В России с 1 апреля изменилась процедура проведения практического экзамена для кандидатов на получение водительского удостоверения. Вместо двух отдельных этапов в виде «площадки» и «города» будет только один — сразу в реальных дорожных условиях. Разбираемся, станет ли экзамен от этого труднее и что будет с нелегальной покупкой прав из-за нововведений.

Что случилось
С 1 апреля 2021 года изменились правила проведения практических экзаменов в ГИБДД. Необходимые для этого законодательные нормы, а также административный регламент уже вступили в силу. Теперь кандидатам в водители не придётся в один день приезжать на площадку автошколы ради змеек и эстакад, а затем встречаться с инспектором для поездки по городу. Все основные элементы сотрудник ГИБДД будет проверять за один раз: прямо на дороге общего пользования. Тем, кто успел сдать «город» до 1 апреля, обещают упростить оставшуюся практическую часть.
Зачем это нужно
В ГИБДД давно копили претензии к качеству обучения будущих водителей в автошколах. Ведомству не нравилось, что учеников «натаскивали» на сдачу площадки и города, заучивая нужные элементы и даже городские маршруты, где обычно принимают экзамены. Кандидаты старались запомнить расположение дорожных знаков, перекрёстков и пешеходных переходов.
В итоге на улицы затем выезжали автомобилисты, которые не способны быстро и правильно реагировать на экстренные ситуации и грамотно считывать дорожную обстановку. Именно водители со стажем до двух лет изрядно портили статистику, устраивая аварии.
«В автошколах, как правило, кандидатам в водители дают только минимально необходимый для сдачи экзаменов в ГИБДД уровень знаний и навыков, которого явно недостаточно для безаварийного участия в дорожном движении. Кроме того, в погоне за прибылью и демпинговыми ценами на обучение автошколы значительно сокращают количество часов вождения, что, в свою очередь отрицательно влияет на готовность кандидатов в водители к участию в дорожном движении», — пожаловались в ГИБДД.
Для того, чтобы водители учились лучше ориентироваться на дороге, а не просто доводили до автоматизма заезды задним ходом в боксы, в ГИБДД и придумали новую схему.
«Смещение акцента проверки навыков управления кандидата с территорий закрытых площадок в условия дорожного движения, исключение обязательности проведения практического экзамена на заранее определённых экзаменационных маршрутах позволяют определять степень подготовленности кандидата именно в условиях реальной, постоянно меняющейся дорожной обстановки», — объяснили в МВД России корреспонденту Журнала Авто.ру.
Что изменится в практическом экзамене
Кандидаты не смогут заранее узнать адреса улиц, по которым им предстоит ездить вместе с инспектором, как и точные маршруты. В открытом доступе будет только общий перечень дорог и территорий для проведения практических экзаменов. При движении по маршруту кандидату по команде экзаменатора придётся выполнять манёвры в произвольном порядке.
Правда, все команды инспектора регламентированы — предложить что-то от себя инспектор не имеет права. А некоторые упражнения, которые прежде оценивались на площадке, по новым правилам не будут выполняться вовсе: это «змейка» и поворот на 90 градусов — такие маневры проверять в городе просто опасно.
«При движении по городу кандидатам нужно исполнить четыре обязательных упражнения: движение на уклоне, разворот в ограниченном пространстве, въезд в бокс задним ходом и параллельная парковка», — объяснил Журналу Авто.ру начальник управления надзорной деятельности ГАИ МВД России Роман Мишуров.
Кроме базовых заданий, автомобилистам придётся продемонстрировать уверенное управление в потоке. В списке выборочно оцениваемых манёвров есть обгоны, развороты, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов, парковка задним ходом под углом 90 градусов и целый список задач, которые обычному водителю приходится решать на дорогах каждый день. На всё дадут 30 минут. Но если водитель успеет выполнить задания раньше, то «докатывать» оставшееся время его не заставят. И наоборот — если вдруг получаса не хватит, инспектор может дать дополнительное время.
