Надёжен ли рестайлинговый Toyota Camry VII поколения: все проблемы японского седана с пробегом

Нормальное напряжение АКБ автомобиля: cколько вольт в заряженном аккумуляторе
Учебник

Александр Пономарев

Каждому водителю стоит знать, какое напряжение должно быть на аккумуляторе автомобиля. Если не помнить правильного значения и не следить за ним, есть риск просто не завести двигатель машины. Рассказываем, как измерить уровень заряда аккумулятора автомобиля по напряжению.

Почему важно знать заряд батареи

Состояние аккумулятора прямо влияет на работоспособность автомобиля: батарея обеспечивает запуск двигателя, а ещё от неё зависит работа многочисленных электропотребителей. В современных машинах их немало, и они весьма требовательны к состоянию АКБ. Важно знать не только, сколько вольт в заряженном аккумуляторе, но и сколько должен показывать аккумулятор под нагрузкой, а также нормальное напряжение аккумулятора автомобиля в покое.

Поэтому необходимо не только представлять себе теоретический уровень заряда аккумулятора по напряжению, но и уметь контролировать его в реальности. Если батарея разряжена, то запустить двигатель не получится, а при дальнейшем падении заряда в ней начнутся химические процессы, которые в итоге испортят АКБ. И даже после зарядки специальным устройством полностью вернуть аккумулятор к оптимальному состоянию не выйдет.

Cколько вольт в заряженном аккумуляторе автомобиля

Напряжение исправной батареи автомобиля зависит от нескольких факторов, которые всегда необходимо учитывать. Во-первых, это заявленное напряжение аккумулятора — в транспортных средствах используются батареи на 12 и 24 В. Первые применяются в легковых автомобилях и более лёгкой технике, а 24-вольтовые батареи устанавливают на грузовики и прочую тяжёлую технику с более объёмными двигателями и мощными потребителями тока, обслужить которые аккумуляторы на 12 В просто не способны.

Во-вторых, на напряжение батареи существенно влияет степень её заряда: при разрядке АКБ падает и напряжение, хотя и не очень заметно. Но можно с высокой точностью определить уровень заряда аккумулятора по напряжению, если знать, какая между ними зависимость.

Нормальное напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки для 12‑вольтовой батареи — 12,6 В. Для 24‑вольтовой батареи средним показателем является 25,3 В. Именно на такое напряжение АКБ стоит ориентироваться при эксплуатации автомобиля.

Как оценить уровень заряда аккумулятора автомобиля по напряжению

Сколько вольт в заряженном аккумуляторе, мы написали выше, а реальное напряжение на клеммах батареи указывает на степень её заряда, уровень которого находится в прямой зависимости от напряжения аккумулятора. Это позволяет оценивать заряд по количеству выдаваемых вольт. Ниже приведена специальная таблица напряжения, по которой можно оценить оставшийся заряд.

Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля без нагрузки для батареи 12В
НапряжениеЗаряд аккумулятора
12,7 В100 %
12,6 В90 %
12,5 В80 %
12,4 В70 %
12,3 В60 %
12,2 В50 %
12,1 В40 %
12,0 В30 %
11,9 В20 %
11,7 Вдо 10 %
Процент заряда аккумулятора по напряжению без нагрузки для батареи 24В
НапряжениеЗаряд аккумулятора
25,4 В100 %
25,1 В90 %
24,9 В80 %
24,7 В70 %
24,5 В60 %
24,4 В50 %
24,2 В 40 %
24,0 В30 %
23,9 В20 %
23,8 Вдо 10 %

Сразу после зарядки батареи её напряжение может быть на 0,5 В выше нормального значения — это не страшно. Поэтому допустимо, если после отключения зарядного устройства на 12-вольтовой батарее вы получили 13,2 В или 25,9 В на 24-вольтовой. Замерив напряжение через пару часов после отключения от зарядки, вы увидите нормальное напряжение аккумулятора.

Какое напряжение на аккумуляторе автомобиля считается нормальным

Напряжение батареи зависит от ряда факторов. Например, от того, хотим ли мы узнать напряжение аккумулятора автомобиля без нагрузки, или же нас интересует, сколько должен выдавать аккумулятор под нагрузкой.

Если речь идёт о 12-вольтовой батарее без нагрузки, то норма — это значения в диапазоне 12,5–12,7 В. А для 24-вольтового аккумулятора нормальный диапазон составляет уже от 25,2 до 25,4 В.

Когда мы измеряем напряжение под нагрузкой, то есть при заведённом двигателе и дополнительных потребителях электричества, этот параметр будет предсказуемо выше. Для батареи 12 В нормальное напряжение в данном случае варьируется от 13,5 до 14,5 В. Для автомобильного аккумулятора 24 В под нагрузкой допустимы значения до 29 В.

Важно помнить, что для зарядки батареи на ходу необходимо проехать не менее 100 км — только в таких условиях генератор может обеспечить зарядку. Короткие поездки по городу с частыми остановками и последующими запусками двигателя не помогут зарядить батарею, а при минусовой температуре такой ритм движения будет только вредить аккумулятору.

