Михаил Медведев
Когда в середине 2000-х ничем не примечательный Nissan Qashqai первого поколения взорвал рынок компактных кроссоверов, многие посчитали, что японцам сильно повезло. Потому что концептуально похожие модели появлялись и раньше — вспомнить хотя бы Honda HR-V, — но все карты сошлись только у Кашкая. Просто повезло.
Но бывало и невезение у самого Ниссана. Как, например, с сегодняшним героем рубрики «Старые, но не бесполезные» — стильным и очень талантливым купе AD‑1.
Первым делом гоним за дверь дурацкие шутки про название. Буквы AD в названии купе всего лишь аббревиатура Advanced Design. Вообще никакой чертовщины.
Первый и, как это часто случается, единственный показ этого концепта состоялся на 21-м Токийском автошоу осенью 1975 года. После чего след AD-1 теряется в запасниках музея Nissan. Хотя спортивная двудверка больше походила на предсерийную модель, чем на шоу-кар.
Формат компактных, лёгких и недорогих спорткаров культивировался в Европе с довоенных лет: на этом бизнесе выросли десятки британских брендов. Поэтому ввязываться в борьбу с корифеями жанра японские бренды не особо хотели: сил и средств нужно много, а рынок сравнительно небольшой. Зато когда появилась надежда вывести концепцию дешёвого спорткара на американские просторы, японцы зашевелились.
После нефтяного кризиса начала 1970-х даже в Штатах автовладельцы начали экономить на топливе. Вот почему идея недорогого, лёгкого, но задорного автомобильчика стала чрезвычайно привлекательной — Nissan решил рискнуть. В США уже хорошо зашла спортивная «зетка», так почему бы не сделать ей младшего брата?
Получился очень славный малый. Несмотря на компактные размеры (за основу взяли модифицированное шасси Datsun Cherry в кузове F10 длиной менее четырёх метров), Nissan AD‑1 мог похвастать чистокровной компоновкой — двигатель в базе и привод на задние колёса!
Четырёхцилиндровый мотор, расположенный поперечно, не удивлял своими характеристиками. Всего 1,4 литра рабочего объёма, никакого турбонаддува или компрессора. С другой стороны, при снаряжённой массе в 740 кг много ли надо для темпераментной езды? Скажем, 75-сильный Mini Cooper S, весивший 670 кг, разгонялся до сотни за 11 секунд и в те времена считался зажигалкой.
Вряд ли AD-1 уступил бы британцу. Ниссановская 1,4-литровая «четвёрка» серии А14 по меркам времени считалась очень достойным агрегатом. Электронный впрыск топлива, 85 л.с. — совсем неплохо. Особенно в паре с пятиступенчатой «механикой».
Внимания достойна и классная аэродинамика. Инженеры не поленились, а бухгалтерия Nissan не поскупилась на испытания в аэродинамической трубе. Коэффициент лобового сопротивления концепта составил всего 0,26. И это в середине 1970-х! У современного зализанного электрокара Mercedes-Benz EQA этот показатель равен 0,28.
Nissan AD-1 выглядел очень самобытно. Стильный трехобъёмный профиль, утопленные фары, отсутствие выступающих дверных ручек — забота об аэродинамике. Самая изящная деталь — крыша кантилеверного типа. Тонкие и скрытые, почти незаметные передние стойки создавали впечатление огромного панорамного лобового стекла, которое охватывает боковины и заканчивается только у задних стоек крыши. В результате остекление концепта напоминало визор огромного гоночного шлема.
В конструкции AD-1 видны и последние на тот момент исследования в области пассивной безопасности. В том числе ударопрочные (на скоростях до 8 км/ч) бамперы и зеркала заднего вида, очень по-европейски (или по-американски) расположенные на кромках дверей, а не на передних крыльях, как было принято в Японии.
Спортивный характер купе подчёркивали дисковые тормоза со сдвоенным тормозным контуром, а также подвеска на стойках МакФерсон по кругу.
Интерьер — сама практичность и никакого позёрства или футуризма. Лишь пара удобных анатомических кресел с отдельным набором регулировок для верхней и нижней части. Плюс минималистская передняя панель, со спартанской приборкой и тумблерами центральной консоли, стилизованными под раллийные машины той эпохи.
Короче говоря, у Nissan получился совершенно нетипичный для токийской выставки концепт. Он выглядел настолько реально и одушевлённо, что окажись AD-1 через пару месяцев в дилерских центрах Nissan и Datsun — никто бы даже не удивился. Но вместо этого классная машина исчезла навсегда.
Почему так случилось, мы теперь вряд ли узнаем достоверно. Наверное, взвешивая риски, неизбежные при запуске любого нового автомобиля — особенно модели в новом сегменте, — японцы решили перестраховаться. Не слишком ли маленьким для Америки получился AD-1? Поймут ли его покупатели? А главное — захотят ли купить?
Девять лет спустя утвердительное «Да, конечно!» на этот вопрос получит другой среднемоторный заднеприводный «японец» — легендарная Toyota MR2, которая сразу стала хитом. Уверены — день дебюта Тойоты в штаб-квартире Nissan в Йокогаме был очень мрачным.
Toyota MR2 G