Санки врезались в машину: кто оплатит ремонт? Отвечает юрист

За что водителям с 2023 года придётся платить больше: штрафы, пошлины, платные дороги
Разбор

Екатерина Демишева

В 2023 году траты российских автомобилистов увеличатся: пошлины за тюнинг и стоимость техосмотра вырастут, появятся новые платные дороги, а штраф за выброшенный из машины мусор станет больше. Но это ещё не всё. Мы собрали все нововведения для водителей, которые потребуют дополнительных затрат.

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Штрафы за мусор из машины

Одна из главных тем начала года — штрафы для водителей, которые выбрасывают мусор на обочину или в лесу. С 11 января таких автомобилистов разрешили разыскивать и наказывать с помощью автоматических камер. 

За выброс мусора из автомобилей наказывали и раньше, но летом штрафы выросли и теперь варьируются от 10 тысяч до 200 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств, а за повторное нарушение в ряде случаев предусмотрена конфискация автомобиля. Однако раньше зафиксировать нарушение должен был лично сотрудник полиции или инспектор Росприроднадзора. Теперь же делать это разрешено дистанционно.

При этом в МВД заявили, что привлечение к ответственности автомобилистов, выбрасывающих мусор, находится вне компетенции ведомства. Поэтому министерство не намерено брать на себя сертификацию камер в соответствии со статьёй 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами». Тем не менее патрульные по-прежнему смогут фиксировать нарушение, а решение о наказании будет принимать суд или службы Росприроднадзора. Контролировать водителей по камерам будет Министерство природных ресурсов.

Платные трассы внутри Москвы

Со 2 января 2023 года проезд по МСД (Московскому скоростному диаметру) стал платным для транзитных автомобилей. Он стоит 950 рублей. Магистраль связывает районы Москвы и области. Она состоит из 14 развязок и, по заявлениям властей города, обеспечивает разгрузку Садового кольца, ТТК и МКАД. 

Часть дороги (Северо-Восточную хорду) запустили ещё в сентябре. Ежедневно по основному участку МСД проезжает в среднем 250 тысяч машин. Как рассказали Журналу Авто.ру в столичном департаменте транспорта, бесплатно по трассе могут проезжать:

  • все легковые автомобили с номерами Москвы и области;
  • машины наземного городского транспорта;
  • такси с лицензией на работу в Москве и области;
  • междугородние автобусы. 

Транзит грузового транспорта без пропуска запрещён. Платным же проезд будет для транзитных легковых автомобилей с номерами других регионов, которые дважды за сутки пересекли ЦКАД и провели на МСД не более двух часов. Контролировать это будут камеры. Оплатить проезд можно на сайте МСД или через приложение «Парковки Москвы».

Кроме того, в 2023 году планируется запустить проезд по 11-километровому Северному дублёру Кутузовского проспекта, который станет продолжением платной трассы северного обхода Одинцово и дойдёт до делового центра «Москва-Сити». Заехать на него можно будет и с областного участка Рублёвского шоссе. Эта магистраль станет первой платной трассой внутри МКАД абсолютно для всех автомобилистов. Система оплаты будет безбарьерной, аналогично ЦКАД и МСД. Стоимость проезда по дублёру Кутузовского проспекта пока не объявлена.

Увеличение стоимости техосмотра

Тарифы на техосмотр легковых автомобилей с 1 января 2023 года выросли в среднем на 57%. В большинстве регионов базовая ставка для легкового автомобиля составляет 913 рублей, для грузовой техники — 999 рублей, а для автобусов — 1563 рубля. Но в некоторых областях процедура обойдётся дороже. Больше всего тарифы выросли в Орловской (в три раза), в Омской (в 2,4 раза) областях. А самый дорогой техосмотр будет в Санкт-Петербурге: 1540 рублей для легковушки против 881 рубля ранее. 

Методика расчёта тарифов на ТО поменялась ещё осенью. Региональные власти могут увеличивать базовую ставку по своему усмотрению. Однако сами операторы техосмотра повышение тарифов раскритиковали, так как цены не менялись больше 10 лет и, по мнению участников отрасли, должны измениться ещё сильнее. 

