Вячеслав Залевский
С некоторых пор китайские автомобили перестали считаться выбором лишь самых отважных покупателей. Дизайн — краше, качество — выше, мощность и большой список опций — тоже есть. И популярный в России Haval F7 — живой тому пример. Но и цены современных китайских автомобилей уже совсем не демпинговые. Поэтому встаёт логичный вопрос: не лучше ли купить за те же деньги ещё свежий кроссовер проверенного бренда, пусть и с пробегом. Мы подобрали 9 альтернативных вариантов, все не старше трёх лет.
Но сначала присмотримся к самому «китайцу». Выглядит Haval F7 модно и современно, да и салон с развёрнутой к водителю центральной консолью впечатляет не меньше. Хорошие материалы, аккуратная сборка, практичный двухуровневый центральный тоннель и никаких лишних блестяшек. А какой простор! Особенно на втором ряду. К тому же у F7 регулируется угол наклона спинок дивана.
Недостатки тоже есть. Управление климатом неудобное, частично реализованное через мультимедийку. И в куче кнопок на руле поди ещё разберись. Кресла бесформенные, маловат диапазон регулировки руля по вылету. Совсем скромный для такого кроссовера багажник, если брать реальный объём «под шторку», а не официальные литры.
В движении F7 лениво отзывается на повороты руля, крены в поворотах великоваты. Не хватает шумоизоляции: слышно двигатель, скрипы салона, гул шин и свист ветра. Ход у кроссовера жестковат, хотя энергоёмкость на удивление хороша. Зато оба двигателя (1.5 на 150 л.с. и 190-сильный 2.0) отлично ладят с безальтернативным 7‑ступенчатым «роботом». Достойно везёт даже младший мотор.
Агрегат 1.5 может сочетаться с передним или полным приводом, а двухлитровый F7 бывает только полноприводным. Начальная версия Comfort за 1 589 000 рублей предполагает галогенные фары, однозонный климат-контроль, обогрев руля и лобового стекла в зоне покоя щёток, кнопку пуска двигателя, задний парктроник, медиасистему с 9‑дюймовым дисплеем и 17-дюймовые литые диски. Всего комплектаций четыре, самая интересная и популярная — Premium. В ней есть светодиодные фары, 19-дюймовые колёса, панорамная крыша, камеры кругового обзора. Внутри — кресло водителя с электрорегулировками, экокожа, подогрев заднего дивана, шторки безопасности в дополнение к подушкам. Привод только полный, цена — от 1 879 000 рублей. 190-сильная версия ещё на 140 тысяч дороже. Самый дорогой Haval F7 Tech Plus с дополнительными электронными ассистентами вождения стоит 2 089 000 рублей.
Данных о хронических поломках F7 пока нет. Потенциальный ресурс 1,5-литрового двигателя — минимум 200 тыс. км, а 190-сильный турбомотор, в теории, может пройти и больше. Ведь Haval Н9 с таким же, но ещё более форсированным двигателем проезжает до капремонта больше 200 тысяч километров. Главное — контролировать состояние цепи ГРМ, которая может растянуться. Муфта Borg Warner в системе полного привода вынослива и не склонна к перегреву. «Робот» иногда глючит, но помогает перезапуск двигателя, к тому же на коробку действует гарантия в 5 лет или 200 тыс. км. Едва ли не единственное, что подпортило благостную картину, — странные случаи самовозгорания кроссовера. Но по ним уже была объявлена отзывная кампания. Общая гарантия на F7 составляет три года или 150 тыс. км пробега; ТО — каждые 10 тыс. км, а средняя цена такого визита — 11 тыс. рублей.
С учётом ездовых качеств разумно-достаточным выглядит Haval F7 1.5 4WD в комплектации Premium. Но с ходу отдавать за «китайца», пусть и российской сборки, почти 1,9 миллиона рублей? Может быть, сначала взглянуть на альтернативы с репутацией, пусть и подержанные?
