От пикапа «Москвич» до «Эльтавра»: самые интересные грузовики на Авто.ру

Что изменится в жизни водителей уже осенью: 5 главных новшеств
Подборки

Влад Зенин

Несмотря на то, что вступление в силу законов, которые серьёзно изменят жизнь российских автомо­билистов, по понятным причинам перенесли на следующий год, вообще без новшеств водители не останутся. Рассказываем, к чему стоит подгото­виться и когда случатся важные изменения в жизни автомобилистов.

Техосмотр возвращается

Решение продавать полисы ОСАГО с 1 марта до 30 сентября без диагности­ческой карты было принято из-за пандемии коронавируса и введения в России режима самоизоляции. Многие пункты техосмотра попросту не работали несколько недель, а иногда и месяцев. А так как «автогражданку» можно купить онлайн, власти решили допустить продажу ОСАГО без осмотра машины — потому что езда без полиса или с просроченным документом незаконна.

До конца сентября водители всё ещё могут заключить договор ОСАГО без диагности­ческой карты, однако с 1 октября привязка техосмотра к полису возвраща­ется. Причём с этой даты и до конца октября авто­владельцы, которые приобрели ОСАГО без диагности­ческой карты, будут обязаны пройти техосмотр. 

Предъявлять страховой компании диагностиче­скую карту не нужно. Она сама, восполь­зовавшись единой информаци­онной системой техосмотра ЕАИС ТО, обязана убедиться, что диагности­ческая карта авто­владельцем получена, и внести её номер в базу данных ОСАГО.

Если водитель не пройдёт техосмотр до 31 октября включи­тельно, его полис действовать не перестанет. Ни один инспектор ГИБДД придраться по этому поводу к нему не сможет. И даже если он попадёт в аварию по своей вине, то страховая компания оплатит ущерб пострадав­шему. Но после этого выставит регресс своему клиенту в полном размере. Поэтому лучше не рисковать.

Оформление ДТП с помощью смартфона

С 1 ноября автовладельцы по всей России смогут оформлять мелкие ДТП без пострадавших не только по Европро­токолу (без вызова ГИБДД), но ещё и в электронном виде. Сейчас такая привилегия распро­страняется на пять регионов: Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленин­градскую область, а также Республику Татарстан.

Хотя в поправках к закону об ОСАГО, вступивших в силу 1 ноября 2019 года, о географии действия электронного извещения о ДТП ничего не сказано, Российский союз автострахов­щиков решил обкатать новый сервис только в экспери­менталь­ных регионах с наиболее подготов­ленной цифровой инфраструктурой.

Теперь эксперимент сочли удачным, и с 1 ноября сервис заработает по всей стране. Мелкую аварию можно будет оформить прямо на месте — через планшет или смартфон. Вся информация о ней тут же попадёт в информаци­онную систему ОСАГО, и обе страховые компании смогут ей восполь­зоваться. К страхов­щику поедет только пострадавший — для оценки ущерба.

Сервис работает через приложение «Помощник ОСАГО» (доступно и для iOS, и для Android) с авториза­цией через портал Госуслуг, что и будет считаться подтверж­дением подписи под электронным извещением. Восполь­зоваться сервисом можно, если в аварии пострадали только два автомобиля, не причинён ущерб третьим лицам, нет пострадавших, оба участника ДТП застрахо­ваны по ОСАГО и не имеют разно­гласий по обстоятель­ствам происшествия. То есть подписать через Госуслуги извещения (а значит, и быть зарегистри­рованными на портале) должны оба участника. Если один из них не подпишет это извещение со второй попытки, оформ­ление Европро­токола прекратится: придётся вызывать ГИБДД.

Электронный ПТС

С 1 ноября, если Евразийская экономическая комиссия в очередной раз не пере­думает, на новые и впервые ввезённые транспортные средства станут оформляться только электронные паспорта. То есть покупатель новой машины будет выезжать из автосалона только с договором купли-продажи на руках и актом приёма-передачи, но без большой синей простыни ПТС.

В ГИБДД самостоятельно получат все данные через систему межведом­ственного электронного взаимо­действия: её механизмы давно отлажены. В России выдано уже более миллиона электронных паспортов. Все транспортные средства, их получившие, успешно регистри­руются в Госавто­инспекции, а на руках у собственника становится одной бумажкой меньше.

Предполагается, что в электронном паспорте будут храниться все данные об истории машины, начиная с её выхода с конвейера. Туда же попадут данные о страховке, техосмотре, авариях и так далее. Однако напол­нение этого паспорта пока не до конца отлажено. Нет согласо­ванности между ведом­ствами и коммер­ческими организациями о передаче информации. Например, пред­полагалось, что изменения в него смогут вносить операторы техосмотра, но от этой идеи отказались.

При этом бумажные ПТС также останутся. Их просто не будут оформлять на новые машины. Собственник машины с бумажным ПТС, если вдруг потеряет этот документ, сможет получить в ГИБДД его бумажный дубликат. Или, по желанию, оформить уже электронный документ.

Началу эры электронных ПТС может помешать только решение Евразийской экономической комиссии снова пере­двинуть срок вступления в силу соответ­ствующего положения, как случалось уже не раз. Причина — в неготов­ности некоторых стран, входящих в ЕАЭС, к запуску электронных паспортов. Если в России их выдали более миллиона, то в Белоруссии — чуть больше сотни, а в Армении, Казах­стане и Кыргызской республике вообще ни одного.

Снижение тарифов на платных дорогах

С 1 ноября на платных участках дорог заработают новые зимние тарифы. Они традиционно ниже летних. Но в 2020-м они вступят в силу позже. Всему виной всё та же пандемия: летние тарифы также были введены с опозданием и начали действовать с 28 июля.

Как изменятся цены, пока неизвестно: оператор обычно объявляет об этом за неделю до введения.

Кстати, повышения скорости на некоторых участках этих дорог до 150 км/ч и даже до 130 км/ч в этом году ждать не стоит. Возможно, в 2020-м будет принято лишь решение о повышении лимита, однако зимой на «платниках» скорость традиционно снижают. Так что появления знаков «150» не будет как минимум до весны следующего года.

Окончание льготного периода для замены прав

31 декабря истекает дополни­тельный срок действия водительских удосто­верений, у которых он должен быть истечь в период с 1 марта по 15 июля.

Из-за ограничительных «ковидных» мер было принято решение автоматически продлить срок действия удосто­верений сначала до 1 сентября, а потом, чтобы не создавать ажиотажа в подразде­лениях ГИБДД, — до 31 декабря.

К этому времени все, у кого срок документов истёк в период с 1 марта по 15 июля, должны будут поменять права на новые. Иначе уже 1 января 2021-го такие ВУ станут недействи­тельными. И первый же остано­вивший такого водителя инспектор выпишет штраф от 5 до 15 тысяч рублей, а машину отправит на штрафстоянку.


Затронут ли вас эти изменения?

Почитать ещё