Жизнь после Торсена. Все плюсы и минусы седана Audi A4: подробный тест

Дитя заката: первый тест внедорожника Lada Niva Travel

Тесты

Валерий Арутин

Появление внедорожника Lada Niva Travel стало событием долгожданным и неожиданным одно­временно. С одной стороны, авто­мобилю, который мы знаем как Chevrolet Niva, перемены требо­вались уже давно: последний (и един­ственный) рестайлинг был аж в 2009 году, причём без серьёзных изменений. А первая партия ВАЗ-2123, как поначалу официально называлась «Шеви Нива», вообще была выпущена ровно 20 лет назад — в январе 2001-го. С другой стороны, вопреки мировой практике Niva Travel дебютиро­вала внезапно, без преди­словий, пред­показов и предсказаний.

Даже первое фото, которое слили в Сеть, появилось всего за пару недель до офици­альной премьеры. А более-менее подробно рассмотреть авто­мобиль удалось приближенным к АвтоВАЗу блогерам уже на конвейере завода! С тех пор прошёл всего месяц, и вот такие новые «Нивы», на которых мы только что поездили, неизменно вызывают вопросы у окружающих. Даже в Тольятти, в окрестностях которого проходил этот тест. Отвечаем на 7 самых важных.

Вопрос №1. Что в этой Ниве нового?

Внешность. Lada Niva Travel, по сути, рестайлинг «Шеви Нивы». Причём в самом точном значении этого слова. Прежний стиль, отсылающий к биодизайну девяностых, не просто устарел, а давно пропах нафталином. И пред­принятая в 2009 году попытка сделать внедорожник более муже­ственным с помощью пластико­вого обвеса «от Бертоне» не превратила его в бруталь­ного парня. Как не справился с этой задачей и не слишком нужный шноркель, приделанный несколько лет назад к оффроуд-версии автомобиля.

Niva образца 2021 года тоже не выглядит самой модной новинкой сезона, но и намёков на 20-летний возраст модели почти не осталось. Дизайнерам удалось убрать все округлости относи­тельно малой кровью: новые передние крылья и капот, передок с узкими фарами, другой задний бампер и фонари. А главное — пластиковый обвес, прикры­вающий бока аж до середины дверей и меняющий абрис колёсных арок. Как и в прошлой итерации, Niva Travel предлагается в двух вариантах: «городском» и «внедорож­ном». Второй — с некрашеными боковинами и так полюбив­шимся тольяттин­ским дизайнерам шноркелем.

1/11

С новым пластиком Niva немного прибавила ещё и в практич­ности. Стали удобнее буксирные проушины, а спереди их теперь две вместо одной. Кстати, так было ещё у ВАЗ-2123.

Вопрос №2. Куда делся «икс-фейс» и почему Niva Travel не похожа на другие Лады?

Потому что этот рестайлинг по факту делал не АвтоВАЗ, а ещё GM. Тольяттин­ский гигант вернул внедорож­ник под своё крыло лишь в прошлом году, и за столь короткий срок просто невозможно нарисовать, согласовать и внедрить в серийное произ­водство даже космети­ческие изменения. А здесь у машины новая свето­техника, которую нужно было разра­ботать, испытать, сертифи­цировать. Новые кузовные детали, под которые необходимо изготовить штампы и пере­наладить прессы. Пластик тоже потребовал изготов­ления новых форм для отливки.

1/11

Всем этим General Motors начал заниматься ещё несколько лет назад — вложения в рестайлинг должны были стать теми инвести­циями, в обмен на которые прави­тельство предо­ставляло произво­дителю льготы на промсборку автомо­билей. А тамошним дизайнерам «икс-фейс», понятное дело, был не нужен.

В теории, АвтоВАЗ мог сдать всю проделанную ими работу в архив и начать свой рестайлинг-проект с нуля. Но в Тольятти предпочли взять, что было, и поменять то, что меняется быстро и без серьёзных затрат, — эмблемы. Да, в итоге дизайн внедорож­ника не отличается само­быт­ностью. Многим в его внешности видится RAV4; плоским и горизонталь­ным капотом Niva Travel напоминает старый Mitsubishi или первый Freelander, а колёсные арки недву­смысленно отсылают к автомобилям Jeep.

Да, в Сети есть немало изображений машины с передком «а-ля Веста», но рендер сделать несложно, а воплощения идеи в металле пришлось бы ждать ещё пару лет. К тому же главный идеолог X-стиля Стив Маттин больше не работает на АвтоВАЗе, и есть все основания полагать, что на будущих моделях Lada, которые построят на платформе Dacia, никакого «икс-фейса» уже не будет.

Вопрос №3. Изменилось ли что-то по технике?