Дизайн Tucson определённо удался — и не скажешь, что этот автомобиль уже снят с производства. Салон приятен на вид, особенно рестайлинговый, но не во всём удобен. Передние кресла жестковаты и подушка могла бы быть подлиннее. Ничем не прикрыты пороги. Задний диван с удобными подлокотниками явно рассчитан на двоих. В багажнике на 488 литров нашлось место для полноразмерной запаски.
Кроссоверов Hyundai за 1,9 млн в продаже немало, в том числе и рестайлинговых машин с обновлённым салоном. Большинство автомобилей имеют базовый двухлитровый мотор (150 л.с.) и средний пробег 100 тыс. км. Комплектация не поражает воображение: климат-контроль, подогрев сидений и кожаного мультируля, парктроники и камера заднего вида.
Подвеска Tucson довольно жёсткая и не впечатляет запасом по энергоёмкости. На бездорожье легко перегреть муфту полноприводной трансмиссии, да и клиренс тут не самый рекордный — 182 мм. Из плюсов — хорошая шумоизоляция. Двухлитровый мотор — разумно-достаточная альтернатива «китайцу», а мощные дизельные и 2,4-литровые версии в продаже редки.
Кузов «корейца» быстро покрывается сколами, теряет лоск хромовое покрытие, часто потеют фары. Материалы салона обладают неплохой стойкостью к износу. Проблема с задирами в цилиндрах у двухлитрового мотора пока до конца не побеждена. Зато 6‑ступенчатый автомат редко доставляет проблемы. В подвеске чаще всего беспокоят стойки и втулки стабилизатора, остальные детали служат не менее 100 тыс. км. Не отличаются большим ресурсом рулевая рейка и шлицы редуктора полноприводной трансмиссии.
С учётом гарантии в 5 лет трёхлетний Tucson логичнее обслуживать у официального дилера. При сравнимой стоимости ТО это выйдет дешевле, чем в случае с F7, потому что возить корейский кроссовер на сервис нужно каждые 15 тысяч километров.
Давно знакомый всем Sportage неоднозначен внешне, зато привлекает удобным и практичным салоном. Передние кресла подойдут для седоков любой комплекции, на втором ряду просторно. Карманы в дверях огромны, полно мест под мелочёвку. Есть и минусы: на материалах отделки кое-где явно сэкономили, а пороги ничем не прикрыты. Мультимедийка не впечатляет ни графикой, ни возможностями. Багажник не самый крупный (491 литр), но с широким проёмом и органайзером в подполье.
Выбор подержанных полноприводных Kia в бюджет F7 богатый. Без проблем можно найти кроссовер с «автоматом», от одного владельца, двух лет от роду и с пробегом около 60 тыс. км. Причём в хорошей комплектации, с подогревом задних сидений, мультимедийной системой с 8‑дюймовым дисплеем, поддержкой Android Auto и Apple Carplay и камерой заднего вида.
Управляется Sportage надёжно и нейтрально, без огонька. Двухлитровый мотор (150 л.с.), который доминирует в объявлениях, тут в самый раз. Плавность хода неплоха, если избегать ям с острыми краями, полноприводная трансмиссия настроена грамотно, но внедорожные навыки Sportage здорово ограничивают скромный клиренс (182 мм) и внушительный передний свес.
Стойкого к сколам ЛКП Sportage не досталось. В подвеске часто требуют замены сайлентблоки задних стоек. Не отличается большим ресурсом рулевая рейка. Зато 6‑ступенчатый автомат держится молодцом. Болезни у двухлитрового двигателя те же, которыми огорчает соплатформенный Tucson.
Как и в случае с Hyundai, на содержание двухлитрового полноприводного Kia требуется меньше средств, чем на 1.5-литровый F7.
Tiguan второго поколения строг и снаружи, и внутри. Салон просторный на обоих рядах, но местами излишне технологичен. Например, цифровой кокпит нравится не всем. Приятно, что трёхзонный климат включён уже в базовое оснащение, хотя в целом оно довольно скромное. На втором ряду можно двигать сиденья вперёд-назад и менять наклон спинок.
