Под «налог на роскошь» попали массовые модели: что происходит?

Временная отмена техосмотра и повышение налогов: что изменилось 1 марта
Разбор

Александр Мирошкин

Весна 2021 года принесла российским автомобилистам сразу две важные новости: одну хорошую и одну не очень. Хорошая новость: водителям разрешили до 1 октября не проходить техосмотр вообще. А плохая: 28 февраля опубликован новый список моделей, попадающих под «налог на роскошь», в котором оказались совсем не роскошные машины. Рассказываем обо всём этом подробнее.

Отмена техосмотра: хронология и итоги

В России с 1 марта вступили в силу новые правила проведения техосмотра. С обяза­тельной фото­фиксацией автомобиля и занесением всех данных в электронный комплекс ЕАИСТО. Однако за несколько дней до 1 марта премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что в полную силу реформа заработает лишь осенью.

— Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки, заявил Мишустин. — Например, неравномерное распреде­ление нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это, конечно, несёт определённые риски, в том числе и для здоровья людей.

Опасаясь очередей на пункты ТО, правитель­ство отдель­ным постанов­лением продлило до 30 сентября включительно действие диагности­ческих карт, которые заканчи­ваются после 1 марта 2021 года. До конца первого месяца осени продлили и карантинное постанов­ление, позволяющее работать по старым лицензиям пред­приятиям, деятель­ность которых подвергается лицензиро­ванию. Таким образом, операторам ТО дали допол­нитель­ное время на подготовку, а автомо­билистам — время смириться с тем, что получить диагно­стическую карту так же просто, как раньше, в 2021 году уже вряд ли получится. При этом те пункты техосмотра, которые уже готовы к проведению процедуры по новым правилам, с 1 марта смогут (и будут) осуществлять проверку уже по-новому. 

Подробнее об изменениях в процедуре техосмотра — в большом материале «В России разрешили не проходить техосмотр: почему и что будет дальше»

На самом деле реформа техосмотра в России была задумана давно. Поводом для изменений стало стремление властей ликвидировать не слишком законные схемы «покупки» диагно­стических карт, которые необходимы для оформ­ления полиса ОСАГО и легального пере­движения по дорогам общего пользования в России.

Чтобы убедиться в том, что автомоби­листы действительно посещают пункты ТО, власти придумали целый ряд новшеств. Например, специ­алисты должны дважды сфото­графировать машину: в начале диагно­стики и в конце. Без первого снимка процедуру оформления карты невозможно будет начать в ЕАИСТО, а без второго — невозможно закончить.

К тому же фотографии обязательно должны сопровож­даться коорди­натами места съёмки (это должно подтвердить посещение диагно­стической линии) и временем (осмотр легкового автомобиля должен длиться не менее 30 минут).

Такие требования повлекли за собой необходимость пере­оборудо­вания пунктов техосмотра. Но тратиться захотели не все. Поэтому за несколько недель до вступ­ления в силу новых правил в ряде регионов образовался дефицит пунктов, готовых работать по новым правилам. Об этом, а также о возможном образо­вании очередей авто­мобилистов, предупредили даже в ГИБДД.

Но больше всех этот вопрос взволновал страховщиков: если автомо­билисты не смогут вовремя получить диагно­стические карты, то они не смогут и купить новые полисы ОСАГО. Появился риск того, что многие вообще будут ездить без «авто­гражданки», а это приведёт к проблемам с возмеще­нием ущерба.

Представители страхового бизнеса пред­ложили хотя бы на время отвязать диагно­стические карты от полисов ОСАГО, чтобы избежать коллапса, но эту идею власти отвергли. Нехватку пунктов техосмотра проигнори­ровать не удалось, поэтому всем — автомоби­листам, страховщикам и самим пунктам — дали отсрочку на 7 месяцев. 

«Налог на роскошь»: новый список, в который попали даже Шкоды

И пока те, у кого подходил срок прохождения техосмотра, прямо сейчас должны испытать что-то вроде облегчения, пусть и временного, то покупате­лям и владельцам некоторых моделей, всю жизнь считав­шихся массовыми, теперь придётся платить больше налогов.

Министерство промышленности и торговли России опубликовало новую версию списка автомо­билей, которые облагаются повышающим коэффи­циентом при расчёте транс­портного налога — так называ­емым «налогом на роскошь». И ко всеобщему удивлению, в него вошли несколько моделей, которые ни роскошными, ни премиаль­ными не назовёшь.

Больше тратиться на налоги придётся владельцам рамного дизель­ного внедорож­ника Toyota Fortuner, пикапа Volkswagen Amarok с трёх­литровым дизелем и даже микро­автобуса Peugeot Traveller в моди­фикации Businnes VIP.

Конечно, под «налог на роскошь» попали только топовые версии массовых моделей, которые в 2021 году внезапно стали стоить дороже трёх миллионов рублей. Так, например, случилось с кроссовером Skoda Kodiaq — платить налог по повышенной ставке придётся только владельцам топовых версий SporLine, Scout и L&K, которые импорти­руются в Россию. Локализо­ванные варианты (читай — самые продаваемые) ново­введение не затронуло.

И ещё один важный момент: если вы купили импортный Кодиак до того, как он попал в список, и до сих пор никакой «налог на роскошь» не платили, то в следующий налоговый период заплатить всё-таки придётся: в ФНС при расчёте суммы опираются на актуальный список моделей Минпромторга. Имейте это в виду!

Какие из этих новшеств затронули лично вас?

Почитать ещё