Как правильно измерить напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора в покое

Если вы хотите узнать напряжение в батарее автомобиля без нагрузки, то для получения правильных параметров нужно учитывать ряд аспектов. Во-первых, наиболее корректное значение будет выдаваться при температуре воздуха +18 градусов. Во-вторых, для большей точности необходимо измерять напряжение через 12 часов после того, как двигатель был заглушен. В-третьих, ориентируйтесь на информацию от производителя аккумулятора — она указана либо на самой батарее, либо в документах на неё, — чтобы понимать, какие оптимальные параметры заявляет сам завод.

Что касается инструментов, позволяющих узнать, сколько вольт в автомобильном аккумуляторе, то водителю доступны самые разные варианты. Современные машины позволяют получить эту информацию через бортовой компьютер, а если на автомобиль установлена противоугонная сигнализация, то такие защитные комплексы часто дают возможность проконтролировать напряжение батареи через брелок или мобильное приложение. Но такой инструментарий даёт погрешность, причём в меньшую сторону.

Чтобы получить более точные значения, придётся воспользоваться либо мультиметром, либо нагрузочной вилкой. Вольтаж заряженного аккумулятора при оценке мультиметром должен составлять 12,5 В (если ниже 12 В, то велика вероятность, что двигатель вы не запустите без посторонней помощи). При подключении нагрузочной вилки (время измерения составляет обычно 10 секунд, но иногда требуется вдвое больше времени) нормальным будет считаться значение 12,6 В.

Если нет желания или возможности ждать 12 часов после последней поездки, выждите хотя бы пару часов после остановки двигателя. Полученный в таких условиях показатель напряжения будет точнее, чем тот, что выдаст мультиметр сразу же после остановки.

Как измерить напряжение аккумулятора автомобиля под нагрузкой

Что касается инструментария, то здесь тоже могут помочь бортовой компьютер или данные с сигнализации. Либо воспользуйтесь мультиметром, чтобы получить более корректные данные о напряжении батареи.

Чтобы узнать напряжение аккумулятора под нагрузкой, необходимо:

  • запустить двигатель автомобиля;
  • дать мотору поработать 15–20 минут;
  • подключить мультиметр;
  • включить потребители электричества, например, фары или обогревы.

Сколько должен показывать аккумулятор под нагрузкой? В норме этот показатель составляет от 13,5 до 14 В при работающем двигателе, но без серьёзных потребителей электричества. Какой вольтаж на аккумуляторе должен быть, если их включить? При работающем ближнем свете фар (галогеновых) значение падает на 0,1–0,2 В, затем на такую же величину оно должно снизиться при включении салонного отопителя, обогрева лобового стекла, мультимедийной системы и так далее.

Какое критическое напряжение аккумулятора автомобиля

Не всякое отклонение напряжения батареи от нормы можно считать критическим. Если, например, при работающем двигателе вы получаете напряжение свыше 14 В, то это просто указывает на разряд аккумулятора и на то, что работающий генератор её заряжает. А когда при заведённом моторе напряжение сильно падает, возможно, в автомобиле установлены слишком мощные потребители тока, справиться с которыми генератор не в состоянии. А может, и сам он неисправен, поэтому проседает вольтаж в бортовой электросети.

Но всё это решаемые проблемы. А вот если в аккумуляторе начался процесс сульфатации, то это, скорее всего, приведёт к его замене. Если аккумулятор оказался в состоянии глубокого разряда, то в нём начинаются необратимые химические процессы. Пластины батареи покрываются крупнокристаллическим сернокислым свинцом — этот труднорастворимый (или вовсе нерастворимый) сульфат свинца не в состоянии превратиться в двуокись свинца и в губчатый свинец, что повышает внутреннее сопротивление батареи и уменьшает её ёмкость.

Степень разряженности, при которой начинается сульфатация, наступает, когда 12-вольтовый аккумулятор выдаёт ниже 10,5 В. Это минимальное напряжение автомобильного аккумулятора, при котором батарею ещё можно спасти, но исключительно с помощью качественного зарядного устройства. Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля, можно прочитать в отдельной статье Журнала Авто.ру. Если же напряжение упало до 9 В и ниже, то проще приобрести новую батарею: даже качественный зарядник не восстановит пострадавший аккумулятор до полностью рабочего состояния. Зато зарядник поможет, если вольтаж аккумулятора автомобиля ниже 12 В. Ведь при таком значении завестись самостоятельно уже не получится — придётся «прикуривать».

В морозы параметры аккумуляторов (всех, а не только автомобильных) падают, что связано со снижением скорости химических реакций в батареях при минусовых температурах. Если на улице –20 градусов, то абсолютно нормальным считается напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля на уровне 12 В. Зимой батарея требует более пристального внимания — необходимо чаще ездить на автомобиле и не допускать глубокого разряда аккумулятора, а если вы не собираетесь использовать машину, лучше вовсе снять батарею и предотвратить необратимую порчу из-за сульфатации.

Итак, совсем коротко

  • – Для 12-вольтового аккумулятора нормальное напряжение — 12,6 В.

  • – Измерять напряжение в покое можно минимум через 2 часа после остановки двигателя, под нагрузкой — через 15–20 минут после запуска мотора.

  • – Повышенное напряжение батареи — нормально, а слишком низкое может указывать на технические проблемы с батареей или электрикой автомобиля.

  • – Не допускайте падения напряжения ниже 10,5 В — начнётся необратимый процесс сульфатации.

  • – Снижение напряжения батареи в мороз — нормальное явление.

  • – Регулярно измеряйте напряжение аккумулятора, следите за исправностью генератора и бортовой электросети.

Почитать ещё