Выбор трёхлетних полноприводных Тигуанов по цене F7 скромнее, чем среди «корейцев». В основном это 150-сильные кроссоверы, среди которых встречаются и машины с «механикой», но более популярна роботизированная коробка. Больше половины автомобилей пока имеют одного владельца, средний пробег 60–70 тыс. км. У типичного Tiguan полностью светодиодная оптика, подогрев руля, задних сидений и форсунок стеклоомывателя.
Едет Volkswagen жестковато, зато у него лучшие ездовые повадки в классе, которыми можно наслаждаться каждый день. На бездорожье Tiguan тоже не беспомощен: помогают клиренс в 191 мм и электроника, способная имитировать межколёсные блокировки и менять настройки под разные покрытия.
Хлопот с ЛКП Tiguan лишён, а вот фары склонны к запотеванию. Салон может стать настоящим домом для разнообразных «сверчков». Периодически треплет нервы электрика: может вдруг погаснуть светодиодная подсветка салона, выключиться магнитола или бортовой компьютер. Часто приходится разбираться с неисправностями парктроника и парковочного ассистента. Коробка DSG и двигатели Тигуана заметно прибавили в плане надёжности, но небольшой угар масла между ТО у турбомотора 1,4 всё ещё присутствует. Может добавить проблем система охлаждения. В подвеске раньше всех сдаются ступичные подшипники.
Гарантия на Tiguan составляет 3 года или 100 тыс. км. Межсервисный интервал — 15 тыс. км. Простое ТО у официалов обойдётся примерно в полтора раза дороже, чем на F7. Расширенное ТО с заменой свечей стоит около 25 тысяч.
RAV4 прошлого поколения — это практичный салон, комфортные кресла и не самые дорогие материалы. На втором ряду простор для троих пассажиров. Пороги заботливо прикрыты от грязи. Багажник — 577 литров.
Предложений мало, и большинство из них — это базовые двухлитровые кроссоверы мощностью 146 л.с. с вариатором. Версия 2.5 с «автоматом» единична и продаётся на пределе нашего бюджета. Большинство автомобилей имеют одного владельца и средний пробег в районе 70 тыс. км. Среди опций — светодиодная оптика, бесключевой доступ, двухзонный климат, подогрев руля и лобового, электропривод багажника и камера заднего вида.
Управляемость RAV4 далека от азарта — для покупателей Тойоты важнее завидная энергоёмкость подвески и плавные настройки вариатора. К покорению «дачного» бездорожья кроссовер подготовлен неплохо: клиренс достаточный (197 мм у версии 2.0), полный привод способный, а муфта выносливая.
ЛКП и лобовое стекло у RAV4 слишком мягкие. Жёсткий пластик отделки быстро начинает скрипеть и стучать, быстро изнашивается кожа на руле. Двигатели RAV4 имеют цепной привод ГРМ, но он надёжен. У двухлитровых моторов может подтекать насос системы охлаждения. Вариатор при регулярном обновлении масла живёт долго и счастливо, а 6‑скоростной автомат Aisin — тем более. Поломки трансмиссии случаются редко. Иногда после 80 тыс. км нужна замена крестовин карданного вала. Ходовая у «Рафика» достаточно выносливая, чаще всего требуются новые втулки и стойки переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Остальные элементы подвески служат по 100–150 тыс. км.
Toyota даёт на RAV4 трёхлетнюю гарантию, но сервис нужно посещать каждые 10 тыс. км. Обойдётся это дороже, чем обслуживание Haval. Минимальная стоимость ТО на двухлитровый RAV4 — около 15 тыс. рублей.
Outlander может предложить просторный салон с опциональным третьим рядом и хорошо продуманный багажник объёмом 591 литр. Но автомобиль откровенно устарел. В первую очередь, это заметно по эргономике, которую никакими рестайлингами уже не исправить.
Самый распространённый кроссовер в продаже похож по конструкции на RAV4 — те же 2 литра, 146 л.с. и вариатор. Скорее всего, это будет машина после третьего рестайлинга, от одного владельца, и с пробегом в районе 50 тыс. км. Версии с моторами 2.4 (167 л.с.) и тем более 3.0 V6 (II рестайлинг) — обычно старше и встречаются реже. Из опций в подержанном Аутлендере скорее всего будут бесключевой доступ, двухзонный климат, обогрев руля, мультимедийка c интеграцией смартфона и камера заднего вида.