Как будут оценивать новый экзамен
За время проведения экзамена можно набрать до пяти штрафных баллов. Ошибки оценят в один, два и три балла. Но есть и список грубых нарушений, после которых экзамен прекратят и поставят оценку «не сдал». Например, в ситуации, когда инструктору придётся вмешаться в процесс, чтобы избежать ДТП, а также в случае превышения скорости, использования мобильного телефона за рулём или проезда через сплошную. Также экзамен сразу прекратится, если кандидат забудет пристегнуть ремень безопасности.
Как будут контролировать
Весь процесс сдачи экзамена будут снимать камеры с функцией видео- и аудиозаписи. И в этой части ничего не изменилось: видеосъёмка уже давно стала обязательной на водительских экзаменах. Записывают обычно всё, что проходит спереди и сзади автомобиля. Кроме того, камеры следят за действиями кандидата в водители и экзаменатора, который сидит за дублирующими педалями. Это делается для того, чтобы экзаменаhторы не могли незаметно помогать кандидату во время движения, как это нередко бывает в случае с «покупкой» прав. В поле зрения камеры обязательно должны попадать спидометр, контрольные лампы включения стояночного тормоза и указателей поворота. Все диалоги в машине тоже записывают.
Однако и в этой части имеются нововведения: в машине могут быть наблюдатели. Например, другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди, представители общественных организаций или автошкол.
«Участие наблюдателей поможет добиться повышения прозрачности экзамена и разрешить возможные спорные ситуации», — считают в ГИБДД.
Однако экзаменуемый имеет право отказаться везти попутчиков, например, если ему кажется, что они будут его отвлекать и мешать экзамену. Получается, что даже независимый наблюдатель не сможет проверить сговор между инспектором и водителем: заинтересованный в успешной сдаче кандидат просто не пустит контролёра в машину. Возможна и обратная ситуация. Если наблюдатель подсядет к хорошо подготовленному кандидату, которому уже несколько раз не удаётся пройти испытание лишь
Получается, купить права будет сложнее?
Знакомые с системой эксперты считают, что экзамен сделали более удобным и понятным для водителей. Однако на коррупцию изменения почти не повлияют: те, кто научился обходить систему контроля и «продавать» водительские удостоверения, смогут сделать это и сейчас. Так считает юрист межрегионального профсоюза «Московский профсоюз полиции» Игорь Гришаков.
«Экзамены и раньше снимали на видео, контроля в этой области много, проводят и проверки, и "закупки". Раньше огромная доля оформленных удостоверений просто продавалась, а тому, кто хотел сдать сам, прямо говорили, что получится только после второго-третьего раза. Теперь ситуация стала значительно лучше, — рассуждает Гришаков. – Конечно, прецеденты есть, а посредниками в них часто выступают сами автошколы и инструкторы. Поэтому те, кто умудряется "брать" сейчас, наверняка смогут делать это и после 1 апреля».
Сомневается Гришаков и в том, что инспекторы не смогут помочь кандидатам при помощи педалей.
«Они помогают тронуться, притормозить, скинуть газ. Сейчас ещё можно сдавать на "автомате" — это ещё проще, кандидат может только рулить, а за него всё будет делать экзаменатор, никаких дополнительных преград не появилось», — считает юрист.
Схема с наблюдателями, по оценке эксперта, сработает только в том случае, если их будут регулярно менять и не прикреплять к конкретным МРЭО.
«Если регион небольшой и все друг друга знают, то такой наблюдатель может стать просто лишним ртом в коррупционной схеме», — предположил юрист.
Гришаков считает, что новая схема упростит жизнь тем, кто собирается сдавать экзамен честно — потому что в городе проще продемонстрировать свои умения, а задания будут более понятны и объективны по сравнению с упражнениями на закрытой и тесной площадке.