Проходить техосмотр сейчас обязаны владельцы некоторых категорий легковых автомобилей. Диагностическая карта понадобится в следующих случаях:

  • при перерегистрации машины на нового владельца, если с года изготовления прошло более четырёх лет;
  • при совершении регистрационных действий, связанных с изменением конструкции или заменой основного компонента транспортного средства;
  • если легковой автомобиль используют в такси или в качестве служебного транспорта.

Штраф за отсутствие техосмотра составляет 2 тысячи рублей.

Увеличение пошлин за тюнинг и перевозку опасных грузов

С 1 января выросла госпошлина за доработки автомобилей. Теперь водителям придётся заплатить 1 тысячу рублей только за выдачу разрешения на внесение изменений в конструкцию машины, хотя раньше этот документ выдавали в ГИБДД бесплатно. Размер пошлины за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности после доработок увеличился с 800 до 1,5 тысячи рублей. Согласно статье 12.5 КоАП, за незаконный тюнинг водителя могут оштрафовать на 500 рублей и выдать ему предписание об устранении нарушения. Если собственник этого не сделает и попадётся снова, у машины приостановят регистрацию.

За выдачу свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, в частности взамен утраченного или пришедшего в негодность, с 1 января 2023 года установлена госпошлина в размере 1,5 тысячи рублей. Ещё 1 тысячу рублей придётся заплатить за продление срока действия допуска. 

Ожидается, что данные меры обеспечат ежегодное поступление в федеральный бюджет дополнительных доходов в размере 700 млн рублей

Рост акцизов на топливо и автомобили

С 1 января 2023 года выросли акцизы на автомобили. Для машин с двигателями мощнее более 90 л.с. теперь действует акциз в 55 рублей за 1 л.с. (вместо 53 рублей), а с мотором мощнее 150 л.с. акциз вырос до 531 рубля за силу. Для машин мощнее 200 л.с. он составляет 869 рублей, мощнее 300 л.с. — 1482 рубля, более 400 л.с. — 1534 рубля, а более 500 л.с. — 1584 рубля. Таким образом, в случае с базовой Lada Granta увеличение акциза составит всего 180 рублей, а с 500-сильным автомобилем придётся платить на 30,5 тыс. рублей больше.

МощностьБылоСтало
До 90 л.с.0 руб.0 руб.
От 90 до 150 л.с.53 руб.55 руб.
От 150 до 200 л.с.511 руб.531 руб.
От 200 до 300 л.с.836 руб.869 руб.
От 300 до 400 л.с.1425 руб.1482 руб.
От 400 до 500 л.с.1475 руб.1534 руб.
Более 500 л.с.1523 руб.1584 руб.

Этот акциз платят государству индивидуальные предприниматели, физлица и организации, которые импортируют легковые машины и мотоциклы в Россию, а также производители транспортных средств. То есть акцизный сбор включается в стоимость как отечественных транспортных средств, так и импортных.

Кроме акцизов на автомобили, в 2023 году планово выросли акцизы и на оптовые закупки бензина (этак коррекция происходит ежегодно). В среднем увеличение составило 4%. Как это отразится на конечной стоимости бензина на АЗС, пока не готовы сказать даже эксперты отрасли. Однако зампред правительства Александр Новак уже заявил, что стратегическая задача — сделать так, чтобы рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не превышал инфляцию. 

Бонус. Долги по штрафам будут списывать автоматически

Задолженности по штрафам ГИБДД, кредитам и алиментам с 1 января могут списывать по упрощённой схеме — в Федеральной службе судебных приставов начался переход к автоматизированной модели взысканий. 

Долги по штрафам ГИБДД и другим задолженностям будут списываться автоматически с банковских карт и счетов граждан без оформления бумажных документов и участия судебных приставов. Специальная программа будет сама искать счета и карты должников и делать автоматические списания. Таким образом ФССП хочет увеличить собираемость штрафов и сократить число должников, которые не платят, дожидаясь истечения срока давности (2 года) и последующего «сгорания» долга. 

Новая система автоматически устанавливает банки, где у должника открыт счёт, оформлены дебетовая или кредитная карта либо вклад. В банк направляется требование об удержании денег, которое финансовая организация обязана оперативно исполнить.


Пугают новые траты?

Почитать ещё