Любой из моторов Mitsubishi Motors неприхотлив к качеству топлива, но базовый двухлитровый — выбор флегматика. Излишне мягкая подвеска рестайлингового кроссовера тоже не всегда благо. Не стоит обольщаться наличием продвинутого полного привода S‑AWC с электронноуправляемой блокировкой переднего дифференциала на машинах с топовым мотором: вылазки в реальную грязь Аутлендеру не по зубам.
Outlander III поколения сюрпризы по технике преподносит редко. Двигатели серии MIVEC и вариатор Jatco имеют высокий и прогнозируемый ресурс — около 300 тыс. км. При должном обслуживании со сменой масел не будет проблем и с полноприводной трансмиссией. В подвеске сайлентблоки рычагов выдерживают по 250 тыс. км. Жаль, что ЛКП и материалы отделки салона у Mitsubishi стойкостью не отличаются, а электрика нередко глючит.
Гарантия на Outlander составляет три года. Так что придётся некоторое время возить двух-трёхлетний кроссовер к официальному дилеру. Межсервисный интервал — стандартные 15 тыс. км. Стандартное ТО стоит около 13 тыс. рублей, расширенное — в полтора-два раза дороже. После окончания гарантии стоимость содержания кроссовера будет меньше.
Kodiaq привлекает, в первую очередь, просторным салоном, который может быть 7-местным, а также большим багажником и повсеместной продуманностью-практичностью. Общее благостное впечатление могут испортить разве что местами жёсткие материалы отделки и косяки локализации, вроде излишне хрупких стекол.
Несмотря на скромный объём в 1,4 литра, наиболее распространённый двигатель мощностью 150 л.с. неплохо подходит Кодиаку — есть и динамика, и расход приемлемый. В этом заслуга и коробки DSG, которая поначалу требует привыкания. На ходу большая Skoda может расстроить жестковатой, хотя и непробиваемой подвеской. Такова плата за управляемость — одну из лучших в классе.
К сожалению, велик шанс, что за цену нового Haval придётся довольствоваться базовым 125-сильным Кодиаком с передним приводом. Машин со всеми ведущими намного меньше. Оптимальная 150-сильная Шкода с DSG с полным приводом будет ближе к верхней планке бюджета. Типичный Kodiaq имеет двухзонный климат-контроль, обогрев лобового стекла и руля, запуск двигателя кнопкой, камеру заднего вида, парктроники по кругу и электропривод пятой двери.
Кодиаку достался крепкий кузов — жаль, что ЛКП всё же подвержено сколам. Салон держится хорошо, но электрика требует внимания, возможны глюки. Турбомотор 1.4 уже не тот, что раньше: угар масла между ТО минимален. Из оставшихся слабых мест, требующих внимания, — ТНВД и система охлаждения. DSG можно не бояться — главное, не забывать о регулярной смене масла. Ахиллесова пята подвески — подшипники ступиц. Немало случаев замены втулки рулевого вала и углового редуктора на полноприводных версиях.
Гарантия на Kodiaq — 3 года и 100 тыс. км. Обслуживание необходимо проходить каждые 15 тыс. км. Простое ТО у официалов стоит в полтора раза дороже, чем на Haval. Расширенное, с заменой свечей — около 25 тысяч рублей.
Mazda — один из самых привлекательных кроссоверов класса не только внешне, но и внутри. Салон отделан с претензией на премиум, но не лишён странностей. Подлокотник не регулируется по длине, долго грузится мультимедийная система. Задний диван однозначно удобен только для двоих. Лобовое стекло и руль подогреваются лишь частично. В подполье багажника на 442 л — безальтернативная докатка.
Чтобы купить трёхлетний СХ-5, придётся выгрести всю сумму, накопленную на Haval. И, скорее всего, довольствоваться сочетанием двухлитрового мотора и переднего привода — большинство экземпляров в версии 4х4 стоят дороже. Если повезёт, то можно найти такой автомобиль от одного владельца, но с пробегом под 100 тыс. км. Он будет с двухзонным климат-контролем, датчиками света и дождя, мультимедийкой с семидюймовым дисплеем и литыми дисками.
