Михаил Николаенко
Сегодня в одном предложении со словом «заряженный» куда чаще можно увидеть слова «кроссовер» или «внедорожник», но настоящие петролхэды помнят, что когда-то «заряженными» были либо хэтчбеки (низшая лига), либо седаны (высший дивизион). Поддавшись ностальгическим чувствам, мы решили вспомнить самые крутые и самые быстрые машины из
Mercedes-Benz 500 E и C 36 AMG
Ответ «Мерседеса» на BMW M5, первая серийная «ешка» с V8 и «волк в овечьей шкуре», как его называла пресса (отсюда и легендарное прозвище — «Волчок») — всё это Mercedes-Benz 500 E, появившийся в 1990 году. Суперседан был действительно практически неотличим от обычных W124. А чуть ли не единственной заметной особенностью, выдававшей потенциал этой модели снаружи, стали расширенные колёсные арки и крылья. Внутри — разделённый на два посадочных места задний диван.
Зато в техническом плане он был настолько особенным, что выпускался отдельно от остальных
500 E оснащался пятилитровым V8 от модели SL (R129). А это 326 сил при 480 Нм крутящего момента, четырёхступенчатый «автомат» и разгон до
А вот не настолько любимый поклонниками немецкой марки, но не менее значимый для истории Mercedes-Benz C 36 AMG увидел свет в 1995 году. Само собой, это был ответ BMW M3, но куда важнее другое: новинка носила статус первой официальной и широкодоступной AMG-модели!
В отличие от «волчка», C 36 AMG не стеснялся демонстрировать свою истинную сущность окружающим. У него появились фирменные AMG-диски и шильдик, другой обвес и небольшой спойлер, а также иные выхлопные патрубки. Правда, в салоне присутствовали лишь стилизованная приборная панель и вставки под карбон, причём последние были не у всех машин.
Таблички AMG на двигателе с именем мастера-сборщика у седана в середине
Помимо двигателя, первый AMG-мобиль отличался от обычных W202, например, и усиленными тормозами (передние были взяты от SL 600 с V12), а также доработанной подвеской.
BMW M5 и Alpina B8 4.6
Как и Mercedes-Benz, марка BMW выпустила множество знаковых моделей именно в
А в 1998 году появилась первая М5 с двигателем V8 — модель в кузове E39, которая многими
Четырёхстволка выхлопной системы, особый обвес и более обтекаемые корпуса боковых зеркал позволили безошибочно отличать «эмку» от обычных «пятёрок». И ещё один факт: с последующим рестайлингом семейства E39 на BMW впервые появились легендарные «ангельские глазки».
Примерно за полгода до окончания выпуска M5 E34 марка представила четырёхдверный вариант M3 поколения E36 (купе выпускалось уже пару лет к тому моменту). Правда, славы двухдверки седан так и не снискал — продавался он в несколько раз хуже: один седан на четыре купе.
Как и нынешняя M3, «эмка» E36 оснащалась рядным шестицилиндровым двигателем (3,0–3,2 литра и 286–316 л.с.). Не слишком впечатляюще? Вот и некоторым современникам «эм-третьей» так казалось. Поэтому самое время вспомнить компанию Alpina с одним из самых интересных её творений: B8 4.6. «Трёшка» с двигателем V8!
Специалистам «Альпины» пришлось внести десятки изменений в конструкцию, чтобы впихнуть в моторный отсек огромный агрегат. Причём и сам он был далеко не простым! Его построили из четырёхлитрового агрегата пятой серии в кузове E34, увеличив объём аж на 0,6 литра, а это потребовало... отливки нового блока цилиндров! Свап в «трёшку» потребовал также изготовления кастомных картера и масляного насоса. Плюс, появились новые поршни, а количество мелких переделок сосчитать, кажется, невозможно.
Результат — 333 л.с. и 470 Нм крутящего момента, разгон до «сотни» за 5,6 секунды (модель оснащалась «механикой») и максимальная скорость свыше
И ещё — посмотрите, как невероятная B8 4.6 разгоняется с места с… третьей передачи!
Lotus Carlton и Ford Sierra RS Cosworth 4×4
Последний «немец» в нашей подборке — это, на самом деле, ещё и немного «британец». Полу-Opel, полу-Lotus, появившийся в самом начале
Carlton был создан в период, когда британская компания Lotus принадлежала концерну General Motors. Его нельзя было спутать с обычным седаном Omega первого поколения, но не только из-за ярко-жёлтых значков на кузове. Были ещё и особый обвес, брутальные выхлопные патрубки, вентиляционные отверстия в капоте, особые диски и заметный спойлер сзади. Но главное: он был способен обогнать чуть ли не любой автомобиль того времени. Разгон 0–
Для достижения таких характеристик в Lotus проделали огромную работу. Взятой за основу рядной «шестёрке» увеличили объём с 3,0 до 3,6 литра и заменили добрую половину компонентов на усиленные, добавили две турбины с собственной системой охлаждения, изменили систему смазки, соединили двигатель с «механикой» от Chevrolet Corvette ZR1, поменяли подвеску (среди прочего, появилась система самовыравнивания кузова) и рулевое управление, установили мощные тормоза с четырёхпоршневыми механизмами и 330-миллиметровыми дисками спереди.
