Гарантии нет, запчасти не поставляют: как обслуживать машины ушедших из России брендов

Новые правила и цены на техосмотр: что изменится с 1 сентября, полный список
Разбор

Анастасия Попова

С 1 сентября в России в очередной раз поменяются правила проведения техосмотра. После вступления в силу соответствующего постановления правительства количество обязательных параметров для контроля сократят с 82 до 55. Эту идею совместно реализовали Минтранс и МВД РФ.

Кроме того, осенью должна заработать новая методика по определению стоимости услуги — цена будет учитывать расходы операторов пунктов техосмотра. Разбираемся в нюансах и сложностях при получении диагностической карты по новым правилам.

Задайте нам вопрос в Кью!

Что теперь будут и не будут проверять

Процедура техосмотра до вступления в силу изменений включала в себя множество лишних и дублирующих друг друга пунктов, рассказал корреспонденту Журнала Авто.ру руководитель аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» (занимается оформлением свидетельства безопасности транспортного средства, в том числе на автомобили после проведения тюнинга) Юрий Пархоменко. Теперь, по его оценке, водителям станет немного проще

«У водителей не будут проверять аптечки, огнетушители, есть ли у них в багажнике знак аварийной остановки. С одной стороны, правила упрощаются некоторые могли забыть положить эти предметы перед заездом на техосмотр, и приходилось приезжать повторно. С другой стороны, это решение немного странное, ведь, с точки зрения безопасности, у водителя в машине всё это должно быть в любом случае», — сказал Пархоменко.

О том, что водителям нежелательно сразу же отказываться от набора автомобилиста, предупредил и специалист юридической службы Дмитрий Безделин. Он указал, что в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации отмечается, что в автомобиле должны находиться медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки.

«Сотрудники ГИБДД в случае отсутствия у водителя, к примеру, аптечки могут привлечь по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей», — предупредил юрист.

Ещё одна либерализация — отказ от проверки подтёков масел и жидкостей из ряда агрегатов, включая двигатель, коробку передач, сцепление, аккумулятор и кондиционер. Не будут отказывать в оформлении диагностических карт и тем водителям, которые приедут на машине с коррозией и небольшими повреждениями на трубопроводах и шлангах.

«Важно, что каплепадение из тормозной системы проверять продолжат. Потому что это действительно серьёзная техническая проблема. Также эксперты будут проверять каплепадение из гидроусилителя руля. Но я в этом большого криминала не вижу: если льёт, то это проблема, а каплепадение это нормальный процесс», — считает эксперт.

Из списка обязательных параметров для проверки пропал замер уровня шума выхлопной системы. Это связано в первую очередь со сложностью таких измерений. Как объяснил Пархоменко, во-первых, у пункта должно быть дорогостоящее оборудование. Во-вторых — для замеров нужна полная тишина. Правда, это упрощение Пархоменко не поддержал.

«Существует определённая категория водителей, которые специально ездят с тюнингованными глушителями, которые могут жутко шуметь. Такие же проблемы есть и у просто старых автомобилей. Получается, что контроля за такими машинами теперь вообще нет. Даже если их остановят сотрудники ГИБДД, измерить шумность они никак не смогут», — считает Пархоменко.

По мнению опрошенных экспертов, этим и ограничиваются все значимые для водителей изменения. При этом Пархоменко рассказал, что представители испытательных лабораторий многократно предлагали МВД исключить из списка для проверки на техосмотре устройства, которые ограничивают обзорность с места водителя (например, крепления для мобильных телефонов, а также видеорегистраторы). Однако в новом перечне этот параметр остался — то есть при проверке в машине не должно быть непредусмотренных устройств и креплений для них, даже если обзору они фактически не мешают.

«Убрать этот спорный пункт не получится. Дело в том, что установка навигатора или видеорегистратора у нас по закону до сих пор считается внесением изменений в конструкцию. И если водитель хочет их легализовать, нужно приезжать в испытательную лабораторию и официально проходить процедуру по оформлению такого тюнинга», — пояснил Пархоменко.

Та же проблема — с установкой велобагажников или специального багажного кофра. «Это абсурд, но пока здравый смысл не победил, сотрудники пунктов техосмотра обязаны их проверять и отказывать в оформлении диагностических карт. Поэтому автомобилисты перед техосмотром всё это снимают, а после прохождения проверки возвращают назад», — говорит эксперт.

Стоимость техосмотра вырастет осенью

Помимо изменений в порядке проведения техосмотра, на осень 2022 года запланировано вступление в силу новой методики по расчёту стоимости техосмотра. Над документом работает Федеральная антимонопольная служба. Поводом для изменения цен стали многочисленные жалобы операторов пунктов техосмотра на слишком низкие тарифы на услугу. Дело в том, что техосмотр считается государственной услугой и её стоимость регулируют региональные власти, а официальная цена по закону не должна превышать сумму в 500–800 рублей. К примеру, в Москве оформление карты официально не может стоить дороже 720 рублей, в Омской области — 376 рублей, в Ленинградской области — 940 рублей.

Как рассказал Журналу Авто.ру глава Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) Игорь Волчек, первым делом регионы получат возможность проиндексировать тарифы согласно инфляции за все годы, в которые цена на услугу не индексировалась.  

К моменту подготовки материала ФАС выполнила предварительный расчёт стоимости техосмотра с учётом инфляции. На данный момент в проекте приказа Службы содержатся цифры минимально возможной стоимости услуги техосмотра. Осмотр легкового автомобиля должен стоить минимум 913 рублей, мотоцикла, мотороллера и квадрицикла — 321 рубль, автобуса — от 1563 до 1888 рублей, в зависимости от типа, грузовика — от 999 до 1966 рублей. Эти минимальные тарифы вступят в силу, предположительно, уже осенью.

А вот предельный размер платы каждый регион будет устанавливать самостоятельно с учётом целого ряда параметров, включая затраты местных пунктов ТО и уровень доходов населения. И рассчитать эти суммы сейчас не представляется возможным.

«Самое важное для водителей и операторов в этой методике положение о том, что цена должна быть проиндексирована за всё прошедшее время. В этом заключается идея ФАС, и мы об этом говорили во время недавних обсуждений с ведомством в мае-июне. Поэтому, если всё заработает, цена автоматом должна измениться. Но эту корректировку должны одобрить региональные власти. То есть, изучив методики ФАС, региональные власти должны пересчитать и разрешить пунктам менять цены. И от ФАС уже ничего не будет зависеть всё будут решать на местах», — пояснил Волчек.

Кому сейчас нужно проходить техосмотр

После реформы техосмотра в 2022 году получение диагностической карты для физлиц осталось обязательным только в некоторых случаях. В первую очередь она нужна при смене собственника и перерегистрации машины в ГИБДД на нового владельца, если автомобиль старше четырёх лет. Также техосмотр обязателен после внесения изменений в конструкцию автомобиля любого возраста. Кроме того, карту нужно получить, если автомобиль прошёл серьёзный ремонт, например, был заменён двигатель. Наконец, если водитель-частник работает в такси или использует машину как служебный транспорт, без диагностической карты также ездить нельзя.

Как в свою очередь предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), диагностическая карта нужна при выезде на автомобиле за границу. «Законодательством каждого отдельного государства может быть предусмотрена обязанность предъявления диагностической карты при пересечении государственной границы», — предупредили в РСА. То есть выехать из России автомобиль без карты сможет, а вот в другой стране у водителя не исключены проблемы.

В России за отсутствие техосмотра (в тех случаях, когда его наличие обязательно) полагается штраф в 2 тыс. рублей. Как объяснял на пресс-конференции заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин, инспекторы ГИБДД не имеют права требовать у водителей диагностическую карту. А в случае, когда серьёзная техническая неисправность, угрожающая безопасности дорожного движения, видна невооружённым глазом — например, подтекание масла из двигателя, — инспектор может составить протокол по статье 12.5 КоАП, которая подразумевает штраф в размере 500 рублей.


Вам нужно проходить техосмотр?

Почитать ещё