По удовольствию от вождения Mazda — главный конкурент Тигуану. Плюс CX-5 II поколения не обделён энергоёмкостью подвески и шумоизоляцией. Двухлитровый мотор на 150 л.с. при таком шасси видится лишь минимально достаточным. Однако на бездорожье возможности у CX-5 ограниченные, у него нет никаких внедорожных режимов или принудительной блокировки межосевой муфты.
В силу возраста проблемы с кузовом для «второго» CX-5 пока не характерны. Двигатели, известные по предшественнику, надёжны, хотя и требовательны к качеству топлива. Цепь ГРМ в них не гремит и не растягивается. Разве что могут доставать течи масла, например, через переднюю крышку или прокладку клапанной крышки. Муфта полного привода со временем может огорчить масляными течами и повышенным шумом при езде. Слабоваты сайлентблоки заднего редуктора и ступичные подшипники.
Условия гарантии на Мазду — стандартные 3 года или 100 тыс. км пробега. Плановый сервис — каждые 15 тыс. км. Обычное ТО стоит около 14 тыс. рублей, что сравнимо с «китайцем».
Внешне X-Trail сильно похож на подросший в размерах Qashqai. Внутри — приятный дизайн, неплохие материалы и хорошая сборка. Задний диван имеет продольную регулировку. Увы, пассажирским стеклоподъёмникам не положена подсветка клавиш и авторежим. А подогрев заднего дивана почему-то управляется клавишей в передней части салона. Объём багажника — всего 417 л, зато трансформация продвинутая.
Среди трёхлетних полноприводных X-Trail в бюджет Haval F7 есть как рестайлинговые, так и дореформенные кроссоверы — последних немало и за 1,5 миллиона. Среди предложений преобладают версии 2.0 с вариатором, но встречаются и 2,5-литровые, и даже дизельные. Пробеги в среднем 70–90 тыс. км, зато с одним владельцем. Опций немного: климат-контроль, обогрев лобового, парктроники по кругу и камера заднего вида.
Идеальный X-Trail — тот, что пережил рестайлинг. У него хорошая плавность хода и умеренные крены — дореформенный кроссовер не такой сбалансированный. Но наслаждаться этим лучше в компании 2,5-литрового мотора, потому что двухлитровый (144 л.с.) слабоват. Вариатор неплохо притворяется автоматом, но боится пробуксовок и резких стартов. Несмотря на клиренс в 210 мм, на бездорожье Nissan не очень силён — подключаемый полный привод не слишком расторопен, и лучше блокировать муфту заранее.
Ржавеет «третий» X-Trail намного меньше предшественника, подпортившего репутацию модели. Жаль, что кроссоверу досталось слабое лобовое стекло, а эмблемы «Nissan» на решётке радиатора и багажной двери быстро облезают. Материалы салона слабо сопротивляются износу. Проблемы c электрикой обычно связаны с нарушением контакта в разъёмах CAN-шины. Двигатели — модернизированные версии агрегатов предшественника. Двухлитровый мотор MR20DD с непосредственным впрыском, может доставать небольшими подтёками масла, но в остальном без проблем пройдёт 300 тыс. км до первого серьёзного ремонта. Да и 2.5-литровый (171 л.с.) агрегат QR25DE ничуть не хуже и не так привередлив к качеству топлива. Вариатор, при условии регулярной замены масла, способен протянуть до 200 тыс. км. С электромагнитной муфтой полного привода проблем обычно нет. В подвеске быстрее всего сдаются сайлентблоки переднего подрамника и рычагов.
Nissan даёт на свой кроссовер гарантию в пять лет, но с оговорками. Первые три года или 100 тыс. км пробега гарантия безусловная. В следующие два года (или 150 000 км) производитель обязуется обслуживать двигатель, коробку передач и систему полного привода. Регламент прохождения — каждые 15 тыс. км. Нечётные ТО стоят примерно 13 тысяч рублей, чётные — около 30 тысяч.
