Престижный седан из Кореи по цене новой Гранты: 5 моделей с пробегом не дороже 800 000 рублей

Nissan AD-1: история и особенности спорткара, который испугались выпускать серийно
Подборки

Михаил Медведев

Когда в середине 2000-х ничем не примечательный Nissan Qashqai первого поколения взорвал рынок компактных кроссоверов, многие посчитали, что японцам сильно повезло. Потому что концептуально похожие модели появлялись и раньше — вспомнить хотя бы Honda HR-V, — но все карты сошлись только у Кашкая. Просто повезло.

Но бывало и невезение у самого Ниссана. Как, например, с сегодняшним героем рубрики «Старые, но не бесполезные» — стильным и очень талантливым купе AD‑1.

Его название — аббревиатура

Первым делом гоним за дверь дурацкие шутки про название. Буквы AD в названии купе всего лишь аббревиатура Advanced Design. Вообще никакой чертовщины.

Первый и, как это часто случается, единственный показ этого концепта состоялся на 21-м Токийском автошоу осенью 1975 года. После чего след AD-1 теряется в запасниках музея Nissan. Хотя спортивная двудверка больше походила на предсерийную модель, чем на шоу-кар.

Британский подход к спортивным моделям японцы решили предложить американцам

Формат компактных, лёгких и недорогих спорткаров культивировался в Европе с довоенных лет: на этом бизнесе выросли десятки британских брендов. Поэтому ввязываться в борьбу с корифеями жанра японские бренды не особо хотели: сил и средств нужно много, а рынок сравнительно небольшой. Зато когда появилась надежда вывести концепцию дешёвого спорткара на американские просторы, японцы зашевелились.

После нефтяного кризиса начала 1970-х даже в Штатах автовладельцы начали экономить на топливе. Вот почему идея недорогого, лёгкого, но задорного автомобильчика стала чрезвычайно привлекательной — Nissan решил рискнуть. В США уже хорошо зашла спортивная «зетка», так почему бы не сделать ей младшего брата?

Это был серьёзный спорткар в миниатюре

Получился очень славный малый. Несмотря на компактные размеры (за основу взяли модифицированное шасси Datsun Cherry в кузове F10 длиной менее четырёх метров), Nissan AD‑1 мог похвастать чистокровной компоновкой — двигатель в базе и привод на задние колёса! 

Четырёхцилиндровый мотор, расположенный поперечно, не удивлял своими характеристиками. Всего 1,4 литра рабочего объёма, никакого турбонаддува или компрессора. С другой стороны, при снаряжённой массе в 740 кг много ли надо для темпераментной езды? Скажем, 75-сильный Mini Cooper S, весивший 670 кг, разгонялся до сотни за 11 секунд и в те времена считался зажигалкой.

Вряд ли AD-1 уступил бы британцу. Ниссановская 1,4-литровая «четвёрка» серии А14 по меркам времени считалась очень достойным агрегатом. Электронный впрыск топлива, 85 л.с. — совсем неплохо. Особенно в паре с пятиступенчатой «механикой».

Внимания достойна и классная аэродинамика. Инженеры не поленились, а бухгалтерия Nissan не поскупилась на испытания в аэродинамической трубе. Коэффициент лобового сопротивления концепта составил всего 0,26. И это в середине 1970-х! У современного зализанного электрокара Mercedes-Benz EQA этот показатель равен 0,28.

Он не был похож ни на один серийный Nissan

Nissan AD-1 выглядел очень самобытно. Стильный трехобъёмный профиль, утопленные фары, отсутствие выступающих дверных ручек — забота об аэродинамике. Самая изящная деталь — крыша кантилеверного типа. Тонкие и скрытые, почти незаметные передние стойки создавали впечатление огромного панорамного лобового стекла, которое охватывает боковины и заканчивается только у задних стоек крыши. В результате остекление концепта напоминало визор огромного гоночного шлема.

В конструкции AD-1 видны и последние на тот момент исследования в области пассивной безопасности. В том числе ударопрочные (на скоростях до 8 км/ч) бамперы и зеркала заднего вида, очень по-европейски (или по-американски) расположенные на кромках дверей, а не на передних крыльях, как было принято в Японии.

Спортивный характер купе подчёркивали дисковые тормоза со сдвоенным тормозным контуром, а также подвеска на стойках МакФерсон по кругу.

Интерьер — сама практичность и никакого позёрства или футуризма. Лишь пара удобных анатомических кресел с отдельным набором регулировок для верхней и нижней части. Плюс минималистская передняя панель, со спартанской приборкой и тумблерами центральной консоли, стилизованными под раллийные машины той эпохи.

Короче говоря, у Nissan получился совершенно нетипичный для токийской выставки концепт. Он выглядел настолько реально и одушевлённо, что окажись AD-1 через пару месяцев в дилерских центрах Nissan и Datsun — никто бы даже не удивился. Но вместо этого классная машина исчезла навсегда.

Заброшенную идею успешно подобрали главные конкуренты Nissan

Почему так случилось, мы теперь вряд ли узнаем достоверно. Наверное, взвешивая риски, неизбежные при запуске любого нового автомобиля — особенно модели в новом сегменте, — японцы решили перестраховаться. Не слишком ли маленьким для Америки получился AD-1? Поймут ли его покупатели? А главное — захотят ли купить?

Девять лет спустя утвердительное «Да, конечно!» на этот вопрос получит другой среднемоторный заднеприводный «японец» — легендарная Toyota MR2, которая сразу стала хитом. Уверены — день дебюта Тойоты в штаб-квартире Nissan в Йокогаме был очень мрачным.

Toyota MR2 G


Компактные спорткары — это круто?

Почитать ещё