Ничего. Если не считать таковыми новые фары. Они по-прежнему галогено­вые, хотя линзованный ближний свет сменился на рефлекторный. Даже дневные ходовые огни — просто лампочка в крайней секции, совмещённая с «габаритами». Но до рестай­линга не было и таких, а функцию ходовых огней обеспечи­вали автомати­чески включав­шиеся после пуска двигатели фары. Модные свето­диоды достались только задним фонарям. Ещё одно новшество сзади — омыватель для камеры заднего вида. Впрочем, сама камера положена только Ниве в максимальной комплектации Luxe.

А в остальном Niva Travel — всё та же «Шеви Нива». С 1,7-литровым мотором мощностью 80 л.с., ведущим свою родо­словную ещё от двигателя «копейки». С 5-сту­пенчатой «механикой» и раздаточной коробкой, у которых редко получается жить дружно, без трансмис­сионных подвы­ваний и вибраций. С нераз­резным задним мостом на пружинах и независимой передней подвеской, набранной из кованых рычагов.

И кузов внедорожника по-прежнему лишь частично покрыт цинком. Без защиты остаются крыша, капот, арки задних колёс, централь­ный тоннель… В итоге гарантия от сквозной коррозии на Ниву — всего 6 лет вместо общепринятых 12. Как и официальный срок службы автомобиля.

А вот салон за все эти годы почти никак не изменился. Базовые сиденья по-прежнему не имеют регулировки по высоте и поясничного подпора, в отличие от кресел старших комплектаций, к которым ещё несколько лет назад добавили забавный подло­котник, превраща­ющийся в подстакан­ники для пассажиров. Здесь та же мульти­медийная система с торчащим из панели тачскрином, навигацией и bluetooth, которая в топовых комп­лектациях сменяет заглушку аудио­подготовки (два динамика + антенна). А новую подложку щитка приборов в фирменном стиле с оранже­выми дугами шкал вазовцы примерили ещё в прошлом году, когда машина впервые получила шильдик Lada. Тогда же комплектации с приставкой Off-road получили чёрную обивку потолка, увы, почему-то без центрального плафона подсветки.

1/9
С приставкой Travel салон не изменился. Пластик повсеместно жёсткий

Впрочем, отсутствие видимых изменений не означает, что их нет совсем. В свою бытность Chevrolet машина всё-таки эволюци­онировала. Дорабаты­валась кон­струкция отдельных узлов, менялись детали и их поставщики, перена­страива­лась электроника управления двигателем — инженеры старались убрать «тонкие места», снижающие комфорт и надёжность автомо­биля. С возвра­щением модели на АвтоВАЗ этот процесс наверняка не прекратился, да и выходной контроль, как минимум, не стал мягче. Не исключено, что авто­мобили для журналистов были собраны с особым цинизмом старанием, но тестовая Niva Travel произвела впечат­ление вполне добротной машины. Дверные замки работали чётко, передняя панель не скрипела на неров­ностях — даром что из жёсткого пластика и собрана на саморезах. И даже вечная боль всех «нивоводов» — блокировка централь­ного дифферен­циала — не требовала от водителя силового поединка с рычагом раздатки.

Вопрос №4. И как это всё едет?

Так же, как год назад ехала в нашем тесте Chevrolet Niva. Для начала очень неторопливо. Согласно техническим характери­стикам, на разгон до 100 км/ч Niva Travel тратит 19 (!) секунд, а максимум её скоростных возмож­ностей — 140 км/ч. С такой динамикой в 2021 году можно только познавать дзен или держаться в колонне грузовиков — на сколь-нибудь активное маневри­рование внедорожнику отчаянно не хватает лошадиных сил. И речь не только об обгонах. Серьёзным испыта­нием для силового агрегата становится даже обыденный подъём на загородной дороге. Какой ещё авто­мобиль требует третьей передачи для езды в горку со скоростью 80–90 км/ч? При этом водитель упирается педалью газа в пол и одно­временно наблюдает, как стрелка тахометра просто замирает у отметки в 3000 об./мин и не желает подниматься выше!

У старого вазовского мотора, несмотря на все усилия инженеров по его доработке и настройке, «низов» просто нет — чтобы Niva Travel разгонялась, нужны передачи пониже и хотя бы 2500 оборотов двигателя. Однако и выкручивать мотор пользы мало — на высоких оборотах он больше шумит, чем тянет. И относи­тельно комфортный темп езды — это 100, максимум 110 км/ч. Зато можно не беспокоиться о дорожных камерах…

Шасси Niva Travel — тоже из времён, когда трафик был маленьким. Червячный рулевой механизм с гидро­усилителем нагружает баранку весомым, но неинформа­тивным усилием. Реакции авто­мобиля нельзя назвать ни быстрыми, ни точными. В повороте Niva кренится и стремится уйти на более широкую дугу. И на помощь постоянного полного привода не надейтесь — даже на скользком покрытии довернуть внедорожник тягой тяжело, слишком уж мало этой тяги.

Вопрос №5. Так зачем тогда она нужна, такая Niva?

Для российских «направлений». Настоящий «travel» на этом авто­мобиле начинается там, где кончается хороший асфальт. Те, кто обгонял вас и клял за медли­тель­ность, быстро окажутся позади — потому что только Niva поедет дальше, не сбрасывая скорости и не разбирая дороги. Кажется, что её подвеску вообще невозможно пробить. И един­ственным ограниче­нием темпа становится опасение улететь куда-нибудь в сторону после очередного подброса на волне или провала в яму, которая приговорит шину любой современной легковушки. Ну или мольбы пассажиров, летающих по салону.

1/8

На реальном бездорожье слабый мотор Ниве, конечно, тоже не помогает — медленно заползти в крутой подъём ей сложно. Но выручают всё та же подвеска и понижающий ряд в трансмиссии. Надо только иметь несколько метров для разгона, чтобы взять препят­ствие ходом. И в глубокой колее Lada не пасует, а её 220 милли­метрам клиренса позавидует любой кроссовер. Как и массе менее 1500 кг. По внедорожным меркам это немного, поэтому Niva меньше «тонет» в рыхлых покрытиях.

Вопрос №6. Сколько теперь стоит Niva?

При рестайлинге Niva ожидаемо подорожала, однако прибавка к цене не так уж и страшна. От совсем «пустой» Нивы АвтоВАЗ отказался — спрос на неё был совсем низкий. Ставшая теперь базовой версия Classic стоит 747 900 рублей — на 10 тысяч дороже, чем прежде. Ещё 9000 рублей попросят за краску «металлик», то есть за любой цвет кроме белого. В топовых комп­лектациях подорожание чуть выше — до 26 тысяч рублей. А всего предлагается пять уровней оснащения: Classic, Comfort, Luxe плюс две последние с приставкой Off-road и соответ­ствующей внешностью. Самая дорогая Lada Niva Travel Luxe Off-road с полным списком оборудо­вания стоит сегодня 905 900 рублей. Это меньше, чем просят за базовый UAZ Patriot и тем более за полно­приводный Duster. Смогли избежать на АвтоВАЗе и внутренней конкуренции. «Классическая» Niva Legend, ранее известная как Lada 4x4, даже в 5-дверной версии оказывается дешевле, чем любой Travel.

Вопрос №7. Что будет дальше?

Прямо сейчас мы, очевидно, наблюдаем закат той Нивы, что сделала тольяттин­скую марку известной всему миру. Конечно, Niva Travel, как и Niva Legend, будут выпускаться какое-то время, но о том, что ещё может появиться или измениться в этом авто­мобиле, заводчане отмалчи­ваются. Понятно, что мы не увидим под капотом нового двигателя, не стоит рассчиты­вать и на серьёзное расширение списка оснащения. У инженеров и без этого немало идей, как сделать Ниву лучше, — только нет финансиро­вания на их воплощение. И вряд ли будет.

Потому что уже идёт работа над совершенно новой Нивой — то ли кроссовером, то ли внедорожником, или тем и другим одновременно. Судя по имеющейся информации, это будут сразу два авто­мобиля, построенные на единой глобальной платформе CMF-B; и они станут отличаться не только шноркелем и обвесом на боковинах, но и конструкцией трансмиссии. В любом случае совсем новая Niva обещана нам уже в 2025 году.

С её появлением нынешняя Niva Travel может либо тихо почить в бозе, либо занять место классической Нивы — ей уж точно пора на покой. То есть стать таким же «автомобилем вне времени», которого почти не касается ветер прогресса, зато греет любовь почитате­лей простого по конструкции и максимально дешёвого внедорожника.

Второй вариант станет возможен, если наберётся достаточно почита­телей. Проще говоря, если в следующие три-четыре года Niva Travel будет пользо­ваться крепким спросом. Под крестом Chevrolet авто­мобиль покупали хуже, чем старушку Lada 4x4. Но теперь его продажами займутся 300 дилеров АвтоВАЗа, которые всего за 9000 рублей предложат продлённую гарантию, а также программу помощи на дорогах. И всё это может оказаться даже полезнее новых фар, фонарей и обвеса для расширения аудитории покупателей. В описании которой к привычным «мужчины, любящие охоту, рыбалку» теперь добавилось ещё одно слово: «туризм».


Как вам Lada Niva Travel?

  • Комплектация

    1.7 MT (80 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    1.7 / 80 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Механическая
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Внедорожник 5 дв.
  • Расход топлива

    10.2
  • Разгон до 100 км/ч

    19
  • Цена, ₽

    905 900

Lada Niva Travel на Авто.ру


Почитать ещё