У Kuga — качественно отделанный салон и хорошие даже по нынешним меркам комплектации. Но внутри тесновато, а багажник в 456 л впечатляет только на фоне предшественника. На втором ряду огорчает скромный запас места в ногах и отсутствие подогрева.
Предложений по Куге достаточно, но большинство из них — переднеприводные. Впрочем, с полным приводом Ford тоже можно найти, не выгребая весь бюджет без остатка. Много автомобилей от одного владельца, средний пробег приближается к 80 тыс. км. По комплектации можно рассчитывать на биксенон, двухзонный климат, обогрев руля и лобового стекла, бесключевой доступ плюс «взмаховый» датчик багажника.
Подвеска фордовского кроссовера настроена азартно, как и в первом поколении, но при этом баланс сместился в сторону комфорта. Этому шасси одинаково впору и «атмосферник», рассчитанный на АИ-92, и турбированный Ecoboost. Жаль, что из-за широких передних стоек оставляет желать лучшего обзорность, а полный привод доступен только в сочетании с турбомотором.
Кузов Kuga хорошо защищён от коррозии, но салон со временем наполняется многочисленными скрипами. В плане надёжности из двух двигателей предпочтительнее простой «атмосферник», пусть и работает он с не самым ресурсным «автоматом». Турбомотор чувствителен к качеству топлива, и возможны недешёвые проблемы с системой наддува. А роботизированную КПП PowerShift подводит слабая выносливость сцеплений. В системе полного привода часто случаются течи масла через сальник правого приводного вала. Ходовая Форда проблемы создаёт редко.
В содержании Kuga сравнима с F7. ТО на Ford стоит примерно в 1,5 раза дороже, чем на Haval, но межсервисный пробег составляет более привычные 15 тыс. км.
Так что же выбрать?
У кроссовера Haval сильные конкуренты на вторичке. Пусть они и подержанные, зато почти все просторнее и практичнее. При этом стоимость обслуживания сравнима с новым «китайцем», их наверняка будет проще продать, и настройки ходовой получше. А дальше начинаются нюансы.
Подходящий Kia Sportage найти проще всего, особенно в полноприводной версии. Аналогичный ему Tucson тоже выглядит неплохо — однако он уже «прошлого поколения», и некоторым это важно. И Kia и Hyundai — оптимальный выбор, если нужна хорошая комплектация и нет желания неделями вылавливать подходящий экземпляр.
Не менее популярный на вторичке X-Trail хорош в рестайлинговой версии — с удачным шасси. Силовой агрегат у него послабее, в том числе по надёжности, но пятилетняя гарантия всё компенсирует, в том числе наличие довольно нежного вариатора.
Ford Kuga — внешне симпатичная машина, но требующая за это немалых жертв. И от пассажиров, и от владельца, рискующего попасть на серьёзный ремонт. Прежде всего «робота».
Если «дизайн решает», более интересным вариантом выглядит Mazda CX-5, особенно если полный привод не принципиален. Плюс к яркой внешности — талантливое шасси и актуальность модели. Главное, чтобы бюджет позволял.
VW Tiguan тоже дорог, и его сложно найти в хорошей комплектации, но ходовые качества и общая продуманность модели того стоят. Ещё лучше — Skoda Kodiaq, особенно если важны простор и наличие семи мест. И тоже при выборе главное — найти подходящую комплектацию.
Mitsubishi Outlander — проверенный со всех сторон вариант для противников новых технологий. Опять же, большой и, если повезёт, то 7-местный.
RAV4 — это прежде всего Toyota, со всеми достоинствами и недостатками её репутации. Кроссовер привлекает энергоёмкой подвеской и удачными настройками полного привода. Не будет и проблем с ликвидностью. Но обслуживание недешёвое, как и страховка. И выбор за наш бюджет будет небольшой.
А может, всё-таки Haval — но тоже подержанный? Это тоже вариант — ведь машины из первых партий, то есть 2019 года выпуска, с топовым 190-сильным мотором и полным приводом сейчас стоят от 1,6 млн рублей. Итого получается экономия почти в полмиллиона. С другой стороны, такая потеря стоимости может стать ещё одним аргументом в пользу вышеописанных альтернатив.