать с ровных дорог на Терамонте не запрещено. Большой Volkswagen готов к покорению дачного бездорожья.
Чего ждать? К качеству окраски Терамонта массовых претензий нет, но хром внешней отделки может пойти пузырями даже у совсем молодых экземпляров. Простенькие материалы внутренней отделки хорошо противостоят износу, однако часто встречаются сверчки в дверных картах и скрипы из багажника. Из детских болезней, которые решаются по гарантии, можно отметить негерметичность проклейки левой части лобового стекла. Моторы кроссовера держатся молодцом, даже турбочетвёрка не донимает «масложором». Потенциальный ресурс двигателя VR6 — не меньше 400 тыс. км. Куда больше достают стуки в подвеске и рулевом управлении. Амортизаторы, а изредка и стойки стабилизаторов меняют по гарантии. Среди других особенностей — биение руля при торможении на больших пробегах.
Поскольку на Teramont предоставляется гарантия в 4 года или 120 тыс. км пробега, то обслуживать «трёхлетку» будет логичнее у официального дилера. Стоимость обслуживания для обоих двигателей примерно одинаковая. Каждое нечётное ТО обойдётся примерно в 14 тыс. рублей, чётное — в 25 тысяч.
Так что же выбрать?
Непремиальный и при этом подержанный кроссовер за три миллиона рублей — увы, наша новая реальность. Престижные модели в юном трёхлетнем возрасте ещё дороже, а те альтернативы, которые можно за эти деньги купить новыми (в том числе Kodiaq), в реальности не очень удобны для семерых. Если же третий ряд действительно необходим, то самый очевидный выбор — трёхлетний Hyundai Santa Fe. Конечно, если не смущает имидж владельца модели прошлого поколения. Зато налицо экономия, а все остальные качества ничуть не хуже, чем у новичка. Kia Sorento Prime — по сути то же самое, но в другой, более спокойной обёртке и с багажником побольше.
Volkswagen Teramont — самый талантливый среди 7-местных, но при этом дорогой. Хорош и на асфальте, и там, где дороги становятся хуже. К тому же будет ещё как минимум год на гарантии.
Infiniti QX60 и Mazda CX-9 — стильные ребята, но меньше всего рады гостям на галерке. Infiniti манит премиальным статусом и ездовыми повадками, однако лишние «лошади» делают его дорогим в содержании и снижают ликвидность. Mazda — красивый кроссовер для ровных городских дорог.
Противоположность этой парочки — Kia Mohave, этакий корейский «Крузак» для тех, кому содержание важнее формы. Выбор консерваторов, не желающих выделяться, но при этом получающих и просторный салон, и проходимость, и надёжность.