Мощность двигателя «Карлтона» превышала 380 л.с. при почти 570 Нм крутящего момента, а весил он меньше 1,7 тонны. В своё время его даже критиковали за чрезмерную мощь и называли опасным автомобилем, с чем сложно не согласиться. Но Carlton от этого стал только круче. Запланированный тираж составлял 1,1 тысячи штук, а в действительности свет увидело только 950 седанов...
Появлению другого культового автомобиля тех лет — Ford Sierra RS Cosworth 4x4 — тоже поспособствовали британцы. Во второй половине
Покупателям быстрые трёхдверные «Сьерры» понравились, поэтому к концу
В начале 1990 года дебютировала полноприводная версия модели с распределением тяги в пропорции 34:66 в пользу задней оси. Кузов у седана был изначально более жёстким, чем у хэтчбека, благодаря распорке за задними сиденьями. А двигатель Cosworth серии YB (двухлитровая «турбочетвёрка) для полноприводной модификации был доработан и стал мощнее: отдача превысила 220 сил при 290 Нм крутящего момента. Впрочем, из-за полного привода на центнер возросла и масса.
Позже четырёхдверка тоже добралась до ралли и трижды занимала призовые места, хотя это и нельзя назвать оглушительным успехом на фоне предыдущих и последующих гоночных машин Ford с моторами Cosworth.
Subaru WRX STi, Mitsubishi Lancer Evolution, Toyota Chaser
Тем временем в Японии, благодаря популярности раллийных гонок, родились сразу две легенды.
В Японии была ещё и более спартанская версия модели, подготовленная к перестройке в ралли-кар — Type RA. Она легче за счёт отсутствия «лишней» шумоизоляции, электростеклоподъёмников и кондиционера. Не было у неё и ABS, но имелся интеркулер с системой распыления воды и перенастроенная трансмиссия.
В 1994 начинается выпуск модификации от спортивного подразделения Subaru Tecnica International с ещё более мощным двигателем и набором других доработок. Первые «стихи» производят, переделывая из версий WRX, а позже их начинают собирать на конвейере параллельно. Позднее Impreza первого поколения обзаведётся 280-сильной модификацией STi и множеством спецверсий, прощальная из которых выйдет в 2000 году с 305 л.с. и полным набором примочек STi.
Параллельно с Subaru с того же 1992 года развивается история Mitsubishi Lancer Evolution. Первое поколение получило двухлитровую «турбочетвёрку» мощностью 247 л.с. и полный привод от модели Galant
В первых трёх поколениях Lancer Evolution меняется в деталях, а четвёртый «Эво» выходит с новой платформой и хитрым полным приводом AYC с активным задним дифференциалом, а также 280-сильным мотором с твинскрольной турбиной. Пятое поколение Evolution тоже заметно отличается от предшественника: расширенная колея, усиленные тормоза и новый агрессивный облик.
До конца 1990-х Mitsubishi Motors успевает выпустить и шестой Evo, а в
И снова возвращаемся в
Для всех доступны рядные шестицилиндровые двигатели 2.5 и 3.0. В первом случае это твин-турбо (1JZ-GTE) и 280 сил, во втором — атмосферный агрегат мощностью до 230 л.с. Седаны бывают задне- и полноприводными, с механической коробкой передач или четырёхступенчатым «автоматом».
До конца десятилетия выходит и поколение X100, после которого
Volvo 850 T-5R и Saab 9000 Aero
Напоследок вспомним пусть и не самые сумасшедшие, но надолго полюбившиеся публике шведские суперседаны. В 1994 году достопочтенное семейство Volvo 850 возглавила версия с говорящим названием Turbo, оснащённая 2,5-литровым пятицилиндровым мотором мощностью 225 сил. Рецепт всем понравился, и через год вышла ещё более нескучная модификация
Модель была подготовлена в сотрудничестве с Porsche, что роднит её с седаном Mercedes-Benz 500 E. Впрочем, в «шведском» случае немцы изменили лишь некоторые настройки и увеличили отдачу мотора до 243 сил при 340 Нм. Заводные
Шведы продали около семи тысяч таких машин, а на волне коммерческого успеха в
А компания Saab, уже известная к тому времени выпуском турбированных моделей, в 1992 году представляет самую быструю версию семейства 9000 под названием Aero. Правда, только в виде лифтбека (но мы сегодня закроем на это глаза). В линейке был и седан, но гораздо менее популярный относительно пятидверки (менее четверти от всех выпущенных 9000).
Двигатель объёмом 2,3 литра с турбиной Mitsubishi развивал 225 л.с. и 336 Нм, сочетался с механической коробкой передач и разгонял переднеприводный Aero до
Запоминающимися особенностями 9000 Aero стали и трёхспицевые колёсные диски (у обычных версий тоже бывали «пропеллеры», но с другим рисунком), и кресла Recaro на обоих рядах. Название Aero, которое прежде употреблялось лишь эпизодически, после модели 9000 будет присутствовать в семействах всех «Саабов» вплоть до конца жизни марки. Даже у самого странного в истории